Устройство контролера машиниста тепловоза ЧМЭ3,развертка КМ и КМР
Контроллер машиниста тепловоза ЧМЭ3 типа НН 51.предназначен для управления тепловозом. Основными частями контроллера являются главный и реверсивный валы с собранными на них барабанами, подвижные и неподвижные контакты, фиксирующий механизм, блокировочное устройство, ручной и дистанционный приводы. Реверсивный вал 2 свободно проходит через сквозное отверстие главного вала 25 и механически с ним не связан. Главный вал опирается на шариковый подшипник 8, запрессованный в гнездо 24, которое прикреплено болтами к верхней плите 9. Опорой реверсивного вала является шариковый подшипник 30, установленный в гнезде 3, приваренном к нижней плите 29. На валу 25 при помощи двух шпонок укреплена главная рукоятка 12, имеющая восемь рабочих положений и положение "Холостой ход". Перевод реверсивного вала осуществляется съемной реверсивной рукояткой 16, имеющей положения "Нулевое", "Назад", "Пуск дизеля" и "Вперед". На верхнем конце реверсивного вала укреплена штифтом втулка 17 (штифт проходит через отверстия в и г). На бортик втулки надета возвратная пружина 13, а на нее — втулка 15, которая соединяется с втулкой 17 штифтом 18, проходящим через отверстия аи б. Диск 21 главной рукоятки соединен тремя болтами с кольцом 20, к которому прикреплена крышка 19. Если главная рукоятка контроллера находится в положении "Холостой ход", а реверсивная — в "Нулевом", то пружина 13 отжимает втулку 15 вместе со штифтом 18 вверх. Только в этом случае концы штифта входят в пазы крышки, и реверсивная рукоятка может быть снята. Чтобы отпереть контроллер, машинист вставляет реверсивную рукоятку в прорезь колпака 14 и центральным стержнем рукоятки давит на штифт 18, отжимая вниз втулку 15. Когда концы штифта выйдут из вырезов крышки, а заплечики реверсивной рукоятки 16 войдут в прорези втулки 17, реверсивный вал 2 можно перевести в требуемое положение поворотом рукоятки 16. На главном валу укреплены на шпонке пять гетинаксовых кулачковых шайб 7, образующих главный барабан контроллера. С обеих сторон вала на изоляционных колодках 32 и 41 укреплены подвижные и неподвижные контакты. Подвижный контакт представляет собой контактную пластину 39, установленную вместе с притирающей пружиной 38 на конце пальца 34, который шарнирно соединен со стальным держателем 33. Контактная пластина шунтом 37 соединена с держателем, укрепленным вместе с подводящим проводом на изоляционной колодке 32. В середине пальца на оси установлен ролик 36, прижимаемый пружиной 35 к боковой поверхности кулачковой шайбы. Когда при повороте шайбы ролик попадает в вырез на ее поверхности, подвижный контакт под действием пружины соединяется с неподвижным контактом 40 — латунной пластиной, имеющей выступ с рифленой поверхностью. В зависимости от количества и размера вырезов кулачковой шайбы подвижный и неподвижный контакты оказываются замкнутыми на одной или нескольких позициях . Держатели 33 и неподвижные контакты 40 входят в пазы д изоляционных колодок 32 и41 и закрепляются на них болтами, используемыми также для крепления проводов цепей управления. Реверсивный барабан контроллера, не отличающийся по конструкции от главного барабана, образован тремя кулачковыми шайбами 4, укрепленными при помощи шпонки на стальной втулке 5, которая соединена штифтом с нижним концом реверсивного вала. На принципиальной схеме электрооборудования тепловоза контакты главного барабана
1 -коромысло; 2 - реверсивный вал; 3,24 - гнезда; 4,7 -кулачковые шайбы,' 5, 15,17 - втулки; 6 - шарик; 8,30 - шариковые подшипники; 9, 29 - верхняя и нижняя плиты; 10 - храповик; 11 - фигурная плита; 12 - главная рукоятка; 13,44,54,55 - пружины; 14 - колпак; 16 -реверсивная рукоятка; 18 -штифт; 19,50, 62 - крышки; 20 — кольцо; 21, 26, 28 - диски; 22 - пластмассовый диск; 23- пустотелый болт; 25 - главный вал; 27 - планка; 31 - скоба; 32, 41, 42 - изоляционные колодки; 33, 47 - держатели; 34 - палец; 35 - включающая пружина; 36,45 - ролики; 37 - шунт; 38 - притирающая пружина; 39 -контактная пластина; 40 - непод- вижный контакт; 43, 56 - стержни; 46, 57 - рычаги; 48 - стальная колодка; 49, 58 — шпильки; 51, 61- пнев-моцилиндры; 52, 59 - поршни; 53 - защелка; 60 — вкладыш; 63, 64 - штуцера; а, б, в, г - отверстия; д – паз
контроллера обозначены КМ1—КМ10, а реверсивного — КМР1—КМР6 Для фиксации
положений рукояток на главном и реверсивном валах укреплены стальные диски 26 и 28 Диск
26 имеет девять вырезов, соответствующих положениям главной рукоятки контроллера, а
диск 28 — четыре выреза, соответствующих положениям реверсивной рукоятки. В вырезы
дисков входят ролики 45 рычагов 46, шарнирно укрепленных на держателях 47 (эти
держатели прикреплены к стальным колодкам 48. С другой стороны рычаг соединен со
стержнем 43, проходящим через сквозные отверстия изоляционных ко колодок 42. Под
действием пружины 44 ролик прижат к вырезу диска. Следовательно, для перевода главного
или реверсивного вала из одного положения в другое необходимо вытолкнуть ролик из
выреза соответствующего диска, преодолев при этом усилие пружины 44. Колодки 32, 41, 42 и
48 укреплены на восьми шпильках 49 между верхней 9 и нижней 29 плитами Диски 26 и 28
используются также для взаимоблокирования главного и реверсивного валов. К стальной
планке 27, расположенной между дисками, приварена втулочка, в которую помещены два
шарика 6. Сумма диаметров шариков больше расстояния между дисками. В положениях
"Вперед", "Назад" и "Пуск" одна из трех выемок, сделанных на верхней стороне диска 28,
оказывается под шариками, которые опускаются вниз, позволяя свободно перемещаться
диску 26 вместе с главным валом. На нижней стороне этого диска имеется только одна
1 -коромысло; 2 -
реверсивный вал; 3,24 -
гнезда; 4,7 -кулачковые
шайбы,' 5, 15,17 - втулки; 6
- шарик; 8,30 - шариковые
подшипники; 9, 29 -
верхняя и нижняя плиты;
10 - храповик; 11 -
фигурная плита; 12 -
главная рукоятка;
13,44,54,55 - пружины; 14 -
колпак; 16 -реверсивная
рукоятка; 18 -штифт; 19,50,
62 - крышки; 20 — кольцо;
21, 26, 28 - диски; 22 -
пластмассовый диск; 23-
пустотелый болт; 25 -
главный вал; 27 - планка;
31 - скоба; 32, 41, 42 -
изоляционные колодки; 33,
47 - держатели; 34 - палец;
35 - включающая пружина;
36,45 - ролики; 37 - шунт;
38 - притирающая
пружина; 39 -контактная
пластина; 40 - непод-
вижный контакт; 43, 56 -
стержни; 46, 57 - рычаги;
48 - стальная колодка; 49,
58 — шпильки; 51, 61-
пнев-моцилиндры; 52, 59 -
поршни; 53 - защелка; 60
— вкладыш; 63, 64 -
штуцера; а, б, в, г -
отверстия; д - паз
выемка, которая оказывается над шариками в положении "Холостой ход" главной рукоятки.
Таким образом, главную рукоятку контроллера можно перевести из положения "Холостой
ход" в любое рабочее положение только в том случае, если реверсивная рукоятка находится в
любом положении, кроме "Нулевого". В свою очередь перевод реверсивной рукоятки и снятие
ее возможны только при постановке главной рукоятки в положение "Холостой ход".
. На боковых поверхностях цилиндров, обращенных к храповику 10, сделаны прорези
для прохода зубьев храповика.
При включении вентиля КМБ или КММ в один из цилиндров поступает сжатый воздух,
под давлением которого поршень перемещается и своей защелкой давит на зуб храповика,
поворачивая его вместе с главным валом. В конце хода поршня рычаг 57 своим болтом
отжимает размыкающую блокировку КБ или КМ , включенную в цепь питания катушки
вентиля КМБ (КММ). При выключении вентиля сжатый воздух выходит из цилиндра, а
пружина 55 возвращает поршень в первоначальное положение. При обратном ходе поршня
защелка скользит по зубьям храповика.
Для управления реверсивным барабаном служат два пневмоцилиндра 61 и коромысло
1, укрепленное на нижнем конце реверсивного вала посредством штифта. В каждый цилиндр
вставлен латунный поршень 59 со стальным вкладышем 60. Цилиндры закрыты крышками
62, имеющими прорези для прохода плеч коромысла. При впуске сжатого воздуха через
штуцер 64 в цилиндр поршень перемещается и своим вкладышем нажимает на одно из плеч
коромысла, поворачивая реверсивный барабан контроллера в положение "Вперед" или
"Назад". В таком положении поршень остается до следующего переключения, так как
возвратных пружин этот привод не имеет.
Контроллер оборудован
также дистанционным
пневматическим приводом.
Для управления главным
барабаном на валу 25
укреплен храповик 10, а на
верхней плите 9 установлены
два пневмоцилиндра 51.
Внутри каждого цилиндра
находятся поршень 52, уп-
лотненный резиновым
кольцом, и возвратная
пружина 55. В сквозное от-
верстие поршня вставлена
защелка 55 с пружиной 54. В
задний торец поршня
запрессован стержень 56,
проходящий через пустотелый
болт 23, ввернутый в
цилиндр. На выступающем
конце стержня укреплен
рычаг 57, воздействующий на
мостиковую блокировку (эта
блокировка вместе с
текстолитовой колодочкой
прикреплена к плите.
Оба пневмоцилиндра 61 установлены на скобе 31, прикрепленной болтами к нижней
плите 29. Верхняя плита 9 соединена четырьмя шпильками 58 с фигурной плитой 11,
используемой также для крепления контроллера на пульте управления.