Тема: Определение показателя преломления стекла.
Цель работы: определить показатель преломления стекла.
Приборы и принадлежности:
стеклянная пластинка в форме параллелепипеда 1шт.
лист картона 1шт.
чистый лист бумаги 1шт.
игла швейная 3шт.
линейка измерительная 1шт.
угольник 1шт.
Выполнение работы:
|
Рисунок 1. Прохождение светового луча через стеклянную пластинку.
1. Определяем показатель преломления стекла по формуле:
=
2. Повторяем опыт два раза, каждый раз изменяя угол падения луча, перекалывая иголку из точки А в другие точки на листе бумаги, используя для работ пункты 1 – 3 методических указаний. |
Рисунок 2. Прохождение светового луча через стеклянную пластинку
3. Найдём среднее значение показателя преломления стекла, используя значения трёх опытов по формуле: = 4. Определить относительную погрешность измерения по формуле: = | Рисунок 3. Прохождение светового луча через стеклянную пластинку. |
5. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу 1.
Таблица 1. Результаты измерений.
Номер опыта | BK1, мм | ВК2, мм | K1L1, мм | K2L2, мм | n | nср. | , % |
Вывод:
Ответы на контрольные вопросы:
Лабораторная работа № 16.
Тема: Наблюдение интерференции и дифракции света.
Цель работы: пронаблюдать интерференцию и дифракцию света.
Приборы и принадлежности:
пластины стеклянные 2шт.
лоскуты капроновые или батистовые 1шт.
засвеченная фотопленка с прорезью 1шт.
сделанной лезвием бритвы 1шт.
грампластинка (или осколок грампластинки) 1шт.
штангенциркуль 1шт.
лампа с прямой нитью накала (одна на всю группу) 1шт.
цветные карандаши 6шт.
Выполнение работы:
1. Наблюдаем интерференционную картину:
2. Стеклянные пластины тщательно протираем, складываем вместе и сжимаем пальцами.
3. Рассматриваем пластины в отраженном свете на темном фоне.
4. В отдельных местах соприкосновения пластин наблюдаем яркие радужные кольцеобразные или неправильной формы полосы.
5. Замечаем изменения формы и расположения полученных интерференционных полос с изменением нажима.
6. Видим интерференционную картину в проходящем свете и зарисовываем её.
Рисунок 1. Интерференционная картина.
7.Рассмотреть интерференционную картину при попадании света на поверхность компакт диска и зарисовать её в протокол.
Рисунок 2. Интерференционная картина.
8. Наблюдаем дифракционную картину:
9. Устанавливаем между губками штангенциркуля щель шириной 0,5 мм.
10. Приставляем щель вплотную к глазу, расположив её вертикально.
11. Смотря сквозь щель на вертикально расположенную светящуюся нить лампы, наблюдаем по обе стороны нити радужные полосы (дифракционные спектры).
12. Изменяя ширину щели от 0,5 до 0,8 мм, замечаем, как это изменение влияет на дифракционные спектры.
13. Зарисовываем дифракционную картину.
Рисунок 3. Дифракционная картина.
14. Наблюдаем дифракционные спектры в проходящем свете с помощью лоскутов капрона или батиста, засвеченной фотопленки с прорезью и рисуем их в отчёт.
Рисунок 4. Дифракционная картина.
Вывод:
Ответы на контрольные вопросы:
Лабораторная работа № 17.