Электродинамическое действие токов короткого замыкания. Условия выбора электрических аппаратов и проводников по электродинамической стойкости.
Электродинамическая стойкость определяется механическими напряжениями в материале проводников и изоляторов, которые не должны быть выше допускаемых напряжений:
для токоведущих шин
;
опорных изоляторов
;
аппаратов
,
где smax, расч— максимальное расчетное напряжение в материале шин, МПа;
sдоп— допускаемое напряжение в материале шин;
Fрасч— расчетная электродинамическая сила, приложенная в головке изолятора, Н;
Fразр— минимальная разрушающая сила на изгиб, Н;
Iдин, max— номинальный ток электродинамической стойкости аппарата, кА;
Iуд, max— ударный ток КЗ при повреждении в расчетной точке, кА.
Iдин, max задают заводы, а у петлевых и стержневых трансформаторов тока нормируется кратность электродинамической стойкости .
Для выключателей нормируется сквозной предельный ток, определяемый начальным действующим значением его периодической составляющей Iп0.
Если два параллельных тонких и прямолинейных проводника 1 и 2 расположены в одной плоскости на расстоянии а и обтекаются токами , то результирующая сила, действующая на участке проводника 1 длиной l :
,
где плюс при одинаковом направлении токов i1, i2, минус — при разном.
при двухфазном КЗ ( )
.
при трёхфазном КЗ:
.
обусловлен фазовым сдвигом между взаимодействующими токами, а коэффициент формы kф учитывает геометрию проводников и их взаимное расположение.
Если считать шину многопролетной балкой, лежащей на жёстких опорах и подвергающейся воздействию равномерно распределенной статической нагрузки, то изгибающий момент, Н×м
Напряжение в материале шин, МПа,
,
где W— момент сопротивления шины относительно оси, перпендикулярной направлению действия силы, м3.
Сила, действующая на шины от начала КЗ до его отключения, переменна. Конструкция шин механически упругая система, обладающей собственной частотой колебаний. Если частота вынуждающей силы и собственная частота колебаний совпадут, то возникнет механический резонанса, в результате напряжения в материале шин увеличатся и возможно разрушение конструкции.
2.Метод контурных токов
Уравнения составляются по второму закону Кирхгофа, для воображаемых токов, циркулирующих по замкнутым контурам. Число уравнений равно числу независимых контуров . Первый закон Кирхгофа выполняется автоматически. Контуры можно выбирать произвольно, лишь бы их число было равно и чтобы каждый новый контур содержал хотя бы одну ветвь, не входящую в предыдущие – это независимые контуры.
Направления истинных и контурных токов выбираются произвольно. Если в результате расчета какой-либо из токов, получится со знаком “-”, это означает, что его истинное направление противоположно.
Пусть имеем схему по рис. 3.
Выразим токи ветвей через контурные токи:
;
; ;
; .
Обойдя контур aeda, по второму закону Кирхгофа имеем
.
Поскольку ,
то
тогда уравнения для второго, третьего и четвертого контуров:
совместно с первым решить их относительно контурных токов и затем по уравнениям, связывающим контурные токи и токи ветвей, найти последние.
При составлении уравнений необходимо помнить:
- члены на главной диагонали всегда со знаком “+”;
- знак “+” перед членами ставится в случае, если через общее сопротивление i-й и k- й контурные токи проходят в одном направлении, в противном случае “-”;
- если i-й и k- й контуры не имеют общих сопротивлений, то ;
- в правой части уравнений записывается алгебраическая сумма ЭДС, входящих в контур: со знаком “+”, если направление ЭДС совпадает с выбранным направлением контурного тока, и “-”, если не совпадает.