Питание районных и нетяговых потребителей
Продольное электроснабжение (ВЛ ПЭ) – это 3-фазная линия, расположенная на опорах контактной сети для питания нетяговых потребителей и являющаяся резервной для питания сигнальных точек автоблокировки. К нетяговым потребителям относятся железнодорожные потребители, расположенные вдоль железных дорог и на небольших станциях. К районным потребителям относятся небольшие заводы, поселки фермерские хозяйства и т. д.
ВЛ СЦБ – это 3-фазная воздушная линия, расположенная на отдельно стоящих опорах и предназначенная для питания сигнальных точек автоблокировки (светофоров).
Основное питание нетяговых железнодорожных потребителей:
– от ВЛ ПЭ 6,10,35 кВ, расположенных на отдельных опорах;
– на ЭЖД переменного тока допускается от ДПР 25 кВ;
– на ЭЖД постоянного тока – по трёхфазной ВЛ на опорах КС.
Преимущество систем электроснабжения ДПР 25 или 35 кВ: экономия одного провода, вместо которого используется тяговый рельс. Недостаток: наличие поперечной и продольной несимметрии напряжения и несинусоидальности напряжения для потребителей, питающихся от тяговых шин 27,5 кВ и шин 10(35) кВ ТП. Качество электроэнергии у потребителей при питании по системе ДПР 25(35) кВ низкое и особенно при питании по ДПР 25 кВ.
Выбор схемы питания производится на основании технико-экономических расчётов с учётом требуемой надёжности электроснабжения потребителей по категорийности энергопотребления.
1. Электроснабжение нетяговых железнодорожных потребителей крупных станций и узлов осуществляется от подстанций энергосистем или от трансформаторной подстанции напряжением 10(35) кВ.
2. Электроснабжение нетяговых железнодорожных потребителей на перегонах и станциях, расположенных на межподстанционной зоне (МПЗ), осуществляется от линий продольного электроснабжения по схемам:
● по специальной ЛЭП 10 (35) кВ или по ЛЭП 10(35) кВ, расположенной на опорах КС;
● по системе два провода–рельс 25 кВ (ДПР 25 кВ) для питания трёхфазных потребителей;
● по системе один провод–рельс 25 кВ (ПР 25 кВ) для питания однофазных потребителей;
● по системе два провода–рельс 35 кВ (ДПР 35 кВ) для питания трёхфазных потребителей.
3. Электроснабжение устройств СЦБ:
● основное питание устройств СЦБ и связи:
– от линий питания автоблокировки (ВЛ СЦБ) напряжением 6,10,35 кв, расположенных на отдельных опорах;
– для ЭЖД переменного тока допускается питание по линии ПР 25 кВ;
– на слабонагруженных участках допускается двухцепная ЛЭП 6,10 кВ: одна – для питания нагрузок СЦБ, вторая – для электроснабжения нетяговых потребителей;
● резервное питание устройств СЦБ и связи осуществляется от линии ДПР-25 кВ или линии продольного электроснабжения (ВЛ ПЭ) 6,10 кВ;
● третий источник питания ЭП группы категории I – дизель-электрические агрегаты.
4. Требования к ВЛ СЦБ:
● неравномерность нагрузки по фазам ВЛ СЦБ не должна превышать 10 %;
● для снижения токов короткого замыкания и исключения электрической связи с другими линиями ВЛ СЦБ питание на ТП осуществляется от шин 220/380 В среднего напряжения (СН) подстанции через повышающий трансформатор 220/380 В/10(6) кВ;
● схемы питания ВЛ СЦБ от ТП должны предусматривать:
– на ЭЖД постоянного тока – консольное питание от одной из смежных ТП;
– на ЭЖД переменного тока – встречно-консольное питание от двух смежных ТП с пунктом (постом) секционирования (ПС) по середине с нормально отключенным выключателем и устройством автоматики введения резерва (АВР). Для МПЗ длиной до 35 км допускается консольное питание с нормально включенным выключателем ПС;
– на ЭЖД переменного тока по системе 2×25 кВ на МПЗ более 50 км предусматриваются дополнительные пункты питания (ПП) от районных электрических сетей (ЭС), разделяющие МПЗ на два плеча питания ВЛ СЦБ, каждое из которых должно иметь встречно-консольное питание с пунктом секционирования посередине.
5. Фидеры ВЛ СЦБ на ТП, ПС и дополнительных ПП оборудуются устройствами однократного АПВ и автоматикой включения резерва.
6. Время перехода с основной системы электроснабжения на резервную не должно превышать 1,3 с.
Требования к воздушным линиям продольного электроснабжения (ВЛ ПЭ).
· ВЛ ПЭ от ТП на участках железных дорог постоянного и переменного тока, также ДПР-25 кВ должны иметь одностороннее питание от одной из смежных тяговых подстанций.
· Необходимость устройства дополнительного пункта питания (ПП) ВЛ ПЭ на МПЗ при системе 2×25 кВ решается технико-экономическими расчётами.
· Фидеры ВЛ ПЭ на ТП и дополнительные ПП оборудуются устройствами однократного АПВ.
· Резервное питание аппаратуры телеуправления и СН линейных устройств тягового электроснабжения может осуществляться от ВЛ СЦБ или от местных сетей энергосистемы.
· Потери напряжения на линиях ПЭ и ВЛ СЦБ при одностороннем питании от подстанции не должны превышать 5 % . Отклонения напряжения у потребителей СЦБ допускаются в пределах от +10 до –10 % номинального значения.