Устройства предотвращения самопроизвольного скатывания поезда.
Из применяемых в опытном порядке устройств рассмотрим наиболее распространенные.
Устройства контроля самопроизвольного трогании поезда. Первое такое устройство устанавливается на локомотивах, имеющих предварительную световую сигнализацию с блоком Л-77. В его комплект входит блок контроля самопроизвольного трогания поезда БКСТ типа Л-154 (изготавливается в условиях депо) или Л-168 (централизованная поставка); блоки обоих типов работают одинаково. Кроме того, в кабине локомотива устанавливаются кнопка S и сигнальная лампа.
Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста ТСКБМ.
(ТСКБМ)
Система ТСКБМ предназначена для работы совместно с АЛСН, КЛУБ (КЛУБ-У). Система ТСКБМ обеспечивает непрерывный контроль работоспособности машиниста по параметрам электрического сопротивления кожи запястья руки. Если по параметрам сопротивления кожи определяется снижение работоспособности машиниста, ТСКБМ производит проверку бдительности машиниста. В случае работы с АЛСН, ТСКБМ разрывает цепь подачи напряжения на электропневматический клапан (далее ЭПК). В случае работы с КЛУБ (КЛУБ-У), ТСКБМ передает сигнал о необходимости произвести проверку бдительности на эти устройства.
В состав системы входят:
Прибор ТСКБМ-Н;
Прибор ТСКБМ-П;
Блок ТСКБМ-К.
ТСКБМ-Н представляет собой телеметрический датчик, выполнен в виде браслета с часами, располагается на запястье машиниста и предназначен для съема информации об относительном изменении электрического сопротивления кожи (ЭСК) человека, преобразования ее в цифровой код и передачи ее по радиоканалу на приемник системы телемеханических приборов контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ-П).
ТСКБМ-П включающий в себя приемник сигналов прибора ТСКБМ-Н и устройство индикации. Приемник предназначен для приема и первичной обработки информации, передаваемой по радиоканалу от прибора ТСКБМ-Н, и передачи ее в контроллер ТСКБМ-К. Устройство индикации предназначено для визуального отображения уровня бодрствования машиниста на светодиодном индикаторе.
ТСКБМ-К принимает сигналы от блока приемника ТСКБМ-П, сигнал о состоянии рукоятки бдительности РБ, обрабатывает информацию, выдает информацию на узел индикации ТСКБМ-И прибора ТСКБМ-П. В случае работы с системой АЛСН изделие выдает управляющее воздействие на электропневматический клапан ЭПК через контакты реле. При работе с системой КЛУБ изделие выдает информацию о снижении уровня бодрствования ниже критического.
Основные положения инструкции о порядке пользования АЛСН и устройствами контроля бдительности машиниста.
Приемка, включение устройств АЛСН и УКБМ. Устройства контроля бдительности и контроля скорости движения поездов в соответствии с Инструкцией о порядке пользования устройствам контроля бдительности машиниста (УКБМ) в системе автоматической сигнализации (АЛСН)
Для включения на локомотивах (моторвагонных поездах) устройств АЛСН и контроля бдительности машиниста последний должен:
убедиться, что давление воздуха в главных резервуарах не менее 7кгс/кв.см, краны, соединяющие ЭПК с тормозной и напорной магистралями, находятся в открытом положении, на разобщительный кран тормозной магистрали ЭПК надет фиксатор его открытого положения (кроме МВПС), ключ в замке ЭПК повернут в крайнее правое положение;
включить электропитание локомотивной сигнализации (на паровозе предварительно должен быть приведен в действие турбогенератор);
на электровозах и тепловозах, имеющих переключатель направления, установить рукоятку переключателя направления в положение, соответствующее направлению движения;
на локомотивах, оборудованных устройствами АЛСН и УКБМ, убедиться, что тумблер УКБМ А1 находится в положении "ВКЛ", тумблер А2 - в положение "Н" (нормальный режим работы);
на локомотивах, оборудованных устройствами АЛСН и "Дозор", убедиться, что тумблер Sк блока индикации находится в положении "а", а тумблеры S1 и S2 - в положении "Включено";
после подачи электропитания к цепям АЛСН включить ЭПК (поворотом ключа в замке ЭПК влево) и кратковременно нажать рукоятку бдительности (прекращение свистка и появление на локомотивном светофоре сигнального показания укажут, что устройства АЛСН включены);
поставить переключатель частот в положение, соответствующее частоте тока путевых устройств АЛСН (25, 75 или 50 Гц).
На локомотивах (МВПС), оборудованных скоростемерами 3СЛ-2М, машинист должен проверить регистрацию включения АЛСН по возбужденному состоянию электромагнита ЭЭ. На локомотивах (МВПС), оборудованных комплексом КПД, включить комплекс и убедиться в его работоспособности.
Включение АЛСН контролируется:
специальными блокировочными устройствами, автоматически исключающими возможность отправления и следования локомотива (моторвагонного поезда);
записью включенного положения устройств АЛСН на ленте скоростемера 3СЛ-2М или на ленте и в модуле памяти комплекса КПД.
Для выключения устройств АЛСН машинист должен:
выключить ЭПК поворотом ключа в крайнее правое положение и выключить электропитание АЛСН; на электровозах и тепловозах, имеющих переключатель направления, установить рукоятку переключателя в среднее положение; если на локомотивах, оборудованных устройствами АЛСН, переключатель ДЗ находится в положении "Без АЛС", перевести его в положение "АЛС".
На локомотивах, не оборудованных УКБМ, переключение АЛСН для работы в режиме проверки бдительности при входе на участки, не имеющие путевых устройств АЛСН, осуществляется при белом или красном огне на локомотивном светофоре переводом машинистом переключателя ДЗ в положение "Без АЛС" и однократным одновременным нажатием рукоятки бдительности РБ и вспомогательной кнопки ВК. Устанавливать переключатель ДЗ в положение "Без АЛС" на участках с АЛСН при следовании по путям станции, не оборудованным путевыми устройствами АЛСН, не допускается.
На локомотивах, оборудованных устройствами АЛСН и УКБМ, включение АЛСН для работы в режиме контроля бдительности "Без АЛС" при входе на участки, не имеющие путевых устройств АЛСН, осуществляется при белом или красном огне на локомотивном светофоре однократным одновременным нажатием кнопки бдительности КБ и вспомогательной кнопки ВК.