Правила чтения принципиальных электрических схем лифтов

Принципиальные электрические схемы лифтов включают в себя цепи, состоящие из контактов различных аппаратов (реле, контакторы, кнопки, выключатели, переключатели и др.). Каж­дый контакт в зависимости от ситуации на лифте может нахо­диться в одном из устойчивых положений — замкнутом или ра­зомкнутом. При начертании электрической схемы выбирают та­кое положение контактов, которое соответствует приведенной ситуации на лифте. Кроме того, контакты реле, контакторов и других электромагнитных аппаратов изображают на электричес­кой схеме в положении, когда катушки (обмотки) этих аппара­тов обесточены.

В принципиальной электрической схеме лифта рядом с графи­ческими условными обозначениями приводится текстовая инфор­мация, в которой содержатся описание ситуации на лифте, для которой изображена электрическая схема; различные таблицы с числовыми и буквенными данными, при помощи которых опре­деляют номера проводов цепей схемы в зависимости от количе­ства остановок лифта, напряжения сети и других факторов; диаг­раммы работы выключателей, переключателей и других аппаратов.

Как правило, электрическую схему лифта вычерчивают для следующих случаев:

• кабина находится на первом этаже с закрытыми и запертыми дверями шахты и кабины (для лифтов с автоматическим приво­дом дверей);

• кабина находится на первой остановке (первом этаже), ее двери открыты, а двери шахты закрыты и заперты, кроме двери первого этажа, которая не заперта (для лифтов с ручным откры­ванием дверей);

• лифт включен в режим «Нормальная работа»;

• устройства безопасности (кнопки «Стоп», ловители и др.) находятся в рабочем положении (не сработали), а контакты их вы­ключателей (М-Кн «Стоп», Кн «Стоп», ВЛ и др.) — в замкнутом.

При работе лифта (действии электрической схемы) положе­ние отдельных контактов может меняться на противоположное и отличаться от показанного на схеме; это необходимо учитывать при ее чтении.

Реле, контактор и другие электромагнитные аппараты изобра­жают на электрической схеме в виде катушки (обмотки) и набора 3- и Р- контактов. При этом катушка и контакты электромагнитного аппарата должны иметь одинаковые буквенные обозначения, ко­торые проставляют рядом (слева или сверху) с каждым его эле­ментом.

У контакторов или магнитных пускателей имеются катушка, два или три главных 3-контакта с дугогашением и три-четыре блок-контакта в комбинации: 2 замыкающих и 2 размыкающих, 1 замыкающий и 2 размыкающих и др. Главные электрические контакты предназначены для коммутации силовых цепей, а блок-контакты участвуют в работе цепей управления и сигнализации лифта. В лифтах применяют электромагнитные и герконовые реле с одной катушкой и различными комбинациями контактных групп, которые могут содержать следующие виды контактов: 8 замыкаю­щих, 6 замыкающих и 2 размыкающих, 4 замыкающих и 4 размы­кающих, 2 замыкающих и 2 размыкающих, 6 замыкающих, 4 за­мыкающих, 2 переключающих, 3 переключающих и др. Контакты реле вводят в цепи управления и сигнализации.

В случае отсутствия напряжения на катушке реле или контак­тора (что соответствует отключенному состоянию этих аппара­тов) их 3-контакты разомкнуты, а Р-контакты замкнуты. При подаче напряжения на катушку реле или контактора происходит срабатывание (включение) данных аппаратов, причем вначале размыкаются их Р-контакты, а несколько позднее замыкаются 3-контакты. После снятия напряжения с катушки реле или кон­тактора происходит отключение аппарата, и его якорь возвращается в исходное положение. При этом вначале размыкаются 3-кон­такты, а через некоторое время замыкаются Р-контакты. Продол­жительность переключения электрических контактов реле и кон­такторов при подаче и снятии напряжения с их катушек измеря­ется сотыми или десятыми долями секунды и зависит от конст­рукции и мощности аппарата.

У реле времени процесс переключения контактов происходит с временной задержкой, определяемой заданной выдержкой вре­мени. Реле времени могут иметь выдержку времени при их вклю­чении и (или) отключении. В лифтах применяют электромагнит­ные, электронные и емкостные реле времени с выдержкой вре­мени при их отключении. При подаче напряжения на катушку реле времени процесс переключения размыкающих и замыкаю­щих контактов аналогичен рассмотренному выше. После снятия напряжения с катушки реле времени его якорь остается во вклю­ченном состоянии в течение заданной выдержки времени. При этом 3-контакты размыкаются, а Р-контакты замыкаются с выдержкой времени. У электромагнитных реле времени в зависимо­сти от их типа выдержка времени устанавливается в пределах от 1 до 5 с. Электронные реле времени, применяемые на лифтах, име­ют регулируемую выдержку времени при отключении реле, со­ставляющую не более 30 с. Выдержка времени емкостных реле вре­мени не превышает 0,2...0,7 с. При использовании таких реле в электрических схемах групповой работы лифтов их выдержка вре­мени может быть увеличена до нескольких секунд.

Состояние контактов этажных переключателей (ЭП) и пере­ключателей режимов работы лифтов (ВР1, ВР2 и др.) определя­ют по соответствующим диаграммам в зависимости от местона­хождения кабины в данный момент (для ЭП), от выбранного ре­жима работы и от того, отключены или включены цепи управле­ния лифтом (для ВР1, ВР2 и др.).

При чтении принципиальной электрической схемы лифта не­обходимо учитывать следующее:

• контакты выключателей ДШ и ДК замкнуты при закрытых дверях шахты и кабины, а контакт ДЗ замкнут при запертых две­рях шахты;

• контакты кнопок Кн «Стоп» и М-Кн «Стоп» замкнуты при отсутствии нажатия на их штифты;

• контакты выключателей устройств безопасности ВЛ, СПК, ДУСК, ВНУ, ВК, В2 и других замкнуты, если эти устройства находятся в рабочем положении (не сработали);

• контакт ВКЗ разомкнут, а ВКО замкнут при закрытых дверях кабины, и наоборот, ВКЗ замкнут, а ВКО разомкнут, если двери кабины открыты;

• контакт ВБР-размыкающий размыкается, а ВБР-замыкающий замыкается, если при закрывании дверей створки соприкос­нутся с препятствием;

• контакты КБР и КНР разомкнуты, если вынут ключ из двухкнопочного поста управления лифтом с крыши кабины в режиме «Ревизия», в других ситуациях они замкнуты;

• контакт ДчТО замкнут, когда кабина находится вне зоны точной остановки какого-либо этажа, и размыкается при входе в эту зону;

• контакт ДчС какого-либо этажа разомкнут, если кабина нахо­дится в зоне замедления или точной остановки данного этажа, тогда как при другом местонахождении кабины он замкнут.

Наши рекомендации