Определение электрохимического эквивалента меди.
Цель работы:определить электрохимическийэквивалент меди.
Теория. Молекулы солей, кислот, щелочей, при растворении этих веществ, например в воде, распадаются на заряженные частицы - ионы. Процесс называется электролитической диссоциацией.
Если в раствор, содержащий ионы, опустить пластины, соединенные с зажимами источника постоянного тока, то в образовавшемся электролитическом поле положительные ионы металла или водорода будут двигаться к отрицательной пластине (катоду) и выделятся на нем в виде твердого осадка (металл) или пузырьков газа (водород). Отрицательные ионы будут выделяться на положительной пластине (аноде). Этот процесс сопровождающий протекание тока через раствор, называется электролизом.
Масса выделившихся ионов m прямо пропорциональна количеству перенесённого ионами электричества q или силе тока I и времени его прохождения t:
m=k I t
Коэффициент пропорциональности k является для каждого вещества величиной постоянной и называется электрохимическим эквивалентом вещества. Он показывает какова масса вещества, выделяющегося на электроде при прохождении через электролит единицы количества электричества.
Приборы и принадлежности: аккумулятор, электролитическая ванна с раствором медного купороса, 2 медных электрода, амперметр постоянного тока, реостат, рубильник, провода, весы, разновесы до 0,01 г, секундомер, электрическая плитка, сосуд с водой.
Порядок выполнения работы:
1. Работа с электрической цепью.
1.1. Собрать цепь, как показано на схеме (рисунок 1.1);
Рисунок 1.1
1.2.Замкнуть цепь и с помощью реостата R установить силу тока около 0,5А;1.3.Разомкнуть цепь;
2. Вынуть катод, просушить над электрической плиткой, очистить его наждачной бумагой.
2.1.Промыть в воде катод и повторно просушить его над электрической плиткой;
3. Уравновесить весы.
3.1. Взвесить катод и определить массу(m ) с точностью до 10 мг;
3.2. Поместить катод в электролитическую ванну, замкнуть цепь и одновременно пустить в ход секундомер;
3.3. Во время опыта, который длится 15-20 минут, необходимо следить за тем, чтобы сила тока была неизменной. (0,5 А);
4. Разомкнуть цепь и засечь время в секундах (t,c).
4.1. Извлечь катод из ванны, осторожно промыть в воде, просушить над электрической плиткой;
4.2. Повторно взвесив, определить массу (m );
5.Вычислить электрохимический эквивалент меди по формуле, зная I(А), t(с), m (кг), m (кг):
6. Повторить опыт, используя пункты 1.2.-5 лабораторной работы.
7. Найти среднее значение электрохимического эквивалента , используя данные 2-х опытов.
8. Зная, что табличное значение , определить относительную погрешность по формуле:
, где k = k .
9. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу 9.1.:
Таблица 9.1.
№ п\п | m , (кг) | m , (кг) | m m (кг) | I, (А) | t, (с) | k, (кг/Кл) | k , (кг/Кл) | , % |
10. Сделать вывод о проделанной работе.
11. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
3.Почему молекулы соли, кислоты и щёлочи в воде распадаются на ионы?
4.Почему с повышением температуры сопротивление электролита уменьшается?
5.При каких условиях концентрация электролита в процессе электролиза остаётся постоянной? меняется?
6.Как следует поступить, если по ошибке при выполнении опыта взвешенная пластинка была соединена с положительным полюсом источника тока?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10.