Изучение многоразрядного сумматора комбинированного типа параллельного дейтвия на интегральных микросхемах.

Цель работы

Исследовать принцип работы многоразрядного сумматора на интегральных микросхемах.

Состав рабочего места

Лабораторный стенд с панелями А1-1, А1-3, А11, А18, провода, описание лабораторной работы.

Выполнение работы

3.1 Исследовать принцип действия двухразрядного сумматора параллельного действия на микросхеме К133ИМ2 (рис.3.1), заполнив таблицу истинности (таблица 1).

3.2 Собрать схему и исследовать принцип работы 4х разрядного сумматора на микросхемах К133ИМ2 (рис. 3.2.) заполнив таблицу истинности (таблица 2).

На вход переноса Р1 элемента ДД1 подать «0».

входы выходы
А1 В1 А2 В2 P1=0 P1=1
S1 S2 S3 S1 S2 S3

Изучение многоразрядного сумматора комбинированного типа параллельного дейтвия на интегральных микросхемах. - student2.ru

Изучение многоразрядного сумматора комбинированного типа параллельного дейтвия на интегральных микросхемах. - student2.ru

входы выходы
X1 X2 X3 X4 Y1 Y2 Y3 Y3 S1 S2 S3 S4 P
         
         
         
         
         
         
         

3.3 Исследовать принцип работы 4х разрядного сумматора на базе микросхемы К133ИМ3 (рис.3.3) заполнить таблицу истинности (таблица 3)

входы Выходы
A1 A2 A3 A4 B1 B2 B3 B4 P0=0 P0=1
S1 S2 S3 S4 S1 S2 S3 S4
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               


Содержание отчета

Отчет должен содержать :

- цель работы;

- УГО и таблицу истинности сумматора К133ИМ2;

- схему и таблицу истинности 4х разрядных сумматоров;

- выводы по работе.

Лабораторная работа № 19

Изучение принципа построения и работы многоразрядного десятичного сумматора с запоминанием единицы межтетрадного переноса, построенного на интегральных микросхемах

Цель работы

1.1. Получить практический навык в сборке и проверке на работоспособность схемы сумматора.

1.2. Выработка внимания и целеустремленности при исследовании схемы.

Состав рабочего места

Лабораторный стенд с панелями А1-1 (4шт), А2,А6,А11 (2шт), А12 (2шт).

Выполнение работы

3.1. Исследование схемы двоично-десятичного сумматора.

3.2. Произвести монтаж схемы в соответствии с рис 3.1,

Подсоединить к схемам индикации (панель А1-3) выходы сумматоров первой и второй ступеней.

Строго соблюдайте последовательность сборки схемы!

Монтаж схемы ведите поэтапно.

На первом этапе смонтируйте только сумматор первой ступени DD1, DD2.

Подавая различные комбинации входных переменных А и В проверьте правильность двоичного сложения.

На втором этапе подсоедините схему организации коррекции (схемы DD3 DD4). Подавая различные комбинации входных переменных А и В проверьте правильность выявления чисел, больше девяти.

На третьем этапе организуйте вторую ступень сумматора, подсоединив его к сумматору первой ступени и схеме организации коррекции.

После этого проверьте правильность двоично-десятичного сложения.

3.3. Необходимо иметь в виду, что перед началом работы нужно установить триггер межтетрадных переносов DD7 в нулевое состояние, а при опросе о наличии межтетрадного переноса нажать кнопку «ГОИ»

3.4. Задать с панели А1-1-1 и А2-1-2 определенную комбинацию слагаемых А и В.

3.5. По индикации проверить правильность сложения в двоичном коде; наличие единицы, говорящей о необходимости коррекции результата; значение результата в двоично-десятичном коде.

3.6. Можно провести исследования схемы на базе микросхемы АЛБ133ИП3 (рис 3.2). При организации работы схемы необходимо внимательно проконтролировать правильность подачи управляющих сигналов.

Описание микросхемы 133ИП3 приведено в приложении к работе «изучение принципа построения и работы многоразрядного комбинационного сумматора с цепями ускоренного переноса на интегральных схемах».

Изучение многоразрядного сумматора комбинированного типа параллельного дейтвия на интегральных микросхемах. - student2.ru

Изучение многоразрядного сумматора комбинированного типа параллельного дейтвия на интегральных микросхемах. - student2.ru

Входы Функции управляющих сигналов Значения сигналов
М Задает арифметическую операцию
S3-S0 -- C0 Кодовая комбинация выбора функции А + В без учета переноса (С0)  

Исследование схемы двоично-десятичного сумматора на основе ИС 133ИМ2

Значение входных слагаемых Пере нос р1 Значение суммы первой ступени Значение суммы второй ступени
A4 A3 A2 A1 B4 B3 B2 B1 S4 S3 S2 S1 S4 S3 S2 S1
                                 
                                 
                                 
                                 
                                   

Теоритические вычисления

А=

В=

S(2)

+

+6

S(2-10)

Исследование схемы двоично-десятичного сумматора на основе ИС 133ИП3

Вид оп. Упр. Сигналы «выб. Ф-ции» Пере нос Значения вх. слагаемых Знач. Суммы 1 ступени Знач. Суммы 2 ступени
М S3 S2 S1 S0 C0 A4 A3 A2 A1 B4 B3 B2 B1 F4 F3 F2 F1 F4 F3 F2 F1
                                           
                                           
                                           

Теоритические вычисления

А=

В=

S(2)

+

+6

S(2-10)

4. Контрольные вопросы

4.1. в каких случаях при сложении двоично-десятичных чисел производится коррекция результата?

4.2. почему коррекции результата производятся только при прибавлении именно числа 6?

4.3. почему на выходе схемы организации коррекции DD3 стоит логический элемент 4И-НЕ – какие функции он выполняет?

Заключение:

За время прохождения учебной практики по ПМ 01 Проектирование цифровых устройств с 20.04 по 17.05.2017г. я ознакомился с техникой безопасности, научился переводить числа из одной системы счисления в другую, переводить числа из одной системы счисления в другую, складывать числа в дополнительном и обратном коде, так же ознакомился с особенностями построения логических устройств на реальной элементной базе, научился представлять переключательные функции в СДНФ и СКНФ, узнал основные законы алгебры логики, ознакомился с картами Карно-Вейча, научился проектировать цифровые устройства с помощью САПР PCAD, т.е. создавать символы компонентов, корпусов, создавать компоненты, создавать схемы электрические принципиальные и выводить её на печать, создавать печатную плату, использовать рисунок платы сборочного чертежа, изучил работу УМК в пошаговом режиме, узнал методы адресации памяти и команды работы с памятью, научился синтезировать и исследовать двоично-десятичный счетчик и двоичный суммирующий счетчик.

Литература

Угрюмов Е.П.– Цифровая схемотехника, 2010г.,

Шарапов А.В.– Цифровая схемотехника 2008г., Баби Н.П. Жуков И.А. Цифровая схемотехника. Издательство Додэка ХХI VR – Пресс 2007г.

Дополнительные источники: Подяков Е.А., Орлик В.В.– цифровая схемотехника, 2003.,Собакин Е.Л. – цифровая схемотехника 2002г.,Колабеков Б.А. – цифровые устройства и микропроцессорные системы 2000г.,Нешумова К.А.– ЭВМ и системы 2000г.

Наши рекомендации