Групповая работа пассажирских лифтов
В подъездах (холлах) многоэтажных жилых и общественных зданий с большой высотой подъема обычно устанавливают однотипные лифты, которые монтируются в одной или нескольких рядом расположенных шахтах и имеют одно машинное помещение. Как правило, эти лифты оснащаются групповым управлением в том случае, если они обслуживают одни и те же этажи.
Применение группового управления позволяет сократить непроизводительные (холостые) пробеги кабин и, как следствие, затраты электроэнергии при работе лифтов. Кроме того, увеличивается срок службы быстроизнашивающихся деталей лифтов. Некоторые системы группового управления позволяют сократить время ожидания кабины по вызову.
Существуют различные виды группового управления, которые организуют взаимодействие двух, трех, четырех и более лифтов. В основу группового управления пассажирскими лифтами заложены три принципа:
· каждый лифт группы работает от кнопок приказа независимо от других;
· попутные остановки кабин по зарегистрированным вызовам выполняются так же, как и при работе одного лифта, т.е. по ходу движения кабин;
· при выборе свободной кабины для выполнения вызова лифты группы работают зависимо друг от друга. Зависимость выражается заданной программой, составляемой с учетом поэтажного перемещения пассажиров в здании.
Программы групповой работы лифтов, предназначенных для жилых и общественных зданий, различны. В каждой программе определяют следующие основные положения:
· местонахождение свободных кабин лифтов группы на этажах при отсутствии спроса на них (когда нет зарегистрированных вызовов и приказов);
· выбор свободной кабины лифта для выполнения того или иного вызова.
Системы группового управления лифтами проектируют с учетом (или без него) минимального пробега кабин при выполнении вызовов. В первом случае на вызов направляется ближайшая свободная кабина или другая, которая по ходу движения может выполнить данный вызов как попутный. При этом свободные кабины лифтов распределяются по этажам здания таким образом, чтобы при поступлении вызова с любого этажа время ожидания было минимальным.
Во втором случае применяют более простые системы группового управления, не обеспечивающие подачи на вызов ближайшей свободной кабины лифта группы.
Электрические схемы группового управления пассажирскими лифтами в зависимости от сложности могут выполняться с применением релейной аппаратуры, электронных устройств и микропроцессорной техники.
В жилых многоэтажных домах применяют групповое управление двумя, тремя и реже четырьмя пассажирскими лифтами. Наибольшее распространение получило групповое управление двумя пассажирскими лифтами грузоподъемностью 320 (400) и 500 (630) кг с номинальной скоростью движения кабины 1,0 м/с. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта для жилых зданий грузоподъемностью 320 (500) кг со скоростью движения кабины 1 м/с, светящимися кнопками и парным управлением приведена на рис.12.
В парном управлении каждому лифту присваивают индекс: А — базисному и Б — зависимому. Базисным считается лифт, в шахте которого монтируют вызывные аппараты (кнопки вызова), общие для обоих лифтов. Ящик управления вызовами (вызывной блок) поставляют с базисным лифтом. При установке в шахте лифтов грузоподъемностью 320 (400) и 500 (630) кг за базисный принимают первый (Схема на рис.12 выполнена для лифта с индексом А. Индексация лифтов производится в соответствии с чертежами общих видов. Для лифта Б переключателю В7 присваивается индекс Б-В7. Схема соответствует случаю, когда двери шахты и кабины закрыты и заперты).
Для вызова кабин лифтов, подключенных к схеме парного управления, на каждом этаже устанавливают один вызывной аппарат (такой же, как и для одиночной работы лифта).
При организации парного управления лифтами рядом с НКУ лифтов А и Б устанавливают блок вызовов (типа ЯОК9523), в котором размещены:
· реле регистрации вызовов 1РРВ —(В)РРВ, где (В) — номер верхнего этажа;
· реле парного управления А-РОН и Б-РОН, А-РОК и Б-РОК, А-РПЗ и Б-РПЗ;
· электронные приставки времени А-РПВ и Б-РПВ;
· предохранитель Пр5;
· сигнальная лампа ЛСН4;
· резисторы 1ЯЗ — (B)R3, R1, R32, A-Rn и Б-Rп, A-R40 и Б-R40;
· диоды А-Дп и Б-Дп;
· конденсаторы С13, А-С20 и Б-С20.
Помимо этого в схеме парного управления задействованы не используемые при одиночной работе лифта контакты реле РИС, РУВ, РУН, РТО, РИТО, РКД и РКД1 лифтов А и Б, а также переключатель ВР1.
Электрическая схема парного управления обеспечивает работу каждого лифта в следующих режимах: «Нормальная работа в парном управлении»; «Управление из машинного помещения»; «Ревизия», при котором лифтом управляют с крыши кабины; «Пожарная опасность». Лифт Б может работать в погрузочном режиме.
При переключении одного из лифтов, составляющих пару, в режим «Управление из машинного помещения» или «Ревизия», а лифта Б еще и в погрузочный режим, другой автоматически переключается в одиночный режим «Нормальная работа».
Перевод лифта Б в погрузочный режим осуществляют переключателем ВР1. Для дистанционного отключения лифтов предусмотрены выключатели А-В7 и Б-В7. Переключатель ВР1 и выключатели А-В7 и Б-В7 устанавливают на основном посадочном этаже (первом) рядом с порталом двери шахты лифта в запираемом на замок шкафу. Кроме того, переключатель ВР1 можно установить в машинном помещении лифта.
При начертании электрической схемы парного управления (см. рис.12) принято следующее:
· узлы схемы, не имеющие различия для лифтов А и Б, приведены один раз. К ним относятся цепи силовые, сигнализации, частично — управления, узлы датчиков селекции и точной остановки;
· узлы схемы, имеющие различия, приводятся отдельно для лифтов А и Б. К ним относятся узлы выбора направления и замедления лифтов А и Б. Узел регистрации вызовов у лифтов А и Б общий (один).
Обозначения, наименования и назначение реле электрической схемы парного управления приведены в табл.7.
Таблица 7
Обозначение | Наименование | Назначение |
А-РОН | Реле отключения напряжения лифта А | Служит для автоматического переключения лифта Б, работающего в нормальном режиме парного управления, в нормальный режим одиночной работы при снятии напряжения или неисправности цепи управления лифта А |
Б-РОН | Реле отключения напряжения лифта Б | Служит для автоматического переключения лифта А, работающего в нормальном режиме парного управления, в нормальный режим одиночной работы при снятии напряжения или неисправности цепи управления лифта Б |
А-РОК | Реле определения кабины лифта А | Служит для определения возможности: а) направления свободной кабины лифта А на вызов или автоматически на первый этаж; б) открывания дверей кабины лифта А при нахождении двух свободных кабин с закрытыми дверями на первом этаже и нажатии кнопки вызова (1 Кн) первого этажа |
Б-РОК | Реле определения кабины лифта Б | Служит для определения возможности: а) направления свободной кабины лифта Б на вызов или автоматически на первый этаж; б) открывания дверей кабины лифта Б при нахождении двух свободных кабин с закрытыми дверями на первом этаже и нажатии кнопки вызова (1 Кн) первого этажа |
А-РПЗ | Реле пуска зональное лифта А | Служит для направления свободной кабины лифта Б на вызов, поступивший с этажа, расположенного выше идущей вниз кабины лифта А |
Б-РПЗ | Реле пуска зональное лифта Б | Служит для направления свободной кабины лифта А на вызов, поступивший с этажа, расположенного выше идущей вниз кабины лифта Б |
Рассмотрим назначение электрических контактов и отдельных цепей, с помощью которых осуществляется парное управление лифтами.
3-контакт А-РОН (81 лифта А—249) и Р-контакт А-РОН (81 лифта Б —249) обеспечивают подачу напряжения (+110 В) в узел регистрации вызовов при включенном реле А-РОН — от НКУ лифта А, при отключенном — от НКУ лифта Б. Таким образом, работоспособность узла регистрации вызовов сохраняется в случае неисправности или отключения одного из лифтов.
Р-контакт А-РОН (203 — 209) шунтирует контакты Б-РОК и 1РИС лифта А в цепи (203 — 209) катушек реле РПВ1-3 лифта Б, поэтому при отключенном реле А-РОН лифт Б работает по вызовам независимо от лифта А. Реле РПВ1-3 действуют так же, как и при работе одиночного лифта.
Р-контакт Б-РОН (203 — 209) шунтирует контакты А-РОК и 1РИС лифта Б в цепи (203 — 209) катушек реле РПВ1-3 лифта А, поэтому при отключенном реле Б-РОН лифт А работает по вызовам независимо от лифта Б. Реле РПВ1-3 действуют так же, как и при работе одного лифта.
Р-контакт А-РОН(241 — 243) шунтирует контакт Б-РОК (241 — 243) в цепи катушек реле РЗ и РУН лифта Б, поэтому при отключенном реле А-РОН вызов кабины Б на первый этаж или открывание ее дверей при нажатии кнопки 1 Кн происходит так же, как и при работе одного лифта Б.
Р-контакт Б-РОН(24\ —243) шунтирует контакт А-РОК (241 — 243) в цепи катушек реле РЗ и РУН лифта А, поэтому при отключенном реле Б-РОН вызов кабины А на первый этаж или открывание ее дверей при нажатии кнопки 1Кн происходит так же, как и при работе одного лифта А.
3-контакт А-РОК{20Ъ — 2\ 1) определяет возможность направления свободной кабины лифта А на вызов. Если реле А-РОК включено а кабина лифта Б находится на первом этаже (Р-контакт 1РИС лифта Б замкнут в цепи 211-208), то у лифта А включены реле РПВ1-3 и он может работать по вызовам.
3-контакт Б-РОК (203 — 211) определяет возможность направления свободной кабины лифта Б на вызов. Если реле Б-РОК включено а кабина лифта А находится на первом этаже (Р-контакт 1РИС лифта А замкнут в цепи 211-208), то у лифта Б включены реле РПВ1-3 и он может работать по вызовам.
Р-контакт А-РОК (241 -243) в цепи катушки реле РЗ лифта А определяет возможность открывания дверей кабины А при нажатии на кнопку 1Кн, когда обе свободные кабины находятся на первом этаже. Если реле А-РОК отключено, то двери откроются у кабины А.
Р-контакт Б-РОК (241-243) в цепи катушки реле РЗ лифта Б определяет возможность открывания дверей кабины Б при нажатии на кнопку 1Кн, когда обе свободные кабины находятся на первом этаже. Если реле Б-РОК отключено, то двери откроются у кабины Б.
Р-контакт А-РОК (92 — 243) в цепи катушки реле РУН лифта А определяет возможность автоматического направления свободной кабины А на первый этаж. Если реле А-РОК отключено, то кабина А после выхода из нее пассажиров автоматически направляется на первый этаж.
Рис 12,а (верхняя часть)
Рис.12. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта для жилых зданий грузоподъемностью 320 (500) кг с номинальной скоростью движения кабины 1,0 м/с, светящимися кнопками и парным управлением:
а — цепи силовые, сигнализации и регистрации приказов; б—г — цепи управления
Рис 12,а (нижняя часть)
Рис.12. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта для жилых зданий грузоподъемностью 320 (500) кг с номинальной скоростью движения кабины 1,0 м/с, светящимися кнопками и парным управлением:
а — цепи силовые, сигнализации и регистрации приказов; б—г — цепи управления
Рис 12,б
Рис.12. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта для жилых зданий грузоподъемностью 320 (500) кг с номинальной скоростью движения кабины 1,0 м/с, светящимися кнопками и парным управлением:
а — цепи силовые, сигнализации и регистрации приказов; б—г — цепи управления
Рис 12,в
Рис.12. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта для жилых зданий грузоподъемностью 320 (500) кг с номинальной скоростью движения кабины 1,0 м/с, светящимися кнопками и парным управлением:
а — цепи силовые, сигнализации и регистрации приказов; б—г — цепи управления
Рис 12,г
Рис.12. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта для жилых зданий грузоподъемностью 320 (500) кг с номинальной скоростью движения кабины 1,0 м/с, светящимися кнопками и парным управлением:
а — цепи силовые, сигнализации и регистрации приказов; б—г — цепи управления
Соединение контактов | Номера контактов | Положение рукоятки ВР2 | ||
-45° | 0° (управление из маш. помеш.) | +45° (норм. работа) | ||
1-2 | - | - | + | |
9-10 | - | + | - | |
3-4 | - | - | + | |
5-6 | - | - | + | |
11-12 | - | + | - | |
7-8 | - | - | + | |
13-14 | - | + | - |
Примечание. + — контакт замкнут; - – контакт разомкнут.
Рис. 12. Окончание
Р-контакт Б-РОК (92 — 243) в цепи катушки реле РУН лифта Б определяет возможность автоматического направления свободной кабины лифта Б на первый этаж. Если реле Б-РОК отключено, то кабина Б после выхода из нее пассажиров автоматически направляется на первый этаж.
Р-контакт А-РОК (203-213) в цепи катушки реле Б-РОК и Р-контакт Б-РОК(203-213) в цепи катушки реле А-РОК определяют возможность включения только одного реле А-РОК или Б-РОК если кабины лифтов А и Б не двигаются вверх.
3-контакт А-РПЗ (203-209) обеспечивает включение реле РПВ1-3 у лифта Б (после кратковременного включения реле А-РПЗ), поэтому свободная кабина Б направится на выполнение вызова с этажа расположенного выше движущейся вниз кабины лифта А.
3-контакт Б-РПЗ (203-209) обеспечивает включение реле РПВ1-3 у лифта А (после кратковременного включения реле Б-РПЗ), поэтому свободная кабина А направится на выполнение вызова с этажа расположенного выше движущейся вниз кабины Б.
Р-контакт 1 РИС лифта А (211-208) в цепи катушек реле РПВ 1-3 лифта Б исключает возможность пуска свободной кабины лифта Б на вызов, если он может быть выполнен идущей вниз кабиной лифта А как попутный. У лифта Б реле РПВ 1-3 включатся после входа кабины лифта А в зону замедления первого этажа, когда замкнется контакт 1 РИС лифта А.
Р-контакт 1РИС лифта Б (211 — 208) в цепи катушек реле РПВ1-3 лифта А исключает возможность пуска свободной кабины лифта А на вызов, если он может быть выполнен идущей вниз кабиной лифта Б как попутный.
У лифта А реле РТТВ1-3 включатся после входа кабины лифта Б в зону замедления первого этажа, когда замкнется контакт 1РИС лифта Б.
Р-контакт РБЗ (206 — 207) в цепи катушек реле РПВ1-3 лифта А (Б) обеспечивает кратковременное включение реле РПВ1-3 у лифта, кабина которого, груженная на 90 %, двигаясь вниз, в данный момент проходит зоны замедления и точной остановки какого-либо этажа.
Поэтому при наличии зарегистрированных вызовов включится реле РПЗ лифта, груженная на 90 % кабина которого идет вниз. При этом свободная кабина другого лифта направится на выполнение вызова.
3-контакт РУН (230 — 251) в цепи катушки реле А (Б)-РПЗ обеспечивает невозможность включения реле А (Б)-РПЗ при движении кабины лифта А (Б) вверх и наличии зарегистрированного вызова на вышерасположенном этаже. При этом исключается ложный пуск свободной кабины другого лифта на этот вызов, так как он может быть выполнен первой кабиной после окончания ее движения вверх.
Р-контакт 2РИС—{В)РИС (251 — 252) в цепи катушки реле А (Б)-РПЗ исключают возможность ложного срабатывания реле А (Б )-РПЗ в момент, когда идущая вниз кабина лифта А (Б) проходит межэтажную зону (когда все реле РИС включены) и имеется зарегистрированный вызов на нижерасположенном этаже. При этом исключается возможность направления свободной кабины другого лифта на данный вызов, так как он должен быть выполнен движущейся вниз кабиной первого лифта, если она не загружена на 90 %.
Катушки реле А-РОН и Б-РОН подключены соответственно к цепи управления лифтов А и Б посредством приставок времени Л-ПРВ и Б-ПРВ. В качестве приставки ПРВ используется элемент «Логика И-312», который создает регулируемую выдержку времени от 3 до 30 с. Поэтому отключение реле А (Б)-РОН происходит с выдержкой времени до 30 с.
При помощи реле РОН определяется техническая исправность лифта.
При нормальной работе лифта его реле РОН должно быть включено в следующих ситуациях:
· свободная кабина с закрытыми дверями находится в точной остановке любого этажа по цепи 203 —РУВ —215 —РУН —215-1 — РКД-217-1-РКД1-217-2-РИТО-217-А (Б)-РПВ-(203-2А-203-2Б)-катушка А (Б)-РОН-(203-1А-203-1Б);
· во время движения кабины по цепи 203 —РТО —217—А (Б)-ПРВ — и т.д.
Реле РОН должно отключаться в следующих ситуациях:
· при регистрации вызова включается реле РУВ или РУН, а
реле РТО не включается из-за неисправности в цепях управления
лифтом. При этом размыкается Р-контакт РУВ (203 — 215) или РУН
(215 — 215-1), а 3-контакт РТО (203 — 217) не включается;
· более 30 с открыты (открываются или закрываются) двери кабины и (или) шахты. При этом разомкнуты 3-контакты РКД1 (217-1-217-2) и (или) РКД (215-1-217-1);
· при нахождении кабины между этажами более 30 с. При этом включено реле РИТО и разомкнут Р-контакт РИТО (217-2 — 217);
· лифт переведен в режимы работы «Управление из машинного помещения», «Ревизия» или в погрузочный режим. При этом отсутствует напряжение на проводе 203.
Выдержка времени у реле РОН позволяет точнее определить ситуацию, при которой требуется переключить другой лифт в режим «Нормальная работа» при действии одного лифта, например если пассажиры не сразу вышли из кабины или остановили ее действием кнопки «Стоп» между этажами.
Цепи катушек реле А-РОК и Б-РОК выполнены так, что оба реле могут быть включены только при движении кабин лифтов А и Б вверх (через 3-контакты РУВ в цепи 203 — 213). В других ситуациях на лифтах включено одно из них.
Такое включение реле А-РОК и Б-РОК позволяет после остановки одной из кабин осуществить выбор лифта для вида работы. Свободная кабина лифта, реле РОК которого включено, предназначена для выполнения вызова с любого этажа, кроме первого, если кабина другого лифта находится на первом этаже. В случае отсутствия вызова она может находиться на любом этаже. При этом кабина другого лифта после выхода из нее пассажиров должна автоматически направиться на первый этаж, выполняя по ходу движения попутные остановки по вызовам. В дальнейшем свободная кабина этого лифта предназначена для отправления пассажиров по приказам с первого этажа: при нажатии кнопки вызова 1 Кн у лифта откроются двери, на вызовы с других этажей он не реагирует.
В процессе работы лифтов положение реле РОК постоянно меняется. Необходимость включения реле РОК при движении кабины вверх обусловливается неизвестностью действий пассажиров, а потому и невозможностью выбора кабины для вида работ.
Цепи катушек реле А-РПЗ и Б-РПЗ построены таким образом, что реле А-РПЗ или Б-РПЗ может включиться в следующей ситуации:
• реле А-РПЗ — когда кабина А идет вниз и имеется зарегистрированный вызов на вышерасположенном этаже;
• реле Б-РПЗ — когда кабина Б идет вниз и имеется зарегистрированный вызов на вышерасположенном этаже.
Включение А (Б)-РПЗ происходит при входе кабины лифта А (Б) в зону замедления ближайшего по ходу движения этажа по следующей цепи: 81 —замкнутые 3-контакты РРВ (этажа, с которого поступил вызов) —РПВ (этажа, с которого поступил вызов) —РИС (вышерасположенных этажей, начиная с этажа, на котором зарегистрирован вызов)-РУН (230-251)-Р-контакт РИС (251-252 этажа, в зону замедления которого вошла кабина лифта) — катушка А (Б )-РПЗ.
После прохода кабиной лифта А (Б) очередного этажа реле А (Б)-РПЗ отключается с выдержкой времени порядка 0,3 с. Выдержка времени образуется за счет цепочки, состоящей из резистора А (Б) — R40 и конденсатора А (Б) — С20, подключенной к катушке реле А (Б)-РПЗ.
Электрические схемы пассажирских лифтов с одиночным и парным управлением имеют различия только в тех цепях, которые организуют их работу по вызовам. Другие части этих электрических схем, в том числе цепи, организующие работу лифта от кнопок приказа, одинаковы.