Вращающиеся (поворотные) трансформаторы.
На статоре и роторе вращающегося трансформатора (ВТ) размещается по две распределенных обмотки, магнитные оси которых взаимно перпендикулярны (рис. 2-14). Ротор ВТ может поворачиваться на некоторый произвольный по отношению к статору угол. Статор обычно закрепляется неподвижно, а ротор механически соединяется с подвижной частью ОУ, поворот которого нужно преобразовать в электрический сигнал. Так же как и сельсины, ВТ могут быть контактными и бесконтактными.
Принцип действия ВТ основан на изменении коэффициентов взаимоиндукции между обмотками статора и ротора при повороте ротора. В качестве датчиков угла используются ВТ, у которых зависимость коэффициентов взаимоиндукции от угла поворота ротора α соответствует закону синуса и косинуса,— синусно-косинусные вращающиеся трансформаторы, (СКВТ), и ВТ, у которых эта зависимость линейная,— линейные вращающиеся трансформаторы (ЛВТ). У СКВТ ширина линейной зоны (с точностью до 1 %) составляет ±14°, а у ЛВТ ±60°.
В зависимости от схемы включения выходным сигналом ВТ может быть амплитуда переменного напряжения или угол сдвига фаз между двумя напряжениями. Соответственно этому режим работы ВТ называется или амплитудным, или режимом фазовращателя.
В амплитудном режиме ВТ на одну из роторных (или статорных) обмоток ВТ подается постоянное по амплитуде напряжение-напряжение возбуждения. При этом возникает пульсирующий магнитный поток, ось которого совпадает с осью обмотки, находящейся под напряжением возбуждения. Этот поток индуцирует во, вторичных обмотках статора (или ротора) ЭДС, пропорциональные синусу или косинусу угла поворота ротора (для СКВТ):
При использовании СКВТ в качестве датчика угла выходное напряжение снимают только с синусной обмотки, так как в этом случае статическая характеристика датчика получается реверсивной и линейной (в диапазоне ±14°).
Линейные вращающиеся трансформаторы представляют собой синусные ВТ, обмотки которых включают по специальной схеме, а коэффициент трансформации (отношение ЭДС вторичной обмотки к напряжению обмотки возбуждения) равен 0,536. Характеристика ЛВТ реверсивная и линейная (в диапазоне ±60°).
В режиме фазовращателя используются СКВТ.
Принципиальная схема включения СКВТ в режиме фазовращателя.
Статорные обмотки включаются в систему двух питающих напряжений со сдвигом фаз 90°.
Благодаря этому возникает круговое вращающееся магнитное поле, которое перемещается в пространстве с угловой частотой ω. При этом в роторных обмотках СКВТ индуцируются ЭДС, имеющие такую же частоту, по сдвинутые по фазе относительно питающего напряжения на угол, который зависит or угла поворота ротора СКВТ φ. Таким образом, в режиме фазовращателя СКВТ является датчиком, преобразующим угол поворота в фазовый угол синусоидального напряжения. Такая схема сложнее, но имеет выше помехоустойчивость, чем в амплитудном режиме.
При использовании СКВТ в качестве датчика угла выходное напряжение снимают только с синусной обмотки, так как в этом случае статическая характеристика датчика получается реверсивной и линейной (в диапазоне ±14°).
Для повышения точности преобразования применяются ВТ с электрической редукцией. Принцип электрической редукции заключается в том, что за малый угол поворота ротора амплитуда или фаза выходного напряжения изменяется на один период, а при повороте ротора на 360° число периодов равно коэффициенту электрической редукции.
Электромагнитные реле.
Электромагнитными называют реле, преобразующие электрический сигнал в перемещение якоря электромагнита, которое вызывает замыкание или размыкание контактов. Электромагнитные реле можно рассматривать как один из видов электрических усилителей, так как мощность сигнала, необходимого для срабатывания реле, может быть существенно меньше мощности электрической цепи, которой управляют контакты реле. Электромагнитные реле подразделяются на реле постоянного и переменного тока. Реле постоянного тока могут быть нейтральными и поляризованными. Нейтральные реле работают независимо от направления (полярности) тока в обмотке. Поляризованные реле работают по-разному, в зависимости от направления поступившего на обмотку тока.
Электромагнитное нейтральное реле по конструкции может быть трех видов: с поворотным якорем, с втяжным якорем и с герметизированным магнитоуправляемым контактом (герконом).
В реле с поворотным якорем (рис а) в выключенном состоянии якорь 2 находится под действием возвратной пружины 1 и занимает верхнее положение. При этом средний контакт 3, связанный с якорем реле, замкнут с контактом 4 (размыкающий контакт). Контакт 5 в этом положении разомкнут (замыкающий контакт). Если подать ток в обмотку 6, то возникнет магнитный поток Ф, замыкающийся по сердечнику (магнитопроводу) 7, якорю 2 и воздушному зазору б. Магнитный поток намагничивает якорь, при этом возникает электромагнитная сила.
где k— коэффициент пропорциональности; I—ток в обмотке;
w — число витков обмотки; 6 — воздушный зазор между якорем и сердечником.
Под действием электромагнитной силы якорь поворачивается и переключает контакты. Этот этап работы реле называется срабатыванием. При выключении тока электромагнитная сила исчезает и под действием возвратной пружины якорь вернется в исходное положение. Этот этап работы реле называется отпусканием. Контакты реле закрепляют обычно на плоских пружинах (контактные пружины). Это обеспечивает упругое соударение контактов при срабатывании и необходимое контактное давление.
Реле с герконом:
Имеют самую простую конструкцию: геркон 1 (или герконы) размещаются внутри катушки 2 (обмотки) реле. Геркон представляет собой миниатюрную стеклянную трубку 3 (баллон) с впаянными внутри нее двумя контактными пружинами из магнитомягкого ферромагнитного материала (пермаллоя). Контактные пружины одновременно выполняют функции якоря, сердечника (магнитопровода), контактов и возвратной пружины. Концы пружин покрывают тонким слоем серебра, золота или родия для обеспечения надежного контакта при соприкосновении пружин. Внутри баллона геркона создается либо вакуум, либо это пространство заполняется инертным газом (азот, аргон). При подаче тока в обмотку реле возникает магнитный поток, намагничивающий контактные пружины геркона. Между ними возникает электромагнитная сила Fэ, и контакты замыкаются. Реле с герконом отличаются повышенной надежностью, долговечностью и большими быстродействием, чем реле с поворотным и втяжным якорем, Недостатками этих реле являются небольшая мощность, которой могут управлять контакты геркона, и влияние внешних магнитных полей, способных вызвать ложное срабатывание геркона,
Герконы могут применяться и самостоятельно в концевых выключателях, дискретных датчиках положения, кнопочных и клавишных выключателях, используемых в пультах управления ЦВМ и т. д. Управление замыканием герконов в этом случае осуществляется от небольших постоянных магнитов, закрепляемых на подвижной части конструкции кнопки, выключателя и т, п. При приближении постоянного магнита к геркону на определенное расстояние контактные пружины геркона намагничиваются и, взаимно притягиваясь под действием электромагнитной силы, замыкают укрепляемую электрическую цепь.
Поляризованные реле в отличие от нейтральных реагируют не только на значение, но и на направление (полярность) тока в обмотке. Поляризация реле осуществляется от постоянного магнита 1. Магнитный поток Фм, создаваемый магнитом, проходит по якорю 2 и разделяется на два потока: Ф1 иФ2
Электромагнитные муфты.
Электромеханические муфты служат для передачи движения от одного вала к другому по сигналам управления, т. е. их можно рассматривать как дистанционно управляемые выключатели механического движения. С помощью электромеханических муфт можно осуществить быстрое соединение или рассоединение и торможение элементов конструкции электропривода или объекта управления. Некоторые виды муфт позволяют плавно регулировать частоту вращения и момент, передаваемый на ведомый вал. Муфты конструируют так, чтобы в случае резкого увеличения нагрузки (Мн > Мвр) происходило проскальзывание между ведущим и ведомым элементами конструкции муфты. Это защищает двигатель от вынужденной остановки во включенном состоянии (что обычно приводит к аварии двигателя).
Электромеханические муфты широко используются в электромеханических приборах, лентопротяжных механизмах, в станках с ЧПУ, автоматических манипуляторах, цифропечатающих устройствах ЦВМ и т. д.
В зависимости от характера связи между ведущим и ведомым элементами конструкции электромеханические муфты делятся на муфты с механической связью и муфты со связью через магнитное поле (индукционные). В муфтах с механической связью вращающий момент от ведущего вала к ведомому передаются за счет трения — сухого или вязкого.
Электромеханические муфты сухого трения получили название фрикционных (рис. 4-3). Двигатель привода 1 непрерывно вращает ведущий вал с диском 2. При выключенном состоянии движение на ведомый диск 8 не передается, так как якорь электромагнита 5 за счет возвратной пружины 4 находится в правом положении и между дисками 2 и 3 существует воздушный промежуток—зазор.
При включении муфты ток, протекающий по обмотке электромагнита 6, создает магнитное поле и электромагнитную силу F втягивающую якорь внутрь обмотки. Ведомый диск с валом прижимается к ведущему диску и начинает вращаться, передавая движение на объект управления 7. Вращающий момент, передаваемый такой муфтой, зависит от коэффициента трения между ведущим и ведомым дисками.
Фрикционная муфта с сухим трением
Пространство между полумуфтами 1 и 2 заполнено ферромагнитной средой 3, состоящей, например, из смеси порошка карбонильного или кремнистого железа и смазывающего вещества (тальк, графит, масло), улучшающего проскальзывание полумуфт при холостом ходе и уменьшающего истирание ферропорошка.
При подаче тока в обмотку 4 ведущей полумуфты 1 возникающее магнитное поле намагничивает отдельные частички железа, которые слипаются между собой, и вязкость ферромагнитной среды 3 увеличивается. Ведомая полумуфта 2 начинает вращаться, передавая движение и объект управления. По мере увеличения тока в обмотке 4 увеличиваются вязкость ферромагнитной среды (среда «твердеет»), сила вязкого трения и значение момента, передаваемого на ведомый диск и вал. Таким образом, фрикционные муфты с вязким трением являются управляемыми, позволяющими плавно регулировать передаваемый вращающий момент, а следовательно, и частоту вращения ведомого вала и ОУ.
Достоинствами фрикционных муфт с вязким трением по сравнению с муфтами сухого трения являются большие быстродействие, КПД, срок службы, а также возможность плавного регулирования передаваемого момента. Недостатками—сложность конструкции, утечка ферромагнитной среды через уплотнение, необходимость периодической смены ферромагнитного наполнителя (в среднем через 400—500 ч работы) ввиду постепенного окисления и разрушения зерен ферропорошка.
К муфтам со связью через магнитное поле относятся гистерезисные, индукционные (асинхронные и синхронные) и конденсаторные. Эти муфты обладают высокими надежностью, долговечностью, быстродействием, а также возможностью плавно регулировать передаваемый вращающий момент.
Асинхронная муфта
На рис. изображена конструкция асинхронной муфты (муфта скольжения). Ведущий вал 4 вращает индуктор, состоящий из магнитопровода 3 и катушки возбуждения 2. К индуктору через щетки 5 и контактные кольца 6 подводится во время работы постоянное напряжение L/в. Возникающий магнитный поток замыкается через воздушный зазор и якорь 1.
В результате взаимодействия токов, индуцирующихся в якоре при вращении индуктора, и создаваемого его обмоткой 2 магнитного потока Ф возникает вращающий момент. Якорь начинает вращаться вслед за индуктором и вращать ведомый вал 7. По принципу действия этой муфты необходимо, чтобы якорь вращался несколько медленнее, чем индуктор, так как в противном случае в якоре не будут индицироваться токи и исчезнет вращающий момент. Разность между частотой вращения индуктора (и связанного с ним ведущего вала) и частотой вращения ведомого вала называется скольжением, а муфты такого типа часто называют муфтами скольжения.
Достоинствами рассмотренной асинхронной муфты являются высокие надежность, долговечность (срок службы), а также возможность плавно регулировать передаваемый момент за счет изменения напряжения Uв, подводимого к обмотке возбуждения индуктора. Подобные муфты изготавливаются для передачи мощности от нескольких ватт до тысяч киловатт.