Газовая защита трансформатора (гз)
Газовая защита – это защита от внутренних повреждений трансформатора, сопровождающихся выделением газа, понижением уровня масла в газовом реле или интенсивным движением потока масла из бака трансформатора в расширитель. Все масляные трансформаторы мощностью 1000 кВА и выше имеют газовую защиту.
Для правильной работы ГЗ корпус трансформатора устанавливается с наклоном под углом 1,5…20 в сторону расширителя. Газовое реле устанавливается в рассечку трубопровода между корпусом трансформатора и расширителем. Защита абсолютно селективная и не реагирует на повреждения вне бака трансформатора. ГЗ трансформатора выполняется двухступенчатой:
Первая ступень ГЗ срабатывает при незначительном выделении газа, или понижении уровня масла в газовом реле и с выдержкой времени действует на сигнал.
Вторая ступень ГЗ срабатывает при значительном выделении газа, понижении уровня масла в газовом реле или при интенсивном движении потока масла из бака трансформатора в расширитель, и действует на отключение трансформатора со всех сторон без выдержки времени.
Сверху на корпусе реле находятся кран для отбора проб газа и выпуска воздуха и под защитным колпачком - кнопка опробования исправности газового реле. Нажатие кнопки не до конца хода вызывает срабатывание сигнального контакта реле. Нажатие кнопки опробования до упора вызывает срабатывание отключающего контакта газового реле. Возврат реле происходит автоматически после освобождении кнопки опробования. Кнопку опробования ГЗ удобно использовать при опробовании работы короткозамыкателя и отделителя.
При включении нового трансформатора по мере его нагрева происходит выделение воздуха, растворенного в масле. Он заполняет газовое реле и его необходимо время от времени выпускать. Выводить действие отключающего элемента на отключение до прекращения выделения воздуха не разрешается. Струйный элемент газовой защиты имеет уставку срабатывания по скорости движения газомасляной смеси (диаметр отверстия в заслонке).
При КЗ динамическим воздействием тока обмотки трансформатора сжимаются и посылают толчком масло в расширитель. Сжатию препятствуют клинья которые закрепляют обмотку. Однако со временем клинья усыхают и деформируются, а витки обмотки получают возможность некоторого перемещения. При этом бросок масла становится сильнее и скорость потока масла увеличивается.
Виды повреждений и защита сборных шин и токопроводов. Выбор параметров срабатыврния дифференциальной и токовой защит шин.
К числу наиболее характерных причин, вызывающих к. з. на шинах, следует отнести: перекрытие шинных изоляторов и вводов выключателей; повреждение трансформаторов напряжения и установленных между шинами и выключателями трансформаторов тока; поломка изоляторов разъединителей и воздушных выключателей во время операций с ними; ошибка обслуживающего персонала при переключениях в распределительных устройствах.
В качестве защит на генераторах и трансформаторах служат защиты от внешних к. з., а на линиях — максимальные или дистанционные защиты, однако эти защиты работают при к. з. на шинах с выдержкой времени, имеющей иногда значительную величину.
В таких случаях появляется необходимость в применении специальных защит шин, способных отключать повреждения на них без выдержки времени.
Специальные защиты шин применяются в тех случаях, когда защита присоединений не в состоянии обеспечить необходимого быстродействия или селективности.
. В настоящее время в качестве быстродействующей и селективной защиты шин получила повсеместное распространение защита, основанная на дифференциальном принципе. На трансформаторах и секционных выключателях, питающих шины, у которых отходящие линии имеют реакторы, в качестве специальной защиты шин применяются токовые отсечки и дистанционные защиты.