Работа схемы при остановке дизеля.
Остановка дизеля производится отключением тумблера ТН1 «Топливный насос I», контакт которого размыкает «минусовую» цепь питания катушек контактора КРН и реле РУ10. В результате выключаются регулятор напряжения и контакторы возбуждения генератора КВ и ВВ. Напряжение стартер-генератора падает до нуля, а диод Д3Б, выполняя разделительную функцию, не допускает короткого замыкания аккумуляторной батареи через якорь СГ. Реле РУ10 отключает электромагнит МР6 регулятора дизеля, вследствие чего рейки топливных насосов дизеля становятся в положение нулевой подачи топлива. Дизель останавливается, давление масла падает, и реле РДМ4 отключает реле РУ9. При этом замыкается цепь питания катушки контактора КМН: «плюс» от автоматического выключателя А3 «Дизель», провод 1148, зажим 16/1,2, провода 1123, 1159, контакт разъема 25-8, замкнутые контакты реле РУ9, РУ10, контакт разъема 26-34, провод 1746, замкнутый размыкающий контакт контактора КТН, провод 1223, контакт разъема 25-2, замкнутые контакты реле РУ23, провода 1226, 1227, замкнутый размыкающий контакт тумблера ОМН «Масляный насос», провод 1220, катушка контактора КМН, далее на «минус» по цепи: провод 1711, зажим 22/9, провод 1719, контакт разъема 2М-9. Контакты КМН обеспечивают включение электродвигателя маслопрокачивающего насоса и реле времени РВП1 (см. выше). По истечении 60 с, в течение которых прокачивается масляная система дизеля, реле РВП1 размыкает контакты между проводами 1743 и 1747, что приводит к отключению реле РУ23, которое в свою очередь отключает контактор КМН. Электрическая схема возвращается в исходное для пуска дизеля состояние.
Экстренная остановка дизеля может быть произведена кратковременным нажатием на кнопку аварийной остановки КА (контакт между проводами 827 и 1690) (см. рис. 1.2). Контакт кнопки замыкает цепи питания катушек вентилей ВТ тифона и реле РУЗ обеих секций:
1) катушки вентиля ВТ - зажим 3/7,8, провод 827, контакт кнопки КА, провода 1690, 1691, зажим 17/2, провод 2440, катушка вентиля ВТ, провода 2441, 1092, контакты разъема 2М-18,19, на «минус»;
2) катушки реле РУЗ - «плюс» от автомата АУ «Управление общее», провода 1684, 1685, контакт блокировки тормоза БУ, провод 1686, зажим 3/5,6, провод 1687, контакт реверсивного механизма контроллера машиниста КМ, провод 1688, зажим 3/7,8, провод 827, контакт кнопки КА, провода 1690, 1691, зажим 17/2, провод 1636, катушка реле РУЗ, далее на «минус» блока реле.
Реле РУЗ, включившись, осуществляет следующее:
1) контактом между проводом 1666 и собственной катушкой замыкает цепь самопитания от зажима 3/7,8;
2) замыкающим контактом между проводами 1666 и 1351 создает цепь питания катушек вентилей 1КП1, 1КП2, 2КП1, 2КП2 электропневматических клапанов песочницы;
3) контактом между проводами 1636 и 1576 замыкает цепь питания катушки электропневматического вентиля ВА предельного выключателя дизеля;
контактами между проводами 1159 и 1748 размыкает цепь питания катушек реле РУ10 и контактора КРН, что приводит к остановке дизеля.
ЦЕПИ УПРАВЛЕНИЯ ЧАСТОТОЙ ВРАЩЕНИЯ ВАЛА ДИЗЕЛЯ
Изменение частоты вращения вала дизеля достигается путем изменения затяжки всережимной пружины регулятора дизеля при помощи электромагнитов МР1-МР4, которые включаются и выключаются в определенной последовательности при повороте штурвала контроллера. Переключение производится изменением позиций контроллера машиниста с 1-й по 15-ю при положении реверсивной рукоятки контроллера в одном из рабочих состояний «Вперед» или «Назад».
Питание электромагнитов осуществляется от выключателя АУ «Управление общее» по следующей цепи (см. рис. 1.3): выключатель АУ «Управление общее», провод 1684, клемма 4/5, провод 1685, контакт блокировки тормоза усл. № 367, провод 1686, зажим3/5,6,провод 1687, контакт реверсивной рукоятки контроллера, замкнутый в ее рабочем положении, провод 1696, «плюсовая» шина контроллера (см. рис. 1.4), далее через следующие контакты контроллера машиниста: контакт 10 (провода 1637, 1638, 1503) - питание катушки МР1; контакт 9 (провода 1625, 1626, 1500) - питание катушки МР2; контакт 8 (провода 1643, 1644, 1506) - питание катушки МР3; контакт 2 (провода 1647, 1648, 1507) - питание катушки МР4. «Минус» на катушки блок-магнитов подается от контакта разъема 2М-24 по цепи: провода 1205, 1203, контакты 11, 12 разъема регулятора.
ЦЕПИ УПРАВЛЕНИЯ КОНТАКТОРАМИ ТЯГОВОЙ СИЛОВОЙ ЦЕПИ И ВОЗБУЖДЕНИЯ ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА
Холостой ход дизеля.
На холостом ходу дизеля питание схемы управления контакторами возбуждения ТГ осуществляется от автоматического выключателя А4 «Управление возбуждением».
После завершения пуска и выхода дизеля на режим холостого хода получает питание катушка реле управления контакторами возбуждения РКВ по цепи: «плюс» от автоматического выключателя А4 «Управление возбуждением», провод 1307, зажим 20/3,4, провод 1435, зажим 29/1, провода 1555, 1471, замкнутый контакт реле РВ3, провод 1437, замкнутые размыкающие вспомогательные контакты поездных контакторов П1-П6, провода 669, 694-697, провод 898, зажим 20/13, провод 1442, контакт разъема 25-30, размыкающий контакт РУ5, контакт разъема 25-27, провод 1311, зажим 20/9, провод 1337, контакт разъема 33-8, замкнутый размыкающий контакт РУ4, контакт разъема 33-9, провод 1338, зажим 10/9, провод 1005, замкнутый вспомогательный контакт контактора КРН, провод 3037, катушка реле РКВ, провода 3038, 1373, 1380, зажим 31/3, провод 1575, контакт разъема ЗМ-3, «минус» цепи. Реле управления контактами возбуждения РКВ своим контактом между проводами 3033 и 3034 замыкает цепь питания катушки контактора возбуждения КВ: зажим 29/1, провод 3033, контакт РКВ, провод 3034, размыкающие контакты реле РЗ, РОП, РМ2, последовательно соединенные проводами 1341, 1359, замкнутые контакты блокировок дверей БД2-БД8, БВУ, соединенные проводами 1343, 1344, 1346, 1340, 1336, 1339, 1347, 1342, 1358, 1368, 1364, 1365, 1362, 1367, 1369, 1363, зажим 25/2, провод 1378, катушка КВ, провода 1373, 1380, зажим 31/3, провод 1575, «минусовой» контакт разъема ЗМ-3.
От «плюсового» зажима катушки контактора КВ по проводу 1372 получает питание катушка контактора ВВ.
Создающиеся при этом цепи питания обмотки возбуждения тягового генератора от возбудителя СВ через управляемый выпрямитель УВВ описаны ранее. В результате на зажимах тягового генератора возникает напряжение, необходимое для питания электродвигателей собственных нужд переменного тока.
Режим тяги.
Для приведения тепловоза в движение необходимо включить тумблеры УТ «Управление тепловозом», ТД «Движение», повернуть в рабочее положение ключ ЭПК, установить реверсивную рукоятку контроллера в положение «Вперед» или «Назад», перевести штурвал контроллера на первую позицию. При этом получает питание катушка В или Н электропневматического привода реверсора ПР по цепи: «плюс» от «плюсовой» шины контроллера, контакты 1, 3 контроллера, замкнутые на 1-15-й его позициях, провод 1604, зажим 4/17, провод 1552, замкнутый контакт ключа ЭПК, провода 1551, 1548, замкнутые контакты тумблеров УТ «Управление тепловозом» и ТД «Движение», провод 1547, контакт реверсивного механизма контроллера «В» (при движении назад - контакт «Н»), провода 1539, 1538, зажим 18/20, провод 1528, катушка В (при движении назад - провода 1542, 1541, зажим 18/19, провод 1529, катушка Н), провода 1532, 1527, 1525, зажим 25/19, провод 1622, «минусовой» зажим 22/4.
Главные контакты ПР, замыкаясь, подготавливают цепи питания обмоток возбуждения С1-С2 тяговых электродвигателей 1-6 током, проходящим в соответствующем направлении (см. рис. 1.1).
После замыкания вспомогательных контактов реверсора получает питание катушка реле РУ22 по цепи (см. рис. 1.4): контакт В или Н реверсора, провод 1531, зажим 14/16,17, провод 1445, контакты датчиков-реле температуры масла и воды ТРМ, ТРВ2, ТРВ1 (зажимы Х1/13, Х1/12, Х2/5, Х2/10, контакты разъемов 3, 2), провода 1642, 2543, 1493, контакт реле РДВ давления воздуха в тормозной магистрали (контакты разъемов 2, 1), провода 1483, 2542, 1480, далее на контакт разъема 25-36 блока реле и катушку реле РУ22.
При включении реле РУ22 создается цепь питания катушки реле РВ3: «плюс» от зажима 14/16,17, провод 1524, замкнутые вспомогательные контакты автоматических выключателей АВУ вентилятора охлаждения выпрямительной установки, 1АТ вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей первой тележки, 2АТ вентилятора охлаждения электродвигателей второй тележки, замкнутый контакт РУ22, замкнутые размыкающие контакты реле РУ1, РУ2, РУ8, контакт разъема 25-33, провода 1490, 1487, 2540, катушка реле РВ3, провода 1494, 3038, 1373, 1380, зажим 31/3, провод 1575, «минусовой» контакт разъема ЗМ-3.
Размыкающий контакт реле РВ3 с выдержкой времени на замыкание между проводами 1471 и 1437 размыкает цепь питания катушки реле РКВ. Реле РВ3 своим замыкающим контактом с выдержкой времени на размыкание (провода 1555, 1557) через замкнутые контакты тумблеров ОМ1-ОМ6 (используются для выключения неисправного тягового электродвигателя) подает питание на катушки электропневматических вентилей П1- П6 приводов поездных контакторов. Их главные контакты соединяют цепи тяговых электродвигателей 1-6 с выходом выпрямительной установки ВУ, а вспомогательные контакты между проводами 1557 и 1333 замыкают цепь питания катушки реле РУ5. Реле РУ5, замыкая контакты между проводами 1311 и 1491, восстанавливает питание катушки реле РКВ: зажим 14/16,17, провод 1524, замкнутые контакты автоматических выключателей АВУ, 1АТ, 2АТ, замкнутый контакт РУ22, замкнутые размыкающие контакты реле РУ1, РУ2, замкнутый замыкающий контакт РУ5, контакт разъема 25-27, провод 1311, зажим 20/9, провод 1337, контакт разъема 33-8, замкнутый размыкающий контакт РУ4, контакт разъема 33-9, провод 1338, зажим 10/9, провод 1005, замкнутый контакт контактора КРН, провод 3037, катушка реле РКВ, провода 3038, 1373, 1380, зажим 31/3, провод 1575, контакт разъема ЗМ-3, «минус» цепи. Сработав, реле РКВ своими контактами восстанавливает цепь питания контакторов КВ и ВВ. Напряжение тягового генератора по собранной силовой цепи поступает на обмотки тяговых электродвигателей.
Своими вспомогательными контактами между проводами 1491 и 1484 контактор КВ осуществляет подачу питания на катушку РВ3 в обход размыкающего контакта реле РУ8.
При выключении тяги происходит кратковременное отключение возбуждения тягового генератора: при постановке рукоятки контроллера машиниста в положение «0» контакты 1, 3 контроллера машиниста разрывают цепь между проводами 1696 и 1604, а следовательно, катушки реле РВ3 и РКВ перестают получать питание. Замыкающий контакт реле РКВ между проводами 3033, 3034 разрывает цепь питания катушек контакторов КВ и ВВ. Реле РВ3 своим замыкающим контактом с выдержкой времени на размыкание (0,8 с) между проводами 1555 и 1557 снимает питание с катушек ЭПВ П1-П6 приводов поездных контакторов. После отключения поездных контакторов размыкающий контакт реле РВЗ с выдержкой времени на замыкание между проводами 1474, 1437 осуществляет сборку цепи питания катушки реле РКВ через замкнутые размыкающие вспомогательные контакты поездных контакторов П1-П6, контакт реле управления РУ5, реле-повторитель нулевой защиты Р4 и вспомогательный контакт контактора КРН. Реле управления контакторами возбуждения РКВ своим контактом между проводами 3033 и 3034 замыкает цепь питания катушек контакторов возбуждения КВ и ВВ, происходит восстановление возбуждения тягового генератора, но уже при отключенном реле РУ5, т.е. в режиме холостого хода.