Принцип действия электрической схемы лифтов
Схема (см. рис.9) выполнена для лифтов на три остановки с внутренним и наружным управлением для случая проходной кабины и наибольшего числа дверей шахты. Кабина находится на первой остановке. Все двери шахты и кабины закрыты. Двери шахты заперты автоматическими замками, кроме дверей первой остановки. Электрические контакты выключателей ДК, КНР и IДЗ находятся в таком положении, при котором на них действует механическое усилие.
При наружном управлении кнопку вызова основной загрузочной площадки и кнопку Кн «Стоп» (17—18) из схемы исключают, а между контактами выключателей ВЛ и ДК-1 ставят перемычку.
Для лифтов с внутренним управлением ставят перемычку в цепи основного освещения кабины между клеммами Л113 и Л114, кнопку Кн «Стоп» (14—16) из схемы исключают, ставят перемычку между контактами выключателей ВНУ и ВЛ и из цепи с лампами исключают ЛП и ЛЗ.
Лифт подготавливают к работе включением рубильника ВУ, автоматического выключателя ВА1 и выключателя ВР1. Рукоятку переключателя режимов работ ВР2 устанавливают в положение, соответствующее выбранному режиму. После этого подается сетевое напряжение 380 В:
· трехфазное — по проводам ЛП, Л12 и Л13 на главные контакты KB, КН, КБ и КМ, а также через предохранители Пр1 по проводам Л21, Л22 и Л23 на понижающий трансформатор Tp1;
· двухфазное — по проводам Л1 и Л2 на предохранители Пр2 и далее по проводам Л101 и Л102 на понижающий трансформатор ТрЗ;
· однофазное — по проводу Л11 на предохранитель Пр5 и далее по проводу Л112 в цепь ламп рабочего освещения.
С обмотки низшего напряжения трансформатора Tp1 подается трехфазное переменное напряжение 85 В по проводам Л31, Л32 и ЛЗЗ на выпрямительную мостовую схему, выполненную на диодах Д. С выхода этой схемы снимается выпрямленное напряжение 110 В, которое через предохранитель ПрЗ подается в цепи управления лифтом по проводам 01 (+110 В) и 02 («Нуль»). Вывод 02 выпрямителя соединен с зануляющим проводом сети, поэтому его потенциал равен нулю.
С обмотки низшего напряжения трансформатора ТрЗ подается переменное однофазное напряжение по проводу Л111 на предохранитель Пр4 и далее в цепи световой и звуковой сигнализации. Второй вывод этой обмотки присоединен к зануляющему проводу сети. Таким образом, в цепи сигнальных ламп ЛС подано переменное напряжение 24 В по проводам 70 и 02. По этим же проводам подается напряжение на двухфазную мостовую выпрямительную схему ВПЗ. С выхода выпрямителя ВПЗ снимается постоянное напряжение около 22 В, которое по проводам 75 и 76 подается в цепь катушек реле РСВ.
Режим «Нормальная работа».Для перевода лифта в этот режим рукоятку переключателя ВР2 устанавливают в положение «Нормальная работа». При этом электрические контакты ВР2-2 (34 — 37) и ВР2-5 (28-29) замкнуты, а ВР2-1 (34-35), ВР2-3 (28-60), ВР2-4 (28-63), ВР2-6 (27-28), ВР2-7 (70-73) и ВР2-8 (28-60) разомкнуты. Рукоятка выключателя ВР1 установлена в положении «Включено», при котором контакты ВР1-1 (01 — 1), ВР1-2 (03-70) и ВР1-3 (Л112-Л113) замкнуты.
В исходном положении электрической схемы при закрытых дверях кабины и шахты, замкнутых контактах устройств безопасности, запертых дверях шахты всех остановок, кроме той, где находится кабина, включены реле РВ5 и РКД.
Цепь питания реле РВ5: 1—КБ —катушка РВ5. Цепь питания реле РКД: 1 -ДШ всех остановок- 10 —В2— 13-ВНУ- 14- 16-ВЛ-17-Кн «Стоп»-18-КНР-12-катушка РКД.
Рассмотрим действие электрической схемы при нажатии кнопок вызова и приказа. Допустим, что кабина находится на первой остановке и все двери шахты и кабины закрыты. Будем считать, что лифтом управляют из купе кабины с помощью кнопок КнП и Кн «Стоп». В этом случае вместо кнопки Кн «Стоп» (14—16) устанавливают перемычку.
Для подачи сигнала вызова кабины, например, на третью остановку необходимо нажать на кнопку вызова ЗКн-1 или ЗКн-2. При нажатии кнопки ЗКн-1 включаются звонок ЗвВ и реле ЗРСВ.
Цепь питания звонка: 70 —ЗвВ —71 — ЗКн-1 —02.
Цепь питания реле ЗРСВ: 75 —ЗКн-1 — 78-3—катушка РСВ —76. Вызов регистрируется, и включается сигнальная лампа ЗЛС, указывающая номер остановки, на которую требуется направить кабину. (Реле РСВ, кнопки приказа КнП и Кн «Стоп», лампы ЛС, выпрямитель ВПЗ и резисторы R входят в состав поста управления лифтом.)
Цепь питания лампы ЗЛС: 70 — ЗЛС — 3R— ЗРСВ — 02. Теперь кнопку Кн-1 можно отпустить, так как реле ЗРСВ получает питание по цепи 75 — ЗКнП — ЗРСВ — 78-3—катушка ЗРСВ — 76. После отпускания кнопки 1Кн-1 звонок ЗвВ отключается.
Для пуска кабины на заданную остановку проводник нажимает на кнопку приказа ЗКнП. При этом действие электрической схемы таково:
Цепь питания реле ЗРЭ: 1—ДШ всех дверей шахты—10 —В2 — 13-ВНУ-14- 16-ВЛ- 17-Кн «Стоп»-18-ДК-1-20-ДК-2-22-СПК-24-ВК-26-М-Кн«Стоп»-27-РКД-28-ВР2-5-29-РВ1-30-КМ-31-РВ5-32-РВ1 - 34 - ВР2-2-37-ЗКнП —36-3—катушка ЗРЭ. Приказ регистрируется. Теперь кнопку ЗКнП можно отпустить, так как реле ЗРЭ получает питание по цепи 1 — ... —32 —ЗРЭ —36-3—катушка ЗРЭ.
Цепь питания контактора КБ: 1 —...—32—ЗРЭ—33 — катушка КБ.
Цепь питания электромагнитных отводок ЭмО-1 и ЭмО-2: 1 — ... — 28 —КБ —60 —обмотки ЭмО-1 и ЭмО-2. При этом лыжи отводок перемещаются в сторону электромагнитов, освобождая ролики автоматических замков дверей шахты первой остановки, замыкаются контакты 1ДЗ-1 и 1ДЗ-2 и включается реле РКЗ.
Цепь питания реле РКЗ: 1—ДШ всех дверей шахты—10 — 1ДЗ-1 - 1ДЗ-2-2ДЗ-1 -2ДЗ-2-ЗДЗ-1 -ЗДЗ-2- 11 -катушка РКЗ. Дальнейшее действие электрической схемы таково:
Цепь питания контактора KB: 1— ... — 32 —РКЗ —43 —ЗРЭ — 44-3- ЗЭП-2- 45-3-46 - КН -47 - катушка КВ.
Цепь питания реле РД: 1 —... — 28 — KB — 62 — катушка РД.
Цепь питания реле РВ1: 1 —... —28 —РД—63 —ЗРЭ —64—катушка РВ1.
Кабина начинает движение вверх на большой скорости. При неисправности отдельных цепей электрической схемы могут не включиться электрическая магнитная отводка ЭмО-1 или ЭмО-2, реле РКЗ, контактор KB или КН. В этом случае после отработки реле РВ5 выдержки времени (3 с) разомкнётся Р-контакт РВ5 (31 — 32) и электрическая схема вернется в исходное состояние (отключатся реле ЗРЭ и контактор КБ). После включения контактора KB образуются поддерживающие цепи включенных аппаратов.
Поддерживающая цепь питания контактора KB: 1 —... —29-РКЗ - 53 - КБ - 56 - KB - 46 - КН - 47 - катушка КВ.
Поддерживающая цепь питания реле ЗРЭ: 1 —... — 29 —... — 46 — 45-3-ЗЭП-2-44-3-ЗРЭ-43-РКЗ-32-ЗРЭ-36-3-катушка ЗРЭ.
Поддерживающая цепь питания контактора КБ: 1 —... — 29 — ... —46 —...-32 —ЗРЭ —33-катушка КБ.
После прохода кабиной на большой скорости второй остановки рычаг переключателя 2ЭП переводится из правого положения в левое.
При входе кабины в зону замедления третьей остановки комбинированная отводка переводит рычаг переключателя ЗЭП в нулевое положение, при котором размыкается контакт ЗЭП-2 (45-3 — 44-3). Далее электрическая схема действует в такой последовательности:
Цепь питания контактора КМ: 1 —... — 28 — РД—63 — КБ — 67 — катушка КМ.
При этом отключается обмотка большой скорости электродвигателя М1 и подключается обмотка малой скорости. Кабина продолжает движение на малой скорости.
В момент переключения скоростей (контактор КБ отключился, а КМ еще не включился) контактор KB получает питание по цепи 1-...-29-РКЗ-53-РВ1-54-РТО-55-РТО-56-КВ —46 —КН —47 —катушка КВ. Реле РТО включено при отсутствии кабины в зоне точной остановки какой-либо остановочной площадки.
Цепь питания реле РТО: 1 —... — 2 8—ДчТО—68 — катушка РТО. После включения контактора КМ цепь катушки KB проходит че-
рез 3-контакт КМ (53 — 54), поэтому отключение реле РВ1 не приводит к размыканию данной цепи.
При подходе кабины к зоне точной остановки третьей загрузочной площадки на датчик ДчТО воздействует шунт, вследствие чего контакт ДчТО (28 — 63) размыкается.
Дальнейшее действие электрической схемы таково:
Кабина останавливается, лыжи электромагнитных отводок выдвигаются, и двери шахты третьей остановки отпираются. Схема возвращается в исходное положение.
Режим «Управление из машинного помещения».Для перевода лифта в этот режим рукоятку переключателя ВР2 устанавливают в положение «Управление из машинного помещения». При этом контакты ВР2-1, ВР2-3, ВР2-5 и ВР2-7 замкнуты, а ВР2-2, ВР2-4, ВР2-6 и ВР2-8 разомкнуты. Лифтом управляют с помощью кнопок М-Кн «Вверх», М-Кн «Вниз» и М-Кн «Стоп», установленными в НКУ. Управление из других мест отключено. В исходном положении электрической схемы (при закрытых и запертых дверях шахты и кабины, замкнутых контактах выключателей устройств безопасности) включены реле РВ5, РКД и РКЗ, а также электромагнитные отводки ЭмО-1 и ЭмО-2.
Рассмотрим действие электрической схемы при нажатии на кнопки управления.
Допустим, что кабина находится на второй остановке и электромеханик нажимает на кнопку М-Кн «Вниз». В этом случае действие электрической схемы таково:
Цепь питания реле 1РЭ: 1 – ДШ всех дверей шахты – В2 - ВНУ-ВЛ-Кн «Стоп»-ДК-1-ДК-2-СПК-ВК-М-Кн «Стоп»-РКД-28-ВР2-5-29-РВ1-30-КМ-31-РВ5-32-РВ1-34-ВР2-1-35-М-Кн«Вниз»—36-1— катушка 1РЭ. Кнопку М-Кн «Вниз» можно отпустить, так как цепь катушки 1РЭ будет проходить через 3-контакт 1РЭ (32 — 36-1).
Цепь питания контактора КБ: 1 —... — 32 — 1РЭ—33—катушка КБ.
Цепь питания контактора КН: 1 —... — 32 — РКЗ — 43— 1РЭ — 44-1 — 1ЭП-1—50 — KB — 52 — катушка КН. Цепи питания катушек реле РД и РВ2 приведены ранее. Кабина начинает движение вниз на большой скорости.
Рассмотрим поддерживающие цепи катушек включенных аппаратов при движении кабины на большой скорости.
Поддерживающая цепь питания контактора КН: 1 —... —29-РКЗ - 53 - КБ - 56 - КН - 50 - KB - 52 - катушка КН.
Поддерживающая цепь питания контактора КБ: 1 — ... — 50 — 1ЭП-1-44-1-1РЭ-43-РКЗ-32-1РЭ-33-катушкаКБ.
Поддерживающая цепь питания реле 1РЭ: 1 —... — 32— 1РЭ — 36-1 — катушка 1РЭ.
Переход кабины на малую скорость и ее точная остановка на первой загрузочной площадке выполняются так же, как при работе лифта от кнопок приказа. По окончании поездки двери шахты первой остановки остаются запертыми автоматическими замками.
При длительном удержании кнопки М-Кн «Вверх» или М-Кн «Вниз» кабина на большой скорости пройдет зону точной остановки верхней или нижней загрузочной площадки и будет остановлена действием конечного выключателя ВК.
Режим «Ревизия».Для перевода лифта в этот режим выполняют две операции:
• рукоятку переключателя ВР2 устанавливают в положение «Ревизия», при котором контакты ВР2-4, ВР2-6 и ВР2-8 замкнуты, а ВР2-1, ВР2-2, ВР2-3, ВР2-5 и ВР2-7 разомкнуты;
• из двухкнопочного поста управления лифтом с крыши кабины вынимают ключ, при этом размыкается контакт КНР (12—18) и отключается реле РКД.
После приведенных операций лифтом можно управлять лишь с крыши кабины с помощью кнопок К-Кн «Вверх» и К-Кн «Вниз». Управление из других мест при этом режиме отключено, а движение кабины возможно только на малой скорости.
В исходном положении электрической схемы (при закрытых и запертых дверях шахты и кабины, замкнутых контактах выключателей безопасности) включены контактор КМ, реле РВ5 и РКЗ, электромагнитные отводки ЭмО-1 и ЭмО-2.
Цепь питания контактора КМ: 1—ДШ всех дверей шахты — 10-В2-ВНУ-ВЛ-Кн «Стоп»-ДК-1-ДК-2-СПК-ВК-М-Кн«Стоп» — ВР2-6-28-ВР2-4-63 — КБ-67 — катушка КМ.
Цепь питания ЭмО-1 и ЭмО-2: 1-... -28 —ВР2-8 —60-обмотка электромагнита ЭмО-1 и ЭмО-2.
Рассмотрим действие электрической схемы при нажатии на кнопку управления. Предположим, что кабина находится между остановками и электромеханик нажимает на кнопку К-Кн «Вверх». При этом электрическая схема действует в такой последовательности:
Цепь питания контактора KB: 1—ДШ всех дверей шахты — 10-В2-ВНУ-ВЛ-Кн «Стоп»-ДК-1-ДК-2-СПК-М-Кн «Стоп»-ВР2-6-КМ-57-РКЗ-58-РКД-59-К-Кн «Вверх»-44-3 — ЗЭП-2 — 45-3—46—КН — 47 — катушка КВ. Кабина начинает движение вверх на малой скорости. Отпускание кнопки К-Кн «Вверх» приводит к остановке кабины. При длительном удержании кнопки управления кабина автоматически остановится в зоне замедления верхней или нижней остановки в результате действия этажного переключателя ЗЭП-2 или 1ЭП-1.
Освещение кабины.Кабина лифта оборудована рабочим и вспомогательным электрическим освещением. Рабочее (лампы Л01 — Л04) и вспомогательное освещение (лампы ЛА1—ЛА4) включают выключателем ВР1 перед началом работы лифта.