Защита тяговых двигателей от обрыва цепей возбуждения
В случае обрыва обмотки возбуждения ТЭД срабатывает двух-катушечное реле обрыва полюсов РОП. Рабочая катушка этого реле (772, 773) включена на выходное напряжение блока диодов сравнения БДС, параллельно катушкам реле боксования. При обрыве цепи возбуждения одного из ТЭД на выходе блока БДС (795, 794) появляется напряжение, достаточное для включения рабочей катушки реле РОП. Его вторая катушка (2982, 2983) служит для фиксации реле во включенном положении.
Контакты реле РОП отключают катушки контакторов KB, BB и включают сигнальную лампу ЛРЗ «Реле заземления». Также загорается сигнальная лампа ЛН1 «Сброс нагрузки». Схема восстанавливается повторным включением автомата А4 «Управление возбуждением».
ЗАЩИТА ТОРМОЗНОЙ МАГИСТРАЛИ
Давление воздуха в тормозной магистрали менее 0,27 — 0,32 МПа (2,7 — 3,2 кгс/см2) приводит к тому, что контакт реле давления воздуха РДВ (1483, 1493) снимает напряжение с катушки реле РУ22, которое, в свою очередь, отключает реле времени РВЗ, осуществляя тем самым сброс тяговой нагрузки и перевод схемы в режим холостого хода.
При обрыве тормозной магистрали поезда или нарушении ее целостности происходит дополнительная разрядка и включается пнев-моэлектрический датчик ДДР. Его рабочая камера специальным каналом соединена с каналом дополнительной разрядки воздухораспределителя и при снижении давления воздуха в тормозной магистрали на 0,02 МПа (0,2 кгс/см2) датчик ДДР срабатывает. Его замыкающий контакт включает реле РУ1.
Цепь питания реле РУ1-. автомат АУ → провода 1684, 1685 → контакты блокировки тормоза БУ → провода 1686, 1632, 1309 → контакты ДДР → провод 1310 → контакты ДТЦ → провода 1314, 1306 → катушка реле РУ1 → «минус» цепей управления.
Реле управления РУ1 имеет три контакта: » замыкающий контакт (1321, 1320) создает цепь самопитания реле РУ1;
1.замыкающий контакт включает сигнальную лампу ЛРТ «Обрыв тормозной магистрали»;
2.размыкающий контакт обесточивает РВЗ, в результате чего происходят сброс нагрузки и перевод схемы в режим холостого хода.
При нарушении плотности тормозной магистрали вблизи тепловоза его воздухораспределитель срабатывает, что вызывает торможение. Загорается сигнальная лампа «Заторможено». В этом случае после срабатывания реле ДДР с уже изложенным воздействием на схему размыкается контакт датчика ДТЦ (1310, 1314), и реле РУ1 отключается. Сигнальная лампа ЛРТ гаснет. Для ускоренного отпуска тормоза необходимо нажать кнопку КОТ. При этом получает питание вентиль ВОТ. При срабатывании датчиков ДОТ загорается лампа ЛОТ.
ЗАЩИТА ДИЗЕЛЯ
Защита дизеля от снижения давления масла. При работающем дизель-генераторе давление масла на входе в лоток дизеля должно быть не менее 0,04 — 0,06 МПа (0,4 — 0,6 кгс/см2). В противном случае контакты реле РДМ4 (1166, 1167) размыкаются, питание реле управления РУ9, а значит, и электромагнита МР6 прекращается и дизель останавливается.
Нормальное давление масла в системе работающего дизеля должно быть выше 1,2 кгс/см2. Если давление на входе в дизель меньше приведенных величин, то реле давления масла РДМ1 своими контактами (1181, 1390) включает сигнальную лампу ЛДМ «Давление масла» на панели сигнализации в кабине машиниста. При дальнейшем снижении давления масла блок защиты, находящийся в ОРД и связанный с реле РДМ1, уменьшает частоту вращения коленчатого вала дизеля.
Защита дизеля от перегрева воды и масла.Контроль недопустимого нагрева воды и масла, охлаждающих дизель в тяговом режиме, осуществляют термореле воды ТРВ1 и ТРВ2 (в двух режимах — нормальном и высокотемпературном), а также термореле масла ТРМ. В нормальном режиме тумблер ТВ1 (1456, 1457) выключен. При нагреве охлаждающей воды на выходе из дизеля до 96 °С срабатывает реле ТРВ1 и отключает реле РУ22, которое осуществляет сброс нагрузки.
Высокотемпературный режим охлаждения дизеля используется только при температуре окружающего воздуха выше 40 °С. В этом случае включают тумблер ТВ1. При нагреве охлаждающей воды на выходе из дизеля до 105 °С срабатывает реле ТРВ2. При этом отключается реле РУ22, которое обеспечивает сброс нагрузки. Реле ТРМ отключает реле РУ22 при нагреве масла на выходе из дизеля до 88 °С.
Защита дизеля от давления в картере.При повышении давления масляных паров в картере дизеля выше 60 мм вод. ст. замыкаются контакты дифманометра КДМ (1400, 1509). От автомата АУ через замкнутые с первой позиции контакты 1 и 3 контроллера машиниста по проводам 1604, 1605, 1400 через замкнутые контакты КДМ подается питание на катушку вентиля предельного выключателя ВА, что приводит к остановке дизеля.
ЗАЩИТА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
Защита выпрямительной установки ВУ от перегрузки.Защиту от токов внешнего короткого замыкания или перегрузки осуществляет реле максимального тока РМ1. Сигнал по току короткого замыкания или перегрузке с выхода трансформаторов ТПТ подается на потенциометр обратной связи ССУ1. Оттуда сигнал по току поступает на катушку реле РМ1 и при токе в силовой цепи 6000 — 6600 А приводит к срабатыванию реле РМ1. Замыкающие контакты реле РМ1 подают питание от автомата АУ на катушку реле РУ2.
Цепь питания реле РУ2:автомат АУ →по цепи питания реле РУ22 и РВЗ до зажима 14/16,17 → штепсельный разъем 25-31 → контакты реле РМ1 → катушка реле РУ2 → штепсельный разъем 26-41 → провод 2442 → минусовой разъем 2М.
Реле РУ2 имеет два контакта:
1.замыкающий контакт обеспечивает самопитание реле РУ2;
2.размыкающие контакты РУ2 отключают реле РВЗ. При этом схема переводится в режим холостого хода. Загорается сигнальная лампа ЛН1 «Сброс нагрузки».
Защита выпрямительной установки силовой цепи от пробоя диодов.Защита осуществляется с помощью реле РМ2, включенного между «нулевыми» точками звезд статорных обмоток тягового генератора. Включившись, реле РМ2 блокируется во включенном состоянии механической защелкой, а его размыкающие контакты (1359, 1343) отключают контакторы KB и ВВ. Размыкающий контакт ВВ включает реле РУ11. Происходит сброс нагрузки и загорается лампа ЛН1.
Защита выпрямительной установки и тяговых двигателей при выходе из строя электродвигателей вентиляторов охлаждения. Когда выходят из строя электродвигатели вентиляторов охлаждения выпрямительной установки и тяговых двигателей передней или задней тележки, отключаются автоматы АВУ, 1АТ или 2АТ. Они своими замыкающими контактами АВУ, 1АТ или 2АТ отключают реле времени РВЗ. Схема переводится в режим холостого хода. Загорается сигнальная лампа ЛН1. Одновременно размыкающие контакты автоматов АВУ 1АТ или 2АТ включают лампу ЛО «Охлаждение» на панели сигнализации, подводя на нее питание от автомата А4.
Защита силовой цепи от замыкания на корпус.Защиту и сигнализацию при пробое на корпус в любой точке силовой цепи обеспечивает специальная схема, в которую входят реле заземления РЗ с двумя согласно включенными катушками (рабочей и удерживающей), резисторы СР31 — СР34, блок выпрямителей БС5, разъединители ВР31 и ВР32, место заземления.
Рабочая обмотка РЗ (708, 711) соединена с делителем напряжения и корпусом тепловоза через диоды блока БС5, что обеспечивает срабатывание реле при замыкании как в плюсовой, так и в минусовой частях силовой цепи. Выбор несимметричного делителя напряжения обеспечивает срабатывание реле при срыве коммутации — круговом огне на коллекторе ТЭД. К удерживающей обмотке реле подводится напряжение от стартер-генератора через автомат А4 и резистор СР32. 2. Эта обмотка играет роль магнитной защелки, удерживающей якорь в притянутом положении после срабатывания реле.
При нарушении изоляции силовой цепи в плюсовой части рабочая катушка реле РЗ получает питание следующим образом: «плюс» ВУ → место замыкания на корпус → место заземления → провод 712 → диод блока БС5 →резистор СР32.1 → рабочая обмотка реле РЗ → диод блока БС5 → разъединитель ВР31 → резистор СР31 → провод 703 → «минус» ВУ.
Реле управления РУ5 имеет шесть контактов:
1. размыкающий контакт (482, 484) уменьшает напряжение тягового генератора в режиме холостого хода;
2. размыкающий контакт (1442, 1311) разрывает цепь питания контакторов ВВ и KB в режиме холостого хода;
3. размыкающий контакт (1667, 1159) отключает катушку электропневматического вентиля ВТН;
4. замыкающий контакт реле РУ5 обеспечивает питание реле РВЗ в тяговом режиме;
5. замыкающий контакт реле РУ5 собирает цепь питания реле РКВ от автомата АУ «Управление общее», подготавливает цепь от автомата АУ на лампу ЛН1.
Цепь питания реле РКВ:автомат АУ, по цепи питания реле РВЗ до размыкающего контакта РУ8 → замыкающий контакт реле РУ5 → провод 1311 → зажим 20/9 → провод 1327 → замыкающая блокировка КРН → провод 3037 → катушка реле РКВ → провода 3038, 1373,1380 → зажим 31/3 → провод 1575 → минусовой разъем ЗМ. После включения реле РКВ напряжение вновь поступает на катушки контакторов KB и ВВ.
О нормальной коммутации цепей управления при переходе из холостого в тяговый режим сигнализирует лампа ЛН1 «Сброс нагрузки 1» на панели сигнализации в кабине машиниста. Она на мгновение загорается (при отключении контактора ВВ), а затем вновь гаснет.
Если же лампа продолжает гореть на 1-й позиции контроллера, то это значит, что нет перехода из холостого в тяговый режим. В этом случае питание на лампу ЛН1 подается размыкающими контактами реле РУ11 и РУ5 от выключателя АУ по ранее представленной цепи питания реле РУ22 и РВЗ. Как и в режиме холостого хода, контакторы ВВ и KB своими замыкающими главными контактами подают питание на обмотки возбуждения возбудителя и тягового генератора.
В статорных обмотках генератора наводится переменное напряжение, которое затем выпрямляется устройством ВУ и подается через замкнутые контакты поездных контакторов П1 — П6 и контакты реверсора ПР на тяговые двигатели, приводящие тепловоз в движение. Маневровый режим его работы обеспечивается кнопкой КМР без набора позиций контроллером. При положении штурвала контроллера машиниста на нулевой позиции и включенном тумблере УТ кнопка маневрового режима (в нажатом состоянии) шунтирует 1-й и 3-й контакты контроллера, т.е. создается режим тяги.