Коммутационная и защитная аппаратура в сээс.
Включение и отключение генераторов, потребителей, участков кабельной сети осуществляется коммутационными аппаратами. Коммутация в СЭЭС производится с целью нормального эксплутационного введения в работу элементов системы или выведения из нее, а также для их защиты в аварийных ситуациях.
Автоматические воздушные выключатели представляют собой основные виды коммутационно-защитных аппаратов, используемых на судовой электростанции для многократных включений и для защитных отключений в режимах перегрузки и аварий.
Автоматические выключатели (автоматы), срабатывающие при токах короткого замыкания без выдержки времени, называют неселективными (установочными). Автоматы с выдержкой времени при отключении токов короткого замыкания называют селективными. Автоматические выключатели могут комплектоваться следующими видами расцепителей:
· электромагнитными, срабатывающими мгновенно при токах, превышающих номинальный ток уставки от 2 до 20 раз (защита от токов короткого замыкания);
· тепловыми, срабатывающими при токах от 1,25 до 1,8 номинального тока (защита от перегрузок);
· комбинированными, состоящими из электромагнитных и тепловых расцепителей.
Автоматы наряду с ручным могут снабжаться дистанционным электромеханическим приводом, электродвигательным в автоматах серии АМ и А3100, на токи несколько сотен или тысяч ампер.
Автоматические выключатели имеют следующие характеристики:
· защитная характеристика автомата - это время от момента возникновения тока короткого замыкания до момента срабатывания расцепителя;
· предельная коммутационная способность - это наибольшее значение тока, который электрический аппарат способен отключить и включить без повреждений и залипания контактов;
· термическая устойчивость - наибольшее значение тока, который
электрический аппарат способен пропустить в течение короткого
промежутка времени без порчи изоляции и токоведущих частей;
· электродинамическая устойчивость - наибольшее значение тока (ударный ток), который автомат способен выдержать в течение короткого промежутка времени без механических повреждений;
· механическая и электрическая износоустойчивость- количество коммутационных циклов, которое аппарат способен выдержать без повреждений.
Контакторы - это электромагнитные аппараты дистанционного действия, предназначенные для частых включений и отключений электрических цепей при нормальных эксплутационных режимах работы.
В зависимости от условий применения, контакторы устанавливаются в пускателях, станциях управления, распределительных щитах или используются в виде отдельных аппаратов, смонтированных в блоках.
Контакторы, имеющие выдержку времени перед отключением или включением, называются таймтакторами.
Контакторы как и автоматические выключатели имеют такие же выше приведенные характеристики, кроме того к параметрам срабатывания контакторов относятся:
· напряжение втягивания – это напряжение на катушке, при котором происходит включение контактора;
· напряжение удержания – напряжение при котором якорь электромагнитного контактора удерживается в полностью притянутом состоянии;
· напряжение отпадания – напряжение на катушке, при котором происходит полное отпадание якоря электромагнита.
Пакетные выключатели и переключатели – это коммутационные аппараты ручного управления, состоящие из собранных в пакеты секций (с контактами), предназначенные для включения, выключения и переключения цепей постоянного и переменного тока.
Пакетные выключатели и переключатели по количеству полюсов разделяют на двух – и трехполюсные; изготавливаются на номинальные токи от 10 до 400А, могут иметь открытое, защищенное и герметическое исполнение корпуса.
Универсальные переключатели – это коммутационные устройства, служащие для ручного управления включением или переключением цепей в электрических установках. Они предназначены для применения в цепях управления и контрольных цепях переменного тока частотой 50Гц, напряжением до 500В и напряжением постоянного тока до 400В.
6. Судовые электроприводы.
Судовые электроприводы на современных судах потребляют 70-75% мощности судовой электростанции. В своем составе они имеют двигатели постоянного, переменного тока, индукторные и вентильные двигатели. И, как правило, режимы работы СЭЭС определяются режимами работы электроприводов.
Основные единицы измерения.
l –длина, путь, м;
m – масса, кг;
t – время, с;
F – сила, H; кГс = 9,81 Н;
V= dl/dt – скорость поступательного движения, м/с;
a = dV/dt– ускорение линейное, м/с2;
φ – угол поворота, рад;
ω = dφ/dt – угловая скорость, рад/с;
ε = d ω /dt – угловое ускорение, рад/с2;
M – момент, H·м;
A(W) – работа, энергия, Дж;
P – мощность, Вт;
J – момент инерции, кг м2;
GD2 – маховый момент, кг м2;
GD2=4J.
Рис. 6.1.
Электропривод – электромеханическое устройство, состоящее из электродвигательного, преобразовательного, передаточного и управляющего устройств, предназначено для приведения в движение исполнительных органов и управления этим движением.
Преобразовательное устройство предназначено для преобразования сетевого напряжения (тока) в параметры для питания электродвигателя, например трансформаторы, выпрямительные устройства, инверторы напряжения, тока и т.д.
Электродвигатели служат для преобразования электрической энергии в механическую, как правило, вращательного движения.
Механическая передача или передаточное устройство предназначено для преобразования механической энергии вращательного движения в механическую энергию поступательного движения или вращательного через редуктор.
Исполнительный (рабочий) орган осуществляет производственные или технологические операции по обработке изделий, перемещению груза, ленты конвейера и т.д.
Управляющее устройство служит для управления режимами работы электропривода посредством выработки сигнала управления, как на основе задающих воздействий (программ), так и совместно с обратными связями регулирования или на основе следящей системы.