Правила чтения принципиальных электрических схем лифтов
Принципиальные электрические схемы лифтов включают в себя цепи, состоящие из контактов различных аппаратов (реле, контакторы, кнопки, выключатели, переключатели и др.). Каждый контакт в зависимости от ситуации на лифте может находиться в одном из устойчивых положений — замкнутом или разомкнутом. При начертании электрической схемы выбирают такое положение контактов, которое соответствует приведенной ситуации на лифте. Кроме того, контакты реле, контакторов и других электромагнитных аппаратов изображают на электрической схеме в положении, когда катушки (обмотки) этих аппаратов обесточены.
В принципиальной электрической схеме лифта рядом с графическими условными обозначениями приводится текстовая информация, в которой содержатся описание ситуации на лифте, для которой изображена электрическая схема; различные таблицы с числовыми и буквенными данными, при помощи которых определяют номера проводов цепей схемы в зависимости от количества остановок лифта, напряжения сети и других факторов; диаграммы работы выключателей, переключателей и других аппаратов.
Как правило, электрическую схему лифта вычерчивают для следующих случаев:
• кабина находится на первом этаже с закрытыми и запертыми дверями шахты и кабины (для лифтов с автоматическим приводом дверей);
• кабина находится на первой остановке (первом этаже), ее двери открыты, а двери шахты закрыты и заперты, кроме двери первого этажа, которая не заперта (для лифтов с ручным открыванием дверей);
• лифт включен в режим «Нормальная работа»;
• устройства безопасности (кнопки «Стоп», ловители и др.) находятся в рабочем положении (не сработали), а контакты их выключателей (М-Кн «Стоп», Кн «Стоп», ВЛ и др.) — в замкнутом.
При работе лифта (действии электрической схемы) положение отдельных контактов может меняться на противоположное и отличаться от показанного на схеме; это необходимо учитывать при ее чтении.
Реле, контактор и другие электромагнитные аппараты изображают на электрической схеме в виде катушки (обмотки) и набора 3- и Р- контактов. При этом катушка и контакты электромагнитного аппарата должны иметь одинаковые буквенные обозначения, которые проставляют рядом (слева или сверху) с каждым его элементом.
У контакторов или магнитных пускателей имеются катушка, два или три главных 3-контакта с дугогашением и три-четыре блок-контакта в комбинации: 2 замыкающих и 2 размыкающих, 1 замыкающий и 2 размыкающих и др. Главные электрические контакты предназначены для коммутации силовых цепей, а блок-контакты участвуют в работе цепей управления и сигнализации лифта. В лифтах применяют электромагнитные и герконовые реле с одной катушкой и различными комбинациями контактных групп, которые могут содержать следующие виды контактов: 8 замыкающих, 6 замыкающих и 2 размыкающих, 4 замыкающих и 4 размыкающих, 2 замыкающих и 2 размыкающих, 6 замыкающих, 4 замыкающих, 2 переключающих, 3 переключающих и др. Контакты реле вводят в цепи управления и сигнализации.
В случае отсутствия напряжения на катушке реле или контактора (что соответствует отключенному состоянию этих аппаратов) их 3-контакты разомкнуты, а Р-контакты замкнуты. При подаче напряжения на катушку реле или контактора происходит срабатывание (включение) данных аппаратов, причем вначале размыкаются их Р-контакты, а несколько позднее замыкаются 3-контакты. После снятия напряжения с катушки реле или контактора происходит отключение аппарата, и его якорь возвращается в исходное положение. При этом вначале размыкаются 3-контакты, а через некоторое время замыкаются Р-контакты. Продолжительность переключения электрических контактов реле и контакторов при подаче и снятии напряжения с их катушек измеряется сотыми или десятыми долями секунды и зависит от конструкции и мощности аппарата.
У реле времени процесс переключения контактов происходит с временной задержкой, определяемой заданной выдержкой времени. Реле времени могут иметь выдержку времени при их включении и (или) отключении. В лифтах применяют электромагнитные, электронные и емкостные реле времени с выдержкой времени при их отключении. При подаче напряжения на катушку реле времени процесс переключения размыкающих и замыкающих контактов аналогичен рассмотренному выше. После снятия напряжения с катушки реле времени его якорь остается во включенном состоянии в течение заданной выдержки времени. При этом 3-контакты размыкаются, а Р-контакты замыкаются с выдержкой времени. У электромагнитных реле времени в зависимости от их типа выдержка времени устанавливается в пределах от 1 до 5 с. Электронные реле времени, применяемые на лифтах, имеют регулируемую выдержку времени при отключении реле, составляющую не более 30 с. Выдержка времени емкостных реле времени не превышает 0,2...0,7 с. При использовании таких реле в электрических схемах групповой работы лифтов их выдержка времени может быть увеличена до нескольких секунд.
Состояние контактов этажных переключателей (ЭП) и переключателей режимов работы лифтов (ВР1, ВР2 и др.) определяют по соответствующим диаграммам в зависимости от местонахождения кабины в данный момент (для ЭП), от выбранного режима работы и от того, отключены или включены цепи управления лифтом (для ВР1, ВР2 и др.).
При чтении принципиальной электрической схемы лифта необходимо учитывать следующее:
• контакты выключателей ДШ и ДК замкнуты при закрытых дверях шахты и кабины, а контакт ДЗ замкнут при запертых дверях шахты;
• контакты кнопок Кн «Стоп» и М-Кн «Стоп» замкнуты при отсутствии нажатия на их штифты;
• контакты выключателей устройств безопасности ВЛ, СПК, ДУСК, ВНУ, ВК, В2 и других замкнуты, если эти устройства находятся в рабочем положении (не сработали);
• контакт ВКЗ разомкнут, а ВКО замкнут при закрытых дверях кабины, и наоборот, ВКЗ замкнут, а ВКО разомкнут, если двери кабины открыты;
• контакт ВБР-размыкающий размыкается, а ВБР-замыкающий замыкается, если при закрывании дверей створки соприкоснутся с препятствием;
• контакты КБР и КНР разомкнуты, если вынут ключ из двухкнопочного поста управления лифтом с крыши кабины в режиме «Ревизия», в других ситуациях они замкнуты;
• контакт ДчТО замкнут, когда кабина находится вне зоны точной остановки какого-либо этажа, и размыкается при входе в эту зону;
• контакт ДчС какого-либо этажа разомкнут, если кабина находится в зоне замедления или точной остановки данного этажа, тогда как при другом местонахождении кабины он замкнут.