Защита от коротких замыканий
От больших токов к.з. силовая цепь защищена быстродействующим автоматическим выключателем 51-1 (БВ-1). Защита от малых токов к. з., не превышающих тока уставки выключателя БВ-1, осуществляется дифференциальным реле 52-1, которое при срабатывании своими блок-контактами разрывает цепь удерживающей катушки выключателя 51-1.
Схема цепей управления БВ-1
На электровозах ВЛ10, начиная с № 1682 выпуска ТЭВЗ и с № 1308 выпуска НЭВЗ и ВЛ10У защита от коротких замыканий в режиме рекуперации осуществляется быстродействующим контактором БК-78Т. Контактор надежно защищает цепь при напряжении на двигателях до 4000 В и начальной скорости нарастания тока до 350 А/с. При рекуперативном торможении в нормальном положении силовые контакты БК замкнуты. Выключение быстродействующего контактора происходит от отключающей катушки БКоткл, которая через ограничивающий резистор Rогр подключена параллельно индуктивному шунту ИШ.. При к. з., в режиме рекуперации на зажимах индуктивного шунта напряжение повышается, катушка БКоткл возбуждается и контактор отключается. В выключенном положении БК удерживается защелкой. При освобождении ее он с помощью электромагнита восстанавливается. В процессе отключения БК подвижной контакт задевает рычаг блокировки, размыкает цепь удерживающей катушки быстродействующего выключения БК подвижной контакт замыкает цепь катушки электромагнита защелки (восстановления) БКэм. Но электромагнит при этом не возбуждается, так как блок-контакт КМЭ-0 контроллера машиниста разомкнут. После сброса главной рукоятки контроллера на нулевую позицию и нажатия кнопки Возврат БВ-1 электромагнит возбуждается и БК восстанавливается.
При снятии напряжения в контактной сети и кратковременном отрыве токоприемника для защиты якорей тяговых двигателей от к. з. при повторном появлении напряжения на токоприемнике служат индуктивные шунты, которые включены последовательно с резисторами ослабления возбуждения. На электровозах установлены двух катушечные с повышенной индуктивностью индуктивные шунты ИШ 2К.
От токов к.з. вспомогательная цепь защищена малогабаритным быстродействующим выключателем 53-2 (БВ-2) типа БВЭ-ЦНИИ.
Схема цепей управления БВ-2
Для ограничения токов к. з. во вспомогательной цепи включен общий демпферный резистор Р79-Р80 сопротивлением 0.262 Ом.
Защита от перегрузок
В схеме принята буферная защита от перегрузок только при работе двигателей в режиме ослабления возбуждения на позициях ОПII, ОПIII, OПIV.
При срабатывании хотя бы одного из реле перегрузки 65-1, 65-2, 66-1 и 66-2 теряют питание катушки вентилей контакторов 13-1, 13-2, 213-1 и 213-2, которые отключают цепи резисторов ослабления возбуждения. Для восстановления цепей тормозную рукоятку контроллера необходимо сбросить на 1-ю позицию и набирать позиции вновь.
Перегрузка в тяговом режиме при полном возбуждении снимается введением части пусковых резисторов в цепь Тяговых двигателей до восстановления реле перегрузки. О перегрузке сигнализирует загорание сигнальной лампы РП.
В рекуперативном режиме при срабатывании реле перегрузки тяговых двигателей вводится сопротивление в цепь возбуждения генераторов преобразователей. Для восстановления реле перегрузки тормозную рукоятку нужно плавно сбросить на 02-ю позицию; с восстановлением реле перегрузки можно в обычном порядке продолжать рекуперацию. Электродвигатели преобразователей защищены также реле перегрузки 57-1 и 57-2, срабатывание которых вызывает отключение быстродействующего выключателя 51-1.