Кинематические схемы очистителя
Большинство схем стеклоочистителей состоит из последовательно или параллельно соединенных механизмов. В некоторых старых типах очистителя использовался гибкий вал и коробка редукторных колес. Один из главных моментов и конструкции
очистителя — положение. в которое щетки должны возвращаться после окончания цикла очистки. В этом положении на электромотор и кинематический механизм действуют наибольшие нагрузки. Если точка возврата выбрана так, чтобы в этот момент усилие от электромотора прикладывалось пол максимальным углом, тогда усилии и кинематической системе, создаваемые сопротивлением щеток, будут минимальными. Это также гарантирует более равномерную их работу. На рис. 12.3 показаны две типичные кинематические схемы очистителя (первая фигура показана в точке возврата). Отметим, что положение вращающегося звена и углы стержней выбраны так.
Чтобы уменьшить нагрузку на мотор в точке возврата. На рис. 12.4 показана используемая на некоторых транспорты* средствах* «схема с кулачком,
которая позволяет парковать щетки за границей стекла.
Моторы очистителя
Большинство, если не нее, используемые в настоящее время моторы очистителя - это электродвигатели с постоянными магнитами. Двигатель связан с мотором через червячный механизм, чтобы увеличить крутящий момент и уменьшить скорость. Для двухскоростного режима работы могут использоваться моторы с тремя щетками. Нормальную скорость обеспечивают две щетки, помещенные как обычно друг напротив друга. Для работы на повышенной скорости используется третья щетка, которая помешается ближе к заземляемой щетке. Это уменьшает число витков обмотки якоря между ними, соответственно уменьшается сопротивление якоря и увеличиваются ток и скорость вращения. На рис. 12.5 показаны два типичных мотора очистителя. Обычные скорости мотора очистителя — 45 об/мин при нормальной скорости и 65 об/мин
лезвия на минимальной скорости 5 об/мин.Характеристики типичного мотора очистителя автомобиля показаны на рис. 12.6. Два набора кривых показывают режимы работы, соответствующие нормальной и повышенной скорости. Моторы очистителя, точнее, связанные с ними цени, обычно имеют защиту* от короткого замыкания. Это необходимо для зашиты мотора а случае блокировки щеток, например при их примерзании к стеклу. В этом случае час) о используется тепловое реле или токочувствительная схема в блоке управления очистителем, если таковой имеется. Максимальное время, в течение которого мотор может выдерживать ток при блокировке щеток, задастся нормативной документацией. Обычно оно находится в пределах 15 с.
Омыватели ветрового стекла
Система смывателя ветрового стекла обычно состоит из обычного мотора постоянного тока с постоянными магнитами, приводящего в движение центробежный водяной насос. Вола, желательно с чистящей добавкой, направляется на соответствующую часть ветрового спекла двумя или более форсунками. Часто в линии подвода воды к форсункам
устанавливается односторонний клапан, чтобы предотвратить возврат воды в резервуар. Клапан позволяет добиться «мгновенной» подачи струи омывающей жидкости при нажатии кнопки омывателя. Схема омывателя обычно связывается с очистителем таким образом, что когда включается смыватель, автоматически начинают действовать очистители, которые продолжат свою работу в течение нескольких тактов после того, как омыватель остановился. Схема омывателя приведена в следующем разделе.