Цепи возбуждения вг и зарядки аб

ЦЕПИ ПУСКА ДИЗЕЛЯ

Описание схемы приводится на примере пуска дизеля ведущей секции. При подготовке тепловоза к работе необходимо на обеих секциях включить разъединители (рубильники) аккумуляторной батареи ВБ, а также автоматы А1 — А11, расположенные на стенке ВВК. На пульте управления ведущей секции включают автоматы А16 «Управление» и А17 «Топливный насос I», ставят на место реверсивную рукоятку контроллера и переводят ее в одно из рабочих положений. На тепловозах выпуска с 1985 г. (начиная с № 0980) устанавливают и поворачивают вниз рукоятку блокировки тормоза БУ (№ 367). Для пуска дизеля нажимают и удерживают в этом положении до завершения пуска кнопку ПД1 «Пуск дизеля I».

При включении автомата А17 «Топливный насос I» включается контактор топливного насоса КТН, катушка которого питается по цепи: «плюс» аккумуляторной батареи АБ, кабель 405, нож ВБ, шина 04ШЗ, провод 385, предохранитель ПРЗ на 125 А, провод 384, шунт 103 амперметра А2, провод 383, резистор СЗБ, провод 367, зажимы 2/8...10 («общий плюс»), провод 348, катушка КТН, провод 350, р.к. РУ7, провод 349, зажим 3/8, провод 351, зажим 12/12, провод 339, автомат А17, провод 338, зажимы 14/1...5 (общий «минус»), провод 401 х 2, зажимы 1/13...20, «минус» аккумуляторной батареи.

Контактор КТН включается и своим главным контактом собирает цепь питания электродвигателя топливоподкачивающего насоса ТН: зажимы 2/8...10, провод 249, автомат А7, провод 227, контакт КТН, провод 228, зажим 8/1, провод 229, обмотки возбуждения и якоря электродвигателя ТН, провод 230, зажим клеммника № 13 (общий «минус). Топливоподкачивающий насос создает давление в топливном коллекторе дизеля. Второй главный контакт КТН подготавливает цепи пуска и работы дизеля, регулятора напряжения, поездных контакторов.

При нажатии и удерживании в этом положении кнопки ПД1 «Пуск дизеля I секции» получает питание катушка реле времени РВ1 по цепи: зажимы 2/8...10, провод 365 х 2, зажим 12/10, провод 315, автомат А16 «Управление», провод 303, контакт блокировки тормоза БУ, провод 304, замкнутый в рабочих положениях реверсивной рукоятки контакт контроллера, провод 305, зажим 12/1, провод 1046, 4-й контакт контроллера, замкнутый на нулевой позиции штурвала, провод 316, контакты кнопки ПД1, провод 317, зажим 13/1, провод 318, зажим 6/2, провод 381, р.к. РУ11, катушка РВ1, штырь 26-41 разъема, провод 296, зажимы 1/13...20 (общий «минус»).

Одновременно через тот же р.к. РУ11 собирается цепь катушки контактора маслопрокачивающего насоса МН (провод 389, з.к. КТН, провод 319, р.к. РУ5). Главный контакт контактора КМН замыкает цепь питания электродвигателя маслопрокачивающего насоса МН от провода 385 на предохранитель ПР2 на 125 А, провод 388 х 4, главный контакт КМН; провод 390 х 4, якорь и обмотки возбуждения электродвигателя МН, провод 403 х 4, далее на «минус» АБ. Происходит предварительная прокачка масла в системе дизеля.

При достижении давления масла в напорной магистрали 0,25 кгс/см2 замыкается контакт РДМЗ, а через 60 с после того как включится реле времени РВ1, замыкается и контакт последнего. Контакты указанных реле, включенные последовательно, собирают цепь катушки РУ5 (от зажима 6/2). Таким образом, для включения реле РУ5 необходимо выполнение обоих условий. Реле РУ5, включившись, своим р.к. (982, 333) отключает контактор КМН; прокачка масла прекращается.

Одновременно включается пусковой контактор Д1, катушка которого питается по цепи: автомат А16 «Управление», провод 1047, зажимы 4/1...2, провод 1048, главный контакт КТН, провод 1049, з.к. РУ5, р.к. РУ11, провода 329 и 325, р.к. КМН, провод 326, р.к. КВ, провод 323, зажим 1Д9, провод 321, контакт 105 валоповоротного устройства дизеля, замкнутый, когда червяк этого устройства поднят и зафиксирован, провод 322, зажим 1Д10, провод 327, зажим 8/13, провод 328, катушка Д1, провод 331, зажим катушки контактора Д2, провод 972, зажимы 1/13...20 («минус»).

Также от главного контакта КТН по проводу 231, через з.к. Д1 (330, 529) собирается цепь питания катушки контактора ДЗ, а по проводам 439 и 417, через зажим 3/16, провод 334, зажим 12/3, провод 7, межтепловозное соединение (Л2-5) создается цепь питания катушки контактора ДЗ другой секции. З.к. ДЗ (439, 448) замыкает цепь питания катушки контактора Д2.

Контакторы Д1 и Д2 своими главными контактами собирают цепь, соединяющую аккумуляторную батарею АБ с тяговым генератором Г: «плюс» АБ, кабель 405, нож ВБ, шина 04Ш3, главный контакт контактора Д2, кабели 505 и 502, обмотки якоря и дополнительных полюсов, пусковая обмотка тягового генератора Г, кабель 438, главный контакт контактора Д1, шина 04Ш4, нож ВБ, кабель 408, «минус» АБ.

Главные контакты контакторов ДЗ (382, 533) через розетку межтепловозного соединения РПБ соединяют плюсовые зажимы аккумуляторных батарей обеих секций тепловоза. Минусовые зажимы батарей соединены постоянно через кабели 537 и 539, а также минусовые межтепловозные соединения РПБ. В результате две соединенные параллельно аккумуляторные батареи обеспечивают вращение якоря тягового генератора и, следовательно, коленчатого вала дизеля.

Вспомогательный з.к. Д1 (231, 232) создает цепь питания катушки блокмагнита регулятора дизеля ЭТ, а з.к. Д2 (232, 233) — цепь питания электропневматического вентиля ускорителя пуска ВП7. При этом якорь блокмагнита перемещает золотник, запирающий выход масла из-под поршня сервомотора регулятора дизеля, а вентиль ускорителя пуска открывает доступ сжатого воздуха к поршню пускового сервомотора. В результате происходит подача масла в аккумуляторы регулятора, шток сервомотора поднимается, перемещая рейки топливных насосов высокого давления на подачу топлива в цилиндры.

В цилиндрах дизеля происходят вспышки, и дизель начинает работать самостоятельно. Частота вращения коленчатого вала достигает значения, заданного для нулевой позиции контроллера. При этом давление масла в напорной магистрали дизеля превышает величину 1,6 кгс/см2, в результате чего срабатывает реле давления масла РДМ1.

Благодаря включению реле РДМ1 создается цепь питания катушки реле РУ11 по цепи: автомат А16 «Управление», провод 1047, зажимы 4/1...2, провод 241, зажим 1Д14, провод 242, з.к. РДМ1 (242, 243), провод 243, зажим 1Д13, провод 254, зажим 2/13, провод 255, катушка РУ11. З.к. РУ11 (1049, 239) собирает цепь питания катушки блокмагнита ЭТ, минуя з.к. Д1. Р.к. РУ11 разрывает цепь от кнопки ПД1 к катушке реле времени РВ1. Отключается реле РУ5 и разбирается вся схема пуска дизеля, отключаются контакторы Д1, Д2 и ДЗ, а также вентиль ВП7.

Особенностью схемы пуска дизеля на тепловозе 2М62 является необходимость удерживать кнопку пуска до момента включения реле РУ11, т.е. в течение всего времени пуска. Цепь питания катушки КТН от плюсового зажима аккумуляторной батареи ведомой секции до зажима 12/12 аналогична описанной для ведущей секции. Далее цепь питания катушки КТН: по проводу 342, через контакт реверсивного барабана контроллера, замкнутый при среднем положении (на ведомой секции реверсивная рукоятка снята), по проводу 343 к зажиму 12/14, от провода 10 по межтепловозному соединению к проводу 5 ведущей секции, на зажим 12/13, провод 57, автомат А14 «Топливный насос II», провода 356 и 338 к зажиму 14/1...5 (общий «минус»). Так как минусовые зажимы аккумуляторных батарей обеих секций соединены через ножи рубильников и межтепловозные соединения, цепь питания катушки КТН на второй секции оказывается замкнутой.

Пуск дизеля второй (ведомой) секции производится кнопкой ПД2. Схема пуска аналогична описанной выше.

Цепи освещения.

Для того чтобы во время ремонта можно было пользоваться приборами освещения, автомат А8 «Освещение» выполнен двухполюсным и подключен непосредственно к аккумуляторной батарее, минуя рубильник ВБ. Через автомат А8 получают питание лампы освещения ВВК, кабины и дизельного помещения, включаемые соответствующими тумблерами.

Лампы подкузовного освещения включаются непосредственно автоматом А5, а лампы прожекторов — тумблерами ТТ, ПрП и ПрЗ, причем рукоятки последних соединены между собой. Включение тумблера яркого света прожекторов ТЯ разрешается только после включения тумблера ТТ тусклого света. Так как лампы прожекторов рассчитаны на напряжение 50 В, в их цепях предусмотрен резистор СПР, часть которого выводится тумблером ТЯ. Питание прожекторных ламп осуществляется через автомат А4.

Прочие цепи.

Через автомат А15 происходит питание электродвигателя калорифера, а через автомат А8 «Освещение» включены розетки ЭР2 — ЭР5. На тепловозах 2М62 устанавливаются также системы пожарной сигнализации, АЛСН различных типов и радиостанции. Эти системы имеют собственные электрические цепи, связанные с цепями управления тепловозом и получающие от них питание.

Подачу песка под 1 -ю и 4-ю колесные пары ведущей секции и 6-ю и 3-ю колесные пары ведомой секции при положении реверсивной рукоятки «Вперед» выполняют педалью ПП1 (337, 341). При переводе реверсивной рукоятки в положение «Назад» песок будет подаваться после нажатия той же педали под 3-ю и 6-ю колесные пары ведущей секции и под 4-ю и 1-ю колесные пары ведомой. Педалью ПП2 на тепловозах с № 0615 управляют подачей песка только под 1-ю колесную пару ведущей секции. Подача песка также предусмотрена при автостопном торможении.

СОДЕРЖАНИЕ

№п/п Тема Стр.
Цепи пуска дизеля
Цепи возбуждения вг и зарядки аб
Цепи управления работой дизеля
Цепи приведения тепловоза в движение
Цепи ослабления возбуждения тяговых двигателей
Цепи аппаратов защиты и сигнализации
Цепи вспомогательные, освещения, отопления и световой сигнализации

ДЛЯ ЗАМЕТОК _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЦЕПИ ПУСКА ДИЗЕЛЯ

Описание схемы приводится на примере пуска дизеля ведущей секции. При подготовке тепловоза к работе необходимо на обеих секциях включить разъединители (рубильники) аккумуляторной батареи ВБ, а также автоматы А1 — А11, расположенные на стенке ВВК. На пульте управления ведущей секции включают автоматы А16 «Управление» и А17 «Топливный насос I», ставят на место реверсивную рукоятку контроллера и переводят ее в одно из рабочих положений. На тепловозах выпуска с 1985 г. (начиная с № 0980) устанавливают и поворачивают вниз рукоятку блокировки тормоза БУ (№ 367). Для пуска дизеля нажимают и удерживают в этом положении до завершения пуска кнопку ПД1 «Пуск дизеля I».

При включении автомата А17 «Топливный насос I» включается контактор топливного насоса КТН, катушка которого питается по цепи: «плюс» аккумуляторной батареи АБ, кабель 405, нож ВБ, шина 04ШЗ, провод 385, предохранитель ПРЗ на 125 А, провод 384, шунт 103 амперметра А2, провод 383, резистор СЗБ, провод 367, зажимы 2/8...10 («общий плюс»), провод 348, катушка КТН, провод 350, р.к. РУ7, провод 349, зажим 3/8, провод 351, зажим 12/12, провод 339, автомат А17, провод 338, зажимы 14/1...5 (общий «минус»), провод 401 х 2, зажимы 1/13...20, «минус» аккумуляторной батареи.

Контактор КТН включается и своим главным контактом собирает цепь питания электродвигателя топливоподкачивающего насоса ТН: зажимы 2/8...10, провод 249, автомат А7, провод 227, контакт КТН, провод 228, зажим 8/1, провод 229, обмотки возбуждения и якоря электродвигателя ТН, провод 230, зажим клеммника № 13 (общий «минус). Топливоподкачивающий насос создает давление в топливном коллекторе дизеля. Второй главный контакт КТН подготавливает цепи пуска и работы дизеля, регулятора напряжения, поездных контакторов.

При нажатии и удерживании в этом положении кнопки ПД1 «Пуск дизеля I секции» получает питание катушка реле времени РВ1 по цепи: зажимы 2/8...10, провод 365 х 2, зажим 12/10, провод 315, автомат А16 «Управление», провод 303, контакт блокировки тормоза БУ, провод 304, замкнутый в рабочих положениях реверсивной рукоятки контакт контроллера, провод 305, зажим 12/1, провод 1046, 4-й контакт контроллера, замкнутый на нулевой позиции штурвала, провод 316, контакты кнопки ПД1, провод 317, зажим 13/1, провод 318, зажим 6/2, провод 381, р.к. РУ11, катушка РВ1, штырь 26-41 разъема, провод 296, зажимы 1/13...20 (общий «минус»).

Одновременно через тот же р.к. РУ11 собирается цепь катушки контактора маслопрокачивающего насоса МН (провод 389, з.к. КТН, провод 319, р.к. РУ5). Главный контакт контактора КМН замыкает цепь питания электродвигателя маслопрокачивающего насоса МН от провода 385 на предохранитель ПР2 на 125 А, провод 388 х 4, главный контакт КМН; провод 390 х 4, якорь и обмотки возбуждения электродвигателя МН, провод 403 х 4, далее на «минус» АБ. Происходит предварительная прокачка масла в системе дизеля.

При достижении давления масла в напорной магистрали 0,25 кгс/см2 замыкается контакт РДМЗ, а через 60 с после того как включится реле времени РВ1, замыкается и контакт последнего. Контакты указанных реле, включенные последовательно, собирают цепь катушки РУ5 (от зажима 6/2). Таким образом, для включения реле РУ5 необходимо выполнение обоих условий. Реле РУ5, включившись, своим р.к. (982, 333) отключает контактор КМН; прокачка масла прекращается.

Одновременно включается пусковой контактор Д1, катушка которого питается по цепи: автомат А16 «Управление», провод 1047, зажимы 4/1...2, провод 1048, главный контакт КТН, провод 1049, з.к. РУ5, р.к. РУ11, провода 329 и 325, р.к. КМН, провод 326, р.к. КВ, провод 323, зажим 1Д9, провод 321, контакт 105 валоповоротного устройства дизеля, замкнутый, когда червяк этого устройства поднят и зафиксирован, провод 322, зажим 1Д10, провод 327, зажим 8/13, провод 328, катушка Д1, провод 331, зажим катушки контактора Д2, провод 972, зажимы 1/13...20 («минус»).

Также от главного контакта КТН по проводу 231, через з.к. Д1 (330, 529) собирается цепь питания катушки контактора ДЗ, а по проводам 439 и 417, через зажим 3/16, провод 334, зажим 12/3, провод 7, межтепловозное соединение (Л2-5) создается цепь питания катушки контактора ДЗ другой секции. З.к. ДЗ (439, 448) замыкает цепь питания катушки контактора Д2.

Контакторы Д1 и Д2 своими главными контактами собирают цепь, соединяющую аккумуляторную батарею АБ с тяговым генератором Г: «плюс» АБ, кабель 405, нож ВБ, шина 04Ш3, главный контакт контактора Д2, кабели 505 и 502, обмотки якоря и дополнительных полюсов, пусковая обмотка тягового генератора Г, кабель 438, главный контакт контактора Д1, шина 04Ш4, нож ВБ, кабель 408, «минус» АБ.

Главные контакты контакторов ДЗ (382, 533) через розетку межтепловозного соединения РПБ соединяют плюсовые зажимы аккумуляторных батарей обеих секций тепловоза. Минусовые зажимы батарей соединены постоянно через кабели 537 и 539, а также минусовые межтепловозные соединения РПБ. В результате две соединенные параллельно аккумуляторные батареи обеспечивают вращение якоря тягового генератора и, следовательно, коленчатого вала дизеля.

Вспомогательный з.к. Д1 (231, 232) создает цепь питания катушки блокмагнита регулятора дизеля ЭТ, а з.к. Д2 (232, 233) — цепь питания электропневматического вентиля ускорителя пуска ВП7. При этом якорь блокмагнита перемещает золотник, запирающий выход масла из-под поршня сервомотора регулятора дизеля, а вентиль ускорителя пуска открывает доступ сжатого воздуха к поршню пускового сервомотора. В результате происходит подача масла в аккумуляторы регулятора, шток сервомотора поднимается, перемещая рейки топливных насосов высокого давления на подачу топлива в цилиндры.

В цилиндрах дизеля происходят вспышки, и дизель начинает работать самостоятельно. Частота вращения коленчатого вала достигает значения, заданного для нулевой позиции контроллера. При этом давление масла в напорной магистрали дизеля превышает величину 1,6 кгс/см2, в результате чего срабатывает реле давления масла РДМ1.

Благодаря включению реле РДМ1 создается цепь питания катушки реле РУ11 по цепи: автомат А16 «Управление», провод 1047, зажимы 4/1...2, провод 241, зажим 1Д14, провод 242, з.к. РДМ1 (242, 243), провод 243, зажим 1Д13, провод 254, зажим 2/13, провод 255, катушка РУ11. З.к. РУ11 (1049, 239) собирает цепь питания катушки блокмагнита ЭТ, минуя з.к. Д1. Р.к. РУ11 разрывает цепь от кнопки ПД1 к катушке реле времени РВ1. Отключается реле РУ5 и разбирается вся схема пуска дизеля, отключаются контакторы Д1, Д2 и ДЗ, а также вентиль ВП7.

Особенностью схемы пуска дизеля на тепловозе 2М62 является необходимость удерживать кнопку пуска до момента включения реле РУ11, т.е. в течение всего времени пуска. Цепь питания катушки КТН от плюсового зажима аккумуляторной батареи ведомой секции до зажима 12/12 аналогична описанной для ведущей секции. Далее цепь питания катушки КТН: по проводу 342, через контакт реверсивного барабана контроллера, замкнутый при среднем положении (на ведомой секции реверсивная рукоятка снята), по проводу 343 к зажиму 12/14, от провода 10 по межтепловозному соединению к проводу 5 ведущей секции, на зажим 12/13, провод 57, автомат А14 «Топливный насос II», провода 356 и 338 к зажиму 14/1...5 (общий «минус»). Так как минусовые зажимы аккумуляторных батарей обеих секций соединены через ножи рубильников и межтепловозные соединения, цепь питания катушки КТН на второй секции оказывается замкнутой.

Пуск дизеля второй (ведомой) секции производится кнопкой ПД2. Схема пуска аналогична описанной выше.

ЦЕПИ ВОЗБУЖДЕНИЯ ВГ И ЗАРЯДКИ АБ

После окончания пуска дизеля создается цепь питания обмотки возбуждения вспомогательного генератора ВГ и регулятора напряжения БРН-ЗВ от автомата А16 «Управление» через главный контакт КТН (1048, 231), р.к. Д1 (373, 374) и ДЗ (374, 376). Когда напряжение ВГ становится выше напряжения АБ, ток начинает протекать от «плюса» ВГ через диод ДЗБ, предохранитель ПР1 на 160 А, резистор СЗБ, шунт 103 амперметра А2, предохранитель ПРЗ на 125 А, на «плюс» АБ, а далее от «минуса» АБ на «минус» ВГ. Одновременно ток поступает на зажимы 2/8... 10 (общий «плюс» цепей управления).

Регулятор БРН-ЗВ поддерживает напряжение ВГ в пределах 75 ± 1 В. Диод ДЗБ защищает аккумуляторную батарею от саморазряда обратным током, когда напряжение ВГ становится ниже напряжения АБ. Резистор СЗБ ограничивает зарядный ток.

Наши рекомендации