Определение электрохимического эквивалента меди.

Цель работы:определить электрохимическийэквивалент меди.

Теория. Молекулы солей, кислот, щелочей, при растворении этих веществ, например в воде, распадаются на заряженные частицы - ионы. Процесс называется электролитической диссоциацией.

Если в раствор, содержащий ионы, опустить пластины, соединенные с зажимами источника постоянного тока, то в образовавшемся электролитическом поле положительные ионы металла или водорода будут двигаться к отрицательной пластине (катоду) и выделятся на нем в виде твердого осадка (металл) или пузырьков газа (водород). Отрицательные ионы будут выделяться на положительной пластине (аноде). Этот процесс сопровождающий протекание тока через раствор, называется электролизом.

Масса выделившихся ионов m прямо пропорциональна количеству перенесённого ионами электричества q или силе тока I и времени его прохождения t:

m=k I t

Коэффициент пропорциональности k является для каждого вещества величиной постоянной и называется электрохимическим эквивалентом вещества. Он показывает какова масса вещества, выделяющегося на электроде при прохождении через электролит единицы количества электричества.

Приборы и принадлежности: аккумулятор, электролитическая ванна с раствором медного купороса, 2 медных электрода, амперметр постоянного тока, реостат, рубильник, провода, весы, разновесы до 0,01 г, секундомер, электрическая плитка, сосуд с водой.

Порядок выполнения работы:

1. Работа с электрической цепью.

1.1. Собрать цепь, как показано на схеме (рисунок 1.1);

Определение электрохимического эквивалента меди. - student2.ru

Рисунок 1.1

1.2.Замкнуть цепь и с помощью реостата R установить силу тока около 0,5А;1.3.Разомкнуть цепь;

2. Вынуть катод, просушить над электрической плиткой, очистить его наждачной бумагой.

2.1.Промыть в воде катод и повторно просушить его над электрической плиткой;

 

3. Уравновесить весы.

3.1. Взвесить катод и определить массу(m Определение электрохимического эквивалента меди. - student2.ru ) с точностью до 10 мг;

3.2. Поместить катод в электролитическую ванну, замкнуть цепь и одновременно пустить в ход секундомер;

3.3. Во время опыта, который длится 15-20 минут, необходимо следить за тем, чтобы сила тока была неизменной. (0,5 А);

4. Разомкнуть цепь и засечь время в секундах (t,c).

4.1. Извлечь катод из ванны, осторожно промыть в воде, просушить над электрической плиткой;

4.2. Повторно взвесив, определить массу (m Определение электрохимического эквивалента меди. - student2.ru );

5.Вычислить электрохимический эквивалент меди по формуле, зная I(А), t(с), m Определение электрохимического эквивалента меди. - student2.ru (кг), m Определение электрохимического эквивалента меди. - student2.ru (кг): Определение электрохимического эквивалента меди. - student2.ru Определение электрохимического эквивалента меди. - student2.ru

6. Повторить опыт, используя пункты 1.2.-5 лабораторной работы.

7. Найти среднее значение электрохимического эквивалента Определение электрохимического эквивалента меди. - student2.ru , используя данные 2-х опытов.

8. Зная, что табличное значение Определение электрохимического эквивалента меди. - student2.ru , определить относительную погрешность по формуле:

Определение электрохимического эквивалента меди. - student2.ru , где k Определение электрохимического эквивалента меди. - student2.ru = k Определение электрохимического эквивалента меди. - student2.ru .

9. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу 9.1.:

Таблица 9.1.

№ п\п m Определение электрохимического эквивалента меди. - student2.ru , (кг) m Определение электрохимического эквивалента меди. - student2.ru , (кг) m Определение электрохимического эквивалента меди. - student2.ru m Определение электрохимического эквивалента меди. - student2.ru (кг) Определение электрохимического эквивалента меди. - student2.ru I, (А)   t, (с)   k, (кг/Кл)   k Определение электрохимического эквивалента меди. - student2.ru , (кг/Кл)   Определение электрохимического эквивалента меди. - student2.ru , %
                                 
                           

10. Сделать вывод о проделанной работе.

11. Ответить на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:

3.Почему молекулы соли, кислоты и щёлочи в воде распадаются на ионы?

4.Почему с повышением температуры сопротивление электролита уменьшается?

5.При каких условиях концентрация электролита в процессе электролиза остаётся постоянной? меняется?

6.Как следует поступить, если по ошибке при выполнении опыта взвешенная пластинка была соединена с положительным полюсом источника тока?


 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10.

Наши рекомендации