Включение генераторов на параллельную работу
Синхронные генераторы включаются в сеть способами точной синхронизации или самосинхронизации.
Выбор способа определяется инструкциями для конкретных машин и сложившимися в данный момент условиями. В соответствии ПТЭ генераторы, как правило, должны включаться в сеть способом точной синхронизации.
При использовании точной синхронизации должна быть введена блокировка от несинхронного включения.
Допускается использование при включении в сеть способа самосинхронизации, если это предусмотрено техническими условиями на поставку или специально согласовано с заводом-изготовителем генератора.
При ликвидации аварий в энергосистеме турбогенераторы мощностью до 220 МВт включительно и все гидрогенераторы разрешается включать на параллельную работу способом самосинхронизации. Турбогенераторы большей мощности разрешается включать этим способом при условии, что кратность сверхпереходного тока к номинальному, определенная с учетом индуктивных сопротивлений блочных трансформаторов и сети, не превышает 3.0, т.е. I"/Iн≤3,0.
При использовании способа точной синхронизации ТГ включается в сеть после достижения номинальной скорости (3000 об/ мин, 1500 об/ мин) и подаче тока возбуждения.
При этом должны быть выполнены три условия:
1. Uг=Uс. Напряжения генератора и сети равны по величине.
2. fг=fс. Частота генератора равна частоте сети.
3. Векторы одноименных фаз напряжения совпадают.
Рис. 4.5. Диаграммы напряжений генератора и системы при точной синхронизации
Несоблюдение условий синхронизации вызывает появление разности напряжений (ΔU) и уравнительного тока (Iyp), который в определенном случае равен двойному ударному току (2∙Iу) при КЗ на выводах ТГ и может вызвать тяжёлые нарушения в генераторе и системе.
В нормальных условиях допустима величина ΔU генератора и сети 5 — 10 % от номинального, в аварийных может достигать 20 %, (определяется заводом-изготовителем). При подгонке частоты скольжение допускается в размере 0,3—0,4 %, при этом в момент включения генератора угол между векторами напряжений не более 15—20 ° электрических градусов.
После включения в сеть ротор генератора после нескольких колебаний втягивается в синхронизм, при этом процесс контролируется по приборам на щите управления.
Точная синхронизация проводится либо вручную с контролем по колонке синхронизации, либо с помощью автоматических синхронизаторов с автоматическими уравнителями напряжения и частоты, воздействующими на регулятор возбуждения и двигатель приводного механизма регулятора турбины (АСТ-4А, АСТ-4Б, УБАС-1, УБАС-2).
При ручной точной синхронизации должна быть включена блокировка от несинхронных включений.
Не разрешается включение в сеть генератора при очень быстром подходе стрелки синхроноскопа к черте или ее перемещении рывками, что говорит о большой разнице в частотах или неисправности цепей синхронизатора.
Особенно сложна синхронизация этим способом в аварийных условиях, когда наблюдается колебание частоты, при этом общее время синхронизации затягивается, усугубляя развитие аварии.
При несинхронном включении в сеть уравнительный ток при фазовом смещении 180 ° и наличии мощной энергосистемы ( ) составит:
.
При этом усилия в лобовых частях пропорциональны квадрату тока статора, что может привести к их разрушению, поскольку генераторы по ГОСТ должны выдерживать однократный ударный ток трёхфазного короткого замыкания на их выводах
Во избежание таких ошибок обязательно проверяются цепи синхронизации после ремонта вторичных цепей (например, путем выделения генератора на свободную систему шин и подачей синхронных напряжений от ТГ и СШ).
Для предотвращения неправильных действий персонала из-за ошибочных действий на ТГприменяют полуавтоматические и автоматические синхронизаторы.
При использовании полуавтоматических синхронизаторов операции регулирования частоты и напряжения производятся персоналом, контроль напряжения биения осуществляется двумя реле напряжения, а контроль дополнительной разницы частот — реле времени. Уставка одного из реле напряжения определяет угол опережения включения выключателя (δоп).
На ТЭС применяют автоматические синхронизаторы с постоянным временем опережения. Ранее применялись АСТ-4А и АСТ-4Б, УБАС-1, УБАС-2 в настоящее время используются более современные устройства на базе микросхем и микроконтроллеров.
При включении генераторов способом самосинхронизации ротор раскручивается до скорости, близкой к синхронной, и без возбуждения включается в сеть. Затем сразу включением АГП подается возбуждение и генератор втягивается в синхронизм.
При этом для предотвращения коммутационного перенапряжения обмотка возбуждения (ОВ) должна быть замкнута на якорь или специальное гасительное сопротивление.
Максимально возможный бросок тока в момент включения:
,
где: — относительное сопротивление сети, приведённое к мощности генератора; — сверхпереходное сопротивление генератора.
Из формулы видно, что токи в статоре при использовании этого способа не зависят от скольжения и не превышают значений токов короткого замыкания.
При включении ТГ через блочные трансформаторы эти токи еще снижаются. Вхождение машины в синхронизм определяется электромагнитным моментом, обусловленным возбуждением, а также моментом явнополюсности. Кроме того, у ТГ большую роль играет асинхронный электромагнитный момент взаимодействия поля статора с токами наведенными в бочке ротора. Преимуществами данного метода включения всеть являются простота, малая вероятность ошибок, возможность быстрого включения при авариях, К недостаткам метода следует отнести значительный толчок тока и понижение напряжения на шинах в момент включения генераторов:
.
Чем больше мощность системы по сравнению с мощностью ТГ, тем меньше понижение напряжения сети при включении ТГ и меньший толчок ощущают генераторы.
Правила эксплуатации рекомендуют при включении машин способом самосинхронизации следующее: подключение в нормальных условиях должно производиться при скольжениях 2—3 %; устройство форсировки возбуждения должно автоматически включаться при включении АГП; при включении со скольжением 3—5 % и менее возбуждение подается без выдержки времени, а при больших скольжениях с задержкой, достаточной для его снижения. Операция включения способом самосинхронизации производится либо вручную, либо полуавтоматически.
При ручном включении частота вращения устанавливается близкой к синхронной (в пределах 2 %), генератор включается в сеть, а АГП включается автоматически от блок-контакта выключателя статора генератора.
Для облегчения синхронизации уставка АРВ перед включением ставится в положение 20—30 % номинальной нагрузки, а реостат электромашинного возбудителя в положение холостого хода.
У системы возбуждения с ВЧ возбудителями и полупроводниковыми выпрямителями из-за особенности работы схемы, отключение резистора самосинхронизации следует производить с выдержкой времени 0,8—0,9 с после включения ТГ для исключения коммутационных перенапряжений.
В схеме полуавтоматической синхронизации используется реле разности частот, которое подает импульс на включение выключателя генератора при достижении скорости, близкой к синхронной скорости, после этого автоматически включается АГП. После синхронизации и включения в сеть генераторы принимают активную нагрузку с определенной скоростью, которая лимитируется тепловыми расширениями турбины или условиями блока в целом.
Скорость повышения напряжения на генераторах и синхронных компенсаторах не ограничивается.
Скорость набора и изменения активной нагрузки для всех генераторов определяется условиями работы турбины или котла.
Скорость изменения реактивной нагрузки генераторов и синхронных компенсаторов с косвенным охлаждением обмоток, турбогенераторов газотурбинных установок, а также гидрогенераторов с непосредственным охлаждением обмоток не ограничивается; на турбогенераторах с непосредственным охлаждением обмоток эта скорость в нормальных режимах должна быть не выше скорости набора активной нагрузки, а в аварийных условиях не ограничивается [21].
Следует помнить, что при нагревании током обмоток статора и ротора удлинения или расширения меди и стали не равны и вызывают аксиальные перемещения обмоток и изоляции и могут вызвать повреждения, особенно в роторе. Поэтому набор активной и реактивной нагрузок должен быть пропорциональным, если это делается не при авариях.