Работа 12.2. бинауральный слух

Цель работы: Убедиться, что человек и животные обладают пространственным слу­хом, т. е. способностью локализовать источник звука и это обусловлено наличием двух симметричных половин слухового анализатора — бинауральный слух.

Для работы необходимо: камертон, фонендо­скоп с трубками разной длины, вата, спирт. Работа про­водится на человеке.

Ход работы.

1. Испытуемого усаживают на стул спиной к экспериментатору.

2. Наконечники резиновых тру­бок фонендоскопа вставляют в уши испытуемого и под­носят к фонендоскопу звучащий предмет (камертон) или ударяют перед фонендоскопом по металлической пластинке.

3. Просят испытуемого указать с какой стороны он слышит звук.

4. Одну из трубок фонендоскопа заменяют более длинной и опыт повторяют.

5. Испытуемый опять сообщает, в каком направлении находится источ­ник звука. Обычно источник звука испытуемый указы­вает со стороны короткой трубки фонендоскопа.

Рекомендации к оформлению работы. Запишите результаты наблюдений в тетрадь протоколов опытов, объясните, почему звук кажется смещенным в сторону более короткого пути, отметьте значение бинаурального слуха.

Табл. 2. Показатели костной и воздушной проводимости

Характери­стика камер­тона (чис­ло колеба­ний, Гц) Тип проведения Продолжительность восприятия звука камертона, с
в норме у испытуемого
правое ухо левое ухо
Воздушный    
  Костный    
Воздушный    
  Костный    
Воздушный    
  Костный    
Воздушный    
  Костный    
Воздушный    
  Костный    

Занятие№ 14

Работа 13.1. Определение порогов вкусовой чувствительности

Цель работы: изучить порог вкусовой чувствительности.

Для работы необходимо: 4 серии флаконов с этикетками концентрации, размещенных в лунках специаль­ной коробки. Во флаконах содержатся растворы сахара, хлорида натрия, хлористоводородной кислоты и соляно­кислого хинина в концентрациях: 0,001%; 0,01%; 0,1%; 1%; в каждый флакон погружены глазные пипетки.

Ход работы.

На язык испытуемого (согласно то­пографии вкусовых полей: сладкое вещество — на кончик, соленое и кислое — на боковые поверхности, горькое — на корень языка) наносят пипеткой каплю раствора того или иного вещества. Начинают с минимальной концент­рации и увеличивают ее до значений, при которых испы­туемый точно определит вкус вещества. Каждая проба длится 10—12 с, после чего рот ополаскивается водой. Между пробами необходимо соблюдать интервал в 1 — 2 мин.

За норму порогов вкусовой чувствительности, опреде­ленных методом капельных раздражений, принимают кон­центрации: для сладкого и соленого — 0,25% —1,25%; для кислого — 0,05% —1,25%; для горького — 0,0001% — 0,003%.

Рекомендации к оформлению работы. Полученные результаты внесите в таблицу.

Работа 13.2. Функциональная мобильность сосочков языка до и после приема пищи

Цель работы: Убедиться, что вкусовому анализатору, как и другим сенсорным системам, свойственно явление функциональной мобильности и уровень мобилизации вкусовых рецепторов зависит в основном от мотивации голода или состояния насы­щения.

Для работы необходимо: стеклянный капил­ляр с изогнутым кончиком, диаметр которого соответст­вует величине грибовидного сосочка; стакан, лоток, чашка Петри, фильтровальная бумага, песочные часы на 1 мин; раствор сахара (8 г сахара на 10 г дистиллированной воды), подкрашенный пищевой краской (фуксином). Работа проводится на человеке.

Табл. 3. Показатели порогов вкусовой чувствительности

Вкусовое вещество Пороговая концентрация раствора, %
Сладкое    
Горькое    
Кислое    
Соленое    

Сравните результаты с нормой и сделайте вывод.

Ход работы.

1. Испытуемый должен находиться в состоянии натощак или не менее чем через 3—4 ч после последнего приема пищи. Язык подсушивают фильтровальной бумагой.

2. Вкусовой раздражитель наносят на отдельные грибовидные сосочки языка с помощью капилляра. При этом выявляют 4 сосочка, которые дают ощущение сладкого вкуса. Это 1-я проба.

3. Всего в опыте проводят 5 проб с интервалом 1—2 мин. После каждой пробы рот ополаскивают водой. Исследуют одни и те же сосочки. Возникновение вкусового ощущения отмечают в протоколе знаком «плюс», отсутствие — знаком «минус».

4. Исследование повторяют после приема пищи (стакан сладкого чая с белым хлебом).

Рекомендации к оформлению работы. Результаты исследования занесите в таблицу.

Подсчитайте общее число положительных ответов и уровень мобилизации, выраженный в процентах. Сравните показатели уровня мобилизации до и после приема пищи и сделайте вывод о механизме выявленных изменений.

Табл. 4. Показатели функциональной мобильности вкусовых сосочков языка

№ сосоч­ков Пробы до приема пищи Пробы после приема пищи
 
                     
Итого: Уровень мобилизации, % Итого: Уровень мобилизации, %    

Наши рекомендации