Всероссийская историческая викторина для 5-11 классов

«Ни шагу назад... И ни пяди земли...»

1.О какой картине, написанной в 1942 г. говорится: «это символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков»

2. «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!» Строчки из этого произведения написал легендарный разведчик Н.Кузнецов в своем последнем письме. «Это мое любимое произведение Горького, пусть чаще читает его наша молодежь, из него я почерпал силы для подвига». О каком произведении говорит разведчик?

3. О каком советском писателе, военном корреспонденте Совинформбюро, работавшем для американского газетного объединения НАНА Илья Эренбург писал: "Весь год войны он посылал свои очерки в Америку, они печатались в сотнях крупнейших газет. Своими телеграфными очерками он подбодрял рабочих, которые изготовляли самолеты и танки, он придавал бодрости американским солдатам, которые готовились к трудному европейскому походу. ______ много сделал, чтобы открыть Америке правду нашей войны".

4. В годы Великой Отечественной войны композитором С.С. Прокофьевым по мотивам произведения, ставшего эпопеей другой Отечественной войны, была написана опера. Как называлась эта опера?

5. Подвиг этого героя навсегда запомнился миру - советский солдат спас от смерти девочку-немку, а сам при этом погиб. Военный корреспондент Борис Полевой стал свидетелем этого подвига, о котором написал очерк «Помни имя твое». А при создании известного всему миру памятника воину-освободителю в берлинском Треп- тов-парке скульптор Евгений Вучетич взял за основу именно подвиг этого человека. Кк звали человека, который совершил этот подвиг?

6. В фильме «Повесть о настоящем человеке» главному герою Мересьеву рассказывают про русского летчика, участника Первой мировой войны, который потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся в небо. Назовите его фамилию по фильму и его настоящее имя.

7. Назовите имя казахского поэта-акына, написавшего в годы войны эти строки:

«Будут снова петь соловьи,

Будет вольной наша семья,

Ленинградцы, дети мои,

Ленинградцы, гордость моя!»

8. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение, которое затем превратилось в песню, ставшую музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Назовите эту песню.

9. Объедините одним событием все перечисленные фамилии:

А) К. А. Мерецков, И. М. Соколов, А. Г. Головко, В. И. Щербаков

Б) Л. А. Говоров, В. Ф. Трибуц, И. И. Масленников, Ф. Шёрнер

В) И. С. Конев, И. Е. Петров, Армия Крайова, Й. Гарпе

10. Подвиг этого капитана подводника англичане назвали «атакой века», а Гитлер объявил советского капитана своим личным врагом. Что это за подвиг и как звали героя?

11. Режиссер этого фильма Станислав Ростоцкий прошел рядовым от Вязьмы и Смоленска до Западной Украины, получил тяжелое ранение, потерял ногу, и в самой съемочной группе было много фронтовиков. Самую лучшую афишу для этой картины сделали венгры с изображением на всю афишу мужской ладони, на которой лежат снятые с пилоток красноармейское звездочки. О каком фильме идет речь?

12. Кому была отправлена телеграмма от И.В. Сталина с благодарностью за создание в 1942 году танковой колонны имени Д.Донского?

13. Этот взвод из 25 человек, который принял бой у железнодорожного переезда в с. Тарановка в марте 1943, называют украинским панфиловцами. Фашисты предприняли мощную попытку захватить переезд, чтобы на занятые позиции могли выйти для обстрела Харькова. Единственное 45-миллиметровое орудие, имевшееся у наших солдат, было уничтожено в первые минуты, однако бойцы огнем из противотанковых ружей, гранатами и бутылками с зажигательной смесью уничтожили 16 танков и бронемашин и свыше ста немецких солдат. Несколько бойцов взвода бросились с гранатами под вражеские танки, жертвуя своими жизнями. В том бою в живых осталось только 6 человек. За этот бой все 25 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. О каком взводе идет речь?

14. О чем идет речь из приведенных ниже цитат:

«Не будьте мягки и сентиментальны», «Держитесь подальше от русских, они не немцы, а славяне», «Не разговаривайте, а действуйте. Русского вам никогда не переговорить, не убедить словами… Русскому импонирует только действие…», «Не заражайтесь коммунистическим духом»

15. Этот военный летчик летом 1944 г. попал в плен и уже был приговорен к расстрелу, но в последний момент расстрел заменяют островом Узедом, где располагался секретный испытательный полигон новейшего оружия нацистов ФАУ-2. Он решается на побег, которой совершил в феврале 1945 года и вместе с 10 пленниками взмыл в небо на «Люфтваффе» Хейнкель-111. Попытки немцев догнать беглецов ни к чему не привели, и нацисты вынуждены были уничтожить, переставшую быть секретной базу и свернуть исследования оружия ФАУ-2, на которое очень рассчитывали. О каком Герое Советского Союза идет речь?

16.Ответьте на вопросы и дайте краткое пояснение почему.

Правда, ли что:

А) Гитлер подписал еще в 1939 году план нападения на Советский Союз?

Б) Первым, кто закрыл своим телом огневую точку врага, был именно А.Матросов?

В) В первый день войны Военно-Морской флот не потерял ни одного корабля?

17.Этот разведчик действовал в тылу врага как офицер немецкой армии и пользовался доверием фашистских офицеров. Он раздобыл сведения о немецких ракетах «ФАУ», раскрыл местонахождение ставки Гитлера «Вервольф» под г. Винницей. Именно он ликвидировал главного судью Украины Функа, имперского советника рейхскомиссариата Украины Гелля, вице-губернатора Галиции Бауэра, совершил похищение командующего карательными войсками на Украине генерала фон Ильгена. О каком разведчике, который добыл ценные сведения о готовящейся фашистским командование битве на Курской дуге, идет речь?

18. Объясните, о чем говорят следующие названия, и определите последовательность событий:

А. Карпатский рейд

Б. Операция «Концерт»

В. «Партизанская поляна»

Г. Операция «Белый Медведь»

Д. Партизанский парад

Е. Операция «Пустыня»

19. Из представленных ниже наград, укажите номера и названия наград, которые вручались во время Великой Отечественной войны за трудовые подвиги.

1. Всероссийская историческая викторина для 5-11 классов - student2.ru 2. Всероссийская историческая викторина для 5-11 классов - student2.ru 3. Всероссийская историческая викторина для 5-11 классов - student2.ru 4. Всероссийская историческая викторина для 5-11 классов - student2.ru

5 Всероссийская историческая викторина для 5-11 классов - student2.ru 6. Всероссийская историческая викторина для 5-11 классов - student2.ru 7 Всероссийская историческая викторина для 5-11 классов - student2.ru 8. Всероссийская историческая викторина для 5-11 классов - student2.ru

20. «...все наши военные операции осуществляются в весьма незначительном масштабе но сравнению с огромными ресурсами Англии и Соединенных Штатов, а тем более по сравнению с гигантскими усилиями России». Кому принадлежат эти слова и в связи с какими событиями они были произнесены?

21. В годы войны искусство продолжало жить, а художники писать свои великие творения. Многие из них стали солдатами Советской Армии. Они участвовали в борьбе с фашистами в составе боевых частей действующей армии, партизанских отрядов, народного ополчения. Но и на фронте они не переставали быть художниками. В свободное от боевых операций время они не расставались с походными альбомами, делая беглые зарисовки, набрасывая эскизы, композиции будущих картин. Укажите, какие картины были написаны в годы войны:

1. Всероссийская историческая викторина для 5-11 классов - student2.ru 2. Всероссийская историческая викторина для 5-11 классов - student2.ru 3. Всероссийская историческая викторина для 5-11 классов - student2.ru

4. Всероссийская историческая викторина для 5-11 классов - student2.ru 5. Всероссийская историческая викторина для 5-11 классов - student2.ru

Приложение№2

Наши рекомендации