Разработка структурной схемы устройства
Введение
Цель курсовой работы: развитие и закрепление навыков системного подхода к проектированию современной микропроцессорной техники.
Роботы можно классифицировать по конструктивным признакам:
· типу исполнительных приводов - электрические, гидравлические, пневматические;
· типу движителя - гусеничные, колесные, колесно-гусеничные, полугусеничные, шагающие, колесно-шагающие, роторные, с петлевым, винтовым, водометным и реактивным движителями;
· типу источников первичных управляющих сигналов - электрические , биоэлектрические, акустические;
· способу управления - автоматические, дистанционно управляемые (копирующие, командные, интерактивные, супервизорные, диалоговые), ручные (шарнирно-балансирные, экзоскелетонные).
Учебный робот может быть представлен в виде совокупности трех больших систем – транспортной, специальной и управления.
Транспортное средство состоит из ходовой части, корпуса и энергетической установки. Система управления устанавливается внутри корпуса. Ходовая часть мобильного робота – колесная, движение осуществляется за счет двигателей постоянного тока.
Система управления обеспечивает управление движением и работой технологического оборудования, а также адаптивное управление ходовой частью и энергетической установкой с учетом взаимодействия транспортной системы с окружающей средой.
Система управления учебным роботом включает в себя информационно-управляющую часть: микроконтроллер, драйвер управления двигателями постоянного тока, Bluetooth-модуль, персональный компьютер, откуда осуществляется управляющее воздействие.
1. Анализ технического задания
Для осуществления управления учебным роботом необходимо передавать управляющие воздействие на двигатели постоянного тока робота. Основной характеристикой двигателя являются Uпит2,4…9 В[БЕН1] . Это возможно осуществить с помощью драйвера моторов L293D, который может независимо управлять двумя электромоторами постоянного тока.
Основные характеристики драйвера моторов L293D:
· Напряжение моторов : 4,5 - 36 В;
· Выходной максимальный ток: 1.2 А на каждый канал.[БЕН2]
Также, в качестве управляющего элемента используется микроконтроллер Atmega8a-PU. Он функционирует на частоте 16МГц. Объем памяти достигает до 512КБ памяти Flash, до 8КБ памяти данных, имеется интерфейсы SPI, TWI, UART . [БЕН3]
В устройстве управления учебным роботом используется Bluetooth-модуль для осуществления передачи данных с персонального компьютера на робота. [БЕН4]
Разработка структурной схемы устройства
Для решения задачи управления учебным роботом необходимы такие устройства как персональный компьютер и учебным робот. Передача данных между персональным компьютером и учебным роботом осуществляется посредством Bluetooth-модуля.
Структурная схема устройства управления учебным роботом (рисунок 1).
Микроконтроллер |
Двигатели постоянного тока |
Драйвер управления |
Персональный компьютер |
Рисунок 1 – Структурная схема устройства
В данной структурной схеме отображается работа микропроцессорного устройства управления двигателями постоянного тока, где главным управляющим элементом является микроконтроллер. С помощью персонального компьютера подаем сигналы на микроконтроллер по Bluetooth-модулю. Микроконтроллер принимает сигналы, обрабатывает их и формирует уже управляющие сигналы для драйвера управления. А драйвер управления напрямую связан с двигателями постоянного тока, и он подает необходимое напряжение для работы двигателей.
Выбор двигателей
В качестве объекта управления в данном курсовом проекте были выбраны двигатели постоянного тока в соответствии с техническим [БЕН8] заданием, установленные в машине на радиоуправлении, приобретенной специально для выполнения данной работы. Электродвигатель 300 коллекторный R370 6В (RSK400094). Потребляемый ток 0.167 А, мощность 0.548 Вт. Остальные характеристики двигателей постоянного тока приведены в приложении Б.
Выбор микроконтроллера
В качестве основного элемента получения и обработки сигналов был выбран микроконтроллер Atmega8a-PU фирмы Atmel. Питание микроконтроллера 5 В. Цифровые сигнальные процессоры фирмы Atmel получили широкое применение у радиолюбителей, так как они имеют доступную цену и достаточный набор периферии. Характеристики микроконтроллера приведены в приложении Б.
На рисунке 2 представлена цоколевка микроконтроллера Atmega8A-PU.[БЕН9]
Рисунок 2 – Цоколевка микроконтроллера Atmega8А-PU
3.3 Выбор микросхемы и интерфейса связи[БЕН10]
Для управления двигателями был выбран драйвер L293D[БЕН11] . Драйвер работает в широком диапазоне [БЕН12] напряжений, что минимизирует риск перегрева микросхемы.[БЕН13] Так же он легкодоступный и имеет полный ряд функций необходимых для выполнения данного курсового проекта.
В качестве интерфейса связи с компьютером был выбран интерфейс UART. Данный интерфейс был выбран не случайно, потому что для передачи данных используется Bluetooth модуль, который в свою очередь использует интерфейс UART. Для преобразования логических уровней RS-232 в UART используется микросхема MAX232. Скорость передачи данных - 9600 Кбит/с. [БЕН14]
Характеристики драйвера и Bluetooth-модуля приведены в приложении Б. На рисунке 3 представлена цоколевка драйвера L293D.
Рисунок 3 – Цоколевка драйвера L293D
На рисунке 4 представлена принципиальная схема микросхемы MAX232.
Рисунок 4 – Принципиальная схема микросхемы MAX232
3.4 Выбор стабилизатора[БЕН15]
Для того чтобы уменьшить входное напряжение на Bluetooth модуль было необходимо подключить стабилизатор L78L33.
На рисунке 5 представлена принципиальная схема стабилизатора L78L33.
Рисунок 5 – Принципиальная схема стабилизатора L78L33
При создании схемы электрической принципиальной подключаем микроконтроллер, драйвер, микросхемы MAX232, стабилизатор и Bluetooth-модуль согласно их спецификации.
Полученная схема представлена в приложении А.
Расчет резисторов
Резисторы для Bluetooth-модуля были подобраны исходя из его технической документации: рабочее напряжение не более 3.3 В. Соответственно были выбраны резисторы номиналом 4,7 кОм т.к. напряжение, поступающее с микроконтроллера 5 В.
Для стабильной работы светодиода так же необходимо было присоединить резистор с сопротивлением 1 кОм.
Расчет конденсаторов
Для стабилизации напряжения поступающего с источника питания были параллельно подключены конденсаторы емкостью 36 мкФ и 100 мкФ. Чтобы уменьшить входное напряжение на Bluetooth-модуль было необходимо подключить стабилизатор напряжения L78L33. Для этого согласно технической документации были подключены 2 конденсатора емкостью 0,33 мкФ и 0,1 мкФ. Конденсаторы C5-C11 взяты по рекомендациям производителя.[БЕН16]
5. Разработка платы печатной устройства[БЕН17]
Габариты разработанной печатной платы составляют 80*40мм. На плате имеются 4 крепежных отверстия.[БЕН18]
Необходимо обратить внимание на какой ток будет рассчитана та или иная дорожка. В зависимости от этого выбирается толщина дорожки.
(1)
(2)
(3)
где b – ширина дорожки,
ρ – удельная теплоемкость меди;
с – удельная теплоемкость меди;
q – плотность меди;
h – глубина дорожки;
∆t – оптимальный интервал температур для работы платы;
I - ток, на который рассчитана дорожка.
;
;
;
.
(4)
где t₂ - максимальная температура, при которой может работать плата;
t₁ - комнатная температура.
=60°-20°=40°С
Расчет силовой цепи по максимальному току двигателя.
При I= 0,167 A
Расчет сигнальной цепи по максимальному току микроконтроллера.
При I=100мА .[БЕН19]
Для платы были выбраны минимальная ширина дорожки – 0,254мм, максимальная – 0,5мм. Исходя из расчета видно, что дорожки выдержат ток, протекающий по ним.
Разработка конструкции устройства осуществляется на основе разработанной принципиальной электрической. [БЕН20]
При конструировании печатной платы необходимо учитывать следующее.
Центры отверстий должны располагаться в узлах координатной сетки. Каждое монтажное и переходное отверстие должно быть охвачено контактной площадкой.[БЕН21]
Материал платы стеклотекстолит фольгированный СФ 2-35-1.5 по ГОСТ 10316-78.
Заключение
При выполнении курсового проекта были разработаны:
· конструкторская документация устройства управления учебным роботом:
¾ схема электрическая принципиальная микропроцессорного устройства управления учебным роботом
¾ перечень элементов к схеме электрической принципиальной;
¾ печатная плата устройства управления учебным роботом;
¾ сборочный чертеж;
¾ спецификация к сборочному чертежу.
· схемы алгоритмов программы управления учебным роботом;
· программа управления учебным роботом.[БЕН24]
Введение
Цель курсовой работы: развитие и закрепление навыков системного подхода к проектированию современной микропроцессорной техники.
Роботы можно классифицировать по конструктивным признакам:
· типу исполнительных приводов - электрические, гидравлические, пневматические;
· типу движителя - гусеничные, колесные, колесно-гусеничные, полугусеничные, шагающие, колесно-шагающие, роторные, с петлевым, винтовым, водометным и реактивным движителями;
· типу источников первичных управляющих сигналов - электрические , биоэлектрические, акустические;
· способу управления - автоматические, дистанционно управляемые (копирующие, командные, интерактивные, супервизорные, диалоговые), ручные (шарнирно-балансирные, экзоскелетонные).
Учебный робот может быть представлен в виде совокупности трех больших систем – транспортной, специальной и управления.
Транспортное средство состоит из ходовой части, корпуса и энергетической установки. Система управления устанавливается внутри корпуса. Ходовая часть мобильного робота – колесная, движение осуществляется за счет двигателей постоянного тока.
Система управления обеспечивает управление движением и работой технологического оборудования, а также адаптивное управление ходовой частью и энергетической установкой с учетом взаимодействия транспортной системы с окружающей средой.
Система управления учебным роботом включает в себя информационно-управляющую часть: микроконтроллер, драйвер управления двигателями постоянного тока, Bluetooth-модуль, персональный компьютер, откуда осуществляется управляющее воздействие.
1. Анализ технического задания
Для осуществления управления учебным роботом необходимо передавать управляющие воздействие на двигатели постоянного тока робота. Основной характеристикой двигателя являются Uпит2,4…9 В[БЕН1] . Это возможно осуществить с помощью драйвера моторов L293D, который может независимо управлять двумя электромоторами постоянного тока.
Основные характеристики драйвера моторов L293D:
· Напряжение моторов : 4,5 - 36 В;
· Выходной максимальный ток: 1.2 А на каждый канал.[БЕН2]
Также, в качестве управляющего элемента используется микроконтроллер Atmega8a-PU. Он функционирует на частоте 16МГц. Объем памяти достигает до 512КБ памяти Flash, до 8КБ памяти данных, имеется интерфейсы SPI, TWI, UART . [БЕН3]
В устройстве управления учебным роботом используется Bluetooth-модуль для осуществления передачи данных с персонального компьютера на робота. [БЕН4]
Разработка структурной схемы устройства
Для решения задачи управления учебным роботом необходимы такие устройства как персональный компьютер и учебным робот. Передача данных между персональным компьютером и учебным роботом осуществляется посредством Bluetooth-модуля.
Структурная схема устройства управления учебным роботом (рисунок 1).
Микроконтроллер |
Двигатели постоянного тока |
Драйвер управления |
Персональный компьютер |
Рисунок 1 – Структурная схема устройства
В данной структурной схеме отображается работа микропроцессорного устройства управления двигателями постоянного тока, где главным управляющим элементом является микроконтроллер. С помощью персонального компьютера подаем сигналы на микроконтроллер по Bluetooth-модулю. Микроконтроллер принимает сигналы, обрабатывает их и формирует уже управляющие сигналы для драйвера управления. А драйвер управления напрямую связан с двигателями постоянного тока, и он подает необходимое напряжение для работы двигателей.