Классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током.
Существенное влияние на электробезопасность оказывает окружающая среда производственных помещений. В отношении опасности поражения электрическим током ПУЭ различают:
1. Помещения без повышенной опасности, в которых отсутствуют условия, создающие повышенную или особую опасность;
2. Помещения с повышенной опасностью, характеризующиеся наличием одного из следующих условий, создающих повышенную опасность:
а) сырости (относительная влажность воздуха длительно превышает 75%)
б) токопроводящей пыли (оседающей на проводах, проникающей внутрь машин, аппаратов и т.п.);
в) токопроводящих полов (металлические, земляные, железобетонные, кирпичные и т.п.);
г) высокой температуры (длительно превышает + 350 С);
д) возможности одновременного прикосновения человека к имеющим соединение сзземлей металлоконструкциям зданий, технологическим аппаратам и т.п. - с одной стороны, и к металлическим корпусам электрооборудования – с другой;
3. Особо опасные помещения, характеризующиеся наличием следующих условий, создающих особую опасность:
а) особой сырости (относительная влажность близка к 100%; потолок, стены, пол, ппредметы покрыты влагой);
б) химически активной или органической среды (длительно содержатся агрессивные ппары, газы, жидкости, образуются отложения или плесень, разрушающие изоляцию ии токоведущие части);
в) одновременно двух или более условий повышенной опасности.
4. Территории размещения наружных электроустановок (на открытом воздухе, под навесом, за сетчатыми ограждениями) – приравниваются к особо опасным помещениям;
5. В ряде нормативных документов выделяются в отдельную группу работы в особо неблагоприятных условиях (в сосудах, аппаратах, котлах и др. металлических емкостях с ограниченной возможностью перемещения и выхода оператора). Опасность электропоражения, а значит, и требования безопасности в этих условиях выше, чем в особо опасных помещениях.
Условия производства работ предъявляют определенные требования к питанию таких потребителей, как электроинструмент, светильники местного освещения, переносные светильники.
В помещениях с повышенной опасностью и особо опасных они должны питаться от напряжения не более 50 В, в особо неблагоприятных условиях – не более 12 В. Подробно эти вопросы рассмотрены в ПУЭ (пп. 1.1.8 – 1.1.13)
9. Шаговое напряжение, способы выхода из зоны растекания электрического тока.
Шаговое напряжение – напряжение между 2-мя точками цепи, находящихся одна от другой на расстоянии шага, на которых одновременно стоит человек.
При падении токоведущего провода на землю, или другую поверхность образуется зона растекания электрического тока. Диаметр зоны растекания электрического тока может быть разным в зависимости от напряжения на токоведущем проводе и сопротивления поверхности. Перемещаться в этой зоне нужно с особой осторожностью, используя средства защиты для изоляции от земли (диэлектрические галоши, боты, ковры, изолирующие подставки) или предметы, плохо проводящие электрический ток (сухие доски, бревна, и т.п.). Без средств защиты перемещаться в зоне растекание электрического тока замыкания на землю следует, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их одну от другой. Потому что при попадании человека в зону растекания электрического тока между двумя точками опоры (ногами, расположенными на разном расстоянии от точки касания провода земли) образуется разность потенциалов и по организму человека проходит электрический ток, при увеличении расстояния между точками опоры человека величина напряжения (разность потенциалов) увеличивается. Минимальное расстояние, на которое можно приближаться к упавшему токоведущему проводу – 8м. Напряжением шага называется напряжение между двумя точками земли, обусловленное растеканием тока замыкания на землю, при одновременном касании их ногами человека.
10. Действия проводника при обрыве контактного провода и попадании на корпус вагона напряжения контактной сети (на стоянке).
При получении информации о повреждении контактной сети и попадании провода на крышу вагона, или рядом с ним начальник поезда по радио предупреждает пассажиров о не выходе их из состава, и внимательно следит за недопущением возгорания вагонов. Проводник вагона, получив команду начальника поезда, предупреждает пассажиров своего вагона о том, чтобы они находились на своих местах и не выходили из вагона, до получения команды о снятии напряжения с контактной сети и ее заземления.
11. Что такое заземление, назначение заземления.
Защитным заземлением называется видимое, преднамеренное соединение с землей металлических частей оборудования, находящегося в обычных условиях не под напряжением, но могущих оказаться под напряжением вследствие нарушения изоляции электроустановок. Действие защитного заземления заключается в том, что оно снижает напряжение между корпусом оборудования, оказавшимся под напряжением, и землей до безопасного значения.
Части подлежащие заземлению
Заземлять необходимо металлические части электроустановок, корпусов электрических машин, трансформаторов, аппаратов, приводы электрических аппаратов, вторичные обмотки трансформаторов, каркасы распределительных щитов, оболочки и броню контрольных и силовых кабелей и др.
Не требуется преднамеренно заземлять оборудование установленное на заземленных металлических конструкциях, осветительную арматуру установленную на деревянные опоры.
Заземлению подлежат ЭУ до 1000 В с системой питания -изолированная нейтраль трансформатора, генератора и ЭУ выше 1000 В с любым режимом работы нейтрали.
Заземлению (или занулению) подлежат ЭУ напряжением 380В и выше переменного тока и 440 В постоянного в помещениях без повышенной опасности, в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных напряжением выше 42 В переменного тока и 110 постоянного.
Выполнение заземления в электроустановках пассажирских вагонов
В связи с применением электрического и комбинированного отопления напряжением 3000в. высоковольтные узлы и элементы надежно заземляют. Практически производится не заземление, а соединение с корпусом вагонам – массой. К заземляемым узлам относятся штепсель, розетка и холостой приемник междувагонного электрического соединения, а также распределительный щит. На этих узлах места их соединения с корпусом зачищают до металлического блеска и покрывают оловом или оцинковывают. Штепсель соединяют с гнездом многожильным медным проводом, который вмонтирован в оболочку кабеля. Все трубы, в которых прокладываются высоковольтные провода, а также нагревательные элементы соединены с корпусом вагона. На вагонах с комбинированным отоплением котел заземляется через специальный болт, кроме того, на корпус вагона выведено минусовая точка соединения всех нагревательных элементов. Для облегчения протекания обратного тока и исключения электроэрозийного износа деталей ходовых частей между кузовом вагона и тележками, между тележками и буксами устанавливают заземляющие перемычки.
Все перемычки изготовлены из голой медной проволоки. Концы перемычек каждая между кузовом и тележками закреплены болтами на шкворневой балке рамы кузова и раме тележки. На каждой тележке с обеих сторон по диагонали установлены по две перемычки. Их концы крепят на раме тележки и крепительной крышке буксы. Сопротивление самих заземляющих устройств высоковольтной магистрали должно быть не более 0.2 Ома, а сопротивление любой перемычки 0.1 Ома. Все заземляющие устройства всегда должны находиться в исправном состоянии и периодически проверяться.
Способы проверки исправности заземления.
За всеми заземляющими соединениями и контактами в процессе эксплуатации должен обеспечиваться постоянный контроль в случае ослабления контактов или обрыва перемычек проводник должен доложить об этом поездному электромеханику или начальнику поезда. Перемычки заземления на кузове и тележках заменяются на новые в случае излома до 40% отдельных проволок. Надежность узлов заземления должна проверяться после каждого текущего ремонта вагона, т.к. нарушение контактов в цепи заземления хотя и не приводит к нарушению нормальной работы электрооборудования, но оставляет его, не заземленным что, нарушает требования техники безопасности. Сопротивление каждого контакта защитного заземления должно быть не более 0,01 Ома.
12. Схема и принцип действия зануления
Зануление – преднамеренное соединение частей электроустановки, нормально не находящихся под напряжением, с заземленной нейтралью генератора или трансформатора в сетях трехфазного тока с заземленной нейтралью с целью превращения однофазного замыкания на землю в глухое короткое замыкание с протеканием больших токов короткого замыкания, вызывающих срабатывание защиты (предохранителей, автоматов) и отключением поврежденного участка.
13.Минимальное расстояние, на которое можно приближаться к контактной сети, проводу контактной сети при его обрыве.
Работы вблизи не отключенной и незаземленной контактной сети и воздушных линий должны быть организованы так, чтобы исключалось приближение работающих, имеющихся у них предметов и инструмента на расстояние менее 2 м к проводам этих линий. Во избежание попадания работающих в опасную зону, т.е. ближе 2 м при наличии на них напряжения, запрещается подниматься:
- на верхние площадки и крыши подвижного состава;
- на стрелы и фермы путевых машин и дрезин, мотовозов, автомотрис, стрелы и кабины кранов, экскаваторов,
- на крыши зданий и сооружений, расположенных под проводами.
Запрещается прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам. Работники ж.д. транспорта, обнаружившие обрыв проводов контактной сети, а также свисающих с них посторонние предметы, обязаны немедленно сообщить об этом на ближайший дежурный пункт района контактной сети. До прибытия бригады района контактной сети необходимо оградить это место и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 8 метров. В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети выходят из габарита приближения строения к пути и могут быть задеты при проходе поезда, это место необходимо оградить сигналами остановки согласно требованиям Инструкции по сигнализации на ж.д. Р.Ф., как место препятствия.
14.Меры электробезопасности при тушении пожара вблизи контактной сети.
При возникновении пожара вблизи контактной сети и связанным с ним устройств, необходимо немедленно сообщить об этом поездному диспетчеру, энергодиспетчеру или работникам района контактной сети и в пожарную охрану. Если пожар возник на подвижном составе или в поезде и для его тушения необходимо приближаться к находящимся под напряжением проводам ближе 2 м., машинист через поездного диспетчера должен потребовать снятия напряжения с контактной сети и ее заземления. Также требуется снятия напряжения с контактной сети и заземление, когда контактный провод касается подвижного состава или груза и имеется вероятность пережога проводов. До снятия напряжения с контактной сети, тушение горящих предметов, крыши, стенок вагонов находящихся на расстоянии менее 2 метров от контактной сети, разрешается производить только углекислотным, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 метров.
Тушение указанных горящих предметов водой, химическими, пенными или воздушно-пенными огнетушителями можно производить только при снятом с контактной сети напряжении, и после ее заземления. Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7 метров от контактной сети, находящихся под напряжением, допускается любыми огнетушителями без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 метров.
Ликвидация пожара с помощью пожарного поезда на электрифицированных участках железных дорог должна производится только после получения руководителем тушения пожара письменного разрешения от представителя ЭЧ о снятии напряжения с проводов контактной сети или на расстоянии не менее 7 метров. В разрешении должен быть указан номер приказа энергодиспетчера и время снятия напряжения.
15. Меры электробезопасности при обслуживании высоковольтного отопления пассажирских вагонов.
Все работники, обслуживающие вагоны с электрическим отоплением, должны знать электрооборудование этих вагонов, уметь им пользоваться и выполнять требования техники безопасности и личной электрической безопасности. Члены бригады должны пройти обучение, сдать установленные экзамены и получить квалификационное удостоверение на право работы с электрооборудованием.
Все работы с высоковольтным оборудованием, а также его осмотр должны производится при отключенных цепях и оборудовании. При ремонте электроотопления на выключатель вывешивается плакат «не включать работают люди». Снимать плакат может только тот, кто его повесил, и после прекращения работ всеми работающими. Запрещается работать с электрооборудованием, включать и выключать аппараты посторонним лицам.
Запрещается подниматься на крышу вагонов. Снимать кожухи электропечей. Не разрешается также подлезать под вагоны и касаться подвагонного оборудования, если вагон подсоединен к высоковольтной колонке или к электровозу. В вагонах с электрическим отоплением при наличии высокого напряжения запрещается мыть полы, производить влажную уборку.
Пассажирский вагон считается под высоким напряжением, если он включен в состав поезда, а сам состав находится с электровозом или подсоединен к высоковольтной колонке. При образовании течи воды из системы водоснабжения перед устранением ее необходимо снять высокое напряжение. Удалять скопившуюся воду также разрешается только после снятия высокого напряжения.
16. Меры электробезопасности при обслуживании комбинированного отопления пассажирских вагонов.
Все работники, обслуживающие вагоны с электрическим отоплением, должны знать электрооборудование этих вагонов, уметь им пользоваться и выполнять требования техники безопасности и личной электрической безопасности. Члены бригады должны пройти обучение, сдать установленные экзамены и получить квалификационное удостоверение на право работы с электрооборудованием.
В пути следования котельное отделение должно быть закрыто на ключ на двери в котельное отделения должен быть нанесен знак опасное напряжение (треугольник желтый фон, черная кайма и черная стрелка внутри). Допускаются дополнительные надписи (осторожно высокое напряжение и т.д.)
Все работы с высоковольтным оборудованием, а также его осмотр должны производится при отключенных цепях и оборудовании. При ремонте комбинированного отопления, при работах в котельном помещении на выключатель вывешивается плакат «не включать работают люди». Снимать плакат может только тот, кто его повесил, и после прекращения работ. Запрещается работать с электрооборудованием, включать и выключать аппараты посторонним лицам.
Запрещается подниматься на крышу вагонов. Входить в котельное помещение без отключения отопления. Не разрешается также подлезать под вагоны и касаться подвагонного оборудования, если вагон подсоединен к высоковольтной колонке или к электровозу.
Пассажирский вагон считается под высоким напряжением, если он включен в состав поезда, а сам состав находится с электровозом или подсоединен к высоковольтной колонке. При образовании течи воды из системы водоснабжения и отопления перед устранением ее необходимо снять высокое напряжение. Удалять скопившуюся воду в котельном отделении также разрешается только после снятия высокого напряжения.
17. Действие проводника при обнаружении замыкания токоведущих проводов на корпус вагона.
При обнаружении замыкания токоведущих проводов на корпус вагона проводник обязан нажать аварийную кнопку на панели пульта управления, отключить работу генератора, выключить потребители (кроме цепей аварийного освещения и сигнализаций). Вызвать поездного электромеханика. При замыкании токоведущих проводов на «-» допускается движение вагона в аварийном режиме(на подаче от другого вагона) с обязательным снятием предохранителе генератора и аккумуляторной батареи. При замыкании токоведущих проводов на корпус по «+» вагон полностью обесточивается и доводится с неработающим электрооборудованием до ПТО оборота или формирования.
18. Средства защиты от поражения электрическим током – основные и дополнительные.
Вид защитных средств | Наименование защитных средств при напряжении электроустановки, В | |
до 1000 В | выше 1000 В | |
Основные | 1.изолирующие штанги, 2.изолирующие клещи, 3.электроизмерительные клещи, 4.указатели напряжения, 5.диэлектрические перчатки, 6.ручной инструмент с изолированными рукоятками. | 1.изолирующие штанги, 2.изолирующие клещи, 3.электроизмерительные клещи, 4.указатели напряжения, 5.изолирующие устройства и приспособления для измерения, испытаний и ремонтных работ в электроустановках: указатели напряжения для проверки совпадения фаз, устройства прокола кабеля и др. 6.другие спец.средства. |
Дополнительные | 1. диэлектрические ковры, 2. изолирующие подставки, 3. приставные лестницы, стеклопластиковые стремянки, 4.изолирующие колпаки, покрытия, накладки, 5. диэлектрические галоши. | 1. диэлектрические ковры, 2. изолирующие подставки, 3. приставные лестницы, стеклопластиковые стремянки, 4.изолирующие колпаки и накладки, 5.диэлектрические боты, 6.диэлектрические перчатки, 7.штанги для переноса и выравнивания потенциалов. |
Дополнительное электрозащитное средство –это изолирующее электрозащитное средство, которое само по себе не может при данном напряжении обеспечить защиту от поражения электрическим током, но дополняет основное средство защиты, а также служит для защиты от напряжения прикосновения и напряжения шага.
19. Нормы укомплектования состава пассажирского поезда средствами защиты от поражения электрическим током.
Диэлектрические резиновые перчатки – 2 пары, инструмент с изолирующими рукоятками и др. средства находящиеся у поездного электромеханика. За их сохранность, правильное использование, надлежавший уход, своевременную сдачу на очередное испытание и за обмен в случае негодности несет лицо, которому выдано защитное средство.
Диэлектрические перчатки проверяются 1 раз в 6 месяцев. Осмотр проводится каждый раз перед работой на предмет целостности скручиванием к пальцам. Инструмент с изолирующими ручками испытывается один раз в год. Осмотр проводится каждый раз перед работой. Измерительный прибор испытывается 1 раз в год. Осмотр проводится каждый раз перед работой.
20. Меры электробезопасности при тушении пожара в пассажирском вагоне.
Если пожар возник внутри вагона в цепях электрооборудования, то проводник должен: остановить поезд стоп-краном (кроме мест, где эвакуация пассажиров запрещена), организовать эвакуацию пассажиров, вызвать ЛНП и ПЭМ, приступить к ликвидации очага возгорания. Необходимо помнить, что тушить электрооборудование, находящееся под напряжением можно только огнетушителями углекислотными и порошковыми. Пенными или воздушно-пенными можно только после снятия напряжения с электрооборудования.
Если пожар возник на подвижном составе или в поезде и для его тушения необходимо приближаться к находящимся под напряжением проводам ближе 2 м., машинист через поездного диспетчера должен потребовать снятия напряжения с контактной сети и ее заземления. Также требуется снятия напряжения с контактной сети и заземление, когда контактный провод касается подвижного состава и имеется вероятность пережога проводов. До снятия напряжения с контактной сети, тушение горящих предметов, крыши, стенок вагонов находящихся на расстоянии менее 2 метров от контактной сети, разрешается производить только углекислотным, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 метров.
Тушение указанных горящих предметов водой, пенными или воздушно-пенными огнетушителями можно производить только при снятом с контактной сети напряжении, и после ее заземления. Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7 метров от контактной сети, находящихся под напряжением, допускается любыми огнетушителями без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 метров.
Ликвидация пожара с помощью пожарного поезда на электрифицированных участках железных дорог должна производится только после получения руководителем тушения пожара письменного разрешения от представителя ЭЧ о снятии напряжения с проводов контактной сети или на расстоянии не менее 7 метров. В разрешении должен быть указан номер приказа энергодиспетчера и время снятия напряжения.
21. Меры электробезопасности при работе на электрифицированных участках.
На подвижном составе, находящемся под контактной сетью, до отключения и заземления проводов персоналу, во избежание попадания в опасную зону (ближе 2 метров от токоведущих частей), запрещается:
- подниматься на крышу, находиться или производить какие-либо работы на крышах вагонов;
- подниматься по вышкам или лестницам и производить с них какие-либо работы на стенах или торцах вагонов вблизи крыш;
- производить чистку дымоходов
- находиться ближе 2 метров от высоковольтного оборудования и высоковольтных пинчей
- находится вблизи оборванного высоковольтного провода ближе 8 метров
Предупреждать пассажиров, чтобы они не подходили к высоковольтному оборудованию ближе 2 метров.
22. Меры безопасности при обнаружении неисправностей в системе комбинированного отопления.
При неисправностях комбинированного отопления (неисправности электрических цепей, течи системы отопления) необходимо отключить отопление, вывесить табличку «не включать работают люди» закрыть служебное отделение на ключ. Вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.
23. Правила эксплуатации электрооборудования пассажирских вагонов при напряжении сети 54 В.
Проводник обязан проводить проверку работы потребителей электроэнергии. Контролирует работу электрооборудования по показателям амперметра и вольтметра. Следить за контролем замыкания на корпус вагона. Проверять работоспособность СКНБ (сигнализации контроля нагрева букс). При работающем генераторе показание приборов должно быть: напряжение не должно превышать 75 В, зарядный ток на АКБ постоянно в пути следования 5-20 А, в течение часа после длительной стоянки не более 70 А.
24. Правила эксплуатации электрооборудования пассажирских вагонов при напряжении сети 110 В.
Проводник обязан проводить проверку работы потребителей электроэнергии. Контролирует работу электрооборудования по показателям амперметра и вольтметра. Следить за контролем замыкания на корпус вагона. Проверять работоспособность СКНБ (сигнализации контроля нагрева букс). При работающем генераторе показание приборов должно быть: напряжение не должно превышать 150 В, зарядный ток на АКБ в пути следования 5-10 А, в течение часа после длительной стоянки не более 80А.
25. Правила электробезопасности при эксплуатации подвагонных аккумуляторных батарей.
Проверку плотности электролита, уровень электролита и исправность АКБ проводит специально обученное лицо, имеющее не ниже III гр. допуска по электробезопасности. Проводник вагона следит за работой АКБ по показаниям амперметра и вольтметра. Производит очистку дефлекторов подвагонных аккумуляторных ящиков, открывая крышки аккумуляторных ящиков и не металлическим предметом (деревянным прутком очищает дефлектора от снега и льда). Не допускает разряд АКБ ниже 1В на каждой банке аккумулятора. Не производит каких либо действий с АКБ, следит, чтобы плотно крышку ящика АКБ была плотно закрыта и опломбирована. Проводник может определить замыкание АКБ по лампам сигнализации замыкания на корпус вагона. Для этого выключая поочередно тумблера сигнализации замыкания. если при выключении тумблера «-» горят лампа «-», а при выключении тумблера «+» горит лампа «+» то это указывает что имеется замыкание на АКБ. Проводник выключает потребители эл. тока, нажимает аварийную кнопку и вызывает ЛНП или ПЭМа.
Производить зарядку АКБ и ее ремонт имеет право, только специально обученный персонал, имеющий не ниже III группы допуска по электробезопасности. Поэтому проводник ремонтировать и подзаряжать АКБ не имеет право. Проводник производит только очистку дефлекторов подвагонных аккумуляторных ящиков.
26.Защитные ограждения, надписи и плакаты вблизи электрических сетей
Виды плакатов?
а) предупреждающие:
- стой высокое напряжение;
- не влезай убьет.
б) запрещающие:
- не включать работают люди;
- не открывать работают люди.
в) предписывающие:
- работать здесь;
- влезать здесь.
г) указательный:
- заземлено.
27. Освобождение пострадавшего от действия травмирующих факторов электрического тока при напряжении до 1000 В.
При поражении электрическим током необходимо как можно быстрее освободить пострадавшего от действия тока. Первым действием оказывающего помощь должно быть быстрое отключение той части электроустановки, которой касается пострадавший.
Отключить электроустановку можно с помощью выключателя, рубильника или другого отключающего аппарата, а также путем снятия предохранителей, создания искусственного короткого замыкания и т.д.
Если отсутствует возможность быстрого отключения, то необходимо принять меры к отделению пострадавшего от токоведущих частей, к которым он прикасается. При этом во всех случаях оказывающий помощь не должен прикасаться к пострадавшему без применения надлижайщих мер защиты. Он должен следить за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью или под напряжением шага.
Для отделения пострадавшего от токоведущего провода следует воспользоваться палкой, доской или каким либо другим сухим предметом. Можно оттянуть пострадавшего за одежду, например за полы пиджака или пальто, за воротник, избегая при этом прикосновения к металлическим предметам и частям тела пострадавшего, неприкрытым одеждой. Можно оттащить пострадавшего за ноги при этом нельзя касаться его обуви и одежды без хорошей изоляции своих рук. Для изоляции рук оказывающий помощь должен одеть диэлектрические перчатки или обмотать руку шарфом, надеть на нее суконную фуражку, натянуть на руку рукав пиджака или пальто. Можно также изолировать себя, встав на резиновый ковер, сухую доску и т.п. При отделении пострадавшего от токоведущих частей следует действовать одной рукой.
После освобождения пострадавшего от действия электрического тока необходимо немедленно приступить к оказанию необходимой доврачебной помощи.
28. Освобождение пострадавшего от действия травмирующих факторов электрического тока при напряжении свыше 1000 В.
При напряжении свыше 1000В для отделения пострадавшего от токоведущих частей необходимо использовать средства защиты: надеть диэлектрические перчатки и боты и действовать штангой или изолирующими клещами, рассчитанными на соответствующее напряжение. На воздушных линиях электропередачи 6-20 кВ, когда нельзя быстро отключить их со стороны питания, следует создать искусственное короткое замыкание для отключения высоковольтной линии. Для этого на провода высоковольтной линии надо набросить гибкий не изолированный проводник. Набрасываемый проводник должен иметь достаточное сечение во избежание перегорания при прохождении через него тока короткого замыкания. Перед тем как набросить проводник, один его конец надо заземлить, а на другой конец для удобства наброса желательно прикрепить груз. Набрасывать проводник надо так чтобы он не коснулся людей, в том числе оказывающего помощь и пострадавшего. Оказывающему помощь следует помнить об опасности напряжения шага. После отделения пострадавшего от токоведущих частей следует вынести его из опасной зоны на расстояние не менее 8 метров от токоведущей части.
После освобождения пострадавшего от действия электрического тока необходимо немедленно приступить к оценке состояния пострадавшего и оказанию необходимой доврачебной помощи.
29. Способы оказания первой помощи пострадавшему от воздействия электрического тока.