Структура принципиальных электрических схем лифтов
Принципиальные электрические схемы лифтов состоят из отдельных частей и узлов, электрически связанных между собой. Части включают в себя цепи силовые, управления и сигнализации.
По силовым цепям подается питание на электродвигатели, электромагнит тормозного устройства и понижающие трансформаторы. Силовыми эти цепи названы потому, что по ним протекают значительные токи, на порядок более высокие, чем по цепям управления и сигнализации. Величина тока определяется в основном мощностью электродвигателя главного привода лифта. Например, для лифта грузоподъемностью 320 кг с номинальной скоростью движения кабины 0,71 м/с применяется электродвигатель мощностью 3 кВт с номинальным током Iн= 10,4 А и пусковым –
Iп ~ 47 А.
Силовая часть электрических схем типовых лифтов включает в себя следующие элементы:
· вводное устройство ВУ или рубильник Bl (BP) с емкостным фильтром Ф;
· автоматические выключатели ВА1 – ВА3 и (или) предохранители Пр1 —ПрЗ;
· главные 3-контакты контакторов KB, KH, КБ и КМ;
· обмотки электродвигателей Ml и М2;
· обмотки высшего напряжения понижающих трансформаторов Tp1 — ТрЗ и тормозного электромагнита ЭмТ.
Вводное устройство или выключатель (рубильник) предназначены для подключения (отключения) лифтовой установки к питающей сети. Оно состоит из трехфазного рубильника и емкостного фильтра. После отключения рубильника образуется видимый глазом зазор между ножами и контактными стойками (пинцетами), что повышает безопасность проведения работ. Отключение лифта от сети с помощью рубильника следует выполнять при отсутствии действия лифта (движение кабины, работа привода дверей), так как в противном случае может возникнуть электрическая дута между ножами и контактными стойками.
Автоматические выключатели и предохранители используются для отключения силового электрооборудования лифта (электродвигатели, трансформаторы и др.) от напряжения в случае возникновения в них токов перегрузки или короткого замыкания. С обмоток низшего напряжения трансформаторов снимаются напряжения, необходимые для работы электродвигателя привода дверей, цепей управления и сигнализации.
Цепи управления предназначены для обработки сигналов, поступающих от электрооборудования и электроаппаратов лифта, и выработки команд управления. При выполнении этих команд происходит включение (отключение) реле и контакторов, которые и подают (снимают) напряжение на электродвигатели и тормозной электромагнит лифта, тем самым управляя их работой. По цепям управления протекают незначительные токи (силой порядка нескольких ампер).
Цепи управления лифтов с релейно-контакторными НКУ обычно состоят из катушек и электрических контактов реле, контакторов, выключателей, переключателей, датчиков, кнопок и других аппаратов. У современных лифтов эти цепи содержат следующие узлы (функциональные части):
• узел (узлы) питания, в котором напряжение сети преобразуется в другие напряжения, необходимые для работы релейно-кон-такторной аппаратуры цепи управления. Узел состоит из обмоток низшего напряжения трансформаторов и выпрямителей;
• узел обеспечения безопасности работы лифта. В состав данного узла входят цепи выключателей дверей кабины и шахты ДК, ДЗ, ДШ; устройств безопасности М-Кн «Стоп», Кн «Стоп», В2, ВЛ, СПК, ВНУ, ДУСК, ВВП, ВБГ-90, ВБГ-110 и др.; реле РКД и РКЗ;
• узел регистрации вызовов и приказов. Элементами этого узла являются цепи реле РЭ, РРВ и РРП;
• узел определения местонахождения кабины в шахте, выбора направления движения, подачи сигнала на замедление или остановку. Данный узел выполняется на основе этажных переключателей ЭП или датчиков селекции ДчС и реле РИС;
• узел точной остановки (элементы узла — датчик ДчТО и реле РТО или РИТО);
• узел управления приводом дверей (в состав узла входят цепи реле РОД и РЗД, к которым подведены электрические контакты выключателей ВКО, ВКЗ и ВБР).
Цепи сигнализации организуют работу звуковых и световых сигналов лифтов и могут содержать обмотку низшего напряжения понижающего трансформатора ТрЗ, сигнальные лампы или светодиоды различного назначения, реле сигнализации вызова РСВ, электрические звонки, электрические контакты кнопок, реле, этажных переключателей и других аппаратов. В типовых лифтах применяют следующие световые сигналы: о регистрации вызова и приказа (лампы ЛС и ЛСП), местонахождении кабины (лампы ЛП), движении кабины или нахождении в ней пассажира, об открытых дверях шахты или кабины (лампа ЛЗ) и о наличии напряжения (лампы ЛСН).
К звуковым относятся сигналы вызова кабины (звонок ЗвВ) и персонала (звонок ЗвВП). При пользовании телефонной связью применяется звонок ЗвТФ.
Все вышеперечисленные части (узлы) принципиальных электрических схем лифтов, выполняющие одинаковые или близкие по значению функции, могут иметь разные схемные решения, соответствующие данной модели (типу) лифта. Ниже рассматривается принцип действия некоторых типовых узлов электрических схем лифтов.
Узел определения местонахождения кабины и выбора направления движения.В отечественном лифтостроении для лифтов с релейно-контакторными НКУ применяют два схемных решения этого узла: в первом случае он построен на этажных переключателях ЭП, а во втором — на датчиках селекции ДчС и реле РИС. Рассмотрим принцип действия обоих вариантов данного узла на упрощенных схемах.
На рис.1 приведены электрические схемы, поясняющие принцип действия узла определения местонахождения кабины и выбора направления движения, построенного на этажных переключателях для пассажирских лифтов с автоматическими дверями (рис.1,а),грузовых и больничных лифтов с распашными дверями (рис.1,б).
Рис.1. Электрические схемы узла определения местонахождения кабины и выбора направления движения, построенного на этажных переключателях:
а — для пассажирских лифтов с автоматическими дверями; б — для грузовых и больничных лифтов с распашными дверями; в — схема, поясняющая принцип действия узла
В качестве выходных элементов узлов используются сигнальные лампы «Вверх», «Вниз», «Двери» и «ЛП» (местонахождение кабины), которые заменяют соответствующие реле или контакторы в реальных электрических схемах лифтов.
Этажные переключатели ЭП монтируют в шахте лифта, по одному на каждом этаже или остановочной площадке. Сбоку кабины устанавливают комбинированную отводку, которая воздействует на ролик рычага ЭП и переводит рычаг в нулевое положение при подходе кабины:
к зоне замедления какого-либо этажа или остановочной площадки (для лифтов с двухскоростным электродвигателем главного привода);
к зоне остановки какой-либо загрузочной площадки или этажа (для лифтов с односкоростным электродвигателем главного привода).
После того как кабина пройдет очередной этаж (остановку) вверх, рычаг ЭП переводится в левое положение, а после ее прохода вниз — в правое. Каждое изменение положения рычага ЭП сопровождается переключением его контактной группы (электрических контактов). Замкнутое («+») и разомкнутое («-») состояния электрических контактов ЭП определяют по так называемой диаграмме его работы для заданного местонахождения кабины (здесь 0 — положение рычага ЭП в момент воздействия на него отводки кабины):
Контакт | Положение рычага | ||
Левое | Правое | ||
+ | - | - | |
- | - | + | |
- | + | + | |
+ | + | - |
Рассмотрим принцип действия узлов для двух ситуаций: кабина находится на третьем этаже либо между первым и вторым этажом. В первом случае (см. схему на рис.1,в) рычаги 1ЭП и 2ЭП находятся в левом положении, ЗЭП — в нулевом и 4ЭП — в правом. Поэтому электрические контакты 1ЭП-1, 2ЭП-1, 2ЭП-4, ЗЭП-3, ЗЭП-4 и 4ЭП-2 замкнуты, а 1ЭП-3, 2ЭП-2, 2ЭП-3, ЗЭП-1, ЗЭП-2 и 4ЭП-4 разомкнуты (диаграмма).
В схеме, изображенной на рис.1,б,при этом включена лампа ЗЛП, указывающая номер этажа, на котором находится кабина. При нажатии и удержании кнопки, например ЗКн в схеме, приведенной на рис.1,а,включается лампа «Двери» (в реальном лифте — реле РОД) по цепи 1 (+) —ЗКн —9 —ЗЭП-3 —8 —ЗЭП-4 — лампа «Двери» (-). В схеме, приведенной на рис.1,б, никаких изменений не произойдет. Если нажать и удерживать кнопку второго этажа, то в обеих схемах включится лампа «Вниз», указывающая направление движения кабины (в реальном лифте — контактор КН).
В случае когда кабина расположена между первым и вторым этажом, рычаг 1ЭП находится в левом положении, а рычаги 2ЭП, ЗЭП и 4ЭП — в правом. Электрические контакты 1ЭП-1, 2ЭП-2, 2ЭП-3, ЗЭП-2, ЗЭП-3 и 4ЭП-2 замкнуты, а 1ЭП-3, 2ЭП-1, 2ЭП-4, ЗЭП-1, ЗЭП-4 и 4ЭП-4 разомкнуты.
При нажатии и удержании кнопки, например, ЗКн в обеих схемах включатся лампы «Вверх», в то время как лампы ЛП и «Двери» включиться не могут, поскольку их цепи разомкнуты контактами ЭП. На крайних этажах в отличие от промежуточных используются два электрических контакта ЭП. Их рычаги могут переводиться в следующие положения: 1ЭП — в нулевое и левое, 4ЭП — в нулевое и правое.
На рис.2 приведена электрическая схема, поясняющая принцип действия узла определения местонахождения кабины и выбора направления движения, построенного на датчиках селекции ДчС и реле РИС. Датчики ДчС установлены в шахте лифта, по одному на каждом этаже. Сбоку кабины имеется металлический шунт, воздействующий на датчик ДчС при входе кабины в зону замедления какого-либо этажа. Из этого следует, что при нахождении кабины в зоне замедления или точной остановки любого этажа контакт ДчС (данного этажа) разомкнут, а включенное последовательно с ним реле РИС отключено, тогда как электрические контакты ДчС других этажей замкнуты.
Рассмотрим принцип действия узла селекции для случая нахождения кабины на третьем этаже, когда реле ЗРИС отключено, а реле 1РИС, 2РИС, 4РИС и 5РИС включены. При нажатии и удержании кнопки ЗКн включится лампа «Двери» по цепи 01 (+) — ЗКн—9 —ЗРИС—4—лампа «Двери» —02 (-). Если нажать на кнопку, например, 2Кн, то включится лампа «Вниз» по цепи 01 — 2Кн— 5 - 2РИС - 3 -1 РИС -1 -1 РИС - 2 - лампа «Вниз» - 02.
Рис.2. Электрическая схема узла определения местонахождения кабины и выбора направления движения, построенного на датчиках селекции ДчС и реле РИС (а), и схема расположения датчиков селекции и шунта кабины (б)
Узел тормозного устройства.Вэлектрических схемах современных лифтов узел тормозного устройства имеет два принципиально разных решения (рис.3). В первом случае на тормозной электромагнит подается напряжение сети, равное 380 и 220 В, переменного трехфазного или однофазного тока. Напряжение подается непосредственно на катушку ЭмТ после включения контактора направления движения KB или КН. Такое схемное решение применяется для тротуарных, грузовых малых, а также некоторых грузовых и больничных лифтов.
Во втором случае тормозной электромагнит питается выпрямленным напряжением 220 В при напряжении сети 380 В. Такое схемное решение применяется для пассажирских, грузовых и больничных лифтов.
В схеме узла тормозного устройства, приведенной на рис.3,б,катушка ЭмТ питается выпрямленным напряжением, которое снимается с однополупериодной схемы выпрямления, построенной на диодах Д1 — ДЗ (для разных моделей лифтов условные обозначения элементов схемы могут отличаться). Двухфазное напряжение сети подается в узел после замыкания главных 3-контактов KB или КН, а также 3-контакта реле РТО (РД). Поскольку напряжение питающей сети лифта превышает максимально допустимое значение для одного диода, в цепь катушки ЭмТ введены последовательно три однотипных диода. Обратное напряжение на закрытых диодах распределяется в соответствии с их обратными сопротивлениями (сопротивлениями в непроводящий полупериод), имеющими большой разброс даже у однотипных диодов. Поэтому для выравнивания обратных напряжений на диодах параллельно им включают шунтирующие резисторы R3 — R5, сопротивления которых (68 кОм) примерно в 10 раз меньше обратного сопротивления диодов.
Рис.3. Цепи питания катушки тормозного электромагнита переменного (а) и постоянного (б) тока
Конденсатор С1 ((10 + 4 + 1) мкФ) предназначен для сглаживания пульсаций выпрямленного напряжения и обеспечения удержания якоря электромагнита во включенном положении в полупериоды напряжения сети, когда по диодам не проходит рабочий ток. Резистор R6 ограничивает ток, протекающий по катушке ЭмТ. Замыкающий контакт реле РТО (РД) делает невозможным подачу напряжения на катушку ЭмТ и растормаживание лебедки при открытых или незапертых дверях шахты и кабины, а также при срабатывании устройств безопасности М-Кн «Стоп», Кн «Стоп», ВЛ и др. Реле РТО или РД может быть включено только при замкнутых электрических контактах выключателей дверей шахты и кабины, а также устройств безопасности.
Узлы питания.Для питания цепей управления грузовых малых, тротуарных и некоторых грузовых и больничных лифтов применяется переменное напряжение не более 250 В. Для получения такого напряжения применяют понижающий трансформатор или используют фазу питающей сети и нулевой провод.
В современных пассажирских, больничных и грузовых лифтах с релейно-контакторными НКУ цепи управления питаются выпрямленным напряжением ПО В. В некоторых электрических схемах лифтов дополнительно применяется выпрямленное напряжение 24 В. Для получения этих напряжений используют трехфазные мостовые выпрямительные схемы, построенные на шести диодах (рис.4,а).В этих схемах параллельно диодам подключены резисторы, которые, как и в схеме питания катушки ЭмТ, служат для защиты диодов от перенапряжений в непроводящий полупериод напряжения, снимаемого с обмоток низшего напряжения понижающего трансформатора Тр цепи управления.
Цепи сигнализации современных лифтов питаются переменным и (или) выпрямленным напряжением 24 В. Переменное напряжение снимается с обмотки низшего напряжения понижающего трансформатора Тр цепи сигнализации, а выпрямленное — с выхода однофазной мостовой выпрямительной схемы, построенной на четырех диодах (рис.4,б).
Значения выпрямленного напряжения Ud в вышеприведенных схемах определяют по формулам Ud = 1,35U 2л и Ud = 0,9 U2ф соответственно для трех- и однофазной мостовых выпрямительных схем, где U2л и U2ф — линейное и фазное напряжения обмоток низшего напряжения понижающих трансформаторов.
Рис.4. Трехфазная (а) и однофазная (б) мостовые выпрямительные схемы:
U — напряжение сети; Ud — выпрямленное напряжение
Применение R–С – цепочек в электрических схемах лифтов.В качестве реле времени в электрических схемах лифтов используют цепочки на основе резистора и конденсатора (R— С-цепочки), подключаемые параллельно катушке электромагнитного реле постоянного тока (рис.5,а).Выдержка времени на отпускание якоря после снятия напряжения с катушки таких реле зависит от параметров катушки, резистора и конденсатора. При увеличении емкости конденсатора выдержка времени реле возрастает. Для достижения ее максимального значения сопротивление резистора должно быть оптимальным. Обычно выдержка времени таких реле непревышает 0,2... 0,7 с. Емкость конденсатора в этом случае составляет десятки микрофарад, а сопротивление резистора — сотни ом.
Рис.5. R— С-цепочки в электрических схемах лифтов:
а — емкостное реле времени; б — электрические цепи, предназначенные для предотвращения искрения или появления дуги в контактах; в — последовательное соединение двух контактов одного реле
Аналогичные цепочки, только с другими параметрами, или одни резисторы (рис.5,б),подключаемые параллельно катушкам контакторов или контактам, размыкающим в процессе действия схемы цепи катушек контакторов, позволяют снизить ЭДС, возникающую в катушке контактора при его отключении от напряжения. Благодаря этому предотвращается искрение или образование дуги и обеспечиваются лучшие условия для работы электрических контактов, размыкающих данную цепь. Емкость конденсатора в этих цепочках составляет несколько микрофарад, а сопротивление резистора не превышает 1 кОм. При таких параметрах R— С-цепочек выдержка времени при отключении контакторов очень мала и не влияет на работу электрической схемы.
С целью улучшения работы контактов реле, размыкающих цепи катушек контакторов, наряду с применением R— С-цепочек в цепь подключают последовательно два электрических контакта одного реле (рис.5,в).