Работа №9 Исследование интегрирующих и дифференцирующих цепей

Цель работы: Построение схем и изучение принципа работы интегрирующих и дифференцирующих цепей.

Вопросы для самоподготовки

1. Расскажите о назначении и элементном составе времязадающих цепей?
2. В каких случаях применяются дифференцирующие цепи?
3. Нарисуйте схему дифференцирующей цепи и поясните принцип ее работы.
4. Запишите формулу для определения постоянной времени.
5. Какие параметры выходного сигнала зависят от постоянной времени?
6. При каких условиях данная цепь является дифференцирующей?
7. В каком случае прекратиться операция дифференцирования и цепь станет разделительной?
8. Рассчитать номиналы компонентов R и С дифференцирующей цепи при подаче на ее вход прямоугольного импульса длительностью tи.вх = ([Ваш номер по журналу] + 10) мкс. Паразитная емкость на выходе цепи Спар = 10 пФ. Внутреннее сопротивление генератора входного сигнала Rг = 100 Ом (Рисунок 37).
9. В каких случаях применяются интегрирующие цепи?
10. Нарисуйте схему интегрирующей цепи и поясните принцип ее работы.
11. Рассчитайте амплитуду выходного сигнала интегрирующей цепи при подаче на его вход прямоугольного импульса с амплитудой Е = 10 В и длительностью tи.вх = 100 мкс. R1 = 56 кОм, С = 0,02 мкФ, Сопротивление генератора входного сигнала – 120 Ом. Как измениться амплитуда входного сигнала при подключении нагрузки Rн = 5,6 кОм.
12. Нарисуйте схемы интегратора и дифференциатора на ОУ и поясните их принцип работы.

Порядок выполнения работы

1. Собрать схему дифференцирующей цепи, изображенную на рисунке 37.


Работа №9 Исследование интегрирующих и дифференцирующих цепей - student2.ru

Рисунок 37 – Схема для исследования дифференцирующей RC-цепи

2. Установить номиналы элементов дифференцирующей цепи в соответствии с результатами расчетов (пункт 8 вопросов для самоподготовки).
3. Настроить функциональный генератор в соответствии с рисунком 38. Частота 50 кГц соответствует длительности импульса 10 мкс при коэффициенте заполнения 50%. Рассчитать частоту для длительности импульса вашего задания и задать параметры входного сигнала


Работа №9 Исследование интегрирующих и дифференцирующих цепей - student2.ru

Рисунок 38 – Установка параметров выходного сигнала функционального генератора

4. Включить схему.
5. Развернуть и настроить осциллограф, изменяя чувствительность и длительность развертки. Наблюдать входной сигнал и результат его обработки дифференцирующей цепью (рисунок 39)


Работа №9 Исследование интегрирующих и дифференцирующих цепей - student2.ru

Рисунок 39 – Осциллограммы входного и выходного напряжения


6. Используя показания осциллографа рассчитать параметры выходного импульсного сигнала.
7. Изменяя параметры элементов проследить за изменениями выходного сигнала.
8. Собрать схему интегрирующей цепи, изображенную на рисунке 40.


Работа №9 Исследование интегрирующих и дифференцирующих цепей - student2.ru

Рисунок 40 – Схема для исследования интегрирующей RC-цепи

9. Настроить функциональный генератор в соответствии с рисунком 41.


Работа №9 Исследование интегрирующих и дифференцирующих цепей - student2.ru

Рисунок 41 – Установка параметров выходного сигнала функционального генератора

10. Установить параметры семы в соответствии с пунктом 11 вопросов для самоподготовки.
11. Включить схему.
12. Развернуть и настроить осциллограф, изменяя чувствительность и длительность развертки. Наблюдать входной сигнал и результат его обработки интегрирующей цепью (рисунок 42).


Работа №9 Исследование интегрирующих и дифференцирующих цепей - student2.ru

Рисунок 42 – Осциллограммы входного и выходного напряжения


13. Используя показания осциллографа рассчитать параметры выходного импульсного сигнала. Сравнить результаты с полученными при решении задачи.
14. Включить в схему резистор нагрузки Rн. Провести измерения и сравнить результаты с полученными при решении задачи.
15. Изменяя параметры элементов проследить за изменениями выходного сигнала.
16. Повторите исследования для схем, изображенных на рисунке 43, самостоятельно выбрав настройки функционального генератора.


Работа №9 Исследование интегрирующих и дифференцирующих цепей - student2.ru

Рисунок 43 – Интегратор (а) и дифференциатор (б) на операционном усилителе

17. Сделать вывод.


Наши рекомендации