Групповая работа пассажирских лифтов

В подъездах (холлах) многоэтажных жилых и общественных зда­ний с большой высотой подъема обычно устанавливают однотип­ные лифты, которые монтируются в одной или нескольких рядом расположенных шахтах и имеют одно машинное помещение. Как правило, эти лифты оснащаются групповым управлением в том случае, если они обслуживают одни и те же этажи.

Применение группового управления позволяет сократить не­производительные (холостые) пробеги кабин и, как следствие, затраты электроэнергии при работе лифтов. Кроме того, увеличи­вается срок службы быстроизнашивающихся деталей лифтов. Не­которые системы группового управления позволяют сократить время ожидания кабины по вызову.

Существуют различные виды группового управления, которые организуют взаимодействие двух, трех, четырех и более лифтов. В основу группового управления пассажирскими лифтами заложе­ны три принципа:

· каждый лифт группы работает от кнопок приказа независимо от других;

· попутные остановки кабин по зарегистрированным вызовам выполняются так же, как и при работе одного лифта, т.е. по ходу движения кабин;

· при выборе свободной кабины для выполнения вызова лиф­ты группы работают зависимо друг от друга. Зависимость выража­ется заданной программой, составляемой с учетом поэтажного перемещения пассажиров в здании.

Программы групповой работы лифтов, предназначенных для жилых и общественных зданий, различны. В каждой программе определяют следующие основные положения:

· местонахождение свободных кабин лифтов группы на этажах при отсутствии спроса на них (когда нет зарегистрированных вы­зовов и приказов);

· выбор свободной кабины лифта для выполнения того или иного вызова.

Системы группового управления лифтами проектируют с уче­том (или без него) минимального пробега кабин при выполнении вызовов. В первом случае на вызов направляется ближайшая свободная кабина или другая, которая по ходу движения может выполнить данный вызов как попутный. При этом свободные ка­бины лифтов распределяются по этажам здания таким образом, чтобы при поступлении вызова с любого этажа время ожидания было минимальным.

Во втором случае применяют более простые системы группо­вого управления, не обеспечивающие подачи на вызов ближай­шей свободной кабины лифта группы.

Электрические схемы группового управления пассажирскими лифтами в зависимости от сложности могут выполняться с при­менением релейной аппаратуры, электронных устройств и мик­ропроцессорной техники.

В жилых многоэтажных домах применяют групповое управле­ние двумя, тремя и реже четырьмя пассажирскими лифтами. Наибольшее распространение получило групповое управление двумя пассажирскими лифтами грузоподъемностью 320 (400) и 500 (630) кг с номинальной скоростью движения кабины 1,0 м/с. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта для жилых зданий грузоподъемностью 320 (500) кг со скоростью дви­жения кабины 1 м/с, светящимися кнопками и парным управле­нием приведена на рис.12.

В парном управлении каждому лифту присваивают индекс: А — базисному и Б — зависимому. Базисным считается лифт, в шахте которого монтируют вызывные аппараты (кнопки вызова), об­щие для обоих лифтов. Ящик управления вызовами (вызывной блок) поставляют с базисным лифтом. При установке в шахте лифтов грузоподъемностью 320 (400) и 500 (630) кг за базисный принимают первый (Схема на рис.12 выполнена для лифта с индексом А. Индексация лифтов производится в соответствии с чертежами общих видов. Для лифта Б переключа­телю В7 присваивается индекс Б-В7. Схема соответствует случаю, когда двери шахты и кабины закрыты и заперты).

Для вызова кабин лифтов, подключенных к схеме парного управления, на каждом этаже устанавливают один вызывной ап­парат (такой же, как и для одиночной работы лифта).

При организации парного управления лифтами рядом с НКУ лифтов А и Б устанавливают блок вызовов (типа ЯОК9523), в котором размещены:

· реле регистрации вызовов 1РРВ —(В)РРВ, где (В) — номер верхнего этажа;

· реле парного управления А-РОН и Б-РОН, А-РОК и Б-РОК, А-РПЗ и Б-РПЗ;

· электронные приставки времени А-РПВ и Б-РПВ;

· предохранитель Пр5;

· сигнальная лампа ЛСН4;

· резисторы 1ЯЗ — (B)R3, R1, R32, A-Rn и Б-Rп, A-R40 и Б-R40;

· диоды А-Дп и Б-Дп;

· конденсаторы С13, А-С20 и Б-С20.

Помимо этого в схеме парного управления задействованы не используемые при одиночной работе лифта контакты реле РИС, РУВ, РУН, РТО, РИТО, РКД и РКД1 лифтов А и Б, а также переключатель ВР1.

Электрическая схема парного управления обеспечивает работу каждого лифта в следующих режимах: «Нормальная работа в пар­ном управлении»; «Управление из машинного помещения»; «Реви­зия», при котором лифтом управляют с крыши кабины; «Пожар­ная опасность». Лифт Б может работать в погрузочном режиме.

При переключении одного из лифтов, составляющих пару, в режим «Управление из машинного помещения» или «Ревизия», а лифта Б еще и в погрузочный режим, другой автоматически переключается в одиночный режим «Нормальная работа».

Перевод лифта Б в погрузочный режим осуществляют пере­ключателем ВР1. Для дистанционного отключения лифтов пре­дусмотрены выключатели А-В7 и Б-В7. Переключатель ВР1 и вы­ключатели А-В7 и Б-В7 устанавливают на основном посадочном этаже (первом) рядом с порталом двери шахты лифта в запирае­мом на замок шкафу. Кроме того, переключатель ВР1 можно установить в машинном помещении лифта.

При начертании электрической схемы парного управления (см. рис.12) принято следующее:

· узлы схемы, не имеющие различия для лифтов А и Б, приве­дены один раз. К ним относятся цепи силовые, сигнализации, частично — управления, узлы датчиков селекции и точной оста­новки;

· узлы схемы, имеющие различия, приводятся отдельно для лифтов А и Б. К ним относятся узлы выбора направления и замед­ления лифтов А и Б. Узел регистрации вызовов у лифтов А и Б общий (один).

Обозначения, наименования и назначение реле электричес­кой схемы парного управления приведены в табл.7.

Таблица 7

Обозначение Наименование Назначение
А-РОН Реле отключения напряжения лифта А Служит для автоматического переключения лифта Б, работающего в нормальном режиме парного управления, в нормальный режим одиночной рабо­ты при снятии напряжения или неис­правности цепи управления лифта А
Б-РОН Реле отключения напряжения лифта Б Служит для автоматического переключения лифта А, работающего в нормальном режиме парного управления, в нормальный режим одиночной рабо­ты при снятии напряжения или неис­правности цепи управления лифта Б
  А-РОК   Реле определения кабины лифта А   Служит для определения возможности: а) направления свободной кабины лифта А на вызов или автоматически на первый этаж; б) открывания дверей кабины лифта А при нахождении двух свободных кабин с закрытыми дверями на первом этаже и нажатии кнопки вызова (1 Кн) первого этажа
     
Б-РОК Реле определения кабины лифта Б Служит для определения возможности: а) направления свободной кабины лифта Б на вызов или автоматически на первый этаж; б) открывания дверей кабины лифта Б при нахождении двух свободных кабин с закрытыми дверями на первом этаже и нажатии кнопки вызова (1 Кн) первого этажа
  А-РПЗ   Реле пуска зональное лифта А   Служит для направления свободной кабины лифта Б на вызов, поступивший с этажа, расположенного выше идущей вниз кабины лифта А
  Б-РПЗ   Реле пуска зональное лифта Б   Служит для направления свободной кабины лифта А на вызов, поступивший с этажа, расположенного выше идущей вниз кабины лифта Б
     

Рассмотрим назначение электрических контактов и отдельных цепей, с помощью которых осуществляется парное управление лифтами.

3-контакт А-РОН (81 лифта А—249) и Р-контакт А-РОН (81 лифта Б —249) обеспечивают подачу напряжения (+110 В) в узел регистрации вызовов при включенном реле А-РОН — от НКУ лифта А, при отключенном — от НКУ лифта Б. Таким образом, работоспособность узла регистрации вызовов сохраняется в слу­чае неисправности или отключения одного из лифтов.

Р-контакт А-РОН (203 — 209) шунтирует контакты Б-РОК и 1РИС лифта А в цепи (203 — 209) катушек реле РПВ1-3 лифта Б, поэтому при отключенном реле А-РОН лифт Б работает по вызо­вам независимо от лифта А. Реле РПВ1-3 действуют так же, как и при работе одиночного лифта.

Р-контакт Б-РОН (203 — 209) шунтирует контакты А-РОК и 1РИС лифта Б в цепи (203 — 209) катушек реле РПВ1-3 лифта А, поэтому при отключенном реле Б-РОН лифт А работает по вызо­вам независимо от лифта Б. Реле РПВ1-3 действуют так же, как и при работе одного лифта.

Р-контакт А-РОН(241 — 243) шунтирует контакт Б-РОК (241 — 243) в цепи катушек реле РЗ и РУН лифта Б, поэтому при отклю­ченном реле А-РОН вызов кабины Б на первый этаж или откры­вание ее дверей при нажатии кнопки 1 Кн происходит так же, как и при работе одного лифта Б.

Р-контакт Б-РОН(24\ —243) шунтирует контакт А-РОК (241 — 243) в цепи катушек реле РЗ и РУН лифта А, поэтому при отклю­ченном реле Б-РОН вызов кабины А на первый этаж или откры­вание ее дверей при нажатии кнопки 1Кн происходит так же, как и при работе одного лифта А.

3-контакт А-РОК{20Ъ — 2\ 1) определяет возможность направ­ления свободной кабины лифта А на вызов. Если реле А-РОК включено а кабина лифта Б находится на первом этаже (Р-контакт 1РИС лифта Б замкнут в цепи 211-208), то у лифта А включены реле РПВ1-3 и он может работать по вызовам.

3-контакт Б-РОК (203 — 211) определяет возможность направ­ления свободной кабины лифта Б на вызов. Если реле Б-РОК вклю­чено а кабина лифта А находится на первом этаже (Р-контакт 1РИС лифта А замкнут в цепи 211-208), то у лифта Б включены реле РПВ1-3 и он может работать по вызовам.

Р-контакт А-РОК (241 -243) в цепи катушки реле РЗ лифта А определяет возможность открывания дверей кабины А при нажа­тии на кнопку 1Кн, когда обе свободные кабины находятся на первом этаже. Если реле А-РОК отключено, то двери откроются у кабины А.

Р-контакт Б-РОК (241-243) в цепи катушки реле РЗ лифта Б определяет возможность открывания дверей кабины Б при нажа­тии на кнопку 1Кн, когда обе свободные кабины находятся на первом этаже. Если реле Б-РОК отключено, то двери откроются у кабины Б.

Р-контакт А-РОК (92 — 243) в цепи катушки реле РУН лифта А определяет возможность автоматического направления свободной кабины А на первый этаж. Если реле А-РОК отключено, то каби­на А после выхода из нее пассажиров автоматически направляет­ся на первый этаж.

групповая работа пассажирских лифтов - student2.ru

Рис 12,а (верхняя часть)

Рис.12. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта для жилых зданий грузоподъемностью 320 (500) кг с номинальной скоростью движения кабины 1,0 м/с, светящимися кнопками и парным управлением:

а — цепи силовые, сигнализации и регистрации приказов; б—г — цепи управления

групповая работа пассажирских лифтов - student2.ru

Рис 12,а (нижняя часть)

Рис.12. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта для жилых зданий грузоподъемностью 320 (500) кг с номинальной скоростью движения кабины 1,0 м/с, светящимися кнопками и парным управлением:

а — цепи силовые, сигнализации и регистрации приказов; б—г — цепи управления

групповая работа пассажирских лифтов - student2.ru

Рис 12,б

Рис.12. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта для жилых зданий грузоподъемностью 320 (500) кг с номинальной скоростью движения кабины 1,0 м/с, светящимися кнопками и парным управлением:

а — цепи силовые, сигнализации и регистрации приказов; б—г — цепи управления

групповая работа пассажирских лифтов - student2.ru

Рис 12,в

Рис.12. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта для жилых зданий грузоподъемностью 320 (500) кг с номинальной скоростью движения кабины 1,0 м/с, светящимися кнопками и парным управлением:

а — цепи силовые, сигнализации и регистрации приказов; б—г — цепи управления

групповая работа пассажирских лифтов - student2.ru

Рис 12,г

Рис.12. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта для жилых зданий грузоподъемностью 320 (500) кг с номинальной скоростью движения кабины 1,0 м/с, светящимися кнопками и парным управлением:

а — цепи силовые, сигнализации и регистрации приказов; б—г — цепи управления

Соединение контактов Номера контактов Положение рукоятки ВР2
-45° 0° (управле­ние из маш. помеш.) +45° (норм. работа)
1-2 - - +
9-10 - + -
3-4 - - +
5-6 - - +
11-12 - + -
7-8 - - +
13-14 - + -

Примечание. + — контакт замкнут; - – контакт разомкнут.

групповая работа пассажирских лифтов - student2.ru

Рис. 12. Окончание

Р-контакт Б-РОК (92 — 243) в цепи катушки реле РУН лифта Б определяет возможность автоматического направления свободной кабины лифта Б на первый этаж. Если реле Б-РОК отключено, то кабина Б после выхода из нее пассажиров автоматически направ­ляется на первый этаж.

Р-контакт А-РОК (203-213) в цепи катушки реле Б-РОК и Р-контакт Б-РОК(203-213) в цепи катушки реле А-РОК опре­деляют возможность включения только одного реле А-РОК или Б-РОК если кабины лифтов А и Б не двигаются вверх.

3-контакт А-РПЗ (203-209) обеспечивает включение реле РПВ1-3 у лифта Б (после кратковременного включения реле А-РПЗ), поэтому свободная кабина Б направится на выполнение вызова с этажа расположенного выше движущейся вниз кабины лифта А.

3-контакт Б-РПЗ (203-209) обеспечивает включение реле РПВ1-3 у лифта А (после кратковременного включения реле Б-РПЗ), поэтому свободная кабина А направится на выполнение вызова с этажа расположенного выше движущейся вниз кабины Б.

Р-контакт 1 РИС лифта А (211-208) в цепи катушек реле РПВ 1-3 лифта Б исключает возможность пуска свободной кабины лифта Б на вызов, если он может быть выполнен идущей вниз кабиной лифта А как попутный. У лифта Б реле РПВ 1-3 включат­ся после входа кабины лифта А в зону замедления первого этажа, когда замкнется контакт 1 РИС лифта А.

Р-контакт 1РИС лифта Б (211 — 208) в цепи катушек реле РПВ1-3 лифта А исключает возможность пуска свободной кабины лифта А на вызов, если он может быть выполнен идущей вниз кабиной лифта Б как попутный.

У лифта А реле РТТВ1-3 включатся после входа кабины лифта Б в зону замедления первого этажа, когда замкнется контакт 1РИС лифта Б.

Р-контакт РБЗ (206 — 207) в цепи катушек реле РПВ1-3 лифта А (Б) обеспечивает кратковременное включение реле РПВ1-3 у лифта, кабина которого, груженная на 90 %, двигаясь вниз, в дан­ный момент проходит зоны замедления и точной остановки како­го-либо этажа.

Поэтому при наличии зарегистрированных вызовов включится реле РПЗ лифта, груженная на 90 % кабина которого идет вниз. При этом свободная кабина другого лифта направится на выпол­нение вызова.

3-контакт РУН (230 — 251) в цепи катушки реле А (Б)-РПЗ обеспечивает невозможность включения реле А (Б)-РПЗ при дви­жении кабины лифта А (Б) вверх и наличии зарегистрированно­го вызова на вышерасположенном этаже. При этом исключается ложный пуск свободной кабины другого лифта на этот вызов, так как он может быть выполнен первой кабиной после окончания ее движения вверх.

Р-контакт 2РИС—{В)РИС (251 — 252) в цепи катушки реле А (Б)-РПЗ исключают возможность ложного срабатывания реле А (Б )-РПЗ в момент, когда идущая вниз кабина лифта А (Б) прохо­дит межэтажную зону (когда все реле РИС включены) и имеется зарегистрированный вызов на нижерасположенном этаже. При этом исключается возможность направления свободной кабины друго­го лифта на данный вызов, так как он должен быть выполнен движущейся вниз кабиной первого лифта, если она не загружена на 90 %.

Катушки реле А-РОН и Б-РОН подключены соответственно к цепи управления лифтов А и Б посредством приставок времени Л-ПРВ и Б-ПРВ. В качестве приставки ПРВ используется элемент «Логика И-312», который создает регулируемую выдержку времени от 3 до 30 с. Поэтому отключение реле А (Б)-РОН происходит с выдерж­кой времени до 30 с.

При помощи реле РОН определяется техническая исправность лифта.

При нормальной работе лифта его реле РОН должно быть вклю­чено в следующих ситуациях:

· свободная кабина с закрытыми дверями находится в точной остановке любого этажа по цепи 203 —РУВ —215 —РУН —215-1 — РКД-217-1-РКД1-217-2-РИТО-217-А (Б)-РПВ-(203-2А-203-2Б)-катушка А (Б)-РОН-(203-1А-203-1Б);

· во время движения кабины по цепи 203 —РТО —217—А (Б)-ПРВ — и т.д.

Реле РОН должно отключаться в следующих ситуациях:

· при регистрации вызова включается реле РУВ или РУН, а
реле РТО не включается из-за неисправности в цепях управления
лифтом. При этом размыкается Р-контакт РУВ (203 — 215) или РУН
(215 — 215-1), а 3-контакт РТО (203 — 217) не включается;

· более 30 с открыты (открываются или закрываются) двери кабины и (или) шахты. При этом разомкнуты 3-контакты РКД1 (217-1-217-2) и (или) РКД (215-1-217-1);

· при нахождении кабины между этажами более 30 с. При этом включено реле РИТО и разомкнут Р-контакт РИТО (217-2 — 217);

· лифт переведен в режимы работы «Управление из машинного помещения», «Ревизия» или в погрузочный режим. При этом от­сутствует напряжение на проводе 203.

Выдержка времени у реле РОН позволяет точнее определить ситуацию, при которой требуется переключить другой лифт в ре­жим «Нормальная работа» при действии одного лифта, например если пассажиры не сразу вышли из кабины или остановили ее действием кнопки «Стоп» между этажами.

Цепи катушек реле А-РОК и Б-РОК выполнены так, что оба реле могут быть включены только при движении кабин лифтов А и Б вверх (через 3-контакты РУВ в цепи 203 — 213). В других ситуа­циях на лифтах включено одно из них.

Такое включение реле А-РОК и Б-РОК позволяет после оста­новки одной из кабин осуществить выбор лифта для вида работы. Свободная кабина лифта, реле РОК которого включено, пред­назначена для выполнения вызова с любого этажа, кроме перво­го, если кабина другого лифта находится на первом этаже. В слу­чае отсутствия вызова она может находиться на любом этаже. При этом кабина другого лифта после выхода из нее пассажиров долж­на автоматически направиться на первый этаж, выполняя по ходу движения попутные остановки по вызовам. В дальнейшем свобод­ная кабина этого лифта предназначена для отправления пассажи­ров по приказам с первого этажа: при нажатии кнопки вызова 1 Кн у лифта откроются двери, на вызовы с других этажей он не реагирует.

В процессе работы лифтов положение реле РОК постоянно меняется. Необходимость включения реле РОК при движении кабины вверх обусловливается неизвестностью действий пассажи­ров, а потому и невозможностью выбора кабины для вида работ.

Цепи катушек реле А-РПЗ и Б-РПЗ построены таким образом, что реле А-РПЗ или Б-РПЗ может включиться в следующей ситу­ации:

• реле А-РПЗ — когда кабина А идет вниз и имеется зарегист­рированный вызов на вышерасположенном этаже;

• реле Б-РПЗ — когда кабина Б идет вниз и имеется зарегист­рированный вызов на вышерасположенном этаже.

Включение А (Б)-РПЗ происходит при входе кабины лифта А (Б) в зону замедления ближайшего по ходу движения этажа по следу­ющей цепи: 81 —замкнутые 3-контакты РРВ (этажа, с которого поступил вызов) —РПВ (этажа, с которого поступил вызов) —РИС (вышерасположенных этажей, начиная с этажа, на котором заре­гистрирован вызов)-РУН (230-251)-Р-контакт РИС (251-252 этажа, в зону замедления которого вошла кабина лифта) — катуш­ка А (Б )-РПЗ.

После прохода кабиной лифта А (Б) очередного этажа реле А (Б)-РПЗ отключается с выдержкой времени порядка 0,3 с. Вы­держка времени образуется за счет цепочки, состоящей из резис­тора А (Б) — R40 и конденсатора А (Б) — С20, подключенной к катушке реле А (Б)-РПЗ.

Электрические схемы пассажирских лифтов с одиночным и парным управлением имеют различия только в тех цепях, кото­рые организуют их работу по вызовам. Другие части этих электри­ческих схем, в том числе цепи, организующие работу лифта от кнопок приказа, одинаковы.

Наши рекомендации