Блок распознавания информации - распознаватель
Распознаватель – это часть долговременной памяти, вынесенная во вне. Здесь происходит превращение неорганизованного потока информации в осмысленные единицы. У больных при нарушении работы этого блока отмечается «ассоциативная агнозия», больной может воспринять информацию, но не может ее опознать. К инструментам опознания относят гипотезы эталонов, прототипов и черт.
Рабочая память
В литературе часто используются термины кратковременная и рабочая память. Впервые А. Бэддели и Дж.Хитч предложили заменить термин «кратковременная память», который не отражает функциональных характеристик данной подсистемы, на термин «рабочая память». В рабочей памяти происходит интенсивная переработка информации, она служит «местом пересечения» собственно памяти и других познавательных процессов: мышления, воображения и т.д.
Функции рабочей памяти:
Ø обеспечивает текущую деятельность,
Ø подготавливает информацию к переводу в постоянное хранилище долговременной памяти
Ø обеспечивает связь памяти с другими психическими функциями и внешним миром.
В концепции А. Бэддели и Дж.Хитча рабочая память разделена на три подструктуры:
Ø Центральный исполнитель имеет наибольшую емкость и управляет двумя другими подструктурами. Объем ограничен до 5-9 единиц информации. В центральном исполнителе возможна семантическая обработка информации Центральный исполнитель также «пользуется услугами» долговременной памяти и других психических процессов
Ø Фонологическая петля – место, где идет работа с вербальной информацией, она играет вспомогательную роль
Ø Визуально-пространственная матрица - это место, где идет работа с визуальными объектами, а также объектами, представленными в форме тактильных ощущений, запахов и вкуса.
Фонологическая петля и визуально-пространственная матрица представляют собой рабочие «органы» центрального исполнителя и позволяют оперировать информацией в различных формах. Их емкость значительно варьирует в зависимости от индивидуальных особенностей и опыта человека (так у профессионального музыканта емкость фонологической петли значительно больше, чем у человека, который не занимается музыкой).
В последние годы А. Бэддели дополнил модель рабочей памяти подструктурой эпизодического буфера, которая дает возможность интегрировать находящуюся в рабочей памяти информацию
Долговременная память.
Долговременная память – это постоянное хранилище информации. Ее объем практически не ограничен. Считается, что забывания в долговременной памяти не существует, иногда правда затруднен доступ к нужному материалу. Долговременную память подразделяют на процедурную и декларативную.
Процедурная памятьсохраняет связи между стимулами и реакциями. Иногда ее называют ассоциативной памятью. Большинство явлений, связанных с процедурной памятью проявляют себя в движении. Когда двигательный навык приобретен он легко восстанавливается после продолжительного времени даже без особых упражнений в нем. Ход формирования двигательного навыка бихевиористы отразили в кривой научения.
На первом этапе выполнения движения эффективность невелика (начальная площадка навыка) потом происходит резкое повышение эффективности, затем развитие как бы останавливается (плато навыка)
Процедурная память хранит информацию о приобретенных навыках, сохраняет связи между стимулами и реакциями |
Декларативная память связана с представлениями. Она подразделяется на подсистемы семантической, эпизодической и автобиографической памяти
Эпизодическая память постоянно получает новые задачи (и изменяется в результате их выполнения), тогда как семантическая память активируется реже, и остается относительно стабильной во времени. |
Эпизодическая память сохраняет эпизоды прошлого, она постоянно получает новые задачи и изменяется в ходе их выполнения. Ее единицами являются эпизоды, локализованные во времени. В этой памяти действует принцип специфичности кодирования, доступность образов прошлого определяется совпадением ключевых элементов ситуации кодирования и извлечения. Эпизодическая память подвержена изменениям или потерям информации, но она важна, поскольку составляет основу для опознания событий, людей и мест, встречавшихся в прошлом. Этим воспоминаниям во многом не хватает формальной структуры, особенно той, что хранится в семантической памяти. Эпизодическая память имеет дополнительную возможность приобретать и удерживать знания о лично переживаемых событиях
Рисунок Сравнение эпизодической и семантической памяти
Вопросы для самопроверки:
Если вас попросить перемножить 37 на 3, то для этого потребуется информация:
а) из семантической памяти
б) эпизодической памяти
( ответ из семантической памяти)
Если Вас попросить вспомнить, что Вы ели на завтрак, то для этого потребуется информация:
а) из семантической памяти
б) эпизодической памяти
(ответ из эпизодической памяти)
Запишется ли в эпизодической памяти, что вы умножали 37 на 3 и вспоминали, что вы ели на завтрак
а) да
б) нет
(ответ да)
Автобиографическая память.
Первоначально автобиографическая память считалась частью эпизодической памяти, потому что она хранит информацию об отдельных эмоционально насыщенных событиях жизни.
Однако позже ее стали рассматривать как специфический вид памяти промежуточный между эпизодической и семантической памятью, обладающей свойствами обеих систем.
Содержание автобиографической памяти составляют значимые события жизни и представления о себе в различные периоды жизни. Такая память является основой самоидентичности и уникальности личности.
Представления автобиографического материала в памяти фиксируются в виде «живых» образов с множеством конкретных деталей, что позволяет субъекту «возвратиться» в прошлую ситуацию и испытать чувства, соответствующие пережитому событию. Дж. Кулик обозначил это понятием «flashbulb» («яркая вспышка»).
Единицами автобиографического опыта являются взаимно-перекрывающиеся пространства важных и ярких автобиографических воспоминаний.
Воспоминание о ярком событии событийно-фактологично, организовано по пространственно-временному принципу, насыщено «чувственным» и эмоциональным содержанием. При многократных воспроизведениях таких воспоминаний не происходит их «развития».
Основное содержание воспоминания о важном событии составляет описание результатов и последствий события (или жизненного этапа), «взгляд из сегодняшнего дня». Важное событие погружено не в событийный, а в смысловой контекст. Автобиографический опыт, составляющий важное событие, имеет социально-смысловую, обладающую динамикой во времени, произвольно реконструируемую организацию. В зависимости от объективных характеристик ситуации актуализации, личностных задач субъекта и его эмоционально-мотивационного состояния, конкретное автобиографическое воспоминание выступает в качестве функциональной единицы преимущественно или эпизодической, или семантической подсистемы.
Автобиографическая память отличается от эмоционального вида памяти, поскольку существует качественное различие между эмоциональной и личностно-смысловой насыщенностью автобиографического воспоминания.
№ п.п. | Отличительные характеристики автобиографической памяти |
Уникальность, неповторимость запечатленных событий жизни | |
Структурирование содержаний в соответствии с индивидуальной концепцией «судьбы» в «историю жизни» | |
Яркость, системность, целостность автобиографических воспоминаний, включающих необходимое и достаточное содержание для повторного переживания личностью данной ситуации с полным ощущением себя вновь ее участником (феномены «живой картины» и «диссоциации разновременных Я») | |
Повествовательная вербализованная форма презентации субъекту части автобиографической памяти | |
Различие на осознаваемом и неосознаваемом уровнях ценностно-смысловой и мотивационно-эмоциональной насыщенности содержаний | |
Наличие временного пространства организации материала, система «опорных, ключевых точек» | |
Специфика произвольной регуляции автобиографической памяти | |
Особые интерперсональные и интраперсональные функции автобиографической памяти | |
Социально-культурная детерминация формирования автобиографической памяти путем включения в ее организацию парадигмы «судьбы». |
Функции автобиографической памяти:
1.Интерперсональные – поддержание связи с близкими людьми, имеющими сходные фрагменты автобиографического опыта; трансляция пожилыми людьми своего жизненного опыта; способ установления контактов (демонстрация доверия); понимание и предсказание жизни других людей и их поступков по аналогии со своим прошлым.
2.Интраперсональные - формирование самоосознания уникального, самотождественного психологического субъекта; саморегуляция; конструирование Я-концепции
Нигро и Райссер обнаружили, что человек может припоминать события о собственных переживаниях с разных точек зрения:
· либо принимая позицию стороннего наблюдателя
· либо помещая себя внутрь сцены
Авторы допускают два уровня функционирования знаний: главный - семантический, содержащий разновременные самоописания субъекта, имеющие организацию в виде схем, и дополнительный - эпизодический, хранящий события истории жизни.
На основе представлений об уровневом иерархическом строении автобиографической памяти Дж. Скулера, Д.Германа, М.Клонвея, В.В.Нуркова предложила свой вариант модели автобиографической памяти личности.
Рисунок Модель автобиографической памяти личности
Уровень эпизодической памяти (круг – символизирует эпизод детства) - это яркая полная деталей картинка с минимальной степенью обобщенности по всем параметрам, минимально относится к «Я», интерпретации этого материала случайны и легко изменяются. Они представляют собой практически повторное переживание эпизода. Уровень семантической памяти (треугольник - символизирует важное событие) – событие представлено как взгляд на прошлое из сегодняшнего дня, погружено в смысловой аспект жизни, предполагает описание результатов и последствий события. Воспоминание о важном событии может конструироваться из разрозненных жизненных эпизодов, относящихся к определенному этапу. «Переломное событие» (звездочка символизирует это воспоминание) – это материал, связанный с кардинальными изменениями в жизни человека. Сопоставляется то, что было до и после события. Образный компонент в воспоминании может отсутствовать вовсе. Пласт воспоминаний «моя судьба» изображен фигурой квадрата. Это воспоминания о событиях, в которых воплощается личность человека и эти воспоминания проникают в ядро личности. |
ГЛОССАРИЙ
Ретенция – термин, обозначающий удержание, сохранение
Интенция - термин, обозначающий намерение, цель
Сенсорный регистр – сверх - кратковременное хранилище информации большого объема.
Иконическая память — дискретный сенсорный регистратор зрительных стимулов.
Эхоическая память — дискретный сенсорный регистратор слуховых стимулов.
Распознаватель – часть долговременной памяти, вынесенная во вне, место превращения неорганизованного потока информации в осмысленные единицы.
Рабочая память - «место пересечения» собственно памяти и других познавательных процессов: мышления, воображения и т.д
Фонологическая петля – место, работы с вербальной информацией, играет вспомогательную роль
Визуально-пространственная матрица - это место, работы с визуальными объектами, а также объектами, представленными в форме тактильных ощущений, запахов и вкуса.
Долговременная память – это постоянное хранилище информации. Ее объем практически не ограничен.
Процедурная памятьсохраняет связи между стимулами и реакциями. Иногда ее называют ассоциативной памятью.
Семантическая память — сохраняет обобщенные знания о мире, регистрирует не свойства входных сигналов, а их когнитивные референты: слова, понятия, правила и абстрактные идеи, остается относительно стабильной во времени.
Эпизодическая память сохраняет эпизоды прошлого, она постоянно получает новые задачи и изменяется в ходе их выполнения. Ее единицами являются эпизоды, локализованные во времени.
Автобиографическая память специфический вид памяти, промежуточный между эпизодической и семантической памятью, обладающей свойствами обеих систем.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.