Тема: «Выбор электродвигателя приводного механизма».
Цель:Сформировать умение выбирать тип электродвигателя для электропривода конкретного вида электрического и электромеханического оборудования.
По окончании выполнения практической работы студент должен
знать:
- классификацию электрических двигателей;
- назначение и область применения, режимы работы основных видов электрического и электромеханического оборудования;
- способы регулирования электропривода;
уметь:
- выбирать электрический двигатель для конкретного электропривода.
Основные теоретические положения:
Общие требования, которые предъявляются к электроприводам всех механизмов:
1) обеспечение заданного технологического процесса и требуемой производительности, надежности работы установки;
2) организация простого управления;
3) улучшение экономических показателей – снижение стоимости, уменьшение массогабаритных показателей, снижение потребления электроэнергии;
4) выполнение экологических требований – снижение уровня шума, ограничение вредного влияния электропривода на питающую сеть, уменьшение действия помех для работы других электропотребителей;
5) обеспечение конструктивного исполнения электрооборудования по способу монтажа, по способу защиты от воздействия климатических факторов и состояния окружающей среды и др.
Чтобы выполнить перечисленные требования, необходимо последовательно решить следующие вопросы:
1) изучить особенности работы исполнительного механизма, построить нагрузочную диаграмму движения его рабочего органа;
2) выбрать тип электропривода – регулируемый или нерегулируемый, редукторный или безредукторный и т. д.;
3) выбрать род тока и тип приводного электродвигателя;
4) произвести расчет мощности и выбрать электродвигатель;
5) построить нагрузочную диаграмму электропривода и проверить выбранный электродвигатель на нагрев, перегрузочную способность и по условиям пуска;
6) разработать систему управления электропривода и выбрать недостающие элементы силового, информационного и управляющего каналов;
7) разработать схемы электропривода и разместить электрооборудование на технологической установке.
Мощность электродвигателя выбирается, исходя из необходимости выполнения заданной работы электропривода, при соблюдении нормального теплового режима и допустимой перегрузочной способности двигателя.
При завышенной мощности:
1) возрастают габариты двигателя и стоимость электропривода;
2) ухудшаются технико-экономические показатели привода – коэффициент мощности и КПД.
При заниженной мощности:
1) перегрев обмоток двигателя, что способствует преждевременному выходу из строя двигателя;
2) нарушение заданного цикла работы и снижение производительности.
Значение номинального момента двигателя, при котором он может работать длительное время, определяется условиями допустимого нагревания, что в свою очередь, определяется нагревостойкостью применяемых изоляционных материалов.
Ниже приведены шесть классов нагревостойкости изоляции двигателей:
1) А<1050С – пропитанные электроизоляционной жидкостью волокнистые материалы (хлопок, бумага, шелк);
2) Е<1200С – синтетические органические пленки;
3) В<1300С – асбест, слюда, стекловолокно, пропитанные органическими веществами;
4) F<1550С – асбест, слюда, стекловолокно, пропитанные синтетическими веществами;
5) Н<1800С – асбест, слюда, стекловолокно, пропитанные кремнеорганическими веществами;
6) С>1800С – слюда, керамика, стекло без пропитки или пропитанные неорганическими веществами.
По характеру нагрузки рассматривают три классических режима работы:
1. Длительный режим S1 при неизменной нагрузке характеризуется тем, что превышение температуры двигателя успевает достигнуть установившегося значения. Время работы в таком режиме t>>10 мин – от нескольких часов до нескольких суток.
2. Кратковременный режим S2 характеризуется тем, что двигатель работает ограниченное время tк, в течение которого температура не успевает достигнуть τуст. После этого двигатель отключается на время паузы, в течение которой он не успевает охладиться до температуры окружающей среды.
3. Повторно-кратковременный режим S3 характеризуется чередующимися периодами нагрузки и пауз. Этот режим характеризуется относительной продолжительностью включения (ПВ).
Кроме основных трех режимов существуют пять дополнительных.
Режимы S4, S5 являются разновидностью режима S3 и характеризуется частыми пусками и торможениями, влияющими на нагрев двигателя. В режиме S5 торможение производится самим двигателем, а в S4 с помощью механического тормоза или трения.
Режимы S6-S8 называются перемежающимися режимами, в этих режимах не происходит отключения двигателя от сети, а происходит изменение параметров.
S6 – режим, в котором периоды неизменной нагрузки (рабочие периоды) чередуются с периодами холостого хода работающего двигателя.
S7 – режим, цикл работы которого состоит из рабочего участка с неизменной нагрузкой и реверса.
S8 – режим, характеризующийся работой на двух и большем числе уровней скорости за цикл.
Если график статического момента неизвестен, то используют эмпирические формулы:
Для насоса:
где V – производительность насоса, м3/с;
γ – плотность жидкости, Н/м3;
Н – расчетная высота подачи;
ηнас – КПД насоса;
ηпер – КПД передачи.
Для вентилятора:
Для механизмов передвижения:
Область применения электрических двигателей в электроприводах приведена в таблице 14.
Порядок выполнения работы:
1. Выполнить задание практической работы.
2. Составить отчет.
3. Ответить на контрольные вопросы.
Ход работы:
Изучить теоретические сведения по практической работе.
Изучить рекомендации, приведенные в таблице 15.
Выбрать электродвигатель для электропривода оборудования, указанного в таблице 14. Номер варианта определяется по списку в журнале.
Задание.
Таблица 14 – Задание для практической работы №4
Вариант | Вид электрического оборудования |
1,9,17,25 | Промышленный центробежный вентилятор |
2,10,18,26 | Ленточный конвейер |
3,11,19,27 | Промышленный компрессор |
4,12,20,28 | Мостовой кран |
5,13,21,29 | Промышленный центробежный насос |
6,14,22,30 | Грузовой лифт |
7,15,23,31 | Токарный станок |
8,16,24,32 | Улгеразмольная мельница |
Таблица 15 – Данные о применении электрических двигателей в электроприводах
Область применения | Тип двигателя | Регулирование электропривода |
Центробежные насосы, вентиляторы, мукомольные мельницы, агрегатные станки, транспотрные устройства | Трехфазный асинхронный с короткозамкнутым ротором; синхронный | Не регулируется |
Поршневые насосы и компрессоры, шаровые мельницы, дробильные барабаны | Трехфазный асинхронный с короткозамкнутым и фазным роторами | Не регулируется |
Ковочные машины, молоты, прессы, прокатные станы | Трехфазные асинхронные | Не регулируется |
Прядильные машины, центрифуги, роликовые транспортеры | Трехфазный асинхронный с короткозамкнутым ротором | Плавное |
Металлорежущие станки, прессы | Трехфазный асинхронный с короткозамкнутым ротором | Ступенчатое |
Краны, дымососы, насосы (требующие регулирования) | Трехфазный асинхронный с фазным ротором | Плавное |
Металлорежущие станки, прокатные станы | Постоянного тока с независимым возбуждением | Плавное |
Электрическая тяга, краны | Постоянного тока с последовательным возбуждением | Плавное |
Контрольные вопросы:
1. В каких видах промышленного оборудования применяются тихоходные, а в каких быстроходные электродвигатели?
2. В каких случаях целесообразно применять синхронные электродвигатели в электроприводах?
3. Какими преимуществами и недостатками обладают асинхронные электродвигатели с фазным ротором? Где они применяются?
4. Какими способами можно влиять на скорость вращения того или иного вида электродвигателя?
Практическая работа №5