Распределительные щитки, пункты, шкафы.
Групповые распределительные щитки для освещения представляют собой комплектные устройства для коммутирования и защиты осветительных сетей. Выпускают щитки для жилых зданий и общего назначения, предназначенные для производственных и гражданских зданий. Щитки для жилых зданий (этажные, квартирные и совмещенные) изготовляют разных модификаций.
Этажный щиток (рис. 5) выполняют в виде рамы с шасси и дверью. На шасси укреплены защитные и коммутационные аппараты и зажимы с выполненными в пределах щитка соединениями. Квартирные щитки имеют счетчики и аппараты защиты групповых линий квартирной сети, если они не вынесены на этажные щитки.
Для электроустановок промышленных предприятий и общественных зданий выпускают: групповые щитки серии СУ-9400 (рис. 6, а), пункты С-9500 и распределительные пункты ПР-9000 (рис. 6, б) с одно- и трехполюсными установочными автоматами в защищенном исполнении, осветительные щитки серии ОП, ОЩ и ОЩВ в защищенном исполнении с автоматами на 6 и 12 групп, щитки серии УОЩВ на 6 и 12 однофазных групп, предназначенные для приема и распределения электроэнергии и защиты от перегрузок и токов к. з. линий осветительных сетей 380/220 В с глухозаземленной нейтралью.
Щиток представляет собой стальной ящик, внутри которого на съемном шасси смонтирована аппаратура.
Рис. 6. Щиток с установочными автоматами СУ-9400 (о) и силовой распределительный пункт ПР-9000 (б)
Рукоятки автоматов выведены на фасад щитка и закрыты дверцей. На боковой стенке корпуса имеется болт для присоединения к сети заземления. Верхняя и нижняя крышки съемные. Для ввода кабеля или трубы снимают крышку и продавливают в ней отверстия.
Силовые распределительные шкафы СП и ШРС служат для распределения электроэнергии и защиты цепей от перегрузок и коротких замыканий. На вводе шкафа предусматривают один либо два рубильника или рубильник с предохранителями, на отходящих линиях — предохранители.
Билет 27
Ответ
Воздушные линии электропередачи свыше 1 кВ — устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).
Провода и защитные тросы через изоляторы или гирлянды изоляторов подвешивают на опорах: промежуточных, анкерных, угловых, концевых, транспозиционных, усиленных (противоветровых и опор больших переходов). Их выполняют свободностоящими или с оттяжками— деревянными, железобетонными или металлическими, одноцепными, двухцепными и т.п. (рис. 1, а, б, в, г, д).
Для монтажа ВЛ применяют неизолированные одно- и многопроволочные провода из одного и двух металлов (комбинированные) (рис. 2, а, б, в, г).
Рис. 1. Типы промежуточных опор: а — П-образная деревянная опора ВЛ напряжением 35—110 кВ: 1 — пасынок; 2 — стойка; 3 — траверса; 4—раскосы; 5—ригель; б — железобетонная опора ВЛ напряжением 25—220 кВ: / — стойка; 2 — траверса; 3 — тросостойка; в — железобетонная двухцепная опора ВЛ напряжением 35—110 кВ; г,д—двухцепная и одноцепная металлические опоры: 1 —ствол; 2 — траверса; 3 — тросостойка; 4—оттяжка; 5 — анкерная плита
Рис. 2. Конструкция неизолированных проводов: а — однопроволочного; б — однопроволочного биметаллического; в — многопроволочного; г — многопроволочного комбинированного
Например, сталеалюминиевые провода марок АС, АСУ. В последнее время стали использовать самонесущие изолированные провода (СИП), что позволяет уменьшить расстояние между проводами ВЛ, а провода СИП-2 на ВЛ- 0,4 кВ прокладывать пучком. Для изоляции проводов и тросов от земли и крепления их к опорам служат изоляторы, изготавливаемые из фарфора и стекла.
На ВЛ 110 кВ и выше должны применяться подвесные изоляторы, допускается применение стержневых и опорно-стержневых изоляторов.
На ВЛ 35 кВ и ниже применяются подвесные или стержневые изоляторы. Допускается применение штыревых изоляторов.
Ha BЛ 20 кВ и ниже должны применяться:
1. на промежуточных опорах—любые тины изоляторов;
2. на опорах анкерного типа—подвесные изоляторы; допускается применение штыревых изоляторов в I районе по гололеду и в ненаселенной местности.
Выбор типа и материала (стекло, фарфор, полимерные материалы) изоляторов производится с учетом климатических условий (температуры и увлажнения) и условий загрязнения.
На ВЛ 35—220 кВ рекомендуется применять стеклянные, полимерные и фарфоровые изоляторы, преимущество должно отдаваться стеклянным или полимерным.
На ВЛ, проходящих в особо сложных для эксплуатации условиях (горы, болота, районы Крайнего Севера и т.п.), на ВЛ, сооружаемых на двухцепных и многоцепных опорах, на ВЛ, питающих тяговые подстанции электрифицированных железных дорог, и на больших переходах независимо от напряжения следует применять стеклянные изоляторы или (при наличии соответствующего обоснования) полимерные.
Трасса ВЛ, т.е. полоса местности, где она проходит, после изысканий и согласований с организациями, интересы которых затрагиваются сооружением ВЛ, окончательно устанавливается проектом.
Перед монтажом оформляются документы на отчуждение и отвод земельных участков, снос сооружений, а также на право потрав посевов и порубки леса. Выполняется производственный пикетаж, т.е. разбивка центров установки опор на месте монтажа ВЛ.
Комплекс работ по сооружению ВЛ включает в себя подготовительные, строительные, монтажные и пусковые работы, а также сдачу линии в эксплуатацию.
Работы непосредственно на трассе начинают с приемки от проектной организации и заказчика производственного пикетажа трассы ВЛ. Затем прорубают просеку (если ВЛ или отдельные ее участки проходят по лесной местности). Ширину просеки между кронами деревьев в лесных массивах и зеленых насаждениях принимают в зависимости от высоты деревьев, напряжения ВЛ, рельефа местности. Минимальная ширина просеки определяется расстоянием от проводов при их наибольшем отклонении до кроны деревьев. Это расстояние должно составлять не менее 2 м для ВЛ напряжением до 20 кВ и 3 м — для ВЛ напряжением 35—110 кВ.
Все деревья, находящиеся внутри просеки, вырубают так, чтобы высота пня была не более 1/3 его диаметра. Для проезда транспорта и механизмов по середине просеки на ширине не менее 2,5 м деревья вырубают вровень с землей. Зимой при рубке леса снег вокруг каждого дерева расчищают до уровня земли. Древесину, получаемую при рубке деревьев, сортируют, разделывают и укладывают в штабеля вдоль просеки; сучья складывают в кучи для вывоза.
Основные СМР включают в себя изготовление деревянных опор, развозку опор или их деталей на трассе, разбивку мест рытья котлованов под опоры, рытье котлованов, сборку и установку опор, развозку проводов и других материалов по трассе, монтаж проводов и защитного заземления, фазировку и нумерацию опор.
Для анкерной А-образной опоры разбивают два котлована, оси которых размещают от центра пикетного столбика опоры в обе стороны вдоль оси трассы. Котлованы под угловую А-образную опору размещают по биссектрисе угла поворота линии и перпендикуляра к ней (рис. 4, б). Разметка под опоры с оттяжками и подкосами, а также под узкобазные и широкобазные металлические опоры производится аналогично (рис. 4, в, г). Если рытье котлованов проводится бурильными машинами, то производят разбивку только центров котлованов.
Рис. 4. Схема разбивки котлованов под установку опор: а — одиночный котлован; б—под А-образную угловую опору; в — под фундаменты четырехстоечной опоры; г — то же — угловой опоры
Рытье котлованов вручную производится в исключительных случаях, если землеройные машины не могут подойти на пикет по условиям местности. Рытье котлованов должно быть максимально механизировано. Для этой цели используют буровые машины (ямобуры), экскаваторы, бульдозеры. Земельные работы должны проводиться с максимальным уплотнением стенок котлована, что обеспечивает в дальнейшем надежное крепление опор. Глубина котлованов для установки опор в зависимости от грунта и механических нагрузок на опоры определяется проектом.
Сборка опор.
Элементы опор изготавливают, как правило, на специальных заводах и транспортируют частично собранными.
Последнюю сборку элементов в опоры производят на специализированных участках (полигонах) или непосредственно на пикетах трассы ВЛ. Место сборки опор выбирают в зависимости от их типа, транспортных возможностей, характеристики трассы и т.д., оно определяется в ППР. Окончательную (полную) сборку сложных опор, как правило, выполняют на пикетах трассы ВЛ. Сборку производят на специальных площадках, очищенных от мешающих предметов. Это обеспечивает удобство выкладки деталей опоры. Кроме того, для последующего подъема опоры расчищают путь для свободного прохождения кранов и тягового транспорта, надежно крепят анкеры, удаляют такелажные тросы на необходимое расстояние от действующих ВЛ сильного тока или линий связи.
Как правило, опоры выкладывают и собирают в направлении оси линии, вблизи фундаментов или котлованов с таким расчетом, чтобы собранные опоры не нужно было подтаскивать при подъеме. В состав работ по сборке опор ВЛ входит установка штыревых изоляторов, монтируемых на крючках и штырях с помощью полиэтиленовых колпачков.
Качество и исправность деталей опор проверяют дважды: сначала перед сборкой, затем на пикете трассы, так как есть возможность повреждения опор при перевозке.
На каждую сборную опору ВЛ 35 кВ и выше заполняют паспорт или делают запись в журнале сборки опор.
Для подъема и установки опор лучшим средством является гусеничный кран (рис. 5), который требует минимума такелажных средств. Крановый крюк должен захватывать опору несколько выше ее центра тяжести, иначе она может перевернуться.
При отсутствии гусеничного крана необходимой грузоподъемности или при недостаточном вылете стрелы крана может быть применен автокран грузоподъемностью 5—7 т совместно с трактором. Опору поднимают вначале автокраном до достижения ею угла 35—40° по отношению к горизонтальной поверхности земли. Дальнейший подъем опоры выполняется трактором, натягивающим трос, закрепленный за опору. Для предотвращения опрокидывания опоры в сторону трактора к верхушке опоры до начала подъема прикрепляется тормозной трос (рис. 6, а).
При отсутствии кранов опоры устанавливают способом падающей стрелы с использованием трактора (рис. 6, б, в). Падающую стрелу предварительно поднимают вручную или с помощью небольшого крана. Для предотвращения перехода опоры через вертикальное положение предусматривают тормозной трос. Существует также способ установки опор наращиванием: опору поднимают отдельными секциями, соединяя их в вертикальном положении. Этот способ применяют при транспортировке высоких опор через реки или при установке тяжелых опор.
Рис. 5. Установка железобетонной опоры гусеничным краном:
I—трактор С-100 с удаленной боковой частью; 2 — двухбарабанная лебедка; 3 — противовес; 4 — механизм для укладки строп; 5 — выносные опоры; 6 — опорная стрела; 7—телескопическая стрела; 8 — тросовый захват
После установки опор в котлован или на фундаменты их положение выверяют в соответствии с нормативными указаниями. Например, отклонение железобетонных опор от вертикальной оси вдоль и поперек линии (отношение отклонения верхнего конца стойки опоры к ее высоте) должно быть 1:150. Вертикальное положение опор ВЛ 35—110 кВ проверяют теодолитом.
Выверенные опоры прочно закрепляют: в грунте—тщательной послойной трамбовкой; на фундаментах и железобетонных сваях—навертыванием гаек на анкерные болты.
После выверки и закрепления опор на них наносят постоянные знаки— порядковые номера, год установки, условное обозначение названия ВЛ и т.д. Правильность установки опоры подтверждается паспортом, в котором оформляется разрешение на производство работ по монтажу проводов и тросов.
Рис. 6. Варианты способов установки опор: а — установка сложной деревянной опоры с помощью крана и трактора; 6 — установка одностоечной опоры с помощью падающей стрелы и трактора; в — шарнир для установки свободно стоящей металлической опоры; 1 — подножник; 2 — анкерный болт; 3 и 5 — нижняя и верхняя пластины шарнира; 4 — ось шарнира; 6 — плита опоры; 7 — болты крепления опоры к шарниру
При монтажных работах по ВЛ выполняют следующие основные операции:
1. раскатку проводов и тросов, включая их соединение, и подъем на опоры поддерживающих гирлянд. Установку штыревых изоляторов на опорах производят, как правило, в процессе сборки опор, т.е. до начала монтажных работ;
2. натяжку проводов и тросов, включая визирование, и регулировку стрел провеса, крепление проводов и тросов к опорам анкерного типа;
3. крепление (перекладку из раскаточных роликов в зажимы) проводов и тросов на промежуточных опорах.
Многолетняя практика строительства ВЛ выявила наиболее целесообразную организацию ведения работ, получившую название поточного метода. Каждый вид работ поручают специализированной бригаде. Так, если в первом анкерном пролете, где начинается монтаж, выполняют крепление проводов на промежуточных опорах, то во втором производят натяжку проводов и тросов, в третьем—их раскатку и т.д.
После завершения всех подготовительных работ и осмотра подготовленной к монтажу трассы приступают непосредственно к раскатке проводов. Как правило, раскатку выполняют двумя способами: с неподвижных раскаточных устройств, установленных в начале монтируемого участка, или с помощью подвижных раскаточных устройств (тележек, саней, кабельных транспортеров и т.п.), перемещаемых по трассе тяговым механизмом.
Первый способ (рис. 7) не требует изготовления специальных передвижных раскаточных приспособлений (тележек), но во время перемещения по земле возможны повреждения троса и верхних повивов алюминиевых проводов. Барабаны с проводом устанавливают в 15—20 м от первой анкерной опоры в направлении раскатки. Отмотанный с каждого барабана на длину 15—20 м провод или трос с установленным на конце монтажным зажимом крепят к тяговому механизму. Он движется вдоль трассы и после захода на первую промежуточную опору на 30— 40 м останавливается. Провода отцепляют и раскладывают в положении, исходном для подъема на опору.
Убедившись в правильности сборки гирлянды изоляторов, их поднимают на опору.
Этот способ применяют при монтаже коротких линий, а также на участках, где при раскатке проводов возможность их повреждения маловероятна (при хорошем снежном или травяном покрове).
При втором способе раскатки сначала выполняют анкеровку проводов и тросов на первой анкерной опоре (рис. 8). Затем тяговый механизм вместе с раскаточной тележкой передвигают к первой промежуточной опоре. До перемещения ко второй промежуточной опоре с барабана отматывают 5—10 витков провода или троса и раскладывают его в исходное положение. Последующие операции проводят так же, как и при первом способе. Раскатка проводов и тросов проводится только по раскаточным роликам, подвешенным на опорах (рис. 9, а, б). При раскатке принимают меры по предохранению проводов от повреждений при трении о землю, особенно о твердые грунты.
Рис. 7. Одновременная раскатка трех проводов с применением раскаточных станков и подъем проводов на опоры:
1 — раскаточный станок; 2—барабан с проводом; 3 — провод; 4—такелажный трос; 5 — однороликовый блок; 6 — поддерживающая гирлянда с раскаточным роликом; 7—тяговый трос; 8 — монтажный клиновой зажим
Рис. 8. Одновременная раскатка двух проводов с применением раскаточных саней и подъем проводов на опоры:
1 — натяжная гирлянда; 2 — провод; 3 — барабаны с проводом; 4 — раскаточиые сани; 5 — однороликовый блок; 6—такелажный трос; 7—поддерживающая гирлянда с раскаточным роликом
Рис. 9. Раскаточных ролик: а—для проводов малых сечений; б—для проводов средних и крупных сечений; 1 — ролик; 2 — откидная щека; 3 — подвеска
Рис. 10. Овальный соединитель, монтируемый скручиванием: а — соединитель; б — смонтированный соединитель
Соединение сталеалюминиевых проводов сечением до 185 мм2 в пролетах ВЛ выше 1000 В выполняют овальными соединителями, монтируемыми скручиванием (рис. 10, а, б), а сечением до 240 мм2 — соединительными зажимами, монтируемыми сплошным опрессованием. В петлях анкерных и узловых опор соединение выполняют термитной сваркой для сталеалюминиевых проводов сечением до 240 мм2. Провода сечением 300 мм2 соединяют прессуемыми соединителями, а при соединении проводов разных марок используют болтовые зажимы.
При монтаже натяжного зажима, монтируемого с перерезанием провода (рис. 11), на конец провода 3, образующего петлю (шлейф), и провода 4, уходящего в пролет, накладывают проволочные бандажи. Концы проводов обрезают и очищают от грязи салфеткой, смоченной в бензине. Внутреннюю поверхность алюминиевого корпуса 1 очищают стальным ершом, подпиливают алюминиевые проволоки провода (влево от бандажа Б) и высвобождают стальной сердечник провода. Протерев сердечник бензином и смазав тонким слоем технического вазелина, вдвигают его в отверстие анкера 2 до упора. Опрессование натяжного зажима ведут в направлении от проушины к проводу, а опрессование алюминиевого корпуса 1—от середины зажима к его концу.
Рис. 11. Монтаж натяжного зажима:
1 — корпус зажима; 2 — анкер зажима; 3 — шлейфовый провод; 4 — основной провод
Если в шлейфах необходимо разъемное соединение, применяют болтовые и плашечные зажимы, но такое соединение не дает полностью устойчивого и надежного электрического контакта.
Нормами установлены требования к механической прочности соединения в пролетах, которая должна составлять не менее 90 % прочности целого провода. В петлях (шлейфах) допускается меньший запас прочности (30—50 % прочности целого провода). В инструкции по монтажу воздушных линий электропередачи приводятся данные о нагрузках, которые должны выдерживать сварные соединения для каждой марки провода.
Для сварки проводов пропано-кислородным пламенем требуются кислород, пропан и специальная горелка, данная сварка дает хорошее качество стыка.
Надежность электрического контакта сварного соединения определяется коэффициентом, выражающим отношение омического сопротивления участка проводов со сварным соединением к сопротивлению такого же участка целого провода. Этот коэффициент не должен превышать 1,2. Омическое сопротивление коротких участков провода измеряют микроомметром.
Необходимость соединения проводов из неоднородных материалов или проводов разных сечений возникает при ответственных переходах через реки, озера и железнодорожные магистрали. Такого рода соединения выполняют специальными переходными петлевыми зажимами ПП, представляющими собой две гильзы с лапами, соединенными на болтах.
Натяжение проводов ведут, как правило, в пролетах между анкерными или анкерно-угловыми опорами, к которым раскатанные и соединенные провода прикрепляют с помощью натяжных зажимов и натяжных изоляторных гирлянд. Натяжную гирлянду и натяжной зажим поднимают на опору блоком, имеющим трос и монтажный хомут. Для подъема гирлянды используют автомашину, трактор или лебедку.
При подъеме натяжкой гирлянды с проводом на первую по ходу монтажа анкерную опору эта опора не испытывает усилий тяжения. Но при натягивании и закреплении гирлянды на второй анкерной опоре усилия тяжения испытывают обе анкерные опоры, в связи с чем в этот период их укрепляют растяжками.
До начала тяжения проводов должны быть закончены все работы по раскатке и соединению проводов и тросов.
В качестве тягового механизма используют тракторы, автомобили, лебедки. Выбор механизма зависит от реальных условий монтажа (тяговых усилий, трассы, и.д.). При натяжении наблюдают за подъемом проводов и тросов в пролетах и удалением с них зацепившихся предметов и грязи; за прохождением ремонтных муфт и соединительных зажимов через раскаточные ролики; за проезжими дорогами и другими препятствиями в зоне производства работ.
Процесс натяжения одного и трех проводов на деревянных опорах показан на рис. 12 и 13. Натяжение проводов на металлических опорах выполняют аналогично.
При натягивании проводов и троса пользуются данными проекта ВЛ, в таблицах которого указаны величины стрел провеса в зависимости от расстояния между опорами и температуры воздуха в период монтажа. Надо иметь в виду, что весной и осенью температура воздуха по утрам может значительно превышать температуру провода, лежащего на земле. В этом случае провод приподнимают от земли автомашиной или трактором и держат в таком положении до тех пор, пока он не примет температуру окружающего воздуха.
Обычно величины стрел провеса даются в монтажных таблицах проекта или в кривых для промежуточного пролета анкерного участка. Когда же анкерный участок имеет неровные пролеты, стрела провеса дается для так называемого приведенного пролета, длина которого указывается в таблицах или кривых проекта ВЛ.
Рис. 12. Натяжка одного провода:
1 — раскаточный ролик; 2—монтажный зажим; 3—провод; 4—такелажный трос
Рис. 13. Натяжка трех проводов:
1 — раскаточный ролик; 2 — монтажный зажим; 3 — провод; 4—такелажный трос; 5 — приспособление для натяжки трех проводов; 6 — строп
Длина приведенного пролета определяется из выражения
где /], /2, /3....... /„—длина отдельных пролетов анкерного участка, м.
Если в монтируемом анкерном участке не окажется пролета, равного по длине приведенному, то величину стрелы провеса в таком пролете можно определить, пользуясь формулой:
где 1Х—длина рассматриваемого пролета, м;
lприв/lПрив —длина и стрела провеса приведенного пролета, м.
Величина/прив определяется по таблицам стрел провеса и кривых для приведенного пролета.
При натягивании проводов на переходах рек и дорог для сокращения времени производства работ, которое в таких случаях обычно ограничено, целесообразно заранее вычислить длину провода в пролете. Это можно сделать с достаточной для практических целей точностью по формуле:
где L—длина провода в пролете, м;
/—длина пролета, м;
/ — заданная величина стрелы провеса провода в пролете, м.
Рис. 14. Схема визирования проводов:
аЪ — линия визирования; АВ — прямая, соединяющая точки подвеса гирлянд изоляторов;/ — стрела провеса провода; 1,2 — визирные рейки, укрепленные на опорах
Визирование стрелы провеса при натягивании провода выполняется с помощью визирных реек (рис. 14), которые устанавливаются на промежуточных опорах при подготовке к натягиванию проводов.
При плохой видимости прием стрелы провеса проводят с помощью динамометра.
Тяжение Т при известной стреле провеса определяют по формуле:
где I—длина пролета, м;
5—площадь поперечного сечения провода (или троса), мм2;
/— заданное значение стрелы провеса, м;
К — коэффициент, зависящий от материала провода и принимаемый для алюминиевых проводов 0,0337, для сталеалюминиевых — 0,044, для стальных проводов и тросов — 0,1.
Перед натягиванием проводов следует подготовить надежную связь (сигнализацию) между всеми людьми, участвующими в этой работе: монтером, производящим визирование стрелы провеса, наблюдающим в промежуточном пролете и водителем автомашины или трактора, с помощью которых осуществляется натягивание проводов.
Прием стрелы провеса при непосредственном визировании начинают со среднего провода при горизонтальном расположении проводов и с верхнего — при вертикальном.
При визировании провод (или трос) подводят к линии визирования сверху, для чего провод вначале несколько перетягивают (на 0,3—0,5 м), а затем отпускают до заданной стрелы провеса. При длинных анкерных пролетах (более 3 км) визирование производят в двух пролетах, расположенных в каждой трети анкерного участка. При длине анкерного пролета менее 3 км визирование производят в двух пролетах: наиболее удаленном от тягового механизма (в первую очередь) и более близком (во вторую очередь) к нему.
При натяжении и визировании проводов и тросов строго выдерживают заданное значение стрелы провеса при соответствующей температуре воздуха. Фактическая стрела провеса не должна отличаться от проектной более чем на ±5 % при обязательном соблюдении нормируемых расстояний до земли и инженерных сооружений. Величина разрегулировки провода или троса по отношению к другому не должна быть более 10 % проектной стрелы провеса.
По окончании визирования на проводе у анкерной опоры, расположенной со стороны, противоположной тяговому механизму, наносится метка (бандажом или несмываемой краской). Затем, если натяжной зажим монтируют на земле, провод опускают на землю.
Крепление проводов и тросов к опорам анкерного типа на ВЛ35—100 кВ с подвесными изоляторами проводят с помощью натяжных зажимов: клиновых типа «клин-коуш», болтовых и прессуемых (рис. 15, а, б, в, г).
На ВЛ до 10 кВ, где в основном применяют штыревые изоляторы, анкерное крепление осуществляют с использованием шишечных зажимов. Тип крепления проводов на штыревых изоляторах (одинарное или двойное) зависит от характеристики ВЛ (условий трассы, марки проводов и др.) и определяется проектом (рис. 16, а, б, в, г, д, е).
Рис. 15. Подвеска провода и троса на ВЛ 35-110 кВ: а — поддерживающая гирлянда для проводов; 6—натяжная гирлянда для проводов; в — поддерживающее крепление троса; г — натяжное крепление троса
Перед монтажом концы проводов и контактные поверхности натяжных зажимов тщательно протирают тряпкой, смоченной в растворителе (бензине, ацетоне и т.п.), а затем зачищают кардощеткой или стальным ершом под слоем нейтрального технического вазелина.
Для обнажения стального сердечника сталеалюминиевого провода алюминиевые жилы нижнего повива подпиливают только до половины их диаметра во избежание повреждения сердечника. Обнаженные концы сердечника промывают в растворителе, насухо вытирают тряпкой и смазывают вазелином. Процесс опрессования натяжных и соединительных зажимов аналогичен.
Рис. 16. Крепление проводов на штыревых изоляторах анкерных опор: а — одинарное; б — одинарное усиленное; в — полуторное; г — двойное; д — одинарное усиленное угловое; е — двойное усиленное угловое
Монтаж проводов и тросов следует выполнять, как правило, без разрыва их в петлях (шлейфах). Разрезание петель (шлейфов) допускается
лишь в исключительных случаях, например во избежание установки соединительного зажима в пролете или на опорах, ограничивающих пролет пересечения с инженерными сооружениями. Монтаж клиновых и болтовых зажимов при неразрезанных петлях производят одновременно в стороны монтируемого анкерного пролета и в сторону пролета по ходу раскатки проводов.
Крепление проводов и тросов на промежуточных опорах на ВЛ до 35 кВ на штыревых изоляторах (рис. 17) и в поддерживающих зажимах гирлянд изоляторов ВЛ 35—110 кВ (см. рис. 15, а, б) производят только после окончательного закрепления проводов на анкерных опорах, ограничивающих монтируемый участок ВЛ.
Перекладку проводов ВЛ из раскаточных роликов и их крепление производят без опускания их на землю. На ВЛ 35—110 кВ перекладка проводов производится с телескопических вышек, а в случае отсутствия механизмов используют подвесные лестницы (люльки).
На ВЛ до 35 кВ с применением штыревых изоляторов перекладку и крепление проводов проводят непосредственно с опоры.
На ВЛ 6—35 кВ алюминиевые и сталеалюминиевые провода закрепляют боковой вязкой с плотной оболочкой провода алюминиевой проволокой в зоне его соприкосновения с шейкой изолятора. Вязку провода начинают с точки 0 (см. рис. 17, а), куда накладывают середину вязальной проволоки. Правый конец проволоки следует по линии я, его закрепляют тремя витками на проводе, затем направляют по линии а \. Левый конец проволоки следует по линии Ь, его также крепят тремя витками на проводе и направляют по линии b,, после чего оба конца проволоки закрепляют на проводе. Алюминиевую проволоку для подмотки и вязки берут того же диаметра, что и проволоку монтируемого провода, но не меньше 2,5 и не больше 4 мм. Длина вязальной проволоки на одно крепление — 1,4 м, длина проволоки для подмотки — около 0,8м.
На ВЛ напряжением до 1000 В крепление проводов к штыревым изоляторам выполняют вязкой на шейке изолятора («боковая вязка») или на головке изолятора (см. рис. 17, б, в, г).
Перед монтажом проводов и тросов в пролетах пересечения ВЛ с инженерными сооружениями (на переходах) проверяют обеспечение безопасности производства работ, а также сохранности проводов и тросов. Работы по монтажу производят с разрешения организации — владельца инженерного сооружения в согласованное с ним время, в присутствии его представителя.
Рис. 17. Крепление проводов на штыревых изоляторах промежуточных опор: а — вязка проводов на ВЛ выше 1 кВ; 1 — плотная подмотка; 2 — три витка вязки; 3 — окончание вязки (около десяти витков); б — одиночная вязка на шейке изолятора («боковая вязка») на ВЛ до 1 000 В; в—двойная вязка на шейке изолятора на ВЛ до 1 000 В; г — вязка на головке изолятора
Монтаж выполняют в зависимости от местных условий с отключением пересекаемых линий, их заземлением и прекращением движения по дорогам, каналам или без отключения и прекращения движения. Во втором случае сооружают защиту перехода в виде временных стоек или П-образных опор (с натянутым тросом), на которые укладывают разматываемый провод, не касаясь пересекаемых ВЛ и не препятствуя движению транспорта.
Также на пересечениях сооружаемой ВЛ с другими, расположенными выше действующими линиями высокого напряжения, монтаж проводов, как исключение, допускается производить без снятия напряжения, под наблюдением представителя эксплуатирующей организации.
В некоторых случаях монтаж проводов ВЛ над инженерными сооружениями, не допускающими перерывов в работе, разрешается производить и без сооружения специальных защит — с помощью легких стальных, а лучше нейлоновых или иных непроводящих канатов или веревок.
Провода контактной сети электрифицированных железных дорог, трамвайные и троллейбусные линии при монтаже переходов должны быть обесточены. Сроки монтажа переходов очень короткие, поэтому важно, чтобы организация работ была хорошо продумана.
Монтаж проводов и тросов на переходах выполняют в той же последовательности и порядке, что и при монтаже их между анкерными опорами. По окончании монтажа проводов и тросов переход сдают организации-владельцу по акту. Если монтаж выполнен с отступлениями от проекта, в акте приводят перечень этих отступлений и указывают, кем они разрешены.
Изоляция воздушных электрических сетей подвергается воздействию различного рода перенапряжений. Эти перенапряжения (особенно атмосферные) могут вызвать перекрытия наружной изоляции, перебои внутренней изоляции, электрическую дугу короткого замыкания, аварийное отключение и нарушить бесперебойность электроснабжения.
Воздушные линии напряжением 110 кВ на металлических железобетонных опорах, как правило, защищают от прямых попаданий ударов молний тросами по всей длине. ВЛ напряжением 110 кВ на деревянных опорах и ВЛ напряжением до 35 кВ такой защиты не требуют. Единичные металлические и железобетонные опоры и другие места с ослабленной изоляцией на ВЛ напряжением 35 кВ с деревянными опорами защищают трубчатыми разрядниками или при наличии АПВ—защитными промежутками, а на ВЛ напряжением 110—220 кВ—трубчатыми разрядниками.
Опыт эксплуатации трубчатых разрядников показал, что применение их с целью повышения грозоупорности воздушных линий не дает должного эффекта. Дело в том, что вероятность повреждения трубчатых разрядников в течение грозового сезона имеет порядок 0,001, что при их большом числе снижает показатель грозоупорности. Кроме того, трубчатые разрядники имеют верхний и нижний пределы по току короткого замыкания, а это требует систематических ревизий и затягивает гашение электрической дуги при многократном разряде молнии и параллельном срабатывании нескольких трубчатых разрядников. Поэтому в настоящее время трубчатые разрядники устанавливаются только для защиты точек с ослабленной изоляцией. К их числу относятся: места пересечения ЛЭП, а также пересечения воздушной линии с линией связи. На линиях с деревянными опорами трубчатые разрядники устанавливают на первой тросовой опоре подхода к подстанции и на отдельных угловых металлических опорах. На высоких переходных опорах из-за повышенных индуктированных составляющих перенапряжений при прямом ударе молнии в опору рекомендуется устанавливать трубчатые или вентильные разрядники или грозозащитный трос.
Перед установкой на опору трубчатые разрядники осматривают, не снимая бумажной обертки до окончания монтажа.
Разрядники устанавливают на переходах с таким расчетом, чтобы при повреждении разрядника и перегорании провода последний падал не в переходном, а в соседнем пролете. Установка разрядника должна обеспечивать стабильность внешнего искрового промежутка и исключать возможность перекрытия его струей воды, которая может стекать с верхнего электрода. Разрядник надежно закрепляют на опоре и заземляют. Размеры внешнего искрового промежутка не должны отличаться от проектных более чем на ± 10 %.
Установка разрядников на опорах ВЛ 35—110 кВ производится так, чтобы обеспечить возможность монтажа и демонтажа разрядников без отключения линии (рис. 18). Зоны выхлопа газов разрядников соседних фаз не должны пересекаться, и в них не должно быть элементов конструкций опор, проводов и пр.
Опоры, имеющие грозозащитный трос или другие устройства, грозозащитные, железобетонные и металлические опоры напряжением 3— 35 кВ, опоры, на которых установлены силовые или измерительные трансформаторы, разъединители, предохранители или другие аппараты, а также металлические и железобетонные опоры ВЛ напряжением 110—500 кВ без тросов и других устройств грозозащиты, если это необходимо по условиям обеспечения надежной работы релейной защиты и автоматики, должны быть заземлены. При этом величину сопротивления заземляющих устройств принимают в соответствии с ПУЭ.
Рис. 18. Установка трубчатых разрядников на BЛ35 кВ:
7 — разрядник; 2 — рог разрядника; 3 — промежуточный поворачивающийся рог; 4 — рог на проводе; 5 — заземляющий спуск
Для заземления железобетонных опор в качестве заземляющих проводников используют элементы продольной арматуры стоек, которые металлически соединены между собой и могут быть присоединены к заземлению.
Искусственные заземлители в устройствах молниезащиты применяют в тех случаях, когда сопротивление естественных заземлителей превышает нормируемую величину. Их укладывают в грунт в процессе СМР.
Тросы и детали крепления изоляторов к траверсе железобетонных опор металлически соединяют с заземляющим спуском или заземленной аппаратурой. Сечение каждого из заземляющих спусков на опоре ВЛ принимают не менее 35 мм2, а для однопроволочных—диаметр не менее 10 мм. Допускается применение стальных оцинкованных однопроволочных спусков диаметром не менее 6 мм.
На ВЛ с деревянными опорами рекомендуется болтовое соединение заземляющих спусков; на металлич<