Электрические аппараты, оборудование, устройства
Тиристор– это полупроводник, имеющий два устойчивых состояния, с тремя или большими взаимодействующих выпрямляющими переходами. По функциональности их можно соотнести к электронным ключам. Только тиристор самостоятельно не переходит в закрытое состояние, как это может делать ключ. Применяют тиристоры для управления мощной нагрузкой, используя приэтомслабые сигналы и переключающие устройства.Простая схема тиристора представлена на рис.3. Тиристор имеет три вывода: анод, катод и управляющего электрод.
Рис. 3. Тиристор
Контактор – так называемый выключатель, который управляется при помощи электричества. Необходим для управления приемниками электрической энергии. Он представляет собой катушку медных проводов, внутри которой располагается сердечник из мягкого железа (рис.4).
Рис. 4. Контактор
Сердечник механически связан с одним или несколькими электрическими контактами, которые являются контактами замыкания/размыкания.
Когда катушка получает питание (например, 230 В), под воздействием электромагнитного эффекта сердечник «втягивается в катушку» и контакт замыкается (цепь работает).
Цепь, от которой катушка запитывается, называется цепью управления. Цепь, замыкающая контактор является силовой цепью, потому что она позволяет пропускать ток большей силы, чем в цепи управления.
Когда питание прекращает поступать, сердечник возвращается в свое исходное положение (работает система пружин) цепь размыкается.
Такие контакторы применяются во многих автоматических системах.
Контактная сеть (КС) –сеть, обеспечивающая электроснабжение транспорта. Трамвай и электрифицированный ЖД-транспорт питается от одинарного контактного провода, а ходовые рельсы являются вторым проводом. Благодаря такой системе контактная сеть просто по конструкции, надежна и довольно дешевая в эксплуатации. Система троллейбуса гораздо сложнее и дороже. Так как он питается от двух контактных проводов, что, с другой стороны упрощает строительство его линии (рис.5).
Штанги – «рога» троллейбуса – устройство верхнего токосъёма с контактного провода. Левая штанга обычно – это «плюс», правая – «минус». В некоторых городах штанговый токоприёмник используют и трамваи.
Бугель –скользящий по поверхности контактного провода токоприемник. Имеет вид пологой дуги.
Пантограф – устройство для верхнего токосъёма трамвая, электропоезда и электровоза. Располагается на крыше вагона, имеет форму ромба. Требователен к качеству контактной сети.
Полупантограф – токосъёмник, выглядящий как половина обычного пантографа. Лучший токосъём, имеет меньшую массу, но является самым требовательным к качеству контактной сети.Полупантограф при достаточном качестве контактной сети позволяет транспорту двигаться с максимальными для проводных контактных сетей скоростями.
Штангоуловитель – устройство, предназначенное для удержания штанги от отклонения в стороны или вверх при её случайном сходе с контактного провода. Штангоуловители используются обычно на троллейбусах и бывают механические (пружина) и электрические (электродвигатель).
Во время рывка штанги при её сходе срабатывает наматывающий барабан, который наматывает на себя верёвку, прикреплённую к штанге троллейбуса, чтобы она оказалась ниже проводов и – в результате – не происходило ударов и повреждений контактной сети. Кроме того, устройство не даёт штанге перемещаться в стороны.
Рис. 5. Схемы токосъёмников ЭПС: магистральных (а, б): высокоскоростных специальных (в, г, д): 1 – контактные элементы; 2 – несущие конструкции полозов; 3 – каретки полозов; 4 – системы подвижных рам; 5 – подъемные упругие элементы; 6 – демпфирующее устройство; 7 – пневматический цилиндр с опускающей пружиной и рукавом; 8– основание с изоляторами; 9 – управляющие элементы; 10 – аэродинамическое устройство; 11 – нижняя система рам; 12 – авторегулятор высоты нижней системы рам
Трамвайная стрелка – устройство, предназначенное для изменения направления движения трамвайных поездов. Это достигается с помощью парных клиньев – перьев стрелки, которые отжимают реборды колёс и направляют их в нужном курсе. В настоящее время перевод стрелок в основном выполняется автоматически.
Троллейбусная стрелка –контролирует изменение направления движения штанг троллейбуса в соответствии с необходимым маршрутом движения. При повороте налево она работает так же как и трамвайная, а в правое положение она возвращается при помощи контактных пружин. Работа троллейбусной стрелки значительно проще трамвайной. Стрелка работает от контактной сети напряжением в 600 вольт. Стрелки бывают расходные (противошерстные) и сходные (пошёрстные).
Ускоритель –совмещенные вместе реостатный контроллер и пуско-тормозной реостат. Являет собой кольцевой изолятор, у которого по кругу установлены элементы пускового реостата. Ротор на котором находится подвижный контакт, вращается внутри изолятора. Исходя из положения этого контакта, меняется сопротивление реостатов, введённых в цепь питания двигателя.
Существуют ускорители, с роликом на подвижном контакте, который прижимает токоведущий элемент реостата к кольцевому токоприёмнику, закреплённому на кольцевом изоляторе. Для плавности разгона, на ускорителе находится несколько ступеней вывода реостатов. Так же ускоритель не допускает перегрева элементов реостата, а при превышении тока подвижный контакт подгарает.