Виды повреждений и ненормальных режимов двигателей напряжением выше 1000в.Виды защит и выбор параметров срабатывания.
Согласно ПУЭ на двигателях напряжением выше 1000 В должны устанавливаться следующие устройства релейной защиты:
− защита от междуфазных КЗ;
− защита от замыканий на землю;
− защита от двойных замыканий на землю;
− защита от перегрузки;
– защита минимального напряжения.
Для синхронных двигателей дополнительно требуется защита от асинхронного режима.
Применяемые для этой цели виды защиты зависят от мощности электродвигателей:
В качестве защиты от междуфазных КЗ при мощности двигателей до 5000 кВт применяется токовая отсечка. Она может применяться и для двигателей большей мощности, не имеющих фазных выводов со стороны нейтрали двигателя. При двигателях большей мощности, а так же если токовая отсечка для двигателей меньшей мощности не удовлетворяет требованиям чувствительности, применяется дифференциальная защита.
В качестве защиты от замыканий на землю при токах замыкания более 5 А для двигателей мощностью более 2000 кВт и 10 А для двигателей меньшей мощности применяется токовая защита нулевой последовательности, действующая на отключение. В качестве защиты от двойных замыканий на землю применяется токовая защита нулевой последовательности, действующая на отключение. Защита от перегрузки требуется для двигателей, подверженных перегрузке по технологическим причинам или с особо тяжелыми условиями пуска. Защита от перегрузки может действовать на разгрузку механизма по технологическим цепям или на сигнал – первая ступень и на отключение – вторая ступень. Выдержка времени защиты от перегрузки при токе, равном пусковому току двигателя, выполняется больше времени его пуска. Как правило, при таком выполнении защиты двигателя имеется значительный тепловой запас – обычные двигатели по температуре выдерживают не менее двух пусков подряд. Это дает возможность выполнить действие защиты от перегрузки на разгрузку механизма.
Существуют специальные защиты от перегрузки с зависимой характеристикой, совпадающей с тепловой характеристикой, которая определяет тепловое состояние двигателя и позволяет полнее использовать его перегрузочную способность.
Для облегчения условий самозапуска, а также для предотвращения подачи несинхронного напряжения на возбужденные СД или заторможенные механизмы, двигатели должны быть оборудованы защитой минимального напряжения.
Кроме перечисленных обязательных для двигателей функций защиты, специальные защиты для двигателей имеют дополнительные функции, использование которых улучшает условия эксплуатации двигателя, снижая вероятность повреждения и продлевая срок его службы. К ним относятся:
− защита от обрыва фазы;
− ограничение количества пусков;
− запрет пуска по времени прошедшего от предыдущего пуска;
− защита минимального тока или мощности;
− защита от затяжного пуска и заклинивания ротора.
Специальные устройства защиты двигателей могут работать не только с током и напряжением, но и с датчиками температуры.
Защита двигателей от междуфазных КЗ
Защита от КЗ между фазами является основной РЗ электродвигателей и установка ее обязательна во всех случаях. В качестве РЗ электродвигателей мощностью до 5000 кВт от КЗ применяется токовая отсечка.
Токовая отсечка должна быть отстроена от пускового тока двигателя. В момент включения двигателя появляется бросок тока намагничивания в 1,6…1,8 раза превышающий по амплитуде установившийся пусковой ток двигателя. Этот бросок учитывается повышенным коэффициентом надежности при отстройке от пускового тока двигателя.
, (17.1)
где IСЗ – первичный ток срабатывания отсечки;
кн– коэффициент надежности, с учетом отстройки от броска тока намагничивания равен 1,8 - для отсечек с временем срабатывания 0,05 с и 1,6 - при времени срабатывания более 0,1с;
Iп max– пусковой ток двигателя в максимальном режиме.
Кратность пускового тока двигателя может быть взята из паспорта двигателя. Пусковой ток равен:
(17.2)
После выбора уставки должна быть проверена чувствительность отсечки по току при двухрелейной схеме:
(17.3)
где кч – коэффициент чувствительности, он должен быть не менее 2;
– ток двухфазного КЗ на выводах электродвигателя в минимальном режиме.
Если ток срабатывания отсечки отстроен от пускового тока электродвигателя, то она надежно отстроена и от тока, который электродвигатель посылает в сеть при внешнем КЗ.
Токовую РЗ электродвигателей мощностью до 2000 кВт ранее выполняли на простой и дешевой однорелейной схеме, включая реле на разность токов двух фаз. Недостатком этой схемы является более низкая чувствительность по сравнению с двухрелейной отсечкой к двухфазным КЗ между одной из фаз, на которых установлен ТТ, и фазой без ТТ. Ток срабатывания реле отсечки, выполненной по однорелейной схеме, в √3 раз больше, чем в двухрелейной схеме: при выборе уставки учитывался коэффициент схемы при симметричном пусковом режиме равный ксх=√3:
(17.4)
Соответственно ниже в √3 раз получается и чувствительность защиты.
На электродвигателях мощностью 2000…5000 кВт токовую отсечку необходимо выполнять двухрелейной (рис.17.1,а). Двухрелейную схему отсечки требуется также применять на электродвигателях мощностью до 2000 кВт, если коэффициент чувствительности однорелейной схемы при двухфазном КЗ на выводах электродвигателя окажется менее двух. При использовании цифровых реле отсечка выполняется 2–элементной или 3–элементной независимо от мощности двигателя.
На электродвигателях мощностью 5000 кВт и более должна устанавливаться продольная дифференциальная защита, обеспечивающая более высокую чувствительность к КЗ на выводах и в обмотках (Iсз ≤ Iном). Если токовая отсечка не обладает необходимой чувствительностью, то дифференциальная защита может выполняться и на двигателях меньшей мощности при условии наличия на двигателе выводов фаз со стороны нейтрали (рис. 17.6,б).
Для этого применяются специальные дифференциальные реле, включаемые на комплекты трансформаторов тока, соединенные в неполную звезду на сторонах линейных выводов и нейтрали двигателей. Защита выполняется двухфазной. Могут использоваться реле РНТ-565, ДЗТ-11 или РСТ-15, а также цифровые реле.
~ |
~ |
КА |
ТА |
КАТ |
а) |
б) |
ТА |
ТА |
Рис. 17.1. Схема защиты электродвигателя от междуфазных КЗ: а – токовая отсечка; б – дифференциальная защита в однолинейном исполнении.
Поскольку РЗ в двухфазном исполнении не реагирует на двойное замыкание на землю, одно из которых возникает в обмотке электродвигателя на фазе В, в которой отсутствует ТТ, дополнительно устанавливается специальная РЗ от двойных замыканий на землю, которая выполняется токовым реле, подключенным к ТТНП. Эта функция может выполняться защитой от замыкания на землю, если она не имеет выдержки времени.
Защита электродвигателей от перегрузки
Перегрузка электродвигателей возникает
при затянувшемся пуске и самозапуске,
при перегрузке приводимых механизмов,
при понижении напряжения на выводах двигателя.
при обрыве фазы.
Для электродвигателя опасны только устойчивые перегрузки. Сверхтоки, обусловленные пуском или самозапуском электродвигателя, кратковременны и самоликвидируются при достижении нормальной частоты вращения.
Защита от перегрузки с тепловым реле.
Защита от перегрузки с токовыми реле.
Ток срабатывания защиты от перегрузки устанавливается из условия отстройки от Iном электродвигателя:
(17.6)
где котс – коэффициент отстройки, принимается равным 1,05.
Время действия МТЗ от перегрузки t3П должно быть таким, чтобы оно было больше времени пуска электродвигателя tпуск, а у электродвигателей, участвующих в самозапуске, больше времени самозапуска.
Время пуска асинхронных электродвигателей обычно составляет 8…15 с. Поэтому характеристика реле с зависимой характеристикой должна иметь при пусковом токе время, не меньшее 12…15 с. На РЗ от перегрузки с независимой характеристикой выдержка времени принимается 14…17 с.
Защита двигателей от замыкания на землю
Ток срабатывания РЗ:
где IС – собственный емкостный ток электродвигателя и питающей его кабельной линии;
kотс– коэффициент отстройки, принимаемый равным 1,2…1,3;
kб – коэффициент, учитывающий бросок емкостного тока электродвигателя при внешних перемежающихся замыканиях на землю. Для РЗ, действующей без выдержки времени, значение этого коэффициента принимается равным 3…4. Для цифровых реле kб = 2. Для повышения чувствительности РЗ допускается принимать уменьшенное значение kотс kб = 1,5…2. Защита при этом выполняется с выдержкой времени 1…2 с.
Защита электродвигателя от замыканий на землю выполняется с помощью токового реле, подключенного к ТТНП и действует на отключение электродвигателя без выдержки времени. Защита минимального напряжения (ЗМН)
Напряжение срабатывания реле минимального напряжения принимается порядка 0,7UНОМ. Выдержки времени на отключение: 0,5…1,5 с – для неответственных электродвигателей, 10-15 с – для ответственных.
28.Устройства АПВ. Назначение ,основные разновидности,требования к устройствам АПВ.Выдержка времениАПВ.
Многолетний опыт эксплуатации линий электропередачи показал, что значительная часть КЗ, вызванных перекрытием изоляции, схлестыванием проводов и другими причинами, при достаточно быстром отключении линий релейной защитой, самоустраняется. При этом электрическая дуга, возникшая в месте КЗ, гаснет, не успев вызвать существенных разрушений, препятствующих повторному включению линий под напряжение. Такие самоустраняющиеся повреждения называются неустойчивыми.
Согласно ПУЭ обязательно применение АПВ – на всех воздушных и смешанных (кабельно-воздушных) линиях напряжением выше 1000 В. АПВ восстанавливает нормальную схему также и в тех случаях, когда отключение выключателя происходит вследствие ошибки персонала или ложного действия РЗ.
Наиболее эффективно применение АПВ на линиях с односторонним питанием, так как в этих случаях каждое успешное действие АПВ восстанавливает питание потребителей.
Классификация АПВ. Основные требования к устройствам АПВ. В эксплуатации получили применение следующие виды АПВ:
трехфазные, осуществляющие включение трех фаз выключателя после его отключения релейной защитой;
однофазные, осуществляющие включение одной фазы выключателя, отключенной релейной защитой при однофазном КЗ;
комбинированные, осуществляющие включение трех фаз при междуфазных повреждениях или одной фазы при однофазных КЗ.
Трехфазные АПВ в свою очередь подразделяются на несколько видов:
простые (ТАПВ),
быстродействующие (БАПВ),
с проверкой наличия напряжения (АПВНН) или отсутствия напряжения (АПВОН),
с ожиданием синхронизма (АПВОС),
с улавливанием синхронизма (АПВУС) и др.
По виду оборудования, на которое действием АПВ повторно подается напряжение, различают:
АПВ линий,
АПВ шин,
АПВ трансформаторов,
АПВ двигателей.
По числу циклов (кратности действия) АПВ различают:
АПВ однократного действия,
АПВ многократного действия.
, (20.1)
где t гп– время готовности привода, которое составляет 0,2-1,0 с для различных типов приводов;
tзап = 0,3-0,5 с – время запаса, учитывающее погрешность реле времени АПВ.