Возбуждение тягового генератора в режиме холостого хода
На холостом ходу дизеля возбуждение тягового генератора осуществляется включением автоматического выключателя А4 «Управление возбуждением».
При этом напряжение, вырабатываемое тяговым генератором, подается для питания электродвигателей переменного тока собственных нужд на любой позиции контроллера машиниста, в том числе и на нулевой.
ЦЕПЬ ПИТАНИЯ РЕЛЕ РКВ
|
®зажим 29/1® провода 1555, 1472® размыкающий контакт РВЗ ® пр. 1437® размыкающие контакты поездных контакторов П1-П6 ® пр. 898 ® зажим 20/13 ® пр. 1442 ® размыкающий контакт РУ5® пр. 1311® зажим 20/9 ® пр. 7527® замыкающий контакт КРН ® пр. 3037 катушка реле РКВ ® провода 3038, 1373, 1380 ® зажим 31/3 ® пр. 1575 ® минусовой разъем ЗМ.
Реле РКВ выполняет функции промежуточного реле, собирающего цепи питания контакторов возбуждения возбудителя ВВ и генератора КВ. Так как катушки контакторов КВ и ВВ обладают большой индуктивностью и через них протекает значительный ток, часть блокировок из цепей этих катушек перенесена в цепь питания катушки реле РКВ, обладающей значительно меньшей индуктивностью и потребляющей меньшую мощность. Это позволяет предохранить от подгорания контакты этих блокировок при коммутации.
У реле управления РКВ есть два контакта.
Замыкающий контакт (3032, 400) подготавливает цепь питания блока управления возбуждением БУВ,
Замыкающий контакт (3033, 3034) собирает цепь питания катушек ВВ и КВ.
ЦЕПЬ ПИТАНИЯ КОНТАКТОРОВ ВВ и КВ
Автомат А4® пр. 1307®зажим 20/3,4® пр. 1435 ®зажим 29/1® пр. 3033®замыкающий контакт РКВ® пр. 3034 ® размыкающий контакт реле заземления РЗ ® пр. 1341® размыкающий контакт реле обрыва полюсов РОП ® пр. 1359 ® размыкающий контакт реле защиты выпрямительной установки РМ2 ® пр. 1343® контакты дверных блокировок БД2 - БД8 и выпрямительной установки БВУ ® провода 1369, 1363 ® зажим 25/2 ® провода 1378, 1372® катушки КВ и ВВ ® провода 1373, 1380 ® зажим 31/3 ® пр. 1575 ® минусовой разъем ЗМ.
Главные контакты контактора ВВ подают питание на обмотку возбуждения И1- И2 синхронного возбудителя.
Автомат А1 ® пр. 535 ®зажим 21/6 ® пр. 372® обмотка И1-И2 ® пр. 371 ®зажим 21/9 ® пр. 352 ® шунт Ш5® пр. 539 ® зажим 21/10 ® пр. 536 ® резисторы цепей возбуждения возбудителя СВВ и аварийного возбуждения САВ1 ® пр. 359 ® переключатель режима возбуждения АП1, замкнутый в положении «Рабочее» ® провода 357, 355, 589 ® зажим 19/10 ® пр. 571 ® главные контакты ВВ® пр. 548 ® зажим 31/7 ® минусовой разъем ЗМ.
У конактора ВВ есть три блокировочных контакта.
Размыкающий блокировочный контакт (1158, 1421) разбирает цепь питания катушки реле РУ11 от автомата А4, и кратковременно загоревшаяся сигнальная лампа ЛН1 «Сброс нагрузки» гаснет.
Замыкающие блокировочные контакты (1420, 1436, 1427) подготавливают цепь питания катушки реле времени РВ4 и РУ11 от автомата АУ.
Главные контакты контактора КВ подают питание на обмотку возбуждения И1-И2 тягового генератора
|
В обмотках статора тягового генератора 1С1- 1СЗ и 2С1 - 2СЗ наводится переменное напряжение, используемое для питания асинхронных электродвигателей привода вентиляторов собственных нужд тепловоза.
Тиристоры управляемого возбуждения УВВ в этот период полностью открыты сигналом управления блока БУВ.
У контактора КВ есть два блокировочных контакта.
Замыкающий блокировочный контакт собирает цепь питания блока управления возбуждением БУВ.
Замыкающий блокировочный контакт обеспечивают трогание тепловоза только с первой позиции.
ПЕРВАЯ ПОЗИЦИЯ КОНТРОЛЛЕРА МАШИНИСТА
Для приведения тепловоза в движение необходимо:
1. Включить автоматы: А5 «Компрессор», А7 «Пожарная сигнализация», А10 «Радиостанция», А13 «Локомотивная сигнализация», автоматы электродвигателя вентилятора выпрямительной установки АВУ, тяговых электродвигателей 1АТ, 2АТ, мотор-вентиляторов холодильной камеры 1АВ - 4АВ.
2. Включить тумблер УТ «Управление тепловозом» ,тумблер ТУП «Управление переходами» и тумблеры ОМ1 - ОМ6 «Отключатели ТЭД»
3 Включить ЭПК.
4. Установить реверсивную рукоятку контроллера машиниста в положение «Вперед» или «Назад».
5. Штурвал контроллера машиниста перевести на первую позицию.
На первой позиции, напряжение подается на одну из катушек В или Н электропневматических вентилей привода реверсора ПР.
Цепь питания элетропневматического
вентиля привода реверсора В.
Автомат АУ ® пр. 1684 ® зажим 4/5 ® пр. 1685® контакты блокировки тормоза БУ® пр. 1686 ® зажим 3/5,6 ® пр. 1687 ® контакт реверсивного барабана КМ , замкнутый в положении «Вперед» ® пр. 1696 ® контакты 1, 3 главного барабана контроллера, замкнутые с 1-й по 15-ю позиции ® пр. 1604 ®зажим 4/17 ® пр. 7552 ® контакт ЭПК ® пр. 1551 ®зажим 3/4 ® пр. 1548® контакты тумблера УТ ® пр. 1547 ® контакт реверсивного барабана контроллера, замкнутый в положении «Вперед» ® пр. 1539 ® зажим 5/7 ® пр. 1538 ® зажим 18/20 ® пр. 1528 ® катушка вентиля реверсора В ® провода 1532, 1525 ® зажим 25/19 ®пр. 1622® зажим 22/4 ® пр. 1809 ® разъем 2М.
|
(Положение контактов реверсора в схеме показано для движения «вперед»).
Вспомогательные контакты реверсора замыкаются в цепи движения и в цепи вентиля песочницы.
ЦЕПЬ ПИТАНИЯ РЕЛЕ РУ22
Автомат АУ, по цепи питания катушек реверсора до провода 1528 ® блокировочный контакт реверсора, замкнутый в положении «Вперед» ® пр. 1531 ® зажим 14/16,17® пр. 1445 ® зажим X1/13 ® пр. 1446 ® контакты реле температуры масла и воды дизеля ТРМ, ТРВ2, ТРВ1 ® зажим Х2/10 ® пр. 1642 ® зажим 15/16 ® пр. 2543® зажим 29/17® пр. 1493 ® контакты реле давления воздуха РДВ ® пр. 1483® зажим 29/16 ®пр. 2542 ® зажим 20/5 ® пр. 1480 ® катушка реле РУ22 ® минусовой разъем 2М.
Замыкающий контакт РУ22 подает питание на катушку реле времени РВЗ.
ЦЕПЬ РЕЛЕ ВРЕМЕНИ РВ3
Автомат АУ по цепи РУ22 до зажима 14/16,17® пр. 1524® зажим 23/1 ® блокировки автоматов АВУ, 1АТ, 2АТ® зажим 23/6 ® пр. 1491® замыкающие контакты РУ22 ® размыкающие контакты РУ1 ® размыкающие контакты РУ2, РУ8 ® пр. 1490 ® зажим 20/8 ® провода 1487, 2540 ® катушка реле РВЗ ® провода 1494, 3038, 1373, 1380 ® зажим 31/3® пр. 1575® минусовой разъем ЗМ.
У реле времени РВ3 есть два контакта.
Размыкающий контакт с выдержкой времени на замыкание (1471, 1437) разрывает цепь питания реле РКВ.
В результате снимается возбуждение возбудителя и генератора и загорается сигнальная лампа ЛН1 «Сброс нагрузки».
Замыкающий контакт с выдержкой времени на размыкание (1555, 1557) собирает цепь питания катушек вентилей поездных контакторов П1-П6.
ЦЕПЬ ПИТАНИЯ ПОЕЗДНЫХ КОНТАКТОРОВ
Автомат А4 ® пр. 1307 ® зажим 20/3,4 ® пр. 1435 ® зажим 29/1 ® пр. 1555 ® замыкающий контакт РВЗ ® провода 1557, 1392 ® замыкающие контакты ОМ1-ОМ6 ® провода 1559 –1564 ® катушки контакторов П1-П6 ® пр. 1571 ® зажим 31/3 ® пр. 1575 ® минусовой разъем ЗМ.
Главные контакты поездных контакторов собирают силовую цепь тяговый генератор – тяговые электродвигатели.
У поездных контакторов есть один размыкающий и два замыкающих блокировочных контакта
Размыкающие контакты предотвращают питание тяговых электродвигателей в режиме холостого хода.
Замыкающие контакты подключают к обмоткам возбуждения тяговых двигателей через блок БДС катушки реле боксования РБ1, РБ2, РБ3.
Замыкающие контакты собирают цепь питания реле управления РУ5.
ЦЕПЬ ПИТАНИЯ РЕЛЕ РУ5
|
У реле управления РУ5 есть пять контактов.
Размыкающий контакт (482, 484) уменьшает напряжение тягового генератора в режиме холостого хода.
Размыкающий контакт (1442, 1311) разрывает цепь питания контакторов ВВ и КВ в режиме холостого хода.
Размыкающий контакт (1667, 1159) отключает катушку электропневматического вентиля ВТН.
Замыкающий контакт реле РУ5 обеспечивает трогание тепловоза только с первой позиции.
Замыкающий контакт реле РУ5 собирает цепь питания реле РКВ от автомата АУ «Управление общее».
После включения реле РКВ напряжение вновь поступает на катушки контакторов КВ и ВВ.
О нормальной коммутации цепей управления при переходе из холостого в тяговый режим сигнализирует лампа ЛН1«Сброс нагрузки1» на панели сигнализации в кабине машиниста. Она на мгновение загорается (при отключении контактора ВВ), а затем вновь гаснет.
Если же лампа продолжает гореть на 1-й позиции контроллера, то это значит, что нет перехода из холостого в тяговый режим. В этом случае питание на
лампу ЛН1 подается размыкающими контактами реле РУ11 и РУ5 от выключателя АУ по ранее описанной цепи питания реле РУ22 и РВЗ.
Как и в режиме холостого хода, контакторы ВВ и КВ своими замыкающими главными контактами подают питание на обмотки возбуждения возбудителя и тягового генератора.
В статорных обмотках генератора наводится переменное напряжение, которое затем выпрямляется выпрямителем ВУ и подается через замкнутые контакты поездных контакторов П1 - П6 и контакты реверсора ПР на тяговые двигатели, приводящие тепловоз в движение.
Маневровый режим работы тепловоза обеспечивается кнопкой маневрового режима КМР без набора позиций контроллером. При положении штурвала контроллера машиниста на нулевой позиции и включенном тумблере УТ кнопка маневрового режима (в нажатом состоянии) шунтирует 1 и 3 контакты контроллера, т. е. создается режим тяги.
2 – 15 ПОЗИЦИИ КОНТРОЛЛЕРА МАШИНИСТА
|
Включение электромагнитов в определенных комбинациях приводит к изменению затяжки всережимной пружины регулятора, т.е. к изменению числа оборотов и мощности дизеля.
Питание электромагнитов осуществляется от автомата АУ «Управление общее» через контакты контроллера машиниста:
10 контакт - (провода 1637, 1638, 1503) на катушку МР1;
9 контакт - (провода 1625, 1626, 1500) на катушку МР2;
8 контакт - (провода 1643, 1644, 1506) на катушку МРЗ;
2 контакт - (провода 1647, 1648, 1507) на катушку МР4.
Минус на катушки тяговых электромагнитов подается от разъема 2М.
От контактов 5 контроллера, на второй позиции, включается также реле управления РУ8.
У реле управления РУ8 есть пять контактов.
На второй позиции контроллера при работающем дизеле размыкающий контакт реле отключает вентиль отключения топливных насосов ВТН.
Через размыкающий контакт реле на первой позиции получает питание реле РВ3.
Третий размыкающий контакт реле , начиная с второй позиции увеличивает сигнал задания по напряжению, в селективном узле системы возбуждения тягового генератора.
Четвертый и пятый замыкающие контакты применяются в работе схемы осушки сжатого воздуха.
ОСЛАБЛЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ ТЯГОВЫХ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
Система возбуждения тягового генератора позволяет в процессе разгона тепловоза и уменьшения тока нагрузки увеличивать напряжение, поддерживая постоянной мощность генератора.
При определенной скорости наступает ограничение по напряжению. Дальнейшее увеличение скорости вызывает уменьшение тока при почти постоянном напряжении и приводит к уменьшению мощности генератора. Регулятор дизеля уменьшит подачу топлива, мощность дизеля будет недоиспользоваться и дальнейшего возрастания скорости не будет или оно будет очень незначительным.
|
Для обеспечения плавности движения тепловоза в момент перехода на ослабленное возбуждение и обратно, предотвращения повреждения электрических машин в результате переходных процессов в силовой цепи тепловоза необходимо соблюдение условия постоянства мощности до и после перехода.
В связи с этим шунтирующие резисторы выбирают таким образом, чтобы переход на ослабленное возбуждение происходил непосредственно перед началом ограничения мощности на внешней характеристике генератора.
На тепловозе используется автоматическое двухступенчатое ослабление возбуждения тяговых электродвигателей с помощью реле перехода РП1 и РП2. Эти реле управляют контакторами ВШ1 и ВШ2.
Катушки напряжения реле включены через регулировочные резисторы СРПН1 и СРПН2 на напряжение тягового генератора, поэтому ток в них пропорционален напряжению генератора и может быть отрегулирован этими резисторами.
Цепь питания катушки напряжения реле РП1
Плюс выпрямительной установки (провод 648) ® пр. 647® размыкающий вспомогательный контакт ВШ1® пр. 646 ® ступень резистора СРПН1® пр. 639® катушка напряжения РП1 ® пр. 637 ® минус выпрямительной установки.
Токовые катушки реле РП1 и РП2 включены на выход выпрямительных мостов ШР-4 блока БС4, трансформаторов постоянного тока.
Следовательно ток в токовых катушках пропорционален току нагрузки тягового генератора.
ЦЕПЬ ПИТАНИЯ ТОКОВЫХ КАТУШЕК РП1 и РП2
Провод 549 ® шунт Ш6 ® провода 492, 491® токовые катушки РП1, РП2 ® провода 437, 533 ® резистор обратной связи по току Р1 - Р8 потенциометра ССУ1® провода 487, 503 ® минус выпрямительных мостов ШР-2 блока БСЗ.
При увеличении скорости тепловоза и уменьшении тока нагрузки тягового генератора удерживающее усилие токовой катушки уменьшается. Одновременное увеличение напряжения усиливает действие тока катушек напряжения, что и вызывает срабатывание реле.
Это происходит в определенных точках тяговой характеристики (перед началом ее ограничения по напряжению) и соответственно при определенных скоростях тепловоза, приблизительно равных для первой ступени 40 км/ч, для второй ступени 60 км/ч.
После включения реле РП1 его контакт подает питание на электропневматический вентиль группового контактора ослабления возбуждения ВШ1.
|
ЦЕПЬ ПИТАНИЯ КОНТАКТОРА ВШ1
Замкнутый с 4-й по 15-ю позицию контакт 7 контроллера машиниста ® провода 1615, 1814 ® контакты тумблера ТУП ® провода 1857, 1695, 1517® контакты реле РП1 ® провода 901, 1515 ® размыкающий с выдержкой времени на замыкание, контакт реле времени РВ2 ® провода 1514, 2130® катушка ВШ1® провода 1527, 1525, 1622, 1809 ® минус цепей управления 2М-4.
Контактор ВШ1 главными контактами подключает параллельно обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей резисторы ослабления возбуждения тяговых электродвигателей СШ1 - СШ6
В результате - по обмоткам возбуждения протекает 57—63% тока якоря.
Например, для шестого тягового двигателя цепь подключения следующая:
Зажим С2 обмотки возбуждения® пр. 634 ® замыкающий главный контакт ВШ1 ® резистор СШ6 (Р5 - Р4) первой ступени ослабления возбуждения ® пр. 631 ® зажим С1 обмотки возбуждения.
У контактора ВШ1 есть три блокировочных контакта.
Размыкающий блокировочный контакт (647, 646) вводит в цепь катушки напряжения дополнительную ступень резистора СРПН1, необходимого для того, чтобы скорость отключения реле была 30 км/ч.
Замыкающий блокировочный контакт (645, 644) собирает цепь питания катушки реле РП2.
Замыкающий блокировочный контакт (1520,1505) обеспечивает самопитание ВШ1.
Включение второй ступени ослабления возбуждения от реле РП2 и подключение параллельно обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей резисторов СШ1 - СШ6 второй ступени происходят аналогично. Ток, проходящий по обмотке возбуждения, уменьшается до 35 - 39% тока якоря .
Уменьшение скорости движения вызывает увеличение тока тягового генератора и снижение его напряжения, что приводит к отключению реле перехода РП2 (переход на первую ступень ослабления возбуждения), а затем и РП1 (переход на полное возбуждение).
Тумблер ТУП «Управление переходом» в цепи питания катушек вентилей групповых контакторов ВШ1 н ВШ2 служит аварийным отключателем схемы ослабления возбуждения в случае появления в ней неисправности.
ПУСК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
КОМПРЕССОРА
|
Управление включением и отключением компрессора производит реле давления воздуха РДК.
При понижении давления воздуха в главных резервуарах до 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) реле замыкает своим контактом минусовую цепь питания реле РУ24.
ЦЕПЬ ПИТАНИЯ РЕЛЕ РУ24
Автомат А5® провода 2800, 1173 ® замыкающая блокировка КРН® провода 1016, 1017® катушка РУ24® провода 1192, 1271, 1180® контакты тумблера ТРК ® провода 1183, 1184® контакты реле РДК® провода 1186. 1187® минусовой разъем 3М.
У реле РУ24 есть два контакта
Замыкающий контакт подготавливает минусовую цепь катушки контактора КДК.
Замыкающий контакт собирает минусовую цепь реле времени РВ1.
ЦЕПЬ ПИТАНИЯ РЕЛЕ ВРЕМЕНИ РВ1
Автомат А5® провода 2800, 1173, 1185, 1072, 1073® катушка реле времени РВ1® пр.1050 ® размыкающая блокировка КДК® провода 1058, 1191® замыкающий контакт РУ24 ® пр. 1190 ® минусовой зажим 22/ 20.
Замыкающий с выдержкой времени на размыкание контакт реле времени РВ1 собирает цепь на контактор КДК.
ЦЕПЬ ПИТАНИЯ КОНТАКТОРА КДК
Автомат А5 ® провода 2800, 1173, 1185, 1072, 1073® контакты РВ1 ® провода 1054, 1077 ® катушка контактора КДК® провода 1056, 1869® контакты реле РУ24 ® пр. 1190 ® минусовой зажим 22/20.
Главные контакты КД К собирают цепь питания обмоток электродвигателя компрессора.
Плюс стартер-генератора ® кабель 976 ® автомат АМК ® пр. 962® силовые контакты КДК® провода 963, 1022® резистор СПК® провода1021, 968 ® обмотки электродвигателя компрессора ® кабель 970 ® зажим 25/1 ® кабель 955 ® минус стартер-генератора.
У контактора КДК есть два блокировочных контакта.
Замыкающий блокировочный контакт (1185, 1077) обеспечивает самопитание катушки контактора КДК.
Размыкающий блокировочный контакт контактора (1050, 1058) отключает катушку реле времени РВ1.
|
электродвигателя компрессора раскручивается и достигает примерно номинальной частоты вращения, работая на пониженном напряжении, с ограничением пускового тока на резисторе СПК.
Размыкающий контакт реле РВ1 подает питание на катушку контактора КУДК.
ЦЕПЬ ПИТАНИЯ КОНТАКТОРА КУДК
Автомат А5 ® провода 2800, 1173, 1185 ® замыкающая блокировка КДК ® пр.1047 ® контакты реле РВ1 ® провода 1288, 1055 ® катушка контактора КУДК ® пр. 1198 ® минусовой зажим 25/18.
Контактор КУД К своими главными контактами шунтирует
пусковой резистор СПК
У контактора КУДК есть один блокировочный контакт.
Размыкающий блокировочный контакт (1023, 1004) отключает разгрузочный вентиль ВР.
Вентиль ВР получает питание после включения реле РУ10 и отключается только в период работы электродвигателя компрессора. Клапан вентиля ВР открывает отверстие для перепуска воздуха из воздухопровода автоматики 0,55 МПа (5,5 кгс/см2) в разгрузочное устройство компрессора. Последнее своим штоком отжимает всасывающие пластины компрессора, соединяя его напорную магистраль с атмосферой и обеспечивая тем самым пуск компрессора без противодавления.
При достижении давления воздуха в главных резервуарах 0,9 МПа (9 кгс/см2) контакт реле давления воздуха РДК размыкается и компрессор прекращает работу, а электрическая схема приводится в первоначальное состояние.
Диоды Д25 и Д26, шунтирующие катушку КДК, предназначены для уменьшения подгара контактов, входящих в цепь ее питания при отключении контактора КДК.
При работе тепловоза двумя секциями управление включением компрессоров обеих секций производится с любой из них (как правило, ведущей). В этом случае на ведомой секции, а также при неисправности реле РДК какой-либо из секций оно отключается тумблером ТРК.
АВТОМАТИЧЕСКОЕ И РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ХОЛОДИЛЬНИКОМ
Для поддержания оптимальных температур воды и масла систем охлаждения дизеля применяется автомачическое и ручное управление жалюзи и мотор-вентиляторами холодильной камеры.
|
Жалюзи открываются пневматическими приводами, воздух к которым подается при включении соответствующих вентилей ВП1 - ВП6 .
Система автоматического регулирования температуры холодильной камеры включается переводом тумблера ТХ «Управление холодильником» в положение «Автоматическое» при включенном автомате А6 «Управление холодильником» и замкнутых контактах реверсивного барабана контроллера В или Н (2196, 2193).
От тумблера ТХ по проводам 2204, 2205, 2233 подается питание в цепь микропереключателей 0В - 2В и ОМ - 2М термореле холодильной камеры.
При достижении температур воды (75±1,5°С, 79±1,5°С, 83±1,5°С) и масла (62±1,5° С, 67±1,5° С, 72±1,5°С), срабатывают терморегуляторы 0В - 2В или ОМ - 2М, установленные в системах охлаждения воды и масла.
Первым включается терморегулятор ОМ и подает питание от тумблера ТХ ® провода 2204, 2205, 2233, 2234 ® контакты термореле ОМ® пр. 2339 ® диод Д3® провода 2268, 2290 ® катушка ВП6.
Вентиль ВП6, включившись, приводит в действие привод и открывает боковые левые жалюзи.
Аналогично при включении терморегулятора 0В включается вентиль ВП5, открывая правые боковые жалюзи.
При включении терморегулятора 1М подается питание на катушку контактора К3. Контактор К3 включает мотор-вентилятор 3АВ. Одновременно подается питание на вентиль ВП3, который управляет приводом верхних левых жалюзи мотор-вентилятора 3МВ. Таким же образом включаются остальные мотор-вентиляторы холодильной камеры и открываются их верхние жалюзи.
При переходе на ручное управление холодильником необходимо включить тумблер ТХ в положение «Ручн.». При этом теряют питание микропереключатели термореле и регулирование температуры воды и масла дизеля производится включением на пульте управления соответствующих тумблеров Т1, Т2 (по воде) и ТЗ, Т4 (по маслу).
|
Аналогично при включении тумблера Т4 включается вентиль ВП6 и открываются боковые левые жалюзи, включается мотор-вентилятор 3МВ и открываются его верхние жалюзи.
Для выполнения последовательности действий при ручном управлении холодильником питание на тумблер Т2 и в соответствующую цепь подается только после включения тумблера Т1, и на тумблер ТЗ - только после включения тумблера Т4.
ЭКСТРЕННАЯ ОСТАНОВКА
ДИЗЕЛЯ И ПОЕЗДА
Экстренная остановка поезда и дизель-генератора при возникновении аварийной ситуации в тяговом режиме или на стоянке производится из кабины машиниста кратковременным нажатием на кнопку КА «Аварийная остановка».
Замыкающие контакты кнопки КА подают питание от автомата АУ на катушку реле РУЗ и вентиль тифона.
У реле РУ3 есть шесть контактов
Замыкающий контакт обеспечивает самопитание реле РУ3 и питание вентиля ВТ.
Замыкающий контакт собирает цепь на вентиль предельного выключателя ВА, в результате чего рейки топливных насосов высокого давления устанавливаются на нулевую подачу топлива. Дизель останавливается.
Размыкающий контакт разрывает цепь питания катушки ЭПК в результате чего происходит экстренное торможение поезда.
Замыкающий контакт собирает цепь на катушки электропневматических вентилей песочниц 1КП1 и 2КП2 или 1КП2 и 2КП1 в зависимости от направления движения «Вперед» или «Назад».
Включение этих вентилей и подача песка способствуют уменьшению пути при экстренном торможении.
Размыкающие контакты отключают реле РУ10.
Это приводит к отключению блок-магнита регулятора дизеля МР6 и остановке дизеля.
ЗАЩИТА ТЯГОВЫХ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ОТ БОКСОВАНИЯ
|
Система регулирования генератора, стремясь поддержать мощность генератора постоянной, начнет увеличивать напряжение генератора.
Повышение напряжения генератора, а значит, и тяговых электродвигателей вызовет увеличение тока и силы тяги у электродвигателей небоксующих колесных пар. Таким образом, появляется возможность развития боксования и его распространения на небоксующие колесные пары.
Если напряжение тягового генератора оставить неизменным в момент начала боксования, то сила тяги (прямо пропорциональная току) электродвигателей небоксующих колесных пар останется также неизменной, так как ток в них практически не изменится. У электродвигателей боксующих колесных пар, напротив, сила тяги резко снизится из-за уменьшения тока. Поэтому в первом случае сцепление колес с рельсами не нарушится, а во втором имеются условия для восстановления сцепления и прекращения боксования.
Электрическая схема тепловоза предусматривает работу тягового генератора при отсутствии боксования по внешней гиперболической характеристике, а в случае его возникновения по характеристикам с неизменным напряжением, называемым в этом случае жесткими динамическими характеристиками по напряжению.
Для обеспечения таких характеристик с неизменным напряжением генератора при боксовании применяется схема регулирования возбуждения от сигнала, пропорционального наибольшему току тяговых электродвигателей небоксующих колесных пар.
Формируют этот сигнал трансформаторы ТПТ1 - ТПТ4 с выпрямите.льными мостами на выходе. Сигналы (токи) от трансформаторов ТПТ поступают на выпрямительные мосты, соединенные последовательно. За счет этого на выходе выпрямительных мостов будет выделяться сигнал, пропорциональный наибольшему из токов тяговых электродвигателей. Очевидно, что в случае боксования это может быть только ток, пропорциональный току тягового электродвигателя небоксующей колесной пары.
Ток выпрямительного моста подается на потенциометры обратной связи ССУ1. Туда же подается и ток от трансформатора ТПН, пропорциональный напряжению генератора.
|
Жесткие статические характеристики по напряжению применяются при плохих условиях сцепления. В этом случае машинист включает тумблер ТОБ, который подает питание на катушку реле РУ18. Замыкающий контакт РУ18 в свою очередь уменьшает сопротивление ССУ2 в цепи канала напряжения селективного узла путем включения дополнительной ступени резистора ССУ2.
Если начавшееся боксование колесной пары не устранено действием жестких характеристик генератора, то оно прекращается после срабатывания одного из реле боксования РБ1, РБ2, РБЗ.
Реле имеют различную чувствительность при полном возбуждении тяговых электродвигателей, причем реле РБ1 срабатывает при малых пробоксовках, реле РБ2- при более интенсивном боксовании, а реле РБЗ может включаться только при работе в режиме ослабленного возбуждения первой или второй ступени, в так как чувствительность реле РБЗ выше, чем РБ1 и РБ2.
Обнаружение боксования колесных пар тепловоза основано на сравнении токов нагрузки каждого из шести тяговых электродвигателей.
Реле боксования включены непосредственно после якоря (на щеткодержатели) перед обмотками главных и добавочных полюсов электродвигателей, через блок БДС ( блок диодов сравнения).
При боксовании колесных пар первоначально срабатывает реле РБ1.
Например боксует первый электродвигатель а максимальный потенциал у пятого электродвигателя.
Цепь питания реле РБ1
Пятый тяговый электродвигатель ® пр.685® замыкающая блокировка контактора П5® пр.699 ® диод блока БДС ® пр. 795, 791 ® часть резистора СРБ1 ® пр. 796® катушка реле РБ1® пр.794 ® диод блока БДС ® пр. 688® замыкающая блокировка контактора П1® пр. 680 ® первый тяговый электродвигатель.
Реле сработает и его замыкающий контакт соберет цепь на реле РУ17.
Цепь питания реле РУ17
|
У реле боксования РУ17 есть четыре контакта.
Размыкающий контакт (1618, 1619) исключает включение контактора КАВ.
Замыкающий контакт (1250, 1230) собирает цепь на реле времени РВ2.
Включившись, реле РВ2 своими контактами разрывает цепи питания катушек контакторов ВШ1 и ВШ2, чем исключает переход тяговых электродвигателей в режим ослабления возбуждения.
Замыкающий контакт (1774, 1543) собирает цепь на электромагнит МР5 объединенного регулятора дизеля.
В результате работы механизма вывода индуктивного датчика в положение минимального возбуждения, падение напряжения на потенциометре СИД принимает минимальное значение, что приводит к уменьшению мощности тягового генератора.
Замыкающий контакт (482,484) уменьшает сигнал задания по напряжению тягового генератора в селективном узле.
Уменьшение мощности тягового генератора должно привести к прекращению боксования колесных пар.
Если боксование не прекращается и напряжение на выходе блока БДС увеличивается, то это приводит к срабатыванию реле боксования РБ2.
Цепь питания реле РБ2
Пятый тяговый электродвигатель ® пр.685® замыкающая блокировка контактора П5® пр.699 ® диод блока БДС ® провода 795,790 ® резистор СРБ2 ® пр. 798® катушка реле РБ2® провода 799, 794 ® диод блока БДС ® пр. 688® замыкающая блокировка контактора П1® пр. 680 ® первый тяговый электродвигатель.
Реле срабатывает и его замыкающий контакт собирает цепь на реле РУ11, реле времени РВ4 и сигнал боксования СБ.
Цепь питания реле РУ11
По цепи питания РВ3 до зажима 14/16,17® пр.228® замыкающие контакты реле боксования РБ2® пр. 1420 ® замыкающая блокировка ВВ ® пр. 1492, 1421, 1423 ® катушка реле РУ11.
У реле РУ11 есть четыре контакта.
|
Замыкающий контакт собирает цепь на лампочку ЛН1 «Сброс нагрузки» от автомата А4.
Замыкающий контакт (482,699) уменьшает сигнал задания по напряжению тягового генератора в селективном узле.
Размыкающий контакт рвет цепь на лампочку ЛН1 от автомата АУ.
Цепь питания реле времени РВ4
По цепи питания РВ3 до зажима 14/16,17® пр.228® замыкающие контакты реле боксования РБ2® пр. 1420 ® замыкающая блокировка ВВ ® пр.1436 ® замыкающая блокировка ВВ® провода 1427, 1428® катушка реле РВ4.
Замыкающий контакт реле РВ4 с выдержкой времени на размыкание (691, 692) уменьшает сигнал задания по мощности тягового генератора в селективном узле.
После отключения реле боксования восстановление мощности генератора происходит ступенчато.
Комплексное воздействие защиты от боксования на каналы напряжения и мощности генератора позволяет получить различную величину снижения мощности при срабатывании защиты в зависимости от скорости движения.
БДС обнаруживает одновременное боксование до пяти тяговых электродвигателей.
Для обнаружения и устранения боксования всех колесных пар, возникающего при высоких скоростях движения тепловоза (при 60 км/ч и выше) в режиме ослабленного возбуждения тяговых электродвигателей применяется реле переходов РПЗ.
В случае превышения локомотивом скорости 105—115 км/ч срабатывает реле перехода РПЗ, которое включает реле РУ2.
Реле РУ2 отключает реле времени РВ3 и схема переходит в режим холостого хода.
Для восстановления тягового режима необходимо установить контроллер машиниста на позицию не выше первой, чтобы отключилось реле РУ8, а затем производить набор позиций.
ЗАЩИТА ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ОТ ОБРЫВА ЦЕПЕЙ ВОЗБУЖДЕНИЯ
В случае обрыва обмотки возбуждения ТЭД срабатывает двухкатушечное реле обрыва полюсов РОП. Его рабочая катушка (772,773) включена на выходное напряжение блока диодов сравнения БДС, параллельно катушкам реле боксования.
При обрыве цепи возбуждения одного из ТЭД на выходе блока БДС (795, 794) появляется напряжение, достаточное для включения рабочей катушки реле РОП.
Вторая катушка реле РОП (2982, 2983) служит для фиксации реле во включенном положении.
|