Тема 2.5. Испытание и наладка автоматических выключателей. Проверка сопротивления изоляции. Проверка контактной системы.
Автоматические воздушные выключатели (автоматы) - комплексные многоцелевые электрические аппараты, которые могут обеспечивать как ручное включение и отключение двигателей, так и их защиту от сверхтоков и перегрузок. Для выполнения этих функций автомат, в общем случае, имеет контактную систему, замыкание и размыкание которой осуществляется вручную с помощью рукоятки или кнопки; реле максимального тока прямого действия (электромагнитный расцепитель); электротепловое реле прямого действия (электротепловой расцепитель) и работает следующим образом (рис.1).
Рис.1. Устройство (а) и схема включения (б) автоматического выключателя.
Контролируемый ток I протекает через контакт 1 автомата, нагреватель электротеплового реле 6, катушку 9 реле максимального тока. При коротком замыкании в контролируемой цепи сердечник 10 максимального реле втягивается в катушку 9 и толкателем 8 воздействует на рычаг 5. Последний поворачивается по часовой стрелке и приподнимает защелку 4. Освобождается рычаг 3 и под действием пружины 2 контакты 1 автомата размыкаются.
Аналогичным образом происходит отключение автомата при перегрузке цепи, когда ток в ней больше номинального (расчетного), но меньше тока короткого замыкания. В этом случае ток, проходя по нагревателю 6 электротеплового реле, вызывает нагрев биметаллической пластины 7. В результате этого свободный конец пластины 7 поднимается вверх и через рычаг 5 воздействует на защелку 4, вызывая этим отключение контактов автомата.
Часто в автоматах применяют электротепловые расцепители без нагревателя, в этом случае контролируемый ток пропускается непосредственно через биметаллическую пластину. В маломощных автоматах такой расцепитель может выполнять функции и элемента максимальной токовой защиты.
Пример схемы включения автомата QF для подключения и защиты трехфазного АД приведен на (рис.1.б). Автоматические выключатели широко используются для коммутации и защиты силовых и маломощных цепей ЭП всех видов. Применяемые в электроприводе автоматические выключатели типов АП 50, АК-63, А 3700, АЕ 2000, ВА, «Электрон» различаются между собой количеством контактов (полюсов), уровнями номинальных тока и напряжения, набором и исполнением реализуемых защит, отключающей способностью, временем отключения. Диапазон их номинальных токов составляет 10 ÷10000 А, а предельных коммутируемых токов- 0,3÷100 кА. Время отключения различных автоматов находится в пределах от 0,02 с до 0,7 с.
Проверка, испытание и наладка автоматических воздушных выключателейсерии АВМ производится в следующем порядке:
1. Внешний осмотр.
2. Проверка значений растворов и провалов контактов, а также силы нажатия контактов.
3. Проверка точности работы механизма расцепления (вручную).
4. Испытание действия электромагнитного привода и реле максимального тока.
5. Испытание действия электротеплового реле.
6. Измерение сопротивления изоляции главных и вспомогательных контактов.
Пункты 1, 2, 3, 6 выполняются без подачи питающего напряжения, аналогично испытанию и наладке контакторов (см. темы 2.1, 2.2).
Пункты 4,5 выполняются с подачей питающего напряжения под нагрузкой.
При внешнем осмотре проверяется целостность всех деталей максимального и электротеплового расцепителей, состояние главных и блок контактов, дугогасительных камер, а так же соответствие самого автомата и его расцепителей проекту.
Величину нажатия главных контактов определяют пружинным динамометром. Для этого при замкнутых контактов автомата (без подачи напряжения) измеряют усилие, необходимое для того, чтобы оттянуть контакт до освобождения положения между контактами полоски бумаги или до погасания включение последовательно с контактом сигнальной лампы.
Раствор контактов измеряется линейкой, штангенциркулем или шаблонам. Величина провала контактов определяется в зависимости от конструктивного исполнения контактов измерением соответствующего зазора между подвижным контактом и его упором при замкнутом контакте.
Четкость работы механизма, обеспечивающего свободное расцепление автомата в любом положении подвижных контактов, проверяют пятикратным включением автомата своим приводом и отключением его либо вручную, либо независимым расцепителем.
В условиях производственного отапливаемого помещении сопротивление изоляции всех токоведущих частей автоматов по отношению к корпусу должно быть в холодном состоянии- не менее 20 МОм; в горячем состоянии- не менее 6 МОм.
Автоматы серии АВМ выполняются по следующим исполнением максимальной токовой защиты :
¾ Неселективные – с выдержкой времени при перегрузки и с мгновенным срабатыванием токовой защиты
¾ Селективные – с выдержкой времени при перегрузках и токах КЗ.
Для селективных автоматов выдержка времени должна составлять не менее 10 сек при максимальной уставке часового механизма и тока наименьшей уставке на шкале перегрузок.
Электрическая принципиальная схема управления автоматом серии АВМ с электро-
механическим приводом приведена на рисунке:
Схема проверки и наладки максимальных токовых расцепителей (реле максимального тока) автоматических воздушных выключателейсерии АВМ
СР Тема 2.6. Определение параметров срабатывания расцепителейавтоматических выключателей.
Дорофеюк. Справочник по наладке электроустановок. С.314 - 315