Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики

2.1 Общие положения

В настоящее время на железных дорогах России применяются преимущественно тепловозная и электрическая тяга. При этом наибольшее применение получили электровозы постоянного и переменного тока и тепловозы с электрической передачей (тяговыми электродвигателями).

В качестве тягового двигателя во всех локомотивах применяются электродвигатели постоянного тока последовательного возбуждения.

При постоянном токе напряжение в контактной сети, Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru , 3 кВ, при переменном ‑ 25 кВ.

Электровоз получает энергию от внешних источников (ГЭС, ТЭС, ТЭЦ и др.) через контактную сеть, а тепловоз является автономным локомотивом, который вырабатывает электрическую энергию собственной дизель-генераторной установкой.

Так как у современных локомотивов все оси ведущие, то в реализации силы тяги участвует вся масса локомотива.

2.2 Схема реализации силы тяги.
Ограничение силы тяги по сцеплению

При прохождении тока по обмоткам тягового электродвигателя на его якоре возникает вращающийся момент ( Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru ), который через зубчатую передачу передается на ось колесной пары и создает движущийся момент Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru (рис. 2.1 ).

Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru

Рис. 2.1 Схема реализации силы тяги.

Однако эти моменты являются внутренними для поезда и без воздействия внешней среды вал и колесная пара вращались бы без поступательного движения.

Заменим момент Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru парой сил Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru и Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru с плечом Д/2:

Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru , (2.1)  
  где Д/2 радиус ведущего колеса.
             

В точке приложения силы Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru (от колеса к рельсу) возникает равная по величине и противоположно направленная реакция рельса Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru . Сила Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru и является силой тяги одного тягового двигателя. Она называется касательной, т.к. приложена в точке касания колеса с рельсом.

Сила тяги Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru всего локомотива равна произведению числа его осей, Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru , на силу тяги одного двигателя, Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru , т.е.

Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru (2.2)

Суммарный движущий момент всех осей Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru связан с силой Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru следующим соотношением:

Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru , (2.3)
Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru , (2.4)
где Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru передаточное число Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru ;
  Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru КПД зубчатой передачи;
  Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru суммарный момент на валах двигателей.
         

Сила тяги Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru не должна превышать силу сцепления колес с рельсами Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru .

Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru , (2.5)
Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru ,  
где Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru коэффициент сцепления колеса с рельсом, зависящий от скорости;
  Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru давление от одной ведущей оси.
         

Для современных локомотивов:

Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru , (2.6)
где Р масса локомотива, т.
         

При несоблюдении условия 2.5 возникает боксование, что приводит к порче рельсов и бандажей колес.

2.3 Тяговые характеристики локомотивов

Мощность двигателя, а, следовательно, сила тяги и скорость движения поезда регулируются. В качестве расчетных значений скорости и силы тяги используются такие, при которых возможности локомотива реализуются наилучшим образом. Зависимость скорости движения и силы тяги для каждого локомотива приведены в ПТР [2].

Тяговой характеристикой называется зависимость силы тяги локомотива от скорости, Сила тяги локомотивов и их тяговые характеристики - student2.ru . Они индивидуальны для каждого конкретного локомотива.

Наши рекомендации