Работа 12.2. бинауральный слух
Цель работы: Убедиться, что человек и животные обладают пространственным слухом, т. е. способностью локализовать источник звука и это обусловлено наличием двух симметричных половин слухового анализатора — бинауральный слух.
Для работы необходимо: камертон, фонендоскоп с трубками разной длины, вата, спирт. Работа проводится на человеке.
Ход работы.
1. Испытуемого усаживают на стул спиной к экспериментатору.
2. Наконечники резиновых трубок фонендоскопа вставляют в уши испытуемого и подносят к фонендоскопу звучащий предмет (камертон) или ударяют перед фонендоскопом по металлической пластинке.
3. Просят испытуемого указать с какой стороны он слышит звук.
4. Одну из трубок фонендоскопа заменяют более длинной и опыт повторяют.
5. Испытуемый опять сообщает, в каком направлении находится источник звука. Обычно источник звука испытуемый указывает со стороны короткой трубки фонендоскопа.
Рекомендации к оформлению работы. Запишите результаты наблюдений в тетрадь протоколов опытов, объясните, почему звук кажется смещенным в сторону более короткого пути, отметьте значение бинаурального слуха.
Табл. 2. Показатели костной и воздушной проводимости
Характеристика камертона (число колебаний, Гц) | Тип проведения | Продолжительность восприятия звука камертона, с | ||
в норме | у испытуемого | |||
правое ухо | левое ухо | |||
Воздушный | ||||
Костный | ||||
Воздушный | ||||
Костный | ||||
Воздушный | ||||
Костный | ||||
Воздушный | ||||
Костный | ||||
Воздушный | ||||
Костный |
Занятие№ 14
Работа 13.1. Определение порогов вкусовой чувствительности
Цель работы: изучить порог вкусовой чувствительности.
Для работы необходимо: 4 серии флаконов с этикетками концентрации, размещенных в лунках специальной коробки. Во флаконах содержатся растворы сахара, хлорида натрия, хлористоводородной кислоты и солянокислого хинина в концентрациях: 0,001%; 0,01%; 0,1%; 1%; в каждый флакон погружены глазные пипетки.
Ход работы.
На язык испытуемого (согласно топографии вкусовых полей: сладкое вещество — на кончик, соленое и кислое — на боковые поверхности, горькое — на корень языка) наносят пипеткой каплю раствора того или иного вещества. Начинают с минимальной концентрации и увеличивают ее до значений, при которых испытуемый точно определит вкус вещества. Каждая проба длится 10—12 с, после чего рот ополаскивается водой. Между пробами необходимо соблюдать интервал в 1 — 2 мин.
За норму порогов вкусовой чувствительности, определенных методом капельных раздражений, принимают концентрации: для сладкого и соленого — 0,25% —1,25%; для кислого — 0,05% —1,25%; для горького — 0,0001% — 0,003%.
Рекомендации к оформлению работы. Полученные результаты внесите в таблицу.
Работа 13.2. Функциональная мобильность сосочков языка до и после приема пищи
Цель работы: Убедиться, что вкусовому анализатору, как и другим сенсорным системам, свойственно явление функциональной мобильности и уровень мобилизации вкусовых рецепторов зависит в основном от мотивации голода или состояния насыщения.
Для работы необходимо: стеклянный капилляр с изогнутым кончиком, диаметр которого соответствует величине грибовидного сосочка; стакан, лоток, чашка Петри, фильтровальная бумага, песочные часы на 1 мин; раствор сахара (8 г сахара на 10 г дистиллированной воды), подкрашенный пищевой краской (фуксином). Работа проводится на человеке.
Табл. 3. Показатели порогов вкусовой чувствительности
Вкусовое вещество | Пороговая концентрация раствора, % | |
Сладкое | ||
Горькое | ||
Кислое | ||
Соленое |
Сравните результаты с нормой и сделайте вывод.
Ход работы.
1. Испытуемый должен находиться в состоянии натощак или не менее чем через 3—4 ч после последнего приема пищи. Язык подсушивают фильтровальной бумагой.
2. Вкусовой раздражитель наносят на отдельные грибовидные сосочки языка с помощью капилляра. При этом выявляют 4 сосочка, которые дают ощущение сладкого вкуса. Это 1-я проба.
3. Всего в опыте проводят 5 проб с интервалом 1—2 мин. После каждой пробы рот ополаскивают водой. Исследуют одни и те же сосочки. Возникновение вкусового ощущения отмечают в протоколе знаком «плюс», отсутствие — знаком «минус».
4. Исследование повторяют после приема пищи (стакан сладкого чая с белым хлебом).
Рекомендации к оформлению работы. Результаты исследования занесите в таблицу.
Подсчитайте общее число положительных ответов и уровень мобилизации, выраженный в процентах. Сравните показатели уровня мобилизации до и после приема пищи и сделайте вывод о механизме выявленных изменений.
Табл. 4. Показатели функциональной мобильности вкусовых сосочков языка
№ сосочков | Пробы до приема пищи | Пробы после приема пищи | ||||||||
Итого: Уровень мобилизации, % | Итого: Уровень мобилизации, % |