Возбуждение тягового генератора в режиме холостого хода

На холостом ходу дизеля возбуждение тягового генератора осу­ществляется включением автоматического выключателя А4 «Управление возбуждением».

При этом напряжение, вырабатываемое тяговым генератором, подается для питания электродвигателей переменного тока собственных нужд на любой позиции контроллера машиниста, в том числе и на нулевой.

ЦЕПЬ ПИТАНИЯ РЕЛЕ РКВ

Автомат А4 ® пр. 7307® зажим 20/3,4® пр. 1435

®зажим 29/1® про­вода 1555, 1472® размыкающий контакт РВЗ ® пр. 1437® размыкающие контакты поездных контакторов П1-П6 ® пр. 898 ® зажим 20/13 ® пр. 1442 ® размыкающий кон­такт РУ5® пр. 1311® зажим 20/9 ® пр. 7527® замы­кающий контакт КРН ® пр. 3037 катушка реле РКВ ® провода 3038, 1373, 1380 ® зажим 31/3 ® пр. 1575 ® минусовой разъем ЗМ.

Реле РКВ выполняет функции промежуточного ре­ле, собирающего цепи питания контакторов возбуждения возбудителя ВВ и генератора КВ. Так как катушки контак­торов КВ и ВВ обладают большой индуктивностью и через них протекает значительный ток, часть блокировок из це­пей этих катушек перенесена в цепь питания катушки реле РКВ, обладающей значительно меньшей индуктивностью и потребляющей меньшую мощность. Это позволяет пре­дохранить от подгорания контакты этих блокировок при коммутации.

У реле управления РКВ есть два контакта.

Замыкающий контакт (3032, 400) под­готавливает цепь питания блока управления возбуждени­ем БУВ,

Замыкающий контакт (3033, 3034) собирает цепь питания катушек ВВ и КВ.

ЦЕПЬ ПИТАНИЯ КОНТАКТОРОВ ВВ и КВ

Автомат А4® пр. 1307®зажим 20/3,4® пр. 1435 ®зажим 29/1® пр. 3033®замыкающий контакт РКВ® пр. 3034 ® раз­мыкающий контакт реле заземления РЗ ® пр. 1341® раз­мыкающий контакт реле обрыва полюсов РОП ® пр. 1359 ® размыкающий контакт реле защиты выпрямительной установки РМ2 ® пр. 1343® контакты дверных блокировок БД2 - БД8 и выпрямительной установки БВУ ® провода 1369, 1363 ® зажим 25/2 ® провода 1378, 1372® ка­тушки КВ и ВВ ® провода 1373, 1380 ® зажим 31/3 ® пр. 1575 ® минусовой разъем ЗМ.

Главные контакты контактора ВВ подают питание на обмотку возбуждения И1- И2 синхронного возбудителя.

Автомат А1 ® пр. 535 ®зажим 21/6 ® пр. 372® обмотка И1-И2 ® пр. 371 ®зажим 21/9 ® пр. 352 ® шунт Ш5® пр. 539 ® зажим 21/10 ® пр. 536 ® резисторы це­пей возбуждения возбудителя СВВ и аварийного возбуж­дения САВ1 ® пр. 359 ® переключатель режима возбуж­дения АП1, замкнутый в положении «Рабочее» ® провода 357, 355, 589 ® зажим 19/10 ® пр. 571 ® главные контакты ВВ® пр. 548 ® зажим 31/7 ® минусовой разъем ЗМ.

У конактора ВВ есть три блокировочных контакта.

Размыкающий блокировочный контакт (1158, 1421) разбирает цепь питания катушки реле РУ11 от автомата А4, и кратковременно загоревшаяся сигнальная лампа ЛН1 «Сброс нагрузки» гаснет.

Замыкающие блокировочные контакты (1420, 1436, 1427) подготавливают цепь питания катушки реле времени РВ4 и РУ11 от автомата АУ.

Главные контакты контактора КВ подают питание на обмотку возбуждения И1-И2 тягового генератора

За­жим С1 возбудителя (при наличии «плюса» на зажиме С1) ® кабель 366 ®предохранитель Пр1® кабель 361® переключа­тель АП2, замкнутый в положение «Рабочее» ® кабели 531, 364® зажим 7 блока УВВ® тиристор +Т и диод блока УВВ ® кабель 426 ® шунт ШЗ ® кабель 429 ® главные контакты КВ ® ка­бель 431 ® обмотка И1-И2 ® кабель 432 ® зажим 3® диод® зажим 2 блока УВВ® кабель 365 ® зажим С2 возбудителя.

В обмотках статора тягового генератора 1С1- 1СЗ и 2С1 - 2СЗ наводится переменное напряжение, используемое для питания асинхронных электродвигателей привода вентиляторов собственных нужд тепловоза.

Тиристоры управляемого возбуждения УВВ в этот период полностью откры­ты сигналом управления блока БУВ.

У контактора КВ есть два блокировочных контакта.

Замыкающий блокировочный контакт собирает цепь питания блока управле­ния возбуждением БУВ.

Замыкающий блокировочный контакт обеспечивают трогание тепловоза только с первой позиции.

ПЕРВАЯ ПОЗИЦИЯ КОНТРОЛЛЕРА МАШИНИСТА

Для приведения тепловоза в движение необходимо:

1. Включить автоматы: А5 «Компрессор», А7 «Пожарная сигнализация», А10 «Радиостанция», А13 «Локомотивная сигнали­зация», автоматы электродви­гателя вентилятора выпрямительной установки АВУ, тяговых элект­родвигателей 1АТ, 2АТ, мотор-вентиляторов холодильной камеры 1АВ - 4АВ.

2. Включить тумблер УТ «Управление тепловозом» ,тумблер ТУП «Управление переходами» и тумблеры ОМ1 - ОМ6 «Отключатели ТЭД»

3 Включить ЭПК.

4. Установить реверсивную рукоятку контроллера машиниста в положение «Вперед» или «Назад».

5. Штурвал контроллера машиниста перевести на первую позицию.

На первой позиции, напряжение подается на од­ну из катушек В или Н электропневматических вентилей привода реверсора ПР.

Цепь питания элетропневматического
вентиля привода реверсора В.

Автомат АУ ® пр. 1684 ® зажим 4/5 ® пр. 1685® контакты блокировки тормоза БУ® пр. 1686 ® зажим 3/5,6 ® пр. 1687 ® контакт ре­версивного барабана КМ , замкнутый в положении «Вперед» ® пр. 1696 ® контакты 1, 3 главного барабана контроллера, замкнутые с 1-й по 15-ю пози­ции ® пр. 1604 ®зажим 4/17 ® пр. 7552 ® контакт ЭПК ® пр. 1551 ®зажим 3/4 ® пр. 1548® контакты тумблера УТ ® пр. 1547 ® контакт реверсивного барабана контроллера, замкнутый в поло­жении «Вперед» ® пр. 1539 ® зажим 5/7 ® пр. 1538 ® зажим 18/20 ® пр. 1528 ® катушка вентиля реверсора В ® провода 1532, 1525 ® зажим 25/19 ®пр. 1622® зажим 22/4 ® пр. 1809 ® разъ­ем 2М.

Главные контакты реверсора ПР подготавливают цепи питания об­моток возбуждения С1- С2 тяговых электродвигателей.

(Положение контактов реверсора в схеме показано для движения «вперед»).

Вспомогательные контакты реверсора замыкаются в цепи движения и в цепи вентиля песочницы.

ЦЕПЬ ПИТАНИЯ РЕЛЕ РУ22

Автомат АУ, по цепи пита­ния катушек реверсора до провода 1528 ® блокировочный контакт реверсора, замкнутый в положении «Вперед» ® пр. 1531 ® зажим 14/16,17® пр. 1445 ® зажим X1/13 ® пр. 1446 ® контакты реле температуры масла и воды дизеля ТРМ, ТРВ2, ТРВ1 ® зажим Х2/10 ® пр. 1642 ® зажим 15/16 ® пр. 2543® зажим 29/17® пр. 1493 ® контакты реле давления воздуха РДВ ® пр. 1483® зажим 29/16 ®пр. 2542 ® зажим 20/5 ® пр. 1480 ® катушка реле РУ22 ® минусовой разъем 2М.

Замыкающий контакт РУ22 подает питание на катушку реле време­ни РВЗ.

ЦЕПЬ РЕЛЕ ВРЕМЕНИ РВ3

Автомат АУ по цепи РУ22 до зажима 14/16,17® пр. 1524® зажим 23/1 ® блокировки автоматов АВУ, 1АТ, 2АТ® зажим 23/6 ® пр. 1491® замыкающие контакты РУ22 ® размыкающие контакты РУ1 ® размыкающие контакты РУ2, РУ8 ® пр. 1490 ® зажим 20/8 ® провода 1487, 2540 ® катушка реле РВЗ ® провода 1494, 3038, 1373, 1380 ® зажим 31/3® пр. 1575® минусовой разъем ЗМ.

У реле времени РВ3 есть два контакта.

Размыкающий контакт с выдержкой времени на замыкание (1471, 1437) разрывает цепь питания реле РКВ.

В результате снимается возбуждение возбудителя и генератора и загорается сигнальная лампа ЛН1 «Сброс нагрузки».

Замыкающий контакт с выдержкой времени на размыкание (1555, 1557) собирает цепь пи­тания катушек вентилей поездных контакторов П1-П6.

ЦЕПЬ ПИТАНИЯ ПОЕЗДНЫХ КОНТАКТОРОВ

Автомат А4 ® пр. 1307 ® зажим 20/3,4 ® пр. 1435 ® зажим 29/1 ® пр. 1555 ® замыкающий контакт РВЗ ® провода 1557, 1392 ® замыкающие контакты ОМ1-ОМ6 ® про­вода 1559 –1564 ® катушки контакторов П1-П6 ® пр. 1571 ® зажим 31/3 ® пр. 1575 ® минусовой разъем ЗМ.

Главные контакты поездных контакторов собирают силовую цепь тяговый генератор – тяговые электродвигатели.

У поездных контакторов есть один размыкающий и два замыкающих блокировочных контакта

Размыкающие контакты предотвращают питание тяговых электродвигателей в режиме холостого хода.

Замыкающие контакты подключают к обмоткам возбуждения тяговых двигателей через блок БДС катушки реле боксования РБ1, РБ2, РБ3.

Замыкающие контакты собирают цепь питания реле управления РУ5.

ЦЕПЬ ПИТАНИЯ РЕЛЕ РУ5

Автомат А4 ® провода 1307, 1435, 1555 ® замыкающие контак­ты РВЗ ® пр. 1557 ® контакты поездных контакторов П1- П6® провода 1333, зажим 20/16 , пр. 1332® катушка РУ5 ® минусовой разъем 2М.

У реле управления РУ5 есть пять контактов.

Размыкающий контакт (482, 484) уменьшает напряжение тягового генератора в режиме холостого хода.

Размыкающий контакт (1442, 1311) разрывает цепь питания контакторов ВВ и КВ в режиме холостого хода.

Размыкающий контакт (1667, 1159) отключает катушку электропневматического вентиля ВТН.

Замыкающий контакт реле РУ5 обеспечивает трогание тепловоза только с первой позиции.

Замыкающий контакт реле РУ5 собирает цепь питания реле РКВ от автомата АУ «Управление общее».

После включения реле РКВ напряжение вновь по­ступает на катушки контакторов КВ и ВВ.

О нормальной коммутации цепей управления при пере­ходе из холостого в тяговый режим сигнализирует лампа ЛН1«Сброс нагрузки1» на панели сигнализации в кабине машиниста. Она на мгновение загорается (при отключении контактора ВВ), а затем вновь гаснет.

Если же лампа продолжает гореть на 1-й позиции контроллера, то это значит, что нет перехода из холостого в тяговый режим. В этом случае питание на

лампу ЛН1 подается размыкающими контактами реле РУ11 и РУ5 от выключателя АУ по ранее описанной цепи питания реле РУ22 и РВЗ.

Как и в режиме холостого хода, контакторы ВВ и КВ своими замы­кающими главными контактами подают питание на обмотки возбужде­ния возбудителя и тягового генератора.

В статорных обмотках генера­тора наводится переменное напряжение, которое затем выпрямляется выпрямителем ВУ и подается через замкнутые контакты поездных кон­такторов П1 - П6 и контакты реверсора ПР на тяговые двигатели, приводя­щие тепловоз в движение.

Маневровый режим работы тепловоза обеспечивается кнопкой ма­неврового режима КМР без набора позиций контроллером. При поло­жении штурвала контроллера машиниста на нулевой позиции и вклю­ченном тумблере УТ кнопка маневрового режима (в нажатом состоя­нии) шунтирует 1 и 3 контакты контроллера, т. е. создается режим тяги.

2 – 15 ПОЗИЦИИ КОНТРОЛЛЕРА МАШИНИСТА

Машинист, переводя штурвал контроллер с одной позиции на другую, замыкает его контакты, подавая напряжение на тяговые электромагниты МР1- МР4 объединенного регулятора дизеля.

Включение электромагнитов в определенных комбинациях приводит к изменению затяжки всережимной пружины регулятора, т.е. к изменению числа оборотов и мощности дизеля.

Пи­тание электромагнитов осуществляется от автомата АУ «Управле­ние общее» через контакты контроллера машиниста:

10 контакт - (провода 1637, 1638, 1503) на катушку МР1;

9 контакт - (провода 1625, 1626, 1500) на катушку МР2;

8 контакт - (провода 1643, 1644, 1506) на катушку МРЗ;

2 контакт - (провода 1647, 1648, 1507) на ка­тушку МР4.

Минус на катушки тяговых электромагнитов подается от разъема 2М.

От контактов 5 контроллера, на второй позиции, включается также реле управления РУ8.

У реле управления РУ8 есть пять контактов.

На второй позиции контроллера при работающем дизеле размыкающий контакт реле отключает вентиль отключе­ния топливных насосов ВТН.

Через размыкающий контакт реле на первой позиции получает питание реле РВ3.

Третий размыкающий контакт реле , начиная с второй позиции увеличивает сигнал задания по напряжению, в селективном узле системы возбуждения тягового генератора.

Четвертый и пятый замыкающие контакты применяются в работе схемы осушки сжатого воздуха.

ОСЛАБЛЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ ТЯГОВЫХ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Система возбуждения тягового генератора позволяет в процессе разгона тепловоза и уменьшения тока нагрузки увеличивать напряжение, поддерживая постоянной мощность генератора.

При определенной скорости наступает ограничение по напряжению. Даль­нейшее увеличение скорости вызывает уменьшение тока при почти по­стоянном напряжении и приводит к уменьшению мощности генератора. Регулятор дизеля уменьшит подачу топлива, мощность дизеля будет недоиспользоваться и дальнейшего возрастания скорости не будет или оно будет очень незначительным.

Ослабление возбуждения тяговых электродвигателей применяется для расширения диапазона скорости движения тепловоза при котором происходит полное использование мощности дизеля.

Для обеспечения плавности движения тепловоза в момент перехо­да на ослабленное возбуждение и обратно, предотвращения поврежде­ния электрических машин в результате переходных процессов в силовой цепи тепловоза необходимо соблюдение условия постоянства мощности до и после перехода.

В связи с этим шунтирующие резисторы выбирают таким образом, чтобы переход на ослабленное возбуждение происходил непосредственно перед началом ограничения мощности на внешней характеристике генератора.

На тепловозе используется автоматическое двухступенчатое ослаб­ление возбуждения тяговых электродвигателей с помощью реле пере­хода РП1 и РП2. Эти реле управляют контакторами ВШ1 и ВШ2.

Катушки напряжения реле включены через регулировочные рези­сторы СРПН1 и СРПН2 на напряжение тягового генератора, поэтому ток в них пропорционален напряжению генератора и может быть отре­гулирован этими резисторами.

Цепь питания катушки напряжения реле РП1

Плюс выпрямительной уста­новки (провод 648) ® пр. 647® размыкающий вспомогательный контакт ВШ1® пр. 646 ® ступень резистора СРПН1® пр. 639® катушка на­пряжения РП1 ® пр. 637 ® минус выпрямительной установки.

Токовые катушки реле РП1 и РП2 включены на выход выпрями­тельных мостов ШР-4 блока БС4, трансформаторов постоянного тока.

Следовательно ток в токовых катушках пропорционален току нагрузки тягового генератора.

ЦЕПЬ ПИТАНИЯ ТОКОВЫХ КАТУШЕК РП1 и РП2

Провод 549 ® шунт Ш6 ® провода 492, 491® токовые катушки РП1, РП2 ® провода 437, 533 ® ре­зистор обратной связи по току Р1 - Р8 потенциометра ССУ1® провода 487, 503 ® минус выпрямительных мостов ШР-2 блока БСЗ.

При увеличении скорости тепловоза и уменьшении тока нагрузки тягового генератора удерживающее усилие токовой катушки уменьшается. Одновременное увели­чение напряжения усиливает действие тока катушек напряжения, что и вызывает срабатывание реле.

Это происходит в определенных точках тяговой характеристики (перед началом ее ограничения по напряже­нию) и соответственно при определенных скоростях тепловоза, при­близительно равных для первой ступени 40 км/ч, для второй ступени 60 км/ч.

После включения реле РП1 его контакт подает питание на электро­пневматический вентиль группового контактора ослабления возбужде­ния ВШ1.

ЦЕПЬ ПИТАНИЯ КОНТАКТОРА ВШ1

Замкнутый с 4-й по 15-ю позицию контакт 7 контроллера машиниста ® провода 1615, 1814 ® контакты тумблера ТУП ® провода 1857, 1695, 1517® контакты реле РП1 ® провода 901, 1515 ® размыкающий с выдержкой времени на замыкание, контакт реле вре­мени РВ2 ® провода 1514, 2130® катушка ВШ1® провода 1527, 1525, 1622, 1809 ® минус цепей управления 2М-4.

Контактор ВШ1 главными контактами подключает параллельно обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей резисторы ослабления возбуждения тяговых электродвигателей СШ1 - СШ6

В результате - по об­моткам возбуждения протекает 57—63% тока якоря.

Например, для шестого тягового двигателя цепь подключения следующая:

Зажим С2 обмотки возбуждения® пр. 634 ® замыкающий главный кон­такт ВШ1 ® резистор СШ6 (Р5 - Р4) первой ступени ослабления воз­буждения ® пр. 631 ® зажим С1 обмотки возбуждения.

У контактора ВШ1 есть три блокировочных контакта.

Размыкающий блокировочный контакт (647, 646) вводит в цепь катушки напряжения дополнительную ступень резисто­ра СРПН1, необходимого для того, чтобы скорость отключения реле была 30 км/ч.

Замыкающий блокировочный контакт (645, 644) собирает цепь питания катушки реле РП2.

Замыкающий блокировочный контакт (1520,1505) обеспечивает самопитание ВШ1.

Включение второй ступени ослабления возбуждения от реле РП2 и подключение параллельно обмоткам возбуждения тяговых электро­двигателей резисторов СШ1 - СШ6 второй ступени происходят ана­логично. Ток, проходящий по обмотке возбуждения, уменьшается до 35 - 39% тока якоря .

Уменьшение скорости движения вызывает увеличение тока тягового генератора и снижение его напряжения, что приводит к отключению реле перехода РП2 (переход на первую ступень ослабления возбуждения), а затем и РП1 (переход на полное возбуждение).

Тумблер ТУП «Управление переходом» в цепи питания катушек вентилей групповых контакторов ВШ1 н ВШ2 служит аварийным отключателем схемы ослабления возбуждения в случае появления в ней неисправности.

ПУСК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
КОМПРЕССОРА

Для пуска двигателя компрессора необходимо включить автоматы А5 «Компрес­сор», АМК «Мотор-комрессора» и тумблер ТРК (тумблер реле компрессора).

Управле­ние включением и отключением компрессора производит реле давле­ния воздуха РДК.

При понижении давления воздуха в главных резервуарах до 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) реле замыкает своим контактом минусовую цепь питания реле РУ24.

ЦЕПЬ ПИТАНИЯ РЕЛЕ РУ24

Автомат А5® провода 2800, 1173 ® замыкающая блокировка КРН® провода 1016, 1017® катушка РУ24® провода 1192, 1271, 1180® контакты тумблера ТРК ® провода 1183, 1184® контакты реле РДК® провода 1186. 1187® минусовой разъем 3М.

У реле РУ24 есть два контакта

Замыкающий контакт подготавливает минусовую цепь катушки контак­тора КДК.

Замыкающий контакт собирает минусовую цепь реле времени РВ1.

ЦЕПЬ ПИТАНИЯ РЕЛЕ ВРЕМЕНИ РВ1

Автомат А5® провода 2800, 1173, 1185, 1072, 1073® катушка реле времени РВ1® пр.1050 ® размыкающая блокировка КДК® провода 1058, 1191® замыкающий контакт РУ24 ® пр. 1190 ® минусовой зажим 22/ 20.

Замыкающий с выдержкой времени на размыкание контакт реле времени РВ1 собирает цепь на контактор КДК.

ЦЕПЬ ПИТАНИЯ КОНТАКТОРА КДК

Автомат А5 ® провода 2800, 1173, 1185, 1072, 1073® контакты РВ1 ® провода 1054, 1077 ® катушка контактора КДК® провода 1056, 1869® контакты реле РУ24 ® пр. 1190 ® минусовой зажим 22/20.

Главные контакты КД К собирают цепь питания обмоток электродвигателя компрессора.

Плюс стартер-генератора ® кабель 976 ® автомат АМК ® пр. 962® силовые контакты КДК® провода 963, 1022® резистор СПК® провода1021, 968 ® обмотки электродвигателя компрессора ® кабель 970 ® зажим 25/1 ® кабель 955 ® минус стартер-генератора.

У контактора КДК есть два блокировочных контакта.

Замыкающий блокировочный контакт (1185, 1077) обеспечивает самопитание катушки контактора КДК.

Размыкающий блокировочный контакт контактора (1050, 1058) отключает катушку ре­ле времени РВ1.

Но размыкающий с выдержкой времени на замыкание контакт РВ1 остается разомкнутым еще в течение 1,8—2,0 с, за это время якорь

электродвигателя компрессора раскручивается и достигает примерно номинальной частоты вращения, работая на пониженном напряжении, с ограничением пускового тока на резисторе СПК.

Размыкаю­щий контакт реле РВ1 подает питание на катушку контактора КУДК.

ЦЕПЬ ПИТАНИЯ КОНТАКТОРА КУДК

Автомат А5 ® провода 2800, 1173, 1185 ® замыкающая блокировка КДК ® пр.1047 ® контакты реле РВ1 ® провода 1288, 1055 ® катушка контактора КУДК ® пр. 1198 ® минусовой зажим 25/18.

Контактор КУД К своими главными контактами шунтирует

пусковой резистор СПК

У контактора КУДК есть один блокировочный контакт.

Размыкающий блокировочный контакт (1023, 1004) отключает разгрузочный вентиль ВР.

Вентиль ВР получает питание после включения реле РУ10 и отключается только в период работы электродвигателя компрессора. Клапан вентиля ВР открывает отверстие для перепуска возду­ха из воздухопровода автоматики 0,55 МПа (5,5 кгс/см2) в разгрузочное устройство компрессора. Последнее своим штоком отжимает всасыва­ющие пластины компрессора, соединяя его напорную магистраль с ат­мосферой и обеспечивая тем самым пуск компрессора без противодав­ления.

При достижении давления воздуха в главных резервуарах 0,9 МПа (9 кгс/см2) контакт реле давления воздуха РДК размыкается и компрессор прекращает работу, а электрическая схема приводится в первоначальное со­стояние.

Диоды Д25 и Д26, шунтирующие катушку КДК, предназначены для уменьшения подгара контактов, входящих в цепь ее питания при отключении контактора КДК.

При работе тепловоза двумя секциями управление включением ком­прессоров обеих секций производится с любой из них (как правило, ве­дущей). В этом случае на ведомой секции, а также при неисправности реле РДК какой-либо из секций оно отключается тумблером ТРК.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ И РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ХОЛОДИЛЬНИКОМ

Для поддержания оптимальных температур воды и масла систем охлаждения дизеля применяется автомачическое и ручное управление жалюзи и мотор-вентиляторами холодильной ка­меры.

Температура регулируется изменением частоты вращения вен­тиляторов по позициям контроллера и количеством включенных мо­тор-вентиляторов 1МВ - 4МВ холодильной камеры при открытых жалюзи.

Жалюзи открываются пневматическими приводами, воздух к которым подается при включении соответствующих вентилей ВП1 - ВП6 .

Система автоматического регулирования температуры холодильной камеры включается переводом тумблера ТХ «Управление холодильни­ком» в положение «Автоматическое» при включенном автомате А6 «Управление холодильником» и замкнутых контактах реверсивного барабана контроллера В или Н (2196, 2193).

От тумблера ТХ по проводам 2204, 2205, 2233 подается питание в цепь микропереключателей 0В - 2В и ОМ - 2М термореле холодильной камеры.

При достижении температур воды (75±1,5°С, 79±1,5°С, 83±1,5°С) и масла (62±1,5° С, 67±1,5° С, 72±1,5°С), срабатывают тер­морегуляторы 0В - 2В или ОМ - 2М, установленные в системах охлаждения воды и масла.

Первым включается терморегу­лятор ОМ и подает питание от тумблера ТХ ® провода 2204, 2205, 2233, 2234 ® контакты термореле ОМ® пр. 2339 ® диод Д3® провода 2268, 2290 ® катушка ВП6.

Вентиль ВП6, включившись, приводит в действие привод и открывает боковые левые жалюзи.

Аналогично при включении терморегулятора 0В включается вен­тиль ВП5, открывая правые боковые жалюзи.

При включении терморегулятора 1М подается питание на катушку контактора К3. Контактор К3 включает мотор-вентилятор 3АВ. Одновременно подается питание на вентиль ВП3, который управ­ляет приводом верхних левых жалюзи мотор-вентилятора 3МВ. Та­ким же образом включаются остальные мотор-вентиляторы холодиль­ной камеры и открываются их верхние жалюзи.

При переходе на ручное управление холодильником не­обходимо включить тумблер ТХ в положение «Ручн.». При этом теряют питание микропереключатели термореле и регулирование температу­ры воды и масла дизеля производится включением на пульте управле­ния соответствующих тумблеров Т1, Т2 (по воде) и ТЗ, Т4 (по маслу).

Первым включается тумблер Т1. При этом через размыкающие кон­такты тумблера ТХ, контакты Т1 , провода 2248, 2249, 2251, 2253, диод Д4 , пр. 2275 подается питание на вентиль ВП5, управляющий приводом боковых правых жалюзи. По этой же цепи через диод Д6 подается питание на катушку контактора К2, который включает мотор-вентилятор 2МВ. Одновременно включа­ется вентиль ВП2 и открываются верхние жалюзи мотор-вентилятора 2МВ.

Аналогично при включении тумблера Т4 включается вентиль ВП6 и открываются боковые левые жалюзи, включается мотор-венти­лятор 3МВ и открываются его верхние жалюзи.

Для выполнения последовательности действий при ручном управле­нии холодильником питание на тумблер Т2 и в соответст­вующую цепь подается только после включения тумблера Т1, и на тумблер ТЗ - только после включения тумблера Т4.

ЭКСТРЕННАЯ ОСТАНОВКА
ДИЗЕЛЯ И ПОЕЗДА

Экстренная остановка поезда и дизель-генератора при возникнове­нии аварийной ситуации в тяговом режиме или на стоянке производит­ся из кабины машиниста кратковременным нажатием на кнопку КА «Аварийная остановка».

Замыкающие контакты кнопки КА подают питание от автомата АУ на катушку реле РУЗ и вентиль тифона.

У реле РУ3 есть шесть контактов

Замыкающий контакт обеспечивает самопитание реле РУ3 и питание вентиля ВТ.

Замыкающий контакт собирает цепь на вентиль предельного выключателя ВА, в результате чего рейки топливных насосов высокого давления устанавливаются на нулевую подачу топлива. Дизель останав­ливается.

Размыкающий контакт разрывает цепь питания катушки ЭПК в результате чего происходит экстренное торможение поезда.

Замыкающий контакт собирает цепь на ка­тушки электропневматических вентилей песочниц 1КП1 и 2КП2 или 1КП2 и 2КП1 в зависимости от направления движения «Вперед» или «Назад».

Включение этих вентилей и подача песка спо­собствуют уменьшению пути при экстренном торможении.

Размыкаю­щие контакты отключают реле РУ10.

Это приводит к отключению блок-магнита регулятора ди­зеля МР6 и остановке дизеля.

ЗАЩИТА ТЯГОВЫХ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ОТ БОКСОВАНИЯ

Боксование одной или нескольких колесных пар тепловозов характеризуется резким увеличением их частоты вращения, уменьшением тока и силы тяги связанных с ними тяговых электродвигателей. Соответственно уменьшается и ток нагрузки тягового генератора.

Система регулирования генератора, стремясь поддержать мощность генератора постоянной, начнет увеличивать напряжение генератора.

Повышение напряжения генератора, а значит, и тяговых электродвигателей вызовет увели­чение тока и силы тяги у электродвигателей небоксующих колес­ных пар. Таким образом, появляется возможность развития боксования и его рас­пространения на небоксующие колесные пары.

Если напряжение тягового генератора оставить неизменным в мо­мент начала боксования, то сила тяги (прямо пропорциональная току) электродвигателей небоксующих колесных пар останется также неиз­менной, так как ток в них практически не изменится. У электродвига­телей боксующих колесных пар, напротив, сила тяги резко снизится из-за уменьшения тока. Поэтому в первом случае сцепление колес с рельсами не нарушится, а во втором имеются условия для восстановле­ния сцепления и прекращения боксования.

Электрическая схема тепловоза предусматривает работу тяго­вого генератора при отсутствии боксования по внешней гиперболической характе­ристике, а в случае его возникновения по характеристикам с не­изменным напряжением, называемым в этом случае жесткими динамическими характеристиками по на­пряжению.

Для обеспечения таких характеристик с неизменным напряже­нием генератора при боксовании применяется схема регулирова­ния возбуждения от сигнала, пропорционального наибольшему току тяговых электродвигателей небоксующих колесных пар.

Формируют этот сигнал трансформаторы ТПТ1 - ТПТ4 с выпрямите.льными мостами на выходе. Сигналы (токи) от трансформаторов ТПТ поступают на выпрямительные мосты, соединенные последовательно. За счет этого на выходе выпрями­тельных мостов будет выделяться сигнал, пропорциональный наи­большему из токов тяговых электродвигателей. Очевидно, что в случае боксования это может быть только ток, пропорциональ­ный току тягового электродвигателя небоксующей колесной пары.

Ток выпрямительного моста подается на потенциометры обрат­ной связи ССУ1. Туда же подается и ток от трансформатора ТПН, пропорциональный напряжению генератора.

При неизмен­ном напряжении тягового генератора ток электродвигателей небоксующих колесных пар также остается практически неизменным и суммар­ный сигнал обратной связи и сигнал рассогласования не изменя­ются. Следовательно, не изменяется ток возбуждения и напря­жение тягового генератора. Генератор при боксовании будет иметь жесткие динамические характеристики по напряжению.

Жесткие статические характеристики по напряжению применяются при плохих условиях сцепления. В этом случае машинист включает тумблер ТОБ, который подает пи­тание на катушку реле РУ18. Замыкающий контакт РУ18 в свою оче­редь уменьшает сопротивление ССУ2 в цепи канала напряжения се­лективного узла путем включения дополнительной ступени резистора ССУ2.

Если начавшееся боксование колесной пары не устранено действием жестких характеристик генератора, то оно пре­кращается после срабатывания одного из реле боксования РБ1, РБ2, РБЗ.

Реле имеют различ­ную чувствительность при полном возбуждении тяговых электродви­гателей, причем реле РБ1 сраба­тывает при малых пробоксовках, реле РБ2- при более интенсивном боксовании, а реле РБЗ может включаться только при работе в режиме ослабленного возбуждения первой или второй ступени, в так как чувствительность реле РБЗ выше, чем РБ1 и РБ2.

Обнаружение боксования колесных пар тепловоза основано на сравнении токов нагрузки каждого из шести тяговых электродвигателей.

Реле боксования включены непосредственно после якоря (на щеткодержатели) перед обмотками главных и добавочных полю­сов электродвигателей, через блок БДС ( блок диодов сравнения).

При боксовании колесных пар первоначально срабатывает реле РБ1.

Например боксует первый электродвигатель а максимальный потенциал у пятого электродвигателя.

Цепь питания реле РБ1

Пятый тяговый электродвигатель ® пр.685® замыкающая блокировка контактора П5® пр.699 ® диод блока БДС ® пр. 795, 791 ® часть резистора СРБ1 ® пр. 796® катушка реле РБ1® пр.794 ® диод блока БДС ® пр. 688® замыкающая блокировка контактора П1® пр. 680 ® первый тяговый электродвигатель.

Реле сработает и его замыкающий контакт соберет цепь на реле РУ17.

Цепь питания реле РУ17

Автомат А4 ® провода 1307, 1435, 1555 ® замыкающие контак­ты РВЗ ® пр. 1557 ® блокировочные контакты поездных контакторов П1- П6® пр.1218® замыкающий контакт реле РБ1® провода 1235, 1250 ® катушка реле РУ17.

У реле боксования РУ17 есть четыре контакта.

Размыкающий контакт (1618, 1619) исключает включение контактора КАВ.

Замыкающий контакт (1250, 1230) собирает цепь на реле времени РВ2.

Включившись, реле РВ2 своими контактами разрывает цепи питания катушек контакторов ВШ1 и ВШ2, чем исключает переход тяговых электродвигателей в режим ослабления возбуждения.

Замыкающий контакт (1774, 1543) собирает цепь на электромагнит МР5 объединенного регулятора дизеля.

В результате работы механизма вывода индуктивного датчика в положение минимального возбуждения, падение напряжения на потенциометре СИД принимает минимальное значение, что приводит к уменьшению мощности тягового генератора.

Замыкающий контакт (482,484) уменьшает сигнал задания по напряжению тягового генератора в селективном узле.

Уменьшение мощности тягового генератора должно привести к прекращению боксования колесных пар.

Если боксование не прекращается и напряжение на выходе блока БДС увеличивается, то это приводит к срабатыванию реле боксования РБ2.

Цепь питания реле РБ2

Пятый тяговый электродвигатель ® пр.685® замыкающая блокировка контактора П5® пр.699 ® диод блока БДС ® провода 795,790 ® резистор СРБ2 ® пр. 798® катушка реле РБ2® провода 799, 794 ® диод блока БДС ® пр. 688® замыкающая блокировка контактора П1® пр. 680 ® первый тяговый электродвигатель.

Реле срабатывает и его замыкающий контакт собирает цепь на реле РУ11, реле времени РВ4 и сигнал боксования СБ.

Цепь питания реле РУ11

По цепи питания РВ3 до зажима 14/16,17® пр.228® замыкающие контакты реле боксования РБ2® пр. 1420 ® замыкающая блокировка ВВ ® пр. 1492, 1421, 1423 ® катушка реле РУ11.

У реле РУ11 есть четыре контакта.

Замыкающий контакт собирает параллельную цепь питания реле РУ17.

Замыкающий контакт собирает цепь на лампочку ЛН1 «Сброс нагрузки» от автомата А4.

Замыкающий контакт (482,699) уменьшает сигнал задания по напряжению тягового генератора в селективном узле.

Размыкающий контакт рвет цепь на лампочку ЛН1 от автомата АУ.

Цепь питания реле времени РВ4

По цепи питания РВ3 до зажима 14/16,17® пр.228® замыкающие контакты реле боксования РБ2® пр. 1420 ® замыкающая блокировка ВВ ® пр.1436 ® замыкающая блокировка ВВ® провода 1427, 1428® катушка реле РВ4.

Замыкающий контакт реле РВ4 с выдержкой времени на размыкание (691, 692) уменьшает сигнал задания по мощности тягового генератора в селективном узле.

После отключения реле боксования восстановление мощности генератора происходит ступенчато.

Комплексное воздействие защиты от боксования на каналы напря­жения и мощности генератора позволяет получить различную величи­ну снижения мощности при срабатывании защиты в зависимости от скорости движения.

БДС обнаруживает одновременное боксование до пяти тяговых электродвигателей.

Для обнаружения и устранения боксова­ния всех колесных пар, возникающего при высоких скоростях движения тепловоза (при 60 км/ч и вы­ше) в режиме ослабленного возбуж­дения тяговых электродвигателей применяется реле переходов РПЗ.

В случае превышения локомотивом скорости 105—115 км/ч сраба­тывает реле перехода РПЗ, которое включает реле РУ2.

Реле РУ2 отключает реле времени РВ3 и схема переходит в режим холостого хода.

Для восстанов­ления тягового режима необходимо установить контроллер машиниста на позицию не выше первой, чтобы отключилось реле РУ8, а затем произво­дить набор позиций.

ЗАЩИТА ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ОТ ОБРЫВА ЦЕПЕЙ ВОЗБУЖДЕНИЯ

В случае обрыва обмотки возбуждения ТЭД сраба­тывает двухкатушечное реле обрыва полюсов РОП. Его рабочая катушка (772,773) включена на выходное напряжение блока диодов сравнения БДС, параллельно катушкам реле боксования.

При обрыве цепи возбуждения одного из ТЭД на выходе блока БДС (795, 794) появляется напряжение, достаточное для включения рабочей катушки реле РОП.

Вторая катушка реле РОП (2982, 2983) служит для фиксации реле во включенном положении.

Наши рекомендации