Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики
2.1 Общие положения
В настоящее время на железных дорогах России применяются преимущественно тепловозная и электрическая тяга. При этом наибольшее применение получили электровозы постоянного и переменного тока и тепловозы с электрической передачей (тяговыми электродвигателями).
В качестве тягового двигателя во всех локомотивах применяются электродвигатели постоянного тока последовательного возбуждения.
При постоянном токе напряжение в контактной сети, , 3 кВ, при переменном ‑ 25 кВ.
Электровоз получает энергию от внешних источников (ГЭС, ТЭС, ТЭЦ и др.) через контактную сеть, а тепловоз является автономным локомотивом, который вырабатывает электрическую энергию собственной дизель-генераторной установкой.
Так как у современных локомотивов все оси ведущие, то в реализации силы тяги участвует вся масса локомотива.
2.2 Схема реализации силы тяги.
Ограничение силы тяги по сцеплению
При прохождении тока по обмоткам тягового электродвигателя на его якоре возникает вращающийся момент ( ), который через зубчатую передачу передается на ось колесной пары и создает движущийся момент (рис. 2.1 ).
Рис. 2.1 Схема реализации силы тяги.
Однако эти моменты являются внутренними для поезда и без воздействия внешней среды вал и колесная пара вращались бы без поступательного движения.
Заменим момент парой сил и с плечом Д/2:
, | (2.1) | |||||
где | Д/2 | ‑ | радиус ведущего колеса. | |||
В точке приложения силы (от колеса к рельсу) возникает равная по величине и противоположно направленная реакция рельса . Сила и является силой тяги одного тягового двигателя. Она называется касательной, т.к. приложена в точке касания колеса с рельсом.
Сила тяги всего локомотива равна произведению числа его осей, , на силу тяги одного двигателя, , т.е.
(2.2) |
Суммарный движущий момент всех осей связан с силой следующим соотношением:
, | (2.3) | |||
, | (2.4) | |||
где | ‑ | передаточное число ; | ||
‑ | КПД зубчатой передачи; | |||
‑ | суммарный момент на валах двигателей. | |||
Сила тяги не должна превышать силу сцепления колес с рельсами .
, | (2.5) | |||
, | ||||
где | ‑ | коэффициент сцепления колеса с рельсом, зависящий от скорости; | ||
‑ | давление от одной ведущей оси. | |||
Для современных локомотивов:
, | (2.6) | |||
где | Р | ‑ | масса локомотива, т. | |
При несоблюдении условия 2.5 возникает боксование, что приводит к порче рельсов и бандажей колес.
2.3 Тяговые характеристики локомотивов
Мощность двигателя, а, следовательно, сила тяги и скорость движения поезда регулируются. В качестве расчетных значений скорости и силы тяги используются такие, при которых возможности локомотива реализуются наилучшим образом. Зависимость скорости движения и силы тяги для каждого локомотива приведены в ПТР [2].
Тяговой характеристикой называется зависимость силы тяги локомотива от скорости, . Они индивидуальны для каждого конкретного локомотива.