Лекция № 9. Ремонт элементов автоматики
Неисправностямиэлектрических реле являются обрывы обмоток, износ контактов и разрегулировка реле.
Как правило, катушка (обмотка) реле. Катушки перематывают в тех случаях, когда нет запасных.
Окончательно контакты регулируют имитацией срабатывания реле от руки, нажатием на якорь. В отрегулированном реле при замыкании контактов должен образоваться некоторый прогиб контактной группы в пределах 1-3 мм (в зависимости от типа реле).
Контакты чистят только щеточкой или бумагой, смоченной в бензине или спирте.
Положение контактов реrулируют пинцетом или <<утконосами», причем реrулируют положение не самих контактов, а их упорных держателей, подгибая или опуская держатели, добиваются правильного положения контактов при срабатывании и отпускании реле.
Механические и электрические характеристики реле реrулируют на специальном стенде, включающем источник регулируемого напряжения, измерительные приборы и электрический секундомер. Для токовых реле определяют ток срабатывания, для промежуточных реле напряжения - напряжение срабатывания.
Для изменения тока срабатывания некоторых типов токовых реле предусматривается реrулирование силы натяжения противодействующей пружины.
Промежуточные реле должны обеспечивать надежное срабатывание при 15-20%-ном понижении напряжения от номинального значения. С учетом запаса напряжение срабатьmания реле Uсv принимается равным 60-70% паспортной величины.
Реле времени, кроме того, проверяют на точность временной шкалы электросекундомером. Плохое состояние оси якоря, подпятников, загрязнение кинематических узлов являются причинами
пятников, загрязнение кинематических узлов являются причинами
нарушения механических и электрических характеристик реле.
Темпер ат урны е д ил атоме три чес кие элементы автоматики типов ТР-200 ТРДЭ и другие имеют достаточно высокую надежность в работе. Наиболее характерной неисправностью этих элементов является несоответствие температуры срабатътывания температуре задания. Эти неисправности возникают при использовании реле в местах повышенной вибрации и в электрических цепях с разрывной мощностью, превышающей разрывную мощность контактов реле.
При ремонте таких приборов требуется вскрыть реле, осмотреть кинематические узлы и электрические контакты; обгоревшие контактные группы подлежат замене, а грязные контакты чистят щеточкой, смоченной в спирте или бензине.
При ремонте реле ТРДЭ также заменяют прокладки и уплотнения.
После ремонта и сборки производят опробование реле при нагревании датчика прибора в водяном или масляном термостате методом сравнения температуры срабатывания с установкой срабатывания. Опробование производится в трех-четырех точках шкал датчика и повторяется не менее трех раз. Температура срабатывания реле ТР-200 не должна превышать «задание срабатывания» более 5 Т., а реле ТРДЭ± (1,5-2,5) 0С от диапазона регулирования.
В м а н о м е т р и ч е с к и х р е л е -д а т ч и к а х д а в л е н и я и р а з р е ж е н и я типов ДН, ДД и ДТ основными причинами отказов являются: разгерметизациядатчика (разрыв мембраны или сильфона), неисправность микро переключателя, высокая погрешность срабатывания.
Разгерметизация приборов возникает при значительных пере грузках датчиков по давлению или разрежению. При разрыве или старении мембраны она заменяется новой.
При неисправностях в работе микропереключателей типов МПЗ, ЕИ-6 - обгорание контактов, поломки толкателя и пружины - переключатель заменяют.
После сборки реле проверяют его герметичность при давлении, равном максимальному пределу давления прибора, и срабатывание соответственно шкалы настройки.
Срабатывание проверяют образцовым манометром, подключенным к датчику, в трех-четырех точках шкалы. Погрешность срабатывания отремонтированных боров должнасоставлять 2-5% от 11редела задания.
П р и рем о н те п о II л а в к о в ы х ре л е у р о в н я РП-40, СУ-1, дифференциальных реле давления ДР Д, реле давления Р ДС и реле скорости потока воздуха
РПВ-2 кроме неис11равнос1 ей кинематических узлов возникают отказы в работе, а старения и снижения сопротивления изоляции токоведущих частей, обрывов подвижныхтоковедущих проводников и поломки стеклянной о корпуса ртутного переключателя.
При обрывах проводников и их коррозии проводники подлежат замене без изменения типа и сечения проводника, пайку мест соединения проводников и контактов ведут припоем ПОС-40 или ПOC-60. Н некоторых типах датчиков на проводники надевают керамические изоляторы бусы. Разбитые ртутные переключатели заменяют новыми, предварительно удалив в вытяжном шкафу из корпуса разлитую ртуть с помощью резиновой груши. Собранная ртуть должна находиться в закрытой металлической илирезиновой груше.
После очисткикорпусаприбораоставляюткрепеж держателей включателей, отпаивают токоведущие проводники, демонтируют старые и устанавливают новые, переключатели. Перемещая в крайние положения кинематические приборов, определяютпривольноеположениеи угол наклона переключателей после этого и окончательно крепят и припаиваютконтакты. Сопротивление изоляции всех типов приборов определяется мегомметром напряжением 1000 В.