Текста научной работы (монографии, статьи).
Слово «конспект» в переводе с латыни означает «обзор». Следовательно, и по своей сути он представляет именно обзор, т.е. краткое связное изложение содержания произведения или его части, содержащее основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Это – универсальная форма записи прослушанного или прочитанного, сочетающая в себе и план, и тезисы, и выписки, и цитаты, и самостоятельные наблюдения, замечания. Благодаря такому содержанию конспект способствует более полному овладению содержанием изучаемой книги, лучшему запоминанию прочитанного, даёт возможность быстро восстановить в памяти изученное, обобщить накопленный материал. Уже сам процесс конспектирования делает чтение текста более сосредоточенным, вдумчивым, помогает глубже осмыслить его содержание. Ведь в нём нужно выявить те важнейшие положения, для утверждения которых была написана книга или статья, осмыслить их логическую структуру и взаимосвязь, а потом найти те слова, которые точнее всего воспроизвели бы их.
Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем, если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда. Таким образом, конспектирование — процесс активный, напряжённый, творческий, а не простое, механическое выписывание отдельных выражений.
Результатом конспектирования является запись, позволяющая ее автору немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию.
В зависимости от формы записи содержания принято выделять несколько видов конспектов: план-конспект (плановый), текстуальный (цитатный), тематический, свободный,
Плановый конспект формируется с помощью предварительно сделанного плана произведения, причем каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта. План-конспект имеет, в свою очередь, несколько разновидностей:
а) вопросно-ответный (на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы). В этом случае страница обычно делится пополам, в левой части конспектирующий самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.
Одной из модификаций вопросно-ответного метода является таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором текста, а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п.
б) схематичный плановый конспект (отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений). Обычно используется схема с фрагментами, позволяющая ярче выявить структуру текста. При этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально - лаконичного конспекта.
Простая схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.
Текстуальный,или цитатный – это конспект, созданный в основном из цитат. Сложность такого вида конспектирования – в сохранении между цитатами смысловой связи и логики целого текста, исключении из цитируемого фрагмента второстепенных деталей, перегружающих конспект.
Тематический конспект составляется на основе нескольких источников для раскрытия определенной темы, проблемы, заданного вопроса. Таким образом, тематический конспект является обзорным. В зависимости из числа привлеченных источников и другого материала, например, своих же записей он дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.
Свободный (сводный, комплексный) конспект предполагает умелое использование всех способов и видов конспектирования, сочетая выписки, цитаты, иногда тезисы, собственные формулировки. Отдельные части его текста могут быть снабжены планом, соединяться, хотя и не обязательно, смысловыми логическими переходами. Такой конспект может быть наиболее полезен, так как позволяет формулировать и собственные мысли.
Независимо от избранной формы к содержанию и оформлению конспекта предъявляется целый ряд требований.
Требования к оформлению включают в себя:
· обязательную запись всех выходных данных источника: автор, название, год и место издания (в случае периодического издания добавляется его название, год, месяц, номер, число, место издания);
· выделение полей слева, или справа или даже с обеих сторон; на полях указываются страницы оригинала, его структурные разделы; собственные замечания по поводу конспектируемого и подзаголовки, которые отсутствуют в тексте конспектируемой работы;
· наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое давало бы возможность уяснить логические связи и иерархию понятий;
· использование дополнительных визуальных средств: сдвиг текста по вертикали или горизонтали, выделение особым шрифтом значимых слов и фраз, использование различных цветов, подчеркивание, заключение ключевой информации в рамку и т.п.
К содержанию конспекта предъявляются следующие требования:
· краткость, сжатость, целесообразность каждого записываемого слова; сокращение без ущерба для смысла. Объем конспекта, как правило, меньше объема изучаемого текста в 7-15 раз. Подробное изложение материала в конспекте является его недостатком;
· соответствие структуры и последовательности конспекта плану произведения;
· системность, логичность, убедительность, доказательность изложения;
· точность, дословность цитирования; в случае сокращения, пропуска слов в цитате ставится многоточие, заключенное в угловые скобки: <…>; обязательное указание страницы, с которой взята цитата.
Исходя из вышеизложенного, составление конспекта предполагает обязательное предварительное прочтение конспектируемой части текста – не одного-двух абзацев, а целого параграфа или главы. В процессе предварительного чтения необходимо грамотно решить следующие задачи:
· сориентироваться в общей композиции текста (уметь определить вступление, основную часть, заключение);
· увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли;
· выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста;
· определить детализирующую (вспомогательную) информацию;
· лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.
Выделение главной мысли — одна из основ умственной культуры при работе с текстом. Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, теоретических принципов, значимые факты, датировка событий и т.п. Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии. Основная информация в процессе конспектирования записывается как можно полнее, вспомогательная, как правило, опускается.
Переработка основной информации в целях ее обобщения и сокращения является важнейшей задачей конспектирования. Обобщить — значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов и т.п. Читая, мы интуитивно используем некоторые слова и фразы в качестве опорных. Такие опорные слова и фразы называются ключевыми. Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку содержания текста.
Выбор ключевых слов — это первый этап смыслового свертывания, смыслового сжатия материала.
Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга).
Конспекту может предшествовать план конспектируемой работы.
План — это перечень в определенной последовательности основных вопросов, рассматриваемых в конспектируемом (реферируемом) тексте. План может быть:
а) простой;
б) сложный, или развернутый (наряду с пунктами содержит подпункты);
в) тезисный, или тезисы (кратко раскрывается содержание каждого пункта, приводится по 1–2 ярких примера).
Требования к плану:
1) соответствие теме и содержанию произведения;
2) целенаправленность;
3) стройность и логичность;
4) единое основание деления;
5) соразмерность основных частей;
6) желательно, чтобы все части плана были оформлены предложениями одного типа;
7) объем плана — не более одной страницы письменного или машинописного текста (план должен быть обозримым).
Методические рекомендации по реферированию научной статьи.
Сущность реферирования заключается в максимальном сокращении объема источника информации при сохранении его основного содержания. Реферат – это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. Реферат, во-первых, дает представление о главной теме и перечне вопросов, затрагиваемых в тексте первоисточника. В этом он имеет сходство с аннотацией. Но в отличие от последней, он не только перечисляет поставленные вопросы, но и сообщает существенное содержание каждого из них. Так что реферат должен давать представление о содержании и сути излагаемого в оригинале материала. При этом в реферате не пересказывается содержание изучаемого источника, а осуществляется его анализ, обобщение, переструктурирование, систематизация и т.д.
Изложение материала в реферате строится, как правило, на языке оригинала, т.к. включает в себя фрагменты первоисточника. Таким образом, реферирование предполагает цитирование выражений, формулировок, содержащихся в первичном документе.
Схема-модель учебного реферата статьи, предложенная З.А. Федотовой.
I. Вступление
1) Название статьи, выходные данные.
2) Сведения об авторе
3) Тема, которой посвящена статья
II. Перечисление основных вопросов, проблем, положений, которые рассматриваются в статье
III. Анализ самых важных, с точки зрения автора реферата, вопросов из перечисленных выше. Задачи данного анализа:
1) Обоснование выбора самых важных и интересных вопросов
2) Изложение мнения автора по этим вопросам с перечислением доказательств и аргументов.
3) Изложение собственного мнения по поводу суждений автора реферируемой статьи
IV. Общий вывод о значении темы или проблемы статьи.
При реферировании статьи обычно употребляются следующие смысловые конструкции.
В этой (данной, предлагаемой, реферируемой, рассматриваемой…)
статье (работе…)
автор (исследователь, ученый…)
ставит (поднимает, рассматривает, выдвигает…)
ряд (несколько…)
важных (основных, существенных, следующих, интересных, спорных…)
вопросов (проблем…)
Одним из самых существенных (важных, актуальных…) является
По нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, с нашей точки зрения…)
Мы считаем целесообразным (хотим, хотелось бы, следует…) остановиться
В заключении можно сказать, что…
На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы…
Таким образом, можно сказать, что…
Итак,мы видим, что…
(Составлено на основе: Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации [Текст] : учебное пособие / Н.И. Колесникова. – Москва : Наука, 2002. – 288 с.)