Пуск двигателя постоянного тока.
Если момент двигателя больше момента сопротивления Мд>Мст, двигатель будет разгонять до определенной частоты ω, когда моменты уравновесятся.
В установившемся режиме двигатель потребляет ток
.
Как видно, при С·Ф-const, ЭДС двигателя при разгоне пропорциональна частоте вращения Е~ω.
При пуске двигателя ω=0, Е=0,
Тогда пусковой ток составляет Iп=(10÷20)Iн.
Для двигателей малой мощности, кратность пускового тока меньше из-за относительно большего сопротивления обмотки якоря. Правилами Регистра РФ допускается прямой пуск двигателей мощностью до 1,3кВт.
Скачок пускового тока может вызвать:
1. Нарушение коммутации до образования кругового огня и короткого замыкания в щеточном аппарате.
2. Недопустимый провал сетевого напряжения.
3. Значительное увеличение динамического момента и возможные механические поломки.
Ограничение пускового тока возможно путем снижения подводимого к двигателю напряжения, этот способ требует системы генератор-двигатель (Г-Д) или управляемый – выпрямитель - двигатель (УВ-Д).
При питании двигателя от общесудовой сети для плавного пуска вводят дополнительное сопротивление в цепь якоря (рис.6.5).
При расчете пусковых сопротивлений полагают, что Фд -const, тогда М~I и используют зависимость n=f(I).
Для получения пусковых механических характеристик строится естественная характеристика. Откладывается значение тока статической номинальной нагрузки, наибольшего и минимального пусковых токов, при котором происходит переход с одной ступени на другую (рис.6.6).
Соединяя точку «а» с «ωо», получим искусственную механическую характеристику с полным сопротивлением в цепи якоря. Так ток
Iп1 значительно больше Iн, а соответственно и момент, то двигатель начнет ускоряться. По мере разгона появляется Едв=с·ω·Ф и ток будет уменьшаться.
По достижении тока Iп2 выключают часть пускового сопротивления, в противном случае двигатель перешел бы в точку номинального момента, где двигатель прекратит свое ускорение, не достигнув номинальной частоты.
Переключать в точке «Р» или близко к ней нецелесообразно, т.к. двигатель потеряет ускорение.
При переключении двигателя на следующую характеристику ток возрастает до Iп1 и двигатель переходит на новую искусственную характеристику (точка «с»). На этой характеристике двигатель будет работать до точки «d», где должна быть выключена вторая ступень сопротивления. Процесс пуска ДПТ будет завершен при выводе из цепи якоря пусковых сопротивлений, а двигатель перейдет в номинальный режим (точкаА).
Графический метод расчета пусковых сопротивлений.
Число пусковых ступеней выбирают минимальным с точки зрения надежности работы и уменьшения количества аппаратуры. При этом пользуются механической характеристикой ω=f(М) или ω=φ(Iа), т.к. М~I.
Основным критерием при выборе пусковых сопротивлений являются токи переключения Iп1 и Iп2.
На практике принимают Iп1 =(2,0÷2,5)Iн Iп2=(1,2÷1,4) Iн
Общее сопротивление в начальный момент пуска включает в себя сопротивления якоря и дополнительное сопротивление , где Rm=Ra+r1+r2+…+rm-1+rm.
Задача. Рассчитать пусковые сопротивления графическим методом для двигателя П91М
Рн=21,5кВт
U=220В Iп1=2Iн=250А ;
Iн=125А Iп2=1,2Iн=150А;
nн=1000об/мин
Ra=0,19Ом ;
Мс=Мн=const Rреост=Rm-Ra=0,88-0,19=0,69Ом.
Рассчитать Rреост.
пускового реостата
Для построения механических характеристик находим n0-точку холостого хода
,
так как ,
тогда .
Рис.6.8. диаграмма пуска двигателя П91М.
;
;
;
.
Расчет пусковых сопротивлений аналитическим методом.
При использовании аналитического метода не требуется построение пусковой диаграммы. При переходе с пусковой ступени m на пусковую ступень m-1 ток изменится с Iп2 на Iп1, а частота вращения останется прежней, ввиду инерционности ротора, тогда: ; .
Отношение токов при пуске будет равно:
.
При правильно рассчитанной схеме аналогичные соотношения имеют для всех ступеней:
.
На основании этого выражения можно установить, что
;
;
…………………
;
.
Отсюда , , .
Расчет ведется аналитическим методом следующим образом:
1. Задаются значениями переключающих токов Iп1 и Iп2, по которым определяют λ и сопротивление .
2. находят число ступеней m, если оно получилось дробным, то его округляют до целого числа, находят и новые значения токов Iп1 и Iп2 в пределах Iп1=(2,0÷2,5)Iн, Iп2=(1,2÷1,4)Iн
Для выше приведенного двигателя типа П91М находим пусковые сопротивления, по данным двигателя.
Рн=21,5кВт.
U=220В.
Iн=125А.
nн=1000об/мин.
Ra=0,19Ом.
В первом приближении Iп1=125·2=250А; Iп2=125·1,2=150А;
.
Находим полное сопротивление в момент пуска, состоящее из дополнительных сопротивлений и сопротивления Rа
.
Число ступеней m равно:
.
Принимаем число ступеней m=3, тогда
;
;
;
Сравнительная характеристика пусковых сопротивлений:
Графический метод:
r1=0125Ом;
r2=0,212Ом;
r3=0,353Ом;
Аналитический метод:
r1=0,316-0,19-0,126Ом;
r2=0,52-0,19-0,126=0.204Ом;
r3=0,87-0,19-0,126-0,204=0,35Ом.