Вращающиеся (поворотные) трансформаторы.

На статоре и роторе вращающегося трансформатора (ВТ) размещается по две распределенных обмотки, магнитные оси которых взаимно пер­пендикулярны (рис. 2-14). Ротор ВТ может поворачиваться на некоторый произвольный по отношению к статору угол. Статор обычно закрепляется неподвижно, а ротор механически соединя­ется с подвижной частью ОУ, поворот которого нужно преобра­зовать в электрический сигнал. Так же как и сельсины, ВТ могут быть контактными и бесконтактными.

Принцип действия ВТ основан на изменении коэффициентов взаимоиндукции между обмотками статора и ротора при повороте ротора. В качестве датчиков угла используются ВТ, у которых за­висимость коэффициентов взаимоиндукции от угла поворота ротора α соответствует закону синуса и косинуса,— синусно-косинусные вращающиеся трансформаторы, (СКВТ), и ВТ, у которых эта зависимость линейная,— линейные вращающиеся трансформаторы (ЛВТ). У СКВТ ширина линейной зоны (с точностью до 1 %) составляет ±14°, а у ЛВТ ±60°.

В зависимости от схемы включения выходным сигналом ВТ может быть амплитуда переменного напряжения или угол сдвига фаз между двумя напряжениями. Соответственно этому режим работы ВТ называется или амплитудным, или режимом фазовращателя.

Вращающиеся (поворотные) трансформаторы. - student2.ru

В амплитудном режиме ВТ на одну из роторных (или статорных) обмоток ВТ подается постоянное по амплитуде напряжение-напряжение возбуждения. При этом возникает пульсирующий маг­нитный поток, ось которого совпадает с осью обмотки, находящей­ся под напряжением возбуждения. Этот поток индуцирует во, вто­ричных обмотках статора (или ротора) ЭДС, пропорциональные синусу или косинусу угла поворота ротора (для СКВТ):

При использовании СКВТ в качестве датчика угла выходное напряжение снимают только с синусной обмотки, так как в этом случае статическая характеристика датчика получается реверсив­ной и линейной (в диапазоне ±14°).

Линейные вращающиеся трансформаторы представляют собой синусные ВТ, обмотки которых включают по специальной схеме, а коэффициент трансформации (отношение ЭДС вторичной обмот­ки к напряжению обмотки возбуждения) равен 0,536. Характерис­тика ЛВТ реверсивная и линейная (в диапазоне ±60°).

В режиме фазовращателя используются СКВТ.

Вращающиеся (поворотные) трансформаторы. - student2.ru

Принципиальная схе­ма включения СКВТ в режиме фазовращателя.

Статорные обмотки включаются в систему двух питающих на­пряжений со сдвигом фаз 90°.

Благодаря этому возникает круговое вращающееся магнитное поле, которое перемещается в пространстве с угловой частотой ω. При этом в роторных обмотках СКВТ индуцируются ЭДС, имеющие такую же частоту, по сдвинутые по фазе относительно питающего напряжения на угол, который зависит or угла поворота ротора СКВТ φ. Таким обра­зом, в режиме фазовращателя СКВТ является датчиком, преобра­зующим угол поворота в фазовый угол синусоидального напряжения. Такая схема сложнее, но имеет выше помехоустойчивость, чем в ам­плитудном режиме.

При использовании СКВТ в качестве датчика угла выходное напряжение снимают только с синусной обмотки, так как в этом случае статическая характеристика датчика получается реверсив­ной и линейной (в диапазоне ±14°).

Для повышения точности преобра­зования применяются ВТ с электрической редукцией. Принцип электри­ческой редукции заключается в том, что за малый угол поворота ротора амплитуда или фаза выходного напряжения изменяется на один пе­риод, а при повороте ротора на 360° число периодов равно коэффициенту электрической редукции.

Электромагнитные реле.

Электромагнитными называют реле, преобразующие электри­ческий сигнал в перемещение якоря электромагнита, которое вы­зывает замыкание или размыкание контактов. Электромагнитные реле можно рассматривать как один из видов электрических уси­лителей, так как мощность сигнала, необходимого для срабатывания реле, может быть существенно меньше мощности электриче­ской цепи, которой управляют контакты реле. Электромагнитные реле подразделяются на реле постоянного и переменного тока. Реле постоянного тока могут быть нейтральными и поляризованными. Нейтральные реле работают независимо от направления (поляр­ности) тока в обмотке. Поляризованные реле работают по-раз­ному, в зависимости от направления поступившего на обмотку тока.

Электромагнитное нейтральное реле по конструкции может быть трех видов: с поворотным якорем, с втяжным якорем и с герметизированным магнитоуправляемым контактом (герконом).

В реле с поворотным якорем (рис а) в выключенном со­стоянии якорь 2 находится под действием возвратной пружины 1 и занимает верхнее положение. При этом средний контакт 3, связанный с якорем реле, замкнут с контактом 4 (размыкающий кон­такт). Контакт 5 в этом положении разомкнут (замыкающий кон­такт). Если подать ток в обмотку 6, то возникнет магнитный по­ток Ф, замыкающийся по сердечнику (магнитопроводу) 7, якорю 2 и воздушному зазору б. Магнитный поток намагничивает якорь, при этом возникает электромагнитная сила.

Вращающиеся (поворотные) трансформаторы. - student2.ru

где k— коэффициент пропорциональности; I—ток в обмотке;

w — число витков обмотки; 6 — воздушный зазор между якорем и сердечником.

Под действием электромагнитной силы якорь поворачивается и переключает контакты. Этот этап работы реле называется сра­батыванием. При выключении тока электромагнитная сила исче­зает и под действием возвратной пружины якорь вернется в исход­ное положение. Этот этап работы реле называется отпусканием. Контакты реле закрепляют обычно на плоских пружинах (контактные пружины). Это обеспечивает упругое соударение контактов при срабатывании и необходимое контактное давление.

Реле с герконом:

Вращающиеся (поворотные) трансформаторы. - student2.ru

Имеют самую простую конструк­цию: геркон 1 (или герконы) размещаются внутри катушки 2 (об­мотки) реле. Геркон представляет собой миниатюрную стеклянную трубку 3 (баллон) с впаянными внутри нее двумя контактными пружинами из магнитомягкого ферромагнитного материала (пермаллоя). Контактные пружины одновременно выполняют функции якоря, сердечника (магнитопровода), контактов и возвратной пру­жины. Концы пружин покрывают тонким слоем серебра, золота или родия для обеспечения надежного контакта при соприкосно­вении пружин. Внутри баллона геркона создается либо вакуум, либо это пространство заполняется инертным газом (азот, аргон). При подаче тока в обмотку реле возникает магнитный поток, на­магничивающий контактные пружины геркона. Между ними воз­никает электромагнитная сила Fэ, и контакты замыкаются. Реле с герконом отличаются повышенной надежностью, долговечностью и большими быстродействием, чем реле с поворотным и втяжным якорем, Недостатками этих реле являются небольшая мощность, которой могут управлять контакты геркона, и влияние внешних магнитных полей, способных вызвать ложное срабатывание геркона,

Герконы могут применяться и самостоятельно в концевых выключателях, дискретных датчиках положения, кнопочных и клавишных выключателях, используемых в пультах управления ЦВМ и т. д. Управление замыканием герконов в этом случае осуществляется от небольших постоянных магнитов, закрепляемых на подвижной части конструкции кнопки, выключателя и т, п. При приближении постоянного магнита к геркону на определенное расстояние контактные пружины геркона намагничиваются и, взаимно притягиваясь под действием электромагнитной силы, замыкают укрепляемую электрическую цепь.

Поляризованные реле в отличие от нейтральных реагируют не только на значение, но и на направление (полярность) тока в обмотке. Поляризация реле осуществляется от постоянного магнита 1. Магнитный поток Фм, создаваемый магнитом, проходит по якорю 2 и разделяется на два потока: Ф1 иФ2

Вращающиеся (поворотные) трансформаторы. - student2.ru

Электромагнитные муфты.

Электромеханические муфты служат для передачи движения от одного вала к другому по сигналам управления, т. е. их можно рассматривать как дистанционно управляемые выключатели ме­ханического движения. С помощью электромеханических муфт можно осуществить быстрое соединение или рассоединение и торможение элементов конструкции электропривода или объекта управления. Некоторые виды муфт позволяют плавно регулиро­вать частоту вращения и момент, передаваемый на ведомый вал. Муфты конструируют так, чтобы в случае резкого увеличения на­грузки (Мн > Мвр) происходило проскальзывание между веду­щим и ведомым элементами конструкции муфты. Это защищает двигатель от вынужденной остановки во включенном состоянии (что обычно приводит к аварии двигателя).

Электромеханические муфты широко используются в электро­механических приборах, лентопротяжных механизмах, в станках с ЧПУ, автоматических манипуляторах, цифропечатающих устрой­ствах ЦВМ и т. д.

В зависимости от характера связи между ведущим и ведомым элементами конструкции электромеханические муфты делятся на муфты с механической связью и муфты со связью через магнит­ное поле (индукционные). В муфтах с механической связью вра­щающий момент от ведущего вала к ведомому передаются за счет трения — сухого или вязкого.

Электромеханические муфты сухого трения получили название фрикционных (рис. 4-3). Двигатель привода 1 непрерывно вращает ведущий вал с диском 2. При выключенном состоянии движение на ведомый диск 8 не передается, так как якорь электромагнита 5 за счет возвратной пружины 4 находится в правом положении и между дисками 2 и 3 существует воздушный промежуток—зазор.

При включении муфты ток, протекающий по обмотке электромагнита 6, создает магнитное поле и электромагнитную силу F втягивающую якорь внутрь обмотки. Ведомый диск с валом при­жимается к ведущему диску и начинает вращаться, передавая движение на объект управления 7. Вращающий момент, переда­ваемый такой муфтой, зависит от коэффициента трения между ве­дущим и ведомым дисками.

Вращающиеся (поворотные) трансформаторы. - student2.ru

Фрикционная муфта с сухим трением

Пространство между полумуфтами 1 и 2 заполнено ферромагнитной средой 3, состоя­щей, например, из смеси порошка карбонильного или кремни­стого железа и смазывающего вещества (тальк, графит, масло), улучшающего проскальзывание полумуфт при холостом ходе и уменьшающего истирание ферропорошка.

При подаче тока в обмотку 4 ведущей полумуфты 1 возникаю­щее магнитное поле намагничивает отдельные частички железа, которые слипаются между собой, и вязкость ферромагнитной среды 3 увеличивается. Ведомая полумуфта 2 начинает вращаться, передавая движение и объект управления. По мере увеличения тока в обмотке 4 увеличиваются вязкость ферромагнитной среды (среда «твердеет»), сила вязкого трения и значение момента, пе­редаваемого на ведомый диск и вал. Таким образом, фрикционные муфты с вязким трением являются управляемыми, позволяющими плавно регулировать передаваемый вращающий момент, а следо­вательно, и частоту вращения ведомого вала и ОУ.

Достоинствами фрикционных муфт с вязким трением по сравне­нию с муфтами сухого трения являются большие быстродейст­вие, КПД, срок службы, а также возможность плавного регули­рования передаваемого момента. Недостатками—сложность конструкции, утечка ферромагнитной среды через уплотнение, не­обходимость периодической смены ферромагнитного наполнителя (в среднем через 400—500 ч работы) ввиду постепенного окисле­ния и разрушения зерен ферропорошка.

К муфтам со связью через магнитное поле относятся гистерезисные, индукционные (асинхронные и синхронные) и конденса­торные. Эти муфты обладают высокими надежностью, долговеч­ностью, быстродействием, а также возможностью плавно регули­ровать передаваемый вращающий момент.

Вращающиеся (поворотные) трансформаторы. - student2.ru

Асинхронная муфта

На рис. изображена конструкция асинхронной муфты (муфта скольжения). Ведущий вал 4 вращает индуктор, состоя­щий из магнитопровода 3 и катушки возбуждения 2. К индуктору через щетки 5 и контактные кольца 6 подводится во время работы постоянное напряжение L/в. Возникающий магнитный поток замы­кается через воздушный зазор и якорь 1.

В результате взаимодействия токов, индуцирующихся в якоре при вращении индуктора, и создаваемого его обмоткой 2 магнит­ного потока Ф возникает вращающий момент. Якорь начинает вращаться вслед за индуктором и вращать ведомый вал 7. По принципу действия этой муфты необходимо, чтобы якорь вращался несколько медленнее, чем индуктор, так как в противном случае в якоре не будут индицироваться токи и исчезнет вращающий мо­мент. Разность между частотой вращения индуктора (и связан­ного с ним ведущего вала) и частотой вращения ведомого вала называется скольжением, а муфты такого типа часто называют муфтами скольжения.

Достоинствами рассмотренной асинхронной муфты являются высокие надежность, долговечность (срок службы), а также воз­можность плавно регулировать передаваемый момент за счет из­менения напряжения Uв, подводимого к обмотке возбуждения ин­дуктора. Подобные муфты изготавливаются для передачи мощности от нескольких ватт до тысяч киловатт.

Наши рекомендации