Portamento, staccato, martellato

Този (1654 – 1732)

Портаменто – необходимое упражнение для певца. Тот, кто желает его приобрести, должен более слушать голос сердца, нежели указаний искусства.

«Какой великий учитель – сердце! Проникнитесь хорошенько этой истиной певца, и признайтесь из благодарности, что вы не были бы первыми в своей профессии, если бы не слушали его голоса… Оно научило вас лучшей экспрессии, тончайшему вкусу, благороднейшему жесту, самому изощренному искусству!»

Портаменто исправляет недостатки природы, т.к. смягчает грубие голоса. Оно улучшает посредственный голос и совершенствует хороший!

Нечто среднее между портаменто и глиссандо представлял уже оставленный теперь приём исполнения, состоящий в том, чтобы искусно и с приятностью скользить голосом сверху вниз, наподобие хроматической гаммы (термин

(Термин стаккато совершенно не упоминается у Този).

Манштейн (1806 – 1872). Великая Болонская школа

Упражнения в портаменто ведутся по интервалам, начиная с секунды, а затем присоединяет к ним крещендо и декрещендо. Это упражнение тем более трудно, что при его исполнении необходимо соблюдать как правило образования тона, так и исполнение portamento di voce.

От портаменто следует отличать манеру исполнения, называемую cercar il tuono, т.е. искание тона, состоящую из перехода с одной ноты на другую в большом интервале через промежуточную гармоническую ноту.

Стаккато требует, чтобы каждая нота была хорошо акцентирована ударом дыхания, которое не должно быть сильным.

При пении его нужно сузить рот, и петь на гласные А, Е вполголоса. Упражнения в арпеджио нужно начинать с простейших и в медленном движении, с уверенностью атакуя каждый тон, и часто возобновляя дыхание (но отнюдь не среди пассажа).

Скачки di sbalzo начинают с терции и доходят до двух октав!!

Зибер (1822 – 1895)

· Легато – весь ряд тонов в мелодии петь одним тембром – с главным условием вытягивать, а не выталкивать звук

· Портаменто – Болонская школа ничего не хотела знать о переносе голоса больше, чем двумя нотами. Причиной этому было употребление плохими певцами перетаскивания голоса (strascinamento) по целому ряду тонов. В особенности употребляется в выражении возвышенных и важных моментов, а так же для грозного призыва

Штокгаузен (1826 – 1906)

Стаккато лучше всего упражняет мышцы диафрагмы. Овладение дыханием должно искать в гимнастике для диафрагматических мускулов.

В стаккато лучше всего упражняться на разбитых аккордах поочерёдно с легато.

Гласная Е способствует образованию точного, но мягкого удара голосовой щели. Предварительным упражнением для стаккато может служить тихая атака в связи с полувздохом; овладение дыханием учащиеся должны искать в гимнастике диафрагматических мускулов.

Зибер (1822 – 1895)

· Легато – уметь хорошо управлять дыханием и равномерно разделять его между отдельными звуками мелодии. Наконец нужно уметь весь ряд тонов петь, хотя и любым, но всегда одинаковым тембром. Главное же условие пения легато – это вытягивать, а не выталкивать звук (сродни Манштейну и Микшу)

· Portamento – употребляется, где оно представляется достаточно выразительным, и где имеется в виду тесное соединение звуков. В особенности оно употребляется для выражения возвышенных и важных моментов, а так же для грозного призыва

· Strascinamento– позволительно при понижающихся хроматических последованиях в пределах терции, когда они ведут к возвращению темы пьесы

· Marcato – представляет такой вид акцентировки, при котором каждый звук должен быть спеть сильно и выдержан, но к концу своей длительности ославбен, и должен прекратиться, причём не должно быть нанесено ущерба связи между звуками

· Stentato– есть несколько более тяжёлое marcato, но отличается от него тем, что тяжёлое ударение звука тотчас же должно быть брошено. Обозначается оно _ или _

· Martellato– есть соединение стаккато и стентато. Только отделение звуков одного от другого не должно быть резким. Оно применяется чаще всего при повторении одной и той же ноты в пассаже


ВОКАЛИЗАЦИИ

Мануэль Гарсиа (1775 – 1832)

Portamento

Переносить голос – значит вести его от одного звука к другому через все промежуточные тоны ноты.

Портаменто может охватывать от полутона до самого большого интервала. Портаменто начинается от последней части ноты, с которой его производят… Оно может идти от пиано к форте или от форте к пиано, а также может быть слабым и сильным…

Портаменто помогает выравнивать регистры, тембры и силу голоса

При восходящем портаменто нужно старательно избегать открывания гласных; будет, пожалуй, лучше их слегка прикрывать.

Некоторые певцы по небрежности или недостатку вкуса не удовлетворяются тем, что увеличивают количество «портаменто», они ещё совершают ту ошибку, что применяют его на всех нотах в виде «подползания снизу», помещая на нём второй слог, взятый с предъёмом.

Не менее важный недостаток в манере исполнять «портаменто» - это некоторого рода «мяуканье», которое непременно происходит, когда, перенося голос к высоким нотам, «открывают» (осветляют) тембр.

Чтобы избежать этой ошибки, надо дать портаменто более быстрое движение в верхней его части, чем в нижней, и в особенности «закрывать» тембр (но осторожно и в меру).

Легато

Связывать звуки – значит переходить от одного звука к другому чисто, быстро, непринуждённо, без перерыва голоса или переноса его через какой-нибудь промежуточный звук.

Здесь, как и при портаменто, дыхание должно быть на правильной и продолжительной опоре (с постепенным расходом воздуха), что позволяет тесно соединять все ноты между собой, голосовая щель должна применяться к мнгновенным изменениям, которые соответствуют числу колебаний, требуемых каждой различной нотой … Умение петь легато (связно) составляет важнейшее качество, другие способы исполнения подчинены ему и представляют лишь варианты, применяющиеся для его расцвечивания.

Для того, чтобы связное пение (легато) соединяло в себе все признаки совершенства нужно, чтобы интонация была правильной, ноты – однородными: по длительности, силе и тембру. Наконец, нужно, чтобы все звуки были связаны между собой в одинаковой степени. Этой цели можно достигнуть… только после… прилежного, систематического обучения.

…Если голос ученика имеет природные или приобретённые недостатки, которые делают его исполнение глухим, дрожащим и неточным «смазанным» - побороть эти недостатки можно акцентируя каждую ноту.

Если же после трёх месяцев работы это средство окажется недостаточным, нужно прибегнуть к стаккато, потом вернуться к предыдущему способу и чередовать их.

Когда голосовой аппарат приобретает достаточную гибкость (эластичность), нужно снова приняться за связное пение. Если исполнение было неровное и с придыханием… что можно обнаружить поднесением ко рту зажжённой свечи, пламя которой может даже погаснуть (или же поднесением небольшого зеркала, запотевание которого также покажет наличие придыхания – и. наз.). Необходимо прибегнуть к помощи портаменто, чтобы исправить этот недостаток.

Так как пение легато – постоянное свойство всякой вокализации, его не нужно специально обозначать, заметив себе раз и навсегда, что надо избегать портаменто, акцентировки и стаккато пассажей, если они специально не указаны.


АКЦЕНТИРОВАННАЯ ВОКАЛИЗАЦИЯ

Martellato

Акцентировать звуки – значит выделять их при исполнении, опирая каждый звук отдельно, но не отрывая и не бросая его. Это достигается толчком на каждой ноте, производимым давлением диафрагмы и расширением глотки. Это расширение соответствует той гласной, на которую поётся пассаж… Пассаж нигде не должен сопровождаться придыханием. … Акцентированная вокализация... исправляет привычку «мазать» звуки и способствует исправлению глухих голосов. Акцентировка обозначается точками и лигой.

Стаккато

Брать звуки стаккато – значит атакировать каждую ноту особым смыканием голосовой щели, отделяющим один звук от другого…

Точки у нот означают полдлительности ноты спетой, и пол – пауза. Когда же, вместо того, чтобы тотчас их бросить, их слегка ослабляют, продолжив этим их длительность, то получают звуки как бы с отголоском. Это обозначается клинышками, поставленными у нот; кроме блеска, который они придают пассажу, эти упражнения, исполненные со вкусом, развивают эластичность, ликвидируя вялость голосового аппарата!!

Aspirato – вокализация с придыханием

Специальный приём, применяющийся при повторении в пассаже нот. Способ исполнения этих пассажей заключается в лёгком придыхании перед повторением каждой ноты. Это придыхание исходит из голосовой щели, которая выпускает частичку не звучащего воздуха между двумя одинаковыми нотами. Этот способ приводит к тому, что эти ноты делаются достаточно чёткими.

Указанные пять способов соединения звуков нужно исполнять:

1. На все гласные поочерёдно

2. На всех трёх регистрах

3. В обоих тембрах

4. На всём диапазоне голоса

5. Во всех степенях силы

6. Вводя в них изменение силы

7. Во всех темпах

8. Делая остановки

Объединяя все способы

Значение этих сложных упражнений состоит не только в том, что они представляют певцу весь материал, который он должен будет использовать позже, но и в том, что только они настолько формируют голос, что он может с быстротою преодолевать все интонации; делают послушными всего части; и, наконец, только эти упражнения дают средство для развития всей верхней части голоса, не насилуя голосового аппарата.


О ПРИМЕНЕНИИ СОГЛАСНЫХ

Гарсиа – отзывается отрицательно

Ламперти – употребляет лишь Л

Штокгаузен, Гольдшмидт, Гей – комбинации согласных

Гарсо (ученик Джентилиомо)считает начальный тон заимствованным из старой итальянской школы

Основные принципы:

1. Понижнное положение гортани

2. Закрытый звук

3. Дугообразное ведение голоса

4. Зубы, раздвинутые на палец

5. Пение в грудном регистре на О до тех пор, пока звук не приобретёт чистоты и свободы. Тон в конце концов привлекается к наружным краям губ «Откуда он отделяется без напряжение с могучей полнотой и тембром чистого колокольчика» (Миллер-Брунов)

О СПОСОБЕ ЗАНЯТИЙ

О ДЫХАНИИ

ИНТОНАЦИЯ

ОБ АТАКЕ

О ГРУДНОМ ГОЛОСЕ И ФАЛЬЦЕТЕ

О ГРУДНЫХ ЗВУКАХ

ЗВУКИ ФАЛЬЦЕТНОГО РЕГИСТРА

СОЕДИНЕНИЕ ГРУДНОГО И ФАЛЬЦЕТНОГО РЕГИСТРОВ

О ПОЛОЖЕНИИ КОРПУСА, ГОЛОВЫ И РТА

ОПОРА ЗВУКА

ОБ УСТАЛОСТИ ГРУДИ

О ПРАВИЛЬНОСТИ ВЗДОХА

О ПРОИЗНОШЕНИИ

ОБ АРТИКУЛЯЦИИ

О ВЫРАЖЕНИИ

О ТРЕЛИ

О ПАССАЖАХ

О ФИЛИРОВКЕ

ВЫДЕРЖАННЫЕ ЗВУКИ

ВЫДЕРЖАННЫЕ НОТЫ

PORTAMENTO, STACCATO, MARTELLATO

ВОКАЛИЗАЦИИ

АКЦЕНТИРОВАННАЯ ВОКАЛИЗАЦИЯ

О ПРИМЕНЕНИИ СОГЛАСНЫХ

Наши рекомендации