Каким же образом следует набирать дыхание, избегая усталости груди?

1. Агрикола (1720 – 1774) – Воздух надо вдыхать отнюдь не быстро и без шума, медленно и спокойно

2. Гиллер (1728 - 1824) – Незаметно, в мгновение ока наполнять лёгкие дыханием

3. Зибер (1822 - 1895) – Вдох медленный, глубокий. Выдох находится в полной зависимости от правильности вздоха

Поэтому при всём процессе дыхания рекомендуется величайшее спокойствие!!!

Верхняя часть груди должна оставаться в слегка приподнятом положении, в то время, как нижние рёбра опускаются, и в связи с поднимающейся диафрагмой вытесняют воздух. Таким образом можно избежать всякого толчка дыхания, и воздух вытекает ровно, как в силе, так и в продолжительности тонов

4. Лили Леман (1848 – 1929) – Диафрагматического дыхания достаточно для mezzo respire, т.е. полувздоха

Дыхание через нос благоприятно для спокойствия гортани. А особенно его требует деятельность диафрагмы. Дыхание должно быть бесшумным!

5. Мюллер-Брунов – Изучение пения в высшей своей цели состоит не в пении нот, а в уроках правильной функции дыхания!!!

6. Стефан де Маделен – Для правильной эмиссии звука необходимо взять дыхание средней силы

7. Эверарди (1825 – 1899) – Вдыхать бесшумно через нос и рот

8. Фор (1830 – 1914) – Дышать в пении нужно так, как мы дышим во сне!

Абдоминальное дыхание предпочитается чисто грудному, т.к. оно позволяет запастись большим количеством воздуха без всякого рода видимых движений!!!

9. Ниссен–Саломан (1819 – 1879) – Правильный вдох и выдох – лучшие средства укрепления лёгких. Конечно, много зависит от толкового, правильного обращения с дыханием; при дурных указаниях и тут можно сделать зло и даже, нередко (!!), вполне расстроить здоровье

Дыхание должно производиться без видимого усилия, не должно быть замечаемо ни слухом, ни глазом посторонних (не поднимать плечи)

10. Жюль Одибер – Вдох – опереться локтями так, чтобы тело поддерживалось руками и держало бы плечи неподвижными. Открыть рот так, как нужно для буквы А – вдохнуть быстро большое количество воздуха, расширяя то, что называется впадиной желудка


О ПРАВИЛЬНОСТИ ВЗДОХА

Выдох – поставить зубы на нижнюю губу, как бы для того, чтобы сказать букву В, поддерживая сколько можно образование этой согласной, оставляя воздух выходить до тех пор, пока не появится вновь звук гласной.

11. Ламперти (1813 – 1892) – Вдыхание должно совершаться таким образом, чтобы доставлять без утомления и излишнего расхода сил количество воздуха, необходимое для издавания голосом

12. Дюпре (1806 – 1896) – Нужно добиться умения во всех обстоятельствах дышать без шума и усилия

13. Гарсиа (1775 – 1832) – Чтобы легко вздохнуть, держите голову прямо, развернув плечи без натяжки, грудь свободно; Опустите диафрагму без толчков и поднимите грудь медленным и правильным движением

Этот двойной приём, на котором я настаиваю, увеличивает ёмкость лёгких сначала вниз, затем в стороны и позволяет им расшириться до предела, и принять столько воздуха, сколько они могут вместить.

Советовать исключительно абдоминальное дыхание было бы равносильно желанию свести наполовину наиболее необходимую для певца силу – дыхание

Правильность вздоха

Что же такое правильность вдоха, на которую указывают старинные певцы и учителя пения, которая была Ф.И.Шаляпиным развита даже в интонацию вздоха?

1. Ламперти (1813 – 1892) – «scuola di canto – e scuola del respiro». Эту фразу Ламперти знают все, но её нужно перевести иначе, и она приобретёт особый смысл, ибо respiro – в переводе 1 – дыхание; 2 – вздох

школа пения – это школа вздоха!!!

Вот в чём заключается развитие

2. Манчини (1716 – 1800) – Необходимо стараться приобрести путём занятий искусство экономить легко набирать дыхание …

3. Каччини (1546 – 1618) – рекомендует лёгкое, свободное дыхание, готовое служить певцу во всех обстоятельствах

4. Този (1654 – 1732) – Набирать дыхание немного более, чем это необходимо, но никогда не так, чтобы набирая дыхание грудь утомлялась

Кстати, что это за утомление груди, которого так безумно боялись и тщательно избегали в старину?

· Первый вид утомления груди возможен при чрезмерном вдохе, когда заполняется самая верхняя часть груди – ключичное дыхание (нарушающее нормальную работу гладкой мускулатуры бронхов).

· Второй вид утомления груди возможен при чрезмерном выдохе, когда почти полностью истощается запас воздуха в лёгких

«Никогда не оставлять грудь без воздуха», т.е. оставлять в запасе немного воздуха.

· Третий вид утомления груди возможен при форсировке дыхания.

Наши рекомендации