Защита от снижения давления в тормозной магистрали или ее обрыва.
Реле давления воздуха РДВ своим з.к. (109, 113) отключает контакторы КВ, ВВ и реле времени РВЗ, снимая нагрузку с генератора, если давление в тормозной магистрали менее 3,0 — 3,5 кгс/см2. Обратное включение реле и замыкание цепей тягового режима возможно при повышении давления до 5,0 кгс/см2.
При нарушении целостности тормозной магистрали вследствие открытия стоп-крана, разъединения рукавов, обрыва поезда, перекрытия концевого крана, особенно если это произошло в хвостовой части состава повышенной длины, машинист может не заметить кратковременного перемещения стрелки манометра, так как компрессоры тепловоза будут компенсировать утечки сжатого воздуха. Для контроля целостности тормозной магистрали поезда между двухкамерным резервуаром № 295 воздухораспределителя № 483 и его главной частью № 270.023 на каждой секции тепловоза установлен пневмоэлектрический датчик №418.
В случае появления утечки из тормозной магистрали воздухораспределители срабатывают на дополнительную разрядку. При этом диафрагма датчика, связанная с камерой дополнительной разрядки, изгибается и через толкатель нажимает на микропереключатель, замыкая контакт ДДР. Создается цепь питания катушки реле РУ1: от автомата А16 «Управление», через контакты блокировочного устройства тормоза БУ (303, 304), реверсивного барабана контроллера (304, 305), по проводу 1045, через з.к. ДДР (1044, 398), р.к. ДТЦ (398, 1042), диод Д13. З.к. РУ1 (355, 346) ставит реле на самопитание и включает сигнальную лампу ЛРТ «Обрыв тормозной магистрали». Р.к. РУ1 (140, 133) разрывает цель питания катушки КВ, что приводит к снятию нагрузки
Машинист, увидев загорание ламп «Обрыв тормозной магистрали» и «Сброс нагрузки», производит торможение. При этом диафрагма датчика, связанная с тормозными цилиндрами, под давлением воздуха прогибается и через толкатель нажимает на микропереключатель ДТЦ. Р.к. ДТЦ (398, 1042) разрывает цепь питания катушки реле РУ1. Погасание лампы ЛРТ свидетельствует о правильных действиях машиниста.
Защита от действия высокого напряжения.
Двери аппаратной (высоковольтной) камеры в закрытом положении замыкают контакты двух выключателей БД1 (115, 111) и БД2 (114, 115). При открытых дверях эти контакты разрывают цепь питания катушек контакторов КВ и ВВ, а также реле времени РВЗ, в результате чего обесточивается силовая цепь.
Защита от работы при пробое изоляции в цепях высокого напряжения.
Катушка реле заземления РЗ включена между «минусом» силовой цепи и корпусом тепловоза. Если в результате повреждения изоляции, кругового огня на коллекторе тягового двигателя или короткого замыкания в нем корпус тепловоза оказывается под напряжением, то от корпуса тепловоза по проводу 585, катушке РЗ, проводу 586, резистору СРЗ, проводу 587, выключателю реле ВРЗ, проводам 582 и 493 потечет ток на «минус» генератора.
Реле срабатывает при токе, проходящем через катушку, 10 А и более. Механическая защелка удерживает реле во включенном положении. Р.к. РЗ (103, 116) разрывает цепь катушек контакторов КВ и ВВ, а также реле времени РВЗ, снимая нагрузку с генератора, а з.к. РЗ (183, 197) включает сигнальные лампы ЛРЗ в кабинах обеих секций. С 1986 г. применяется новое реле, рабочая катушка которого подключена к плюсовой и минусовой частям силовой цепи через диоды по мостиковой схеме. Удерживающая катушка играет роль магнитной защелки.
Защита от повреждения тягового двигателя в случае обрыва цепи обмоток полюсов и от боксования.
В случае обрыва перемычки между обмотками полюсов тяговых двигателей при движении на ослабленном возбуждении через резисторы ослабления возбуждения пойдет полный ток якоря, что приведет к перегреву резисторов и даже к пожару. Если в результате чрезмерного сопротивления движению или загрязнения рельсов одна или несколько колесных пар тепловоза теряют сцепление с рельсами, частота вращения ТЭД якорей таких колесных пар резко увеличивается, что опасно для двигателей.
В указанных выше случаях появляется разность потенциалов между цепями тяговых двигателей и разность токов этих цепей. Для выявления этой разности служит блок диодов сравнения БДС. К его входу подключены выводы от одноименных точек цепей всех шести тяговых двигателей, а к выходу — катушки реле боксования РБ и обрыва полюса РОП с резистором СРОП.
Последние устанавливаются на тепловозах с № 0615.
Если началось боксование какой-либо колесной пары, то вследствие увеличения частоты вращения якоря ее тягового двигателя возрастает противо ЭДС и уменьшается ток якоря. При этом на выходе БДС появляется разность потенциалов, и через катушку реле РБ потечет ток. Когда напряжение на катушке РБ достигает значения 1,2 В, реле включается, и своим р.к. (160, 165) разрывает цепь питания катушки контактора ВВ. Одновременно з.к. РБ (160, 166) через р.к. ВВ (166, 174), введенный с тепловоза № 0615, включает звуковой сигнал боксования СБ. Выключение контактора ВВ вызывает сильное снижение напряжения тягового генератора и, вследствие этого, силы тяги тепловоза. В результате боксование прекращается, исходное положение восстанавливается. На тепловозах до № 0925 предусмотрено три реле боксования, катушки которых включены между цепями соседних ТЭД.
Если разность потенциалов на входе в блок БДС была вызвана обрывом перемычки между полюсами тягового двигателя, ток на выходе блока продолжает расти, и когда он достигнет значения 0,71 А, срабатывает реле РОП. Р.к. РОП (113, 103) разрывает цепь питания катушек контакторов КВ и ВВ, а также реле времени РВЗ, снимая нагрузку с тягового генератора полностью. При этом механическая защелка будет удерживать реле во включенном состоянии.