Рентгеновская спектроскопия поглощения: EXAFS, XANS, NEXAFS
В методах рентгеновской спектроскопии поглощения измеряется коэффициент поглощения в зависимости от энергии падающего излучения
где t — соответственно интенсивность падающего и прошедшего излучения.
Как уже отмечалось, для получения спектров поглощения используется СИ. На рис. приведены типичные спектры поглощения.:
На фоне монотонного снижения ц(Е) с ростом энергии излучения при определенных энергиях коэффициент рентгеновского поглощения резко возрастает. Это резонансное поглощение обусловлено фотоионизацией атомов определенного элемента и лежит в основе метода EXAFS (extended X-ray absorbtion fine structure). В результате фотоионизации кристалла возникают электроны в направлении вдоль и обратно направлению пучка рентгеновского излучения. Для упруго рассеянных электронов рассеяние назад вызывает осцилляции сечения фотоионизации по мере роста энергии фотоэлектрона, и характерная длина волны и энергия излучения соответствуют значениям, кратным расстояниям до ближайших атомов. Чтобы отделить изменение сечения фотоионизации, связанное с самим атомом, от изменения, обусловленного рассеянием соседних атомов, используется функция тонкой структуры
где k — амплитуда волнового вектора фотоэлектрона, суммирование проводится по сфере окружающих ближайших атомов, В^ — расстояние от точки выхода фотоэлектрона до i-оболочки, 2АД,- — фазовый множитель, связанный с путями выхода наружу и возвращения электрона назад к точке испускания, <f>i(k) определяет сдвиг фазы. Если пренебречь ф^к), то Фурье-преобразование х(к) ведет к зависимости с максимумами при Ri, которое есть функция радиального распределения вблизи атома подвергнутого фотоионизации. На рис. 2.22 в, г приведены функция x(Jfc) и ее
Масс-спектрометрия
Частицы с размерами менее 2 нм удобно измерять масс-спектрометром. Схема типичного газового масс-спектрометра показана на рис. 18. Наночастичы ионизируют бомбардировкой электронами, испускаемыми разогретым катодом (f) в ионизационной камере (I). Эти положительные ионы ускоряются разностью потенциалов V между выталкивающей (R) и ускоряющей (А) пластинами, затем фокусируются системой линз L, диафрагмируются щелью S и затем поступают в масс-анализатор. Магнитное поле В анализатора, ориентированное перпендикулярно плоскости рисунка, действует на частицы с силой F =qvB, которая искривляет пучок на 90° с радиусом г, после чего он попадает на коллектор ионов. Отношение массы частицы ткее заряду q дается выражением
Рис. 29. Схема масс-спектрометра, использующего 90° магнитный масс-анализатор. Показаны детали источника ионов: А — ускоряющая пластина, или экстрактор, Е — электронная ловушка, f — нить накаливания, I — ионизационная камера, L — фокусирующие линзы, R — отражатель частиц, S — щели. Магнитное поле в масс-анализаторе перпендикулярно плоскости рисунка.
В, либо ускоряющее напряжение V. Заряд наноразмерных ионов обычно известен, так что практически определяется их масса. Так как материал наночастиц также известен, то определена и их плотность р = m/V, а, следовательно, линейный размер можно оценить как кубический корень из объема:
d = И/3 = (т/рУ/3.
Описанный масс-спектрометр использует стандартную конфигурацию магнитного поля масс-анализатора. Современные масс-спектрометры могут иметь другие конфигурации поля, например квадрупольную, или масс-спектрометр на основе измерения времени пролета, у которого каждый ион получает одинаковую кинетическую энергию mv2/2 во время ускорения в ионизационной камере, так что более легкие ионы движутся быстрее и достигают детектора раньше, чем более тяжелые ионы, обеспечивая таким способом разрешение по массе.
На рис. 30 показан такой время-пролетный масс-спектр для сажи, полученной лазерным испарением мишени, состоящей из лантана и углерода. Верхний масс-спектр (а) на рисунке, полученный на первоначальном неочищенном экстракте сажи, содержит линии нескольких фуллеренов: С60, С70, С76, С78, С82, С84 и LaC82. Последний соответствует эндоэдрическому фуллерену, а именно: С84 с атомом лантана внутри. Второй (б) и третий (в) масс-спектры получены на последовательных стадиях выделения LaC82 из смеси других фуллеренов методом, называемым высокопроизводительной жидкостной хроматографией.
Для получения кристаллографической информации о приповерхностных слоях материала используется методика дифракции низкоэнергетических электронов. Так как электроны малых энергий (10-100 эВ) проникают в образец лишь очень
Рис. 30. Время-пролетный масс-спектр сажи, образованной при лазерном испарении лантано-углеродной мишени, демонстрирующий наличие фуллеренов С60, С70, С76, С78, С82, С84 и LaC82. Спектры относятся к первоначальному экстракту сажи (а), фракции, выделенной на хроматографиче-ской колонке (б), второй фракции, полученной из первой после разделения в другой колонке с целью выделения эндоэдре-ческого фуллерена LaC82 (в).
неглубоко, дифракционная картина отражает положение атомов в поверхностном слое. Если в образовании дифракционной картины участвуют и другие слои атомов, вклад глубже лежащих слоев имеет меньшую интенсивность. Электронный пучок ведет себя как волна и отражается от кристаллографических плоскостей аналогично рентгеновскому пучку. Его длина волны l , называемая длиной волны де Бройля, зависит от энергии Е, выраженной в электронвольтах, следующим образом: что отличается от уравнения для рентгеновских лучей. Так, электрон с энергией 25.2 эВ имеет длину волны де Бройля l , равную длине связи Ga — As в арсениде галлия (0,2442 нм), где постоянная решетки а = 0,565 нм. Видно, что электроны низких энергий хорошо подходят для дифракционных методов измерения. Другим способом определения постоянной решетки приповерхностного слоя является дифракция высокоэнергичных электронов под скользящими углами, при которых проникновение луча под поверхность минимально. Когда в в условии Брэгга-Вульфа мал, l так же должна быть малой, а энергия Е большой, отсюда и необходимость в высокоэнергичных электронах при дифракции под малыми углами.
Фотоэмиссия и рентгеновская спектроскопия
Фотоэмиссионная спектроскопия (ФЭС) измеряет распределение энергий электронов, вылетающих из атомов и молекул с разным зарядом и в разных энергетических состояниях. Вещество, облучаемое ультрафиолетовыми (УФ) или рентгеновскими фотонами, может испускать электроны, называемые фотоэмиссионными. Они могли находиться на разных энергетических уровнях в атоме и получить кинетическую энергию Еь равную разности между энергией падающего фотона hvph и ионизационной энергией Eion соответствующего атомного уровня, то есть энергией, необходимой для удаления электрона из своего атома на бесконечность.
Ek = hvph-Eion
Схема фотоэлектронного спектрометра представлена на рис. 20 Рентгеновский пучок падает на образец (левая нижняя часть рисунка) и выбивает фотоэмиссионные электроны, проходящие через анализатор скоростей, в котором электроны, попавшие в него через левую (входную) щель, только имея скорость в очень узком диапазоне могут находится на траекториях, заканчивающихся на правой (выходной) щели и попадать в детектор, находящийся за ней. Таким образом, детектор измеряет количество испущенных электронов, получивших определенную кинетическую энергию. Для энергий, удовлетворяющих основному условию, это количество может быть весьма значительным.
Величины потенциалов ионизации энергетических уровней атомов или молекулярных ионов в валентной зоне отражают возмущение уровней отдельных атомов окружающей решеткой (кристаллическим полем), так что данные фотоэмиссии несут информацию об этом поле. Другие родственные методики, такие как обращенная фотоэмиссионная спектроскопия (IPS), изохроматическая спектроскопия Бремштраллунга (BIS), спектроскопия потерь энергии электронами (EELS), спектроскопия Оже электронов, предоставляют похожую информацию.
Рис.31. Рентгеновский фотоэлектронный спектрометр. Фотоны hv, порожденные рентгеновской трубкой, падают на образец и выбивают из него фотоэлектроны ё~, попадающие затем в анализатор скоростей. Прошедшие через него электроны фокусируются на детекторе.
В качестве примера использования рентгеновской фотоэмиссионной спектроскопии можно привести измерение отношения количеств галлия и азота в образце GaN по измерению интенсивности пиков 3d в Ga с энергией 1,1185 кэВ и Is в N с энергией 0,3975 кэВ, что дало средний состав Ga0 95N. Исследование рентгеновской Переходы внутренних глубоколежащих электронов с уровня пх на и2 дают частоты, которые можно оценить по хорошо известной формуле Ридберга : где Z — атомное число, другие символы имеют свое обычное значение. Зависимость частоты v от атомного числа для линии К самого нижнего рентгеновского перехода с пх = 1 на п2 = 2 фотоэмиссии 10-нанометровых частиц InP показало асимметричную линию 3d5/2, приведенную на рис. 3.30а, анализ которой позволил обнаружить суперпозицию двух линий. Основная линия на 444,6 эВ относится к индию в InP, а более слабая на 442,7 - к индию в оксиде 1п203. Линия 2р фосфора на рис. демонстрирует два хорошо разрешаемых пика, один — от InP, а второй — от разных оксидов фосфора.называется законом Мозли. Множитель (Z— 1) появился в числителе вместо Zh3-за экранирования заряда ядра одним оставшимся в состоянии nl = 1 электроном, что понижает эффективный заряд ядра до Z — 1. Аналогичное соотношение можно использовать и для следующей по энергии линии La, соответствующей переходу между пх - 2 и п2 = 3. Измерения на основе закона Мозли могут обеспечить информацию об атомарном составе наноматериалов почти для всех, за исключением самых легких элементов. Энергии ионизации внешних электронных оболочек атомов в большей степени зависят от количества электронов на незаполненных оболочках, чем от атомного номера, как можно видеть на рис. 22. Эти энергии лежат в видимом или ближнем ультрафиолетовом диапазоне.
Высокоэнергетический фотон способен удалить электрон с любого уровня атома, энергия ионизации которого меньше энергии падающего фотона. Когда энергия фотона становится меньше максимального потенциала ионизации, соответствующего К-оболочке, электроны с п = 1 более не могут быть удалены, и коэффициент поглощения рентгеновского излучения резко падает. Он, однако, не падает до нуля, так как энергии фотонов все еще достаточно для возбуждения электронов с п = 1 на верхние незанятые уровни, такие как 3d или Ар, или для выбивания электронов с L (п = 2), М (п
Рис. 33. Схема энергетических уровней атома молибдена. Показаны рентгеновские переходы KvlL серий.
и других оболочек. Резкое падение коэффициента поглощения называют краем поглощения. В данном случае — это край А'-поглощения. Из анализа относительных расстояний между энергетическими уровнями, показанными на рис. 33, ясно, что переходы этого типа по энергиям близки к энергии ионизации, так что они определяют то, что называется "тонкой структурой края поглощения". Она дает информацию о состоянии связей рассматриваемого атома. Разрешение отдельных переходов в этой тонкой структуре может быть улучшено при использовании поляризованного рентгеновского излучения. Для изучения тонкой структуры имеется еще несколько родственных методик спектроскопии поглощения рентгеновского излучения.
Другим способом получения информации о границе поглощения является спектроскопия электронных энергетических потерь. Она заключается в облучении тонкой пленки исследуемого вещества
График измеренной интенсивности как функции поглощенной энергии содержит пики при энергиях связи различных электронов в образце. Аналогом оптических и рентгеновских экспериментов с поляризованным излучением здесь является спектроскопия на разных направлениях изменения импульса Ар рассеянных электронов моноэнергетическим пучком электронов с энергией, скажем, 170 кэВ. При прохождении сквозь пленку электроны обмениваются импульсом с решеткой и теряют энергию при возбуждении или ионизации атомов. Поглощенная энергия Eabs измеряется с помощью анализатора скоростей электронов. Эта энергия соответствует переходам, типа показанных на рис. 3.33, и равна разности кинетических энергий падающего Е0 и рассеянного Esc электронов по отношению к кристаллографическим осям кристалла.
Рис. 34. ЯМР-спектр фуллерена С70 обогащенного С. Пять ЯМР-линий (спектр сверху) от атомов углерода, обозначенных а, Ь, с, d, е на схеме молекулы в правой нижней части рисунка, имеют отношение интенсивностей 10:10:20:20:10, что соответствует количеству атомов таких типов в молекуле фуллерена. Так называемый двумерный ЯМР-спектр в нижней левой части рисунка, являющийся диаграммой зависимости константы спин-спинового взаимодействия в единицах частоты от химического сдвига, выраженного в миллионных долях (ррт), содержит дублеты, соответствующие указанным углерод-углеродным связям. Шкала химического сдвига в ррт (снизу) относится и к обычному ЯМР-спектру (вверху), и к его двумерному представлению (снизу). Одна из ЯМР-линий появилась из-за присутствия примеси фуллерена С60.
Этот вектор Ар играет роль электрического поляризационного вектора Е в фотонной спектроскопии. Такая методика позволяет улучшить разрешение пиков поглощения.
Магнитный резонанс
Другой ветвью спектроскопии, предоставляющей информацию о наноструктурах, является магнитный резонанс, включающий в себя исследование микроволновых и радиочастотных переходов. Большинство измерений магнитного резонанса производится в довольно сильных магнитных полях, обычно В ~ 0,33 Тл (3300 Гс) для электронного парамагнитного резонанса (ЭПР) и В = 1—10 Тл для ядерного магнитного резонанса (ЯМР). Далее рассматривается
Рис. 25 Спектр электронного парамагнитного резонанса эндоэдрального фулле-рена LaC82, растворенного в толуоле при 220 К. Неспаренный электрон, делокализованный по углеродной клетке, взаимодействует с ядерным спином I = 7/2 лантана, находящегося внутри этой клетки, что и приводит к наблюдаемому сверхтонкому мультиплету из восьми линий.
несколько типов магнитного резонанса.
ЯМР-взаимодействие ядра с ненулевым спином и магнитного поля Варр приводит к расщеплению каждого уровня ядра на 21 + 1 подуровня с энергиями
где у — гиромагнитное отношение, характеризующее ядро, a m принимает целые или полуцелые значения в диапазоне — / < т < +1 в зависимости от того, является ли полный спин ядра целым либо полуцелым. Величина у чувствительна к локальному химическому окружению ядра. Такой химический сдвиг у обычно приводят в относительном виде д = (у — Ук)/уц, где yR — базовая величина. Химические сдвиги очень малы и обычно приводятся в миллионных долях (ррш). Наиболее удобными ядрами для изучения являются ядра со спином /= 1/2, такие как Н, l9F, 31Р и 13С; последний приведенный изотоп имеет относительную распространенность всего 1,1%.
Молекулы фуллеренов, такие как С60 и С70, обсуждаются в Главе 5. Хорошо изученная молекула С60 имеет форму футбольного мяча с 12-ю правильными пятиугольниками и 20-ю шестиугольниками. То, что все атомы в ней эквивалентны, было недвусмысленно зафиксировано с помощью ЯМР-спектра |3С, демонстрирующего одну узкую линию. В противоположность этому, фуллерен С70, имеющий форму мяча для регби и состоящий из 12-ти пятиугольников (из них 2 правильных) и 25-ти шестиугольников, включает пять типов атомов углерода, что подтверждается 13С ЯМР-спектром, представленным на рис. 3.34. Пять ЯМР-ли-ний от а, Ь, с, d и е углерода, показанные на верхнем графике, имеют отношения интенсивностей 1:1:2:2:1, что соответствует количеству атомов каждого типа в молекуле. Таким образом, ЯМР обеспечил независимое подтверждение структуры этих двух фуллеренов.
Электронный парамагнитный резонанс, иногда называемый электронно-спиновым резонансом, позволяет обнаружить неспаренные
Уравнения 3.15 и 3.16 связаны посредством выражения guB = hy. Если неспаренный электрон взаимодействует с ядерным спином величиной /, возникает сверхтонкое расщепление линии на 21+1 линий с энергиями электроны в ионах переходных элементов, особенно с нечетным количеством электронов, таких как Си2+ (3d9) и Gd3+ (4f7), а также свободные радикалы, связанные, например, с дефектами или радиационными повреждениями. Энергии и резонансные частоты в ЭПР на три порядка больше, чем для ЯМР при том же магнитном поле. Для энергии используется другая запись Ет = gjuBBappm, гдецв — магнетон Бора, a g — безразмерный множитель, равный 2.0023 для свободного электрона. Для неспаренного электрона, имеющего спин S — 1/2, ЭПР измеряет разность энергий АЕ = Еу2 — Е_1/2 между уровнями с т = ±1/2, давая одну линию на шкале энергии
где А — постоянная сверхтонкого взаимодействия, а т, принимает 21+1 значений в диапазоне. На рис. 3.35 показан пример ЭПР-спектра для эндоэд-рического фуллерена LaC82, обнаруженного на масс-спектре, показанном на рис. 3.9. Атом лантана внутри клетки С82 обладает ядерным спином I = 7/2. Неспаренный электрон, делокализованный по клетке С82 фуллерена, взаимодействует с этим спином с образованием сверхтонкого мультиплета из восьми линий (октета), показанного на рисунке.
ЭПР-спектроскопия применяется для изучения электронов проводимости в металлических наночастицах, обнаружения электронов проводимости в нанотрубках и определения того, является ли трубка металлической или полупроводниковой с очень узкой щелью, выявления кислородных вакансий в коллоиде полупроводниковых нанокластеров ТЮ2 и т.д. Методы ЭПР помогли прояснить переходы с резонансным переворачиванием спинов и уровни Ландау в квантовых точках.
Для создания новых наноструктурированных биоматериалов исследуется структура и организация супрамолекулярных ансамблей путем изучения взаимодействия белков с фосфолипидными двойными слоями. Это можно удобно проделать прикрепив спиновую метку (например, парамагнитную нитроксидную группу) к липиду а затем, используя ЭПР, отследить ограничения движения спиновой метки, возникающие из-за фосфолипидов, связанных с созданными на мембранах белковыми участками.
Микроволны также могут нести полезную информацию о материале при использовании их в нерезонансных условиях без приложенного магнитного поля. Например, энергетические щели, появляющиеся в микроволновой области, можно оценить по частотной зависимости поглощения микроволнового сигнала.
Микроволны используются и для изучения влияния фотонов на одноэлектронное туннелирование и кулоновскую блокаду в квантовых точках.