Клемные рейки и клемники электрической схемы

Тепловоз 2ТЭ10М(У)

Клемные рейки и клемники электрической схемы

Тепловоза

Правая высоковольтная камера
СК: 1,2,3,4,5,6,7,8. Общий плюс правой ВВК- 1/1÷4.
№42,31,32,33,34,35,5 Общий минус правой ВВК-8/1÷20.
Минусовая рейка (СК-8) установлена горизонтально. Клемник правой ВВК- СК-20.
Левая высоковольтная камера
СК: 9, 10. Общий плюс левой ВВК левый нож рубильника АБ
№6,7,41. Общий минус левой ВВК- #1+2 правый нож рубильника АБ.
Клемник лавой ВВК- СК-25.
Пульт управления
Общий плюс под пультом управления 11/ 1-2.
Общий минус под пультом управления 13/15-20
Под пультом установлены клемные рейки СК: 11-17.

Маркировка клейм

«К» установлены на под дизельной раме, слева дизеля около Г.Г.
«Д» установлена на блоке дизеля слева, около РЧВ.
«Х» установлена на торцовой стенке шахты холодильника, справа кузова тепловоза.
Клемники освещения и пожарной сигнализации (кузовные) ─ №№2,4,8,9,10; №№17,20,21,22,26.

Назначение контакторов и реле, расположенных в правой и левой ВВК

Контактор КТН (ТН)

У контактора КТН есть 2 силовых контакта и 2 блокировки.

Силовой контакт между проводами 225 и 253 создаёт цепь питания электродвигателя ТН. Силовой контакт между проводами (440-236) создает следующие цепи:

питания обмотки возбуждения ВГ и включения регулятора напря­жения БРН; питания катушки ВП-6, который отключает левый ряд ТНВД при работе дизеля без нагрузки; питания катушки ВП-9, который отключает 5ТНВД правого ряда дизеля при работе на холостом ходу и на первой позиции КМ.

З.Б. между проводами 372 и 327 подготавливает цепь питания катушки реле РУ6. Р.Б между проводами 327 и 372 и 329 не допускает проворота коленвала дизеля при работающем ТН.

Контактор КВ

Силовой контакт контактора КВ между проводами 483 и 486 создает цепь питании независимой обмотки возбуждения главного генератора

Р.Б. между проводами 326 и 287 не допускает включения пусковых контакторов Д1, ДЗ, Д2 в режиме тяги.

З.Б. между проводами 142 и 112 создает цепь питания катушки реле РУ2 на второй позиции КМ при трогании с места и разрывает цепь питания катушки реле РУ2 при сбросе нагрузки.

Контактор ВВ

Силовой контакт контактора ВВ между проводами 404 и 744,405 создает цепь питания независимой обмотки возбуждения СПВ (И1-И2); при нормальном режиме возбуждения создает цепь питания размагничивающей обмотки возбудителя, которая становится намагничивающей; при нормальном режиме эта обмотка работает как размагничивающая.

Р.Б. между проводами 1053 и 312 создает цепь питания лампы сброса нагрузки.

Р.Б между проводами 226 и 231 разрывает цепь питания катушки электро пневматического вентиля ВП-6 в режиме тяги, тем самым в работу включаются с первой позиции КМ 10 ТНВД левого ряда дизеля, т.е. с первой позиции КМ дизель работает в режиме тяги на 15 ТНВД

Контактор КМН (МН)

Силовой контакт контактора КМН между проводами 294x4 и 295x4 создает цель питания электродвигателя масло прокачивающего насоса МН.

З.Б между проводами 325 и 320 готовит цепь питания катушек пусковых контакторов Д1, ДЗ, Д2.З.Б между проводами 216 и 341 создает цепь питания катушки реле РВ-1.

Контактор КМК

Силовой контакт контактора КМК между проводами 1561 и 1590 создает цепь питания на электродвигатели калорифера в зависимости от режима включения (автоматическое или ручное).

Поездные контакторы .

Контактор П 1

Силовой контакт контактора П1 создает цепь на якорную обмотку первого ТЭД.

3.Б. между проводами 1101 и 1314 создает цепь на БДС.

З.Б. между проводами 1173 и 143 создает цепь питания катушек контакторов КВ и ВВ.

Контактор П 2

Силовой контакт контактора П2 создает цепь на якорную обмотку второго ТЭД.

З.Б между проводами 1112 и 1315 создает цепь на БДС.

З.Б. между проводами 1173 и 143 создает цепь питания катушек контакторов К.В. и В.В.

Контакторы ПЗ, П4, П5, П6 - выполняют такие же функции, подключая остальные ТЭД к Г.Г, создают цепи на БДС и цепи питания катушек контакторов КВ и ВВ.

Групповые контакторы ВШ 1 и ВШ 2

Групповые контакторы шунтировки магнитного поля ТЭД ВШ1 и ВШ2. Силовыми контактами подключают параллельно обмоткам возбуждения ТЭД сопротивления малой величины: I ступень равна 0,0282 Ом; II ступень равна 0,0335 Ом. I ступень ослабления магнитного поля ТЭД равна 57-60 %. II ступень ослабления магнитного поля ТЭД равна 36-39 %.

З.Б. контактора ВШ 1 между проводами 501 и 509 подготавливает цепь питания катушки напряжения реле переходов РП-2, что обеспечивает необходимую последовательность включения РП. З.Б. между проводами 1067 и 1068 создает цепь питания контакторов КВ и ВВ параллельно замыкающей блокировке РУ-2, что обеспечивает замедление отключения контакторов КВ и ВВ при сбросе нагрузки, и тем исключается подгар силовых контактов ВШ1 и ВШ2, т.к. у них нет дугогасительных камер. Р.Б. между проводами 518 и 519 вводит в цепь катушки напряжения РП-1 дополнительное сопротивление, что обеспечивает большую чувствительность к отключению и не допускает сильного нагрева катушки.

З.Б. контактора ВШ 2 между проводами 1070 и 1069 создает цепь питания контакторов КВ и ВВ параллельно замыкающей блокировке РУ-2, что обеспечивает замедление отключения контакторов КВ и ВВ при сбросе нагрузки, и тем исключается подгар силовых контактов ВШ1 и ВШ2, т.к. у них нет дугогасительных камер. З.Б. 1059 и 1069 шунтируют размыкающую блокировку РВ-4 с выдержкой времени на размыкание 2-3 секунды при боксовании колесных пар при включенном РП-2, чем исключается звонковая работа ВШ-2 при включенном реле РВ-4 Р.Б. между проводами 510 и 513 вводит в цепь катушки напряжение РП-2 дополнительное сопротивление, что обеспечивает большую чувствительность к отключению и не допускает сильного нагрева катушки.

Реверсор ППК- 8063

Реверсор ППК- 8063 с электропневматическим приводом предназначен для изменения напряжения в обмотках возбуждения ТЭД при обесточенной силовой цепи. У него есть 12 пар силовых контактов. В результате изменения направления тока в обмотках возбуждения ТЭД якоря , ТЭД изменяют направления вращения, т.е. тепловоз изменяет направление движения.

У реверсора есть две группы блокировочных контактов. Одна при переключении реверсора создает цепь на катушки реле РУ-2 и РВ-3 в зависимости от того, в какое положение переключился реверсор « вперед» или «назад». Другая при переключении реверсора создает цепь на электропневматические вентили песочницы в зависимости от того, в какое положение переключился реверсор «вперед» или «назад». Блокировки реверсора в цепи РУ-2 и РВ-3 стоят между проводами: 107 и 108 («вперед») и 103 и 108 («назад»). Блокировки реверсора находятся в цепи электропневматических вентилей песочницы 307 - 1189 («вперед») и 308-1192 («назад»).

Реле РУ-2

Защитное реле РУ-2 отключает тягу при включении хотя бы одного защитного аппарата: контакторы КВ и ВВ отключаются.

У реле есть три замыкающие блокировки: З.Б между проводом и З.Б. реле РУ-9 создает цепь питания катушки РУ-2 на 2-й позиции КМ; З.Б. между проводами 1072 и 1073 создает цепь питания катушек контакторов КВ и ВВ. З.Б между проводами 1945 и 266 создает цепь питания на катушку реле РУ-16 и на катушку контактора ВШ-1 при срабатывании реле РП-1.

Реле РУ-4

Защитное реле РУ-4 отключает тягу при недостаточном давлении масла(менее 1,1 кгс/см²) при переходе с 11-й на 12-ю позицию КМ и принимает участие в запуске дизеля.

У реле есть две блокировки: З.Б. между проводами 342 и 325 создает цепь питания на катушки пусковых контакторов Д1, Д3, Д2. З.Б между проводами 1346 и 1347 создает цепь питания на катушку реле РУ-2 с 1-й по 11-ю позицию КМ.

Реле РУ-5

Реле РУ-5 вступает в работу при срабатывании реле боксования РБ-2 и РБ-3.

У него есть четыре замыкающих блокировки: З.Б. между проводами 1045 и 1048 создает цепь питания катушки РУ-17. З.Б между проводами 1051 и 1049 создает цепь питания на зуммер при срабатывании РБ-2 и РБ-3. З.Б. между проводами 1051 и 1052 создает цепь питания сигнальной лампы «сброс нагрузки». 3.Б. между проводом 115 и блокировкой РУ-19 цепи питания катушки реле РУ-2 в тепловозах первых выпусков.

Реле РУ-6

Реле РУ-6 предназначено для автоматического пуска дизеля. У него есть четыре блокировки: З.Б. между проводами 442 и 337 создает цепь самопитания катушки РУ-6. З.Б. между проводами 200 и 220 создает цепь питания катушки контактора КМН; Р.Б. между проводами 1867 и 1868 при запуске дизеля не допускает питания катушки реле РУ-7. Р.Б. между проводами 256 и 1291 в момент запуска дизеля разрывает цепь питания катушки электропневматического вентиля ВП-9, что включает в работу 5 ТНВД правого ряда при запуске.

Реле РУ-7

Защитное реле РУ-7 не допускает работы дизеля при пробое газов в картер.

У реле есть две блокировки: З.Б. между проводами 915 и 993 создает цепь самопитания катушки РУ-7 при замкнутых контактах диффманометра КДМ-2, т.е. при пробое газов, в картер; Р.Б. между проводами 442 и 338 разрывает цепь питания катушки контактора КТН, и дизель глохнет.

Реле РУ-8

Защитное реле РУ-8 вместе с замыкающей блокировкой КВ и РУ-2 не допускает трогания тепловоза с места выше 1-й позиции. Реле участвует в регулировании возбуждения возбудителя, включает или выключает пять блокировок:

З.Б. между проводами 1334 и 463 выводит часть сопротивления СВВ со 2-й позиции КМ из цепи размагничивающей обмотки возбудителя, которая при езде на аварийном возбуждении, становится намагничивающей обмоткой, что обеспечивает плавное трогание тепловоза с места на 1-й позиции КМ. З.Б. между проводами 419 и 417 выводит часть сопротивления СОЗ из цепи задающей обмотки амплистата возбуждения возбудителя, что увеличивает мощность ДГУ со 2-й позиции КМ.

Р.Б. между проводом 1466 и блокировкой РУ-19 в цепи катушек реле РУ-13 и РУ-19, что обеспечивает работу дизеля да холостом ходу в режиме 8-й позиции КМ при включении тумблера «холостой ход».

Р.Б. между проводами 442 и 337 обеспечивает запуск дизеля только на нулевой позиции КМ.

Р.Б. между проводами 110 и 1346 вместе с замыкающими блокировками КВ и РУ-2 обеспечивает трогание тепловоза с места только 1-й позиции КМ.

Реле РУ-9

Защитное реле РУ-9 не допускает работы дизеля и его запуска при отсутствии давления масла (или если оно ниже 0,6 кгс/см² в верхнем масляном коллекторе дизеля), т.е. это реле контролирует работу дизеля при запуске, на холостом ходу и под нагрузкой:

У реле есть семь блокировок:

З.Б. между проводами 228 и 230 создаёт цепь питания ЭТ (БМ) после того, как в верхнем масляном коллекторе дизеля создается давление масла не менее 0,6 кгс/см².

З.Б. между проводами 110 и 1346 создает цепь питания катушки реле РУ-2 только при работающем дизеле и нормальном давлении масла в верхнем масляном коллекторе дизеля не ниже 0,6 кгс/см².

З.Б. между проводами 228 и 1328 обеспечивает питание сигнальной лампы на 2-й секции «работа дизеля»;

Р.Б. между проводами 1366 и 1388 обеспечивает работу указателя повреждения при запуске.

Две Р.Б. между проводами 342 и 337 обеспечивают автоматический разбор электро схемы запуска после создания давления масла не менее 0,6 кгс/см² и включения реле РДМ1.

Р.Б. между проводами 230 и 366 обеспечивает питание катушки реле РВ-2, которое контролирует продолжительность (не менее 30 секунд) проворота коленчатых валов дизеля при запуске, обеспечивая этим разрядку АБ и нагрев пусковой обмотки Г. Г.

Реле РУ-10

Реле регулировочного типа РУ-10 обеспечивает плавное регулирование мощности ДГУ при нормальном и аварийном режимах возбуждения возбудителя.

У реле есть четыре блокировки:

З.Б. между проводами 1042 и 420 выводит часть сопротивления СОЗ из цепи, задающей обмотки амплистата;

3.Б. между проводами 1334 и 464 выводит часть сопротивления СВВ с 4-й позиции КМ на аварийном режиме возбуждения возбудителя.

3.Б. между проводами 415 и 412 создает цепь на регулировочную обмотку амплистата возбуждения с 4-й позиции КМ, в этом случае в работу включается ИД-РЧВ, что обеспечивает использование освободившейся мощности дизеля (отключились: компрессор, муфта Г. В. и т.д.)

Р.Б. между проводами 1331 и 342 создает цепь питания катушки электромагнита РЧВ МР-5, который удерживает индуктивный датчик РЧВ на наименьшем упоре до 4-й позиции КМ.

Реле РУ-12

Защитное реле РУ-12 обеспечивает контроль за давлением воздуха в тормозной системе поезда и тепловоза и работает совместно с датчиком обрыва ТМ усл.№418 воздухораспределителя усл. № 483.

У реле есть две блокировки:

З.Б. между проводами 1183 и 1156 создает цепь самопитания катушки реле РУ-12 и цепь питания сигнальной лампы «обрыв ТМ»;

Р.Б. между проводами 1311 и 1305 снимает нагрузку с ДГУ при падении давления в ТМ поезда или локомотива, разрывая цепь на катушку реле РУ-2.

Реле РУ-13

Реле РУ-13 управляет работой объединенного регулятора частоты вращения коленвала дизеля и мощности ДГУ, а также оно включается при превышении скорости локомотива более 110 км/час и при разносном боксовании всех колесных пар. Оно получает питание, когда срабатывает реле разносного боксования РП-3.

У реле РУ-13 есть шесть блокировок:

Четыре Р.Б. стоят в цепях питания МР-1 ─ МР-4 объединенного регулятора мощности и оборотов дизеля. При размыкании этих блокировок происходит ослабление затяжки всережимной пружины РЧВ, а следовательно, уменьшение подачи топлива насосами высокого давления.

Две З.Б. между проводами 1473 и 1474 создают цепи питания на катушки МР-3 и МР-4.

При такой комбинации включения электромагнитов МР-3 и МР-4 РЧВ обеспечивается работа дизеля на 8-й позиции КМ при оборотах коленчатого вала 640 об/мин.

Реле РУ-14

У реле пожарной сигнализации РУ-14 есть три размыкающих блокировки: две Р.Б между проводами П19 и П16 создают цепь питания на зуммер; одна Р.Б. между проводами П88 и П89 создает минусовую цепь питания сигнальных ламп при включенном тумблере «Пожарная сигнализация» на стенке правой ВВК (при проверке цепей пожарной сигнализации тумблер включают).

Для включения пожарной сигнализации необходимо:

Включить автомат «А-7» (пожарная сигнализация). Реле РУ-14 включается через извещатели ДТ-1 и ДТ-2. Сигнализация действует так: при нагреве извещателя до 1100С (+1°С; ─5°С) легкоплавкий сплав извещателя расплавляется, его контакты размыкаются и реле РУ-14 теряет питание. Своими Р.Б. реле РУ-14 между проводами П88 и П89 включает «Пожар» на пульте управления и зуммер на всех секциях. Если загорелась лампа ЛП-1, переключатель «Пожар» ТП-1-3 (П145 - П148) поставить в положение 3, если лампа горит, значит сработал извещатель на 3-й секции. Если лампа погасла , сработал извещатель на 1-й секции. Если загорается лампа ЛП-2, сработал извещатель на средней секции.

Чтобы проверить исправность АПС, надо включить автомат А-7 и кратковременно включить тумблер проверки сигнализации ТПЦ, при этом загорится лампа пожарной сигнализации и сработает зуммер.

Реле РУ-15

Предназначено для формирования внешних характеристик главного генератора на первых позициях КМ. Его единственная размыкающая блокировка между проводами 1098 и 1047 до 7-й позиции КМ шунтирует диод В-7 селективного узла, чем достигается, что сигнал обратной связи пропорционален току Г.Г. и поступает от ТПТ в управляющую обмотку АВ, в результате этого уменьшается возможность боксования, облегчается трогание и разгон тепловоза при больших токах.

Реле РУ-16

Предназначено для обеспечения чувствительности схемы к боксованию колесных пар. Самым чувствительным РБ является РБ-3. Оно получает питание через замыкающие блокировки РП1 и РП2 при езде на ослабленном поле ТЭД. У РУ-16 есть пять блокировок:

З .Б. между проводами 1229 и 1293 шунтирует блокировку РВ-4 при включенном РП1, чем исключается звонковая работа ВШ1 при включении реле РВ4.

З.Б. между проводами 1931 и 1932 создает минусовую цепь катушки контактора ВШ-2.

З.Б. между проводами 1552 и 1551 создает цепь питания катушки реле РВ-5 при срабатывании реле боксования РБ-2, РБ-3 при включенном АУР, из-за чего уменьшается мощность на 20-25 %

З.Б. между проводами 1120 и 1121 исключает срабатывание РБ-3 при езде на полном поле.

Р.Б. между проводами 1552 и 1551 шунтирует сопротивление ССН при езде на полном поле и включенном АУР, в результате этого регулируется ток в задающей обмотке амплистата (ОЗ-АВ)

Реле РУ-17

Реле РУ-17 управляет нагрузкой ДГУ при боксовании колесных пар, если срабатывают реле боксовния РБ-1, РБ-2, РБ-3. У него есть четыре блокировки:

З.Б. между проводами 1131 и 442 в цели питания катушки МР-5, при этом ИД становится на наименьший упор, сопротивление в катушке ИД увеличивается, уменьшается ток в ОР-АВ и мощность уменьшается на 10-15 %. уменьшается и подача топлива при боксовании.

З.Б. между проводами 1051 и 1039 создает цепь питания катушки реле РВ4, вследствие чего разрывается цепь катушки контактора ВШ-1, ВШ-2.

Р.Б между проводами 1042 и 419 шунтирует сопротивление ССН при включенном АУР, вследствие чего в 03-АВ уменьшается ток и мощность ДГУ уменьшается на 50-55% при скорости 39-44 км/час.

Р.Б. между проводами 1334 и 668 шунтирует сопротивление СВВ при езде на аварийном режиме (при боксовании уменьшается ток возбуждения возбудителя).

Реле РУ-19

Реле РУ-19 холостого хода ДГУ. Срабатывает при срабатывании РП3 и при включении тумблера «ХД». У реле есть четыре блокировки:

З.Б между проводами 1466 и 1184 ставит на самопитание катушку РУ-19 при срабатывании РП-3 или при включении тумблера «ХД».

Р.Б. между проводами 256 и 1291 в работу включает пять ТНВД правого ряда дизеля, и дизель станет работать на 10 ТНВД.

Р.Б. между проводами 115 и 270 разрывает цепь питания катушки РУ-2 при срабатывании РП-3, происходит полный сброс нагрузки.

Р.Б. между проводами 1051 и 311 разрывает цепь питания катушки РВ-3, в результате чего выключаются поездные контакторы П1-П6.

Реле РУ-21

Реле РУ-21 установлено под пультом управления. Управляет работой песочницы при экстренном торможении КМ усл. № 395 и прекращает подачу песка под колесные пары при скорости менее 10 км/час. У реле есть две блокировки:

З.Б между проводами А-115 и А-105 создает цепь на Р.Б. (24В от контактной группы скоростемера).

Р.Б. при снижении скорости движения до 10 км/час замыкаются контакты скоростемера «0-10», которые замыкают цепь питания катушки реле РУ21 через сопротивление R120. При включении РУ-21 размыкаются его контакты в цепи питания электропневматических вентилей песочниц, прекращая подачу песка под колесные пары.

АУР ─ А3700 на 80А

У автомата уравнительных соединений (АУР ─ 3700 на 80А) есть три силовых контакта, которые включают в работу уравнительные соединения, что увеличивает сцепление колес с рельсами на 10-12%, т.е. уменьшается возможность возникновения боксования.

У АУР есть три вспомогательные блокировки:

З.Б. между проводами 1561 и 1560 создает цепь питания катушки РУ-17 при срабатывании РБ-2 или РБ-3.

З.Б. между проводами 1565 и 1564 шунтирует сопротивление ССН до скорости 39-44 км/час.

Р.Б. между проводами 1562 и 1563 создает цепь питания катушки реле РВ-5 при включенном АУР (при отключении одного ТЭД АУР необходимо выключить). У поврежденного ТЭД необходимо отсоединить кабель от реверсора и закрепить его на изолированном болту в левой ВВК. После срабатывания АУР, его можно включить не ранее 1 мин после срабатывания.

Реле РВ-1

Реле РВ-1 контролирует время прокачки масла по масляной системе дизеля перед запуском в течении 60-90 сек. Единственная замыкающая блокировка с выдержкой времени на замыкание 60-90 сек между проводами 218 и 217 создает цепь на катушку реле РУ-4.

Реле РВ-2

Реле РВ-2 предназначено для того, чтобы при запуске дизеля раскрутка коленчатых валов продолжалась не более 30 сек, этим самым АБ предохраняется от глубокого разряда и главный генератор от перегрева пусковой обмотки. У реле есть одна размыкающая блокировка между проводами 327 и 334 в цепи питания катушки РУ-6.

Если в течении 30 сек запуск не произойдет РУ-6 отключится и автоматический запуск прекратится Разрешается проводить две попытки запуска.

Реле РВ-3.

Реле РВ-3 предназначено для задержки отключения поездных контакторов после снятия нагрузки с ДГУ. У реле есть две замыкающие блокировки между проводами 1084 и 181 с выдержкой времени на размыкание 1,5 секунды, чтобы уменьшить подгар силовых контактов поездных контакторов П1-П6

Реле РВ-4

Реле РВ-4 предназначено для недопущения звонковой работы контакторов шунтировки магнитного поля ТЭД ВШ-1 и ВШ-2 при боксовании. У реле есть две размыкающие блокировки: одна между проводами 262 и 1945, а другая между проводами 1330 и 737 с выдержкой времени на замыкание 3 секунды.

Реле РВ-5

Реле РВ-5 находится в системе защиты от боксования и срабатывает при срабатывании РБ-2 или РБ-3. У реле есть одна замыкающая блокировка с выдержкой времени на размыкание 1.5 секунды между проводами 1171 и 1174. Эта блокировка шунтирует часть сопротивления СОУ, в результате этого увеличивается ток в ОУ-АВ. мощность ГГ. падает на 20%, т.е. реле РВ-5 обеспечивает снижение мощности Г.Г. при срабатывании РБ-2 или РБ-3.

Реле РДМ-1

Защитное реле типа РДМ-1. Не допускает работы дизеля под нагрузкой при снижении давления масла в верхнем масляном коллекторе дизеля ниже 0,6 кгс/см² (при 0,5 кгс/см² дизель глохнет). У реле есть одна замыкающая блокировка между проводами 239 и 227, которая замыкается при давлении масла в верхнем масляном коллекторе дизеля не ниже 0,6 кгс/см².

Реле РДМ-2

Защитное реле типа РДМ –2 не допускает роботу дизеля под нагрузкой при снижении давления масла в верхнем масляном коллекторе дизеля ниже 1,1 при переходе с 11-й на 12-ю позицию контроллера. Это реле обеспечивает надёжное охлаждение поршней дизеля. т.к. с 12-й позиции контроллера они сильно нагреваются из-за большой подачи топлива в цилиндры дизеля.

Единственная замыкающая блокировка между проводами 117 и 120 замыкается при давлении масла в верхнем масляном коллекторе дизеля не ниже 1,1 кгс/см² .

Дифманометр (КДМ)

Дифманометр (КДМ) защищает дизель при появлении давления газов в картере. У него есть два контакта, которые замыкаются водой при появлении давления газов в картере дизеля.

Контакт между проводами К-14 и К-16 замыкается водой при давлении газов в картере 10-12 мм водяного столба и создает цепь на сигнальную лампу светового табло «Давление в картере».

При дальнейшем повышении давления газов в картере дизеля до 15-20 мм водяного столба замыкается водой другой контакт между проводами, К-14 и К-15. Создается цепь на катушку реле РУ-7, в результате чего теряется питание катушки контактора КТН (разрывается цепь на ЭТ и электродвигатель ТН). Дизель глохнет.

Защита от пробоя газов в картер дизеля срабатывает после запуска дизеля и на всех позициях, на холостых оборотах и под нагрузкой.

В случае загорания сигнальной лампы «Давление в картере» при запуске, машинист должен сразу же прекратить запуск выключением тумблера «топливный насос» запускаемой секции и выяснить причину появления давления газов в картере.

Реле давления воздуха (РДВ)

Реле давления воздуха (РДВ) предназначено для контроля за давлением воздуха в ТМ. Оно регулируется на включение при давлении воздуха 4,7-4,8 кгс/см², а на отключение при давлении воздуха 3,5-3,7 кгс/см². Замыкающая блокировка РДВ стоит в цепи катушки реле РУ-2. Реле давления воздуха не дает возможности привести тепловоз в движение при давлении воздуха в ТМ ниже 4,7-4,8 кгс/см², а при падении давления воздуха в ТМ до 3,5-3,7 кгс/см² с ДГУ снимается нагрузка.

Контроль целостности ТМ ─ пневмоэлектрический датчик усл. № 418

. Датчик ДДР усл. № 418 контролирует давления воздуха в канале ДР-ВЗР срабатывает при падении давления в ТМ. Его замыкающая блокировка между проводами 1157 и 1167, через размыкающую блокировку пневмоэлектрического датчика ДТЦ создает цепь на реле РУ-2.

В этом случае :

машинист производит полное служебное торможение, при этом включается датчик ДТЦ (он контролирует давление воздуха в канале ТЦ-ВЗР), его размыкающая блокировка разрывает цепь на реле РУ-12, при этом гаснет сигнальная лампа «обрыв ТМ», указывая , что машинист действовал правильно.

Реле заземления РЗ

Реле заземления РЗ предназначено для защиты силовой цепи от пробоя на корпус и от коротких замыканий в силовой цепи. При срабатывании РЗ становится на механическую защелку (на тепловозах первых выпусков). Это реле защищает только плюсовую часть силовой цепи. В тепловозах более позднего выпуска установлено РЗ двух катушечное, которое защищает как плюсовую, так и минусовую цепь. Роль защелки у этого реле выполняет удерживающая катушка, которая включена постоянно на напряжение ВГ.

Для отключения этого реле (как того, так и другого) на стенке правой ВВК заземления есть две блокировки: размыкающая в цепи катушек контакторов ВВ и КВ. между проводами 143 и 1673 и замыкающую между проводами 332 и 206, создающую цепь на сигнальную лампу «РЗ» светового табло при срабатывании РЗ.

Пусковые контакторы

Д-1

Пусковой контактор Д-1 предназначен для создания минусовой цепи от пусковой обмотки Г. Г. на минус АБ. У него есть три блокировки: З.Б. между проводами 367 и 243 для питания катушки электропневматического вентиля ускорителя запуска ВП-7; З.Б. между проводами 241 и 246 для питания катушки пускового контактора Д-3; Р.Б. между проводами 918 и 919 разрывает цепь питания БРН во время запус­ка; разрывает цепь на катушку электропневматического вентиля ВП-6, левый ряд ТНВД во время запуска будет работать.

Д-2

Пусковой контактор Д-2 предназначен для создания плюсовой цепи от плюса двух АБ на якорную и пусковую обмотку Г.Г. У него есть две блокировки: Р.Б. между проводами Р-73 и Р-79 в момент запуска дизеля отключает цепь питания блока радиостанции; Р.Б. между проводами 108 и 177 в момент запуска дизеля разрывает цепь на катушку реле РУ-2, не допуская трогания тепловоза с места при запуске.

Д-3

Пусковой контактор Д-3 предназначен для соединения плюсов батарей двух секций во время запуска, а так как минусы АБ соединены постоянно кабелями меж тепловозного соединения, то батареи обеих секций оказываются соединены параллельно, в результате этого емкость АБ увеличивается в два раза.У него есть 4 блокировки: З.Б. между проводами 242 и 247 для питания катушки ЭТ (БМ) ─ РЧВ до момента включения реле РУ-9; З.Б. между проводами 249 и 245 для питания катушки пускового контактора Д-2; Р.Б между проводами 919 и 917 разрывает цепь питания БРН, предохраняя полупроводниковые детали БРН от повреждения во время запуска, а также разрывает цепь на ВП-6; Р.Б. между проводами 1515 и 1516 в момент запуска отключает переговорное устройство.

Регулятор напряжения БРН-ЗВ

Регулятор напряжения БРН-ЗВ предназначен для поддержания постоянным напряжения вспомогательного генератора независимо от оборотов дизеля (якоря ВГ) и нагрузки на ВГ. Регулятор представляет собой металлический корпус, в котором установлены рабочие блоки.

Основными блоками являются: левая панель, где установлены силовые элементы (тиристор, дроссель, диоды, конденсаторы); печатная плата (на ней установлены элементы измерительного органа); основание, (на нем установлены резисторы, переходные разъемы, которыми электрически соединяются левая, и правая панели и с остальными элементами схемы регулятора), штепсельный разъем для соединения регулятора со схемой тепловоза. Силовые полупроводниковые элементы установлены на алюминиевых радиаторах, чтобы улучшить охлаждение элементов в корпусе БРН сделаны вентиляционные отверстия, а также отверстие, через которое можно корректировать напряжение реостатом. Схема БРН состоит из двух основных частей: измерительного и регулирующего органов. Измерительный орган состоит из: трёх стабилитронов, трёх транзисторов, трёх диодов, пяти резисторов, реостата, конденсатора. Регулирующий орган состоит из: двух тиристоров, десяти диодов, четырёх сопротивлений, стабилитрона, двух дросселей и трёх конденсаторов.

Обмотка возбуждения ВГ является нагрузкой для регулирующего органа. Регулирующий орган - это мультивибратор, собранный на двух тиристорах.

Таблица 4.2

Технические данные БРН-В3

Номинальное напряжение 75±1 В
Номинальный ток 6 А
Максимальный ток возбуждения 10 А
Минимальный ток возбуждения 0,8 А

Реле РП-1

Реле РП-1 предназначено для автоматического управления групповым контактором шунтировки магнитного поля тяговых электродвигателей в зависимости от скорости, что приводит, в конечном счете, к увеличению скорости движения тепловоза. Срабатывает оно при скорости 39-44 км/час. Его единственная замыкающая блокировка между проводами 157 и 264 подает питание катушке электропневматического вентиля группового контактора шунтировки ВШ 1, он включается и своими силовыми контактами подключает параллельно обмоткам возбуждения ТЭД сопротивления небольшой величины СШ-1 ─ СШ-3. При этом по обмоткам возбуждения ТЭД проходят 57-63% тока якоря.

Таблица 4.2

Технические данные реле РП-1

Сопротивления 1- й ступени ослабления поля ТЭД 0,0282Ом,
Ток включения реле 3050 ÷3100. А
Ток отключения реле 4350 ÷4400. А

Реле РП-2

Реле РП-2 предназначено для автоматического управления групповым контактором шунтировки магнитного поля тяговых электродвигателей в зависимости от скорости движения, что приводит, в конечном счете, к увеличению скорости движения тепловоза.

Оно срабатывает при скорости 55-65 км/час. Через его единственную З.Б между проводами 1944 и 263 подается питание катушке электропневматического вентиля группового контактора шунтировки ВШ2. Он включается и своими силовыми контактами подключает параллельно обмоткам возбуждения ТЭД сопротивления небольшой величины СШ4 ─ СШ6. При этом по обмоткам возбуждения ТЭД проходит 35-39% общего тока якоря.

Таблица 4.4

Реле РП-3

Реле РП-3 предназначено для ограничения скорости вращения якорей ТЭД при разносном боксовании (когда боксуют все шесть ТЭД) или при превышении скорости движения тепловоза более 105 км/час.Реле срабатывает при токе Г.Г. 2550-2600 А.

Через единственную З.Б. между проводами 1952 и 1953 создается цепь питания реле РУ-19 и РУ-13, после чего происходит полный сброс нагрузки, и дизель переходит в режим работы холостого хода.

Реле боксования:

РБ-1

РБ-1 предназначено для зашиты ТЭД от разноса при боксовании колёсных пар, а также для зашиты Г.Г. от «прострела» при боксовании. Единственная З.Б. между 1037 и 1048 создает цепь питания катушки реле РУ-17. В результате срабатывания РУ-17 мощность ДГУ уменьшается на 45-50%. Получает питание МР-5 и мощность ДГУ уменьшается еще на 10-15%, т.е мощность ДГУ при срабатывании РБ-1 снижается на 55-65%. При боксовании уменьшается подача топлива.

РБ-2

Если боксование не прекращается в результате срабатывания РБ-1, то подключается РБ-2, единственная З.Б которого между проводами 1040 и 1044 создает цепь питания катушек реле РУ-5 и РВ-5. В результате срабатывания этих реле снимается мощность с ДГУ на 55-65%, включается зуммер и создается цепь на сигнальную лампу «сброс нагрузки». Реле РВ-5 своей замыкающей блокировкой с выдержкой времени на размыкание 1,5-5 сек между проводами 1171 и 1174 шунтирует часть резистора СОУ, ток в ОУ-АВ увеличивается, и мощность ДГУ уменьшается ещё на 20%.

РБ-3

Самое чувствительное реле РБ-3. Оно срабатывает при езде на ослабленном поле ТЭД (когда включится реле РУ-16). Его единственная З.Б. между проводами 1959 и 1960 создает цепь питания катушек реле РУ-5 и РВ-5. Дальнейшие действия схемы тепловоза такие же, как и при срабатывании РБ-2.

При срабатывании РБ-1, РБ-2, РБ-3 с ДГУ в обшей сложности снимается 80% нагрузки. Восстановление нагрузки после прекращения боксования происходит постепенно так: вначале шунтируется сопротивление ССН цепи ОЗ-АВ; затем в работу вступает ИД (МР-5 теряет питание), тем самым подключается ОР-АВ, через 1,5-2 сек вводится сопротивление СОУ в цепь ОУ-АВ. При такой работе электрической схемы резких переходных процессов в системе ГГ. ─ ТЭД не происходит. Поэтому уменьшается вероятность возобновления боксования. РБ-1 включается при разности потенциалов между сравниваемыми ТЭД около 9. В; РБ-2 при 12,5 В; РБ-3 включается при ослабленном поле ТЭД-2,76 В.

В электрической схеме тепловоза 2ТЭ10М применены два типа РБ: два РК-221 и одно РК-231 .

Таблица 4.5

Технические данные реле боксования

Тип реле РК-221 РК-231
Напряжение срабатывания 2,6 Клемные рейки и клемники электрической схемы - student2.ru В 1,2+0.06 В
Сопротивление катушек 4,95 Ом 1,12 Ом
Ток срабатывания 0,5. А 1,07.А

Амплистат возбуждения АВ-ЗА

Клемные рейки и клемники электрической схемы - student2.ru
Регулирует ток возбуждения тягового генератора. Это магнитный усилитель с внутренней обратной связью с двумя магнитопроводами, на каждом из которых намотано по одной рабочей обмотке. Обмотки подмагничивания амплистата – управляющая ОУ, задающая ОЗ, регулировочная ОР и стабилизирующая ОС – обхватывают оба магнитопровода, которые стягиваются шпильками с помощью уголков. Выводы катушек выполнены проводами на специальных изолированный панелях.

Клемные рейки и клемники электрической схемы - student2.ru Принцип действия амплистата основан на использовании явления магнитного насыщения стали. Рабочие обмотки (обмотки переменного тока) представляют для переменного тока индуктивное сопротивление. По мере увеличения напряжения магнитного поля (при увеличении частоты питания рабочих обмоток переменным током от синхронного подвозбудителя) сталь сердечников насыщается, а магнитная проницаемость уменьшается, т.е. уменьшается индуктивность рабочих обмоток. Если одну из управляющих обмоток питать постоянным током и тем самым увеличивать насыщение сердечника, то в следствие уменьшения индуктивности рабочих обмоток их индуктивное сопротивление уменьшается, следовательно, ток в рабочих обмотках, в цепь которых включена нагрузка, возрастет. Чем больше ток управления, тем меньше индуктивное сопротивление рабочих обмоток и тем больше ток нагрузки.

Управляющая обмотка включена встречно задающей и регулировочной так, что намагничивающие силы вычитаются.

Таблица 4.6

Таблица 4.7

Технические данные ТПН-61

Диапазон изменения напряжения 25В
наименьшее значение 30 В
наибольшее значение 750 В
Напряжение питания рабочих обмоток (эффективность) Частота питания рабочих обмоток 50-133 Гц
Коэффициент трансформации по току 0,64
Сопротивление в цепи обмотки управления (активное) 500 Ом
Сопротивление в цепи нагрузки (активное) 5 Ом
Погрешность измерения напряжения 3%

Выходной ток блока настраивается резисторами в цепи задающей обмотки амплистата.

Таблица 4.8

Селективный узел

Селективный узел предназначен для сравнения сигналов обратной связи, пропорциональных току и напряжению Г.Г. Селективный узел состоит из сопротивлений СБТТ, СБТН, СОУ и мостовых выпрямителей В1, В2, В3, В4, В6.

Селективно

Наши рекомендации