Федеральная налоговая служба России

Федеральная налоговая служба России

Федеральная Информационная Адресная Система

Руководство пользователя

 
 
 
 

МОСКВА-2016

Аннотация

Настоящий документ включает в себя описание порядка работы пользователей с программным комплексом "Автоматизированные средства ведения базы данных ФИАС», реализованным в технологии WEB.

Предназначен для автоматизированного ведения (поддержания в актуальном и достоверном состоянии) централизованной базы данных федеральной информационной адресной системы (ФИАС).

Оглавление

1. Начальные требования......................................................................................................... 5

2. Начало работы с программой.............................................................................................. 6

2.1 Вход с помощью электронных средств........................................................................ 7

2.2 Вход через ЕСИА........................................................................................................... 9

3. Работа с ФИАС.................................................................................................................... 10

3.1 Просмотр данных ФИАС............................................................................................ 10

3.2 Внесение изменений в БД ФИАС.............................................................................. 13

3.2.1 Добавление адресного объекта.............................................................................. 14

3.2.1.1 Добавление адресных объектов..................................................................... 14

3.2.1.2 Добавление дома............................................................................................. 16

3.2.1.3 Массово загружаемые дома с помещениями................................................ 18

3.2.1.4 Добавление земельного участка.................................................................... 20

3.2.1.5 Добавление квартиры/помещения................................................................ 22

3.2.2 Изменение адресных объектов.............................................................................. 24

3.2.2.1 Изменение данных – Адресного объекта..................................................... 24

3.2.2.2 Изменение данных – Дома............................................................................. 24

3.2.2.3 Изменение данных земельного участка........................................................ 26

3.2.2.4 Изменение данных квартиры/помещения.................................................... 26

3.2.2.5 Изменение данных – групповое изменение домов..................................... 26

3.2.3 Слияние адресного объекта................................................................................... 28

3.2.4 Удаление.................................................................................................................. 29

3.2.5 Переподчинение...................................................................................................... 30

3.2.5.1 Переподчинение адресного объекта............................................................. 30

3.2.5.2 Переподчинение дома.................................................................................... 31

3.2.6 Дробление адресного объекта................................................................................ 32

3.3 Работа с утверждениями.............................................................................................. 33

3.3.1 Утверждение адресного объекта........................................................................... 33

3.3.2 Поиск утверждений................................................................................................ 36

3.4 Вывод ошибок по адресным объектам....................................................................... 37

3.5 Восстановление объекта, прекратившего существование....................................... 42

3.5.1 Восстановление адресного объекта...................................................................... 42

3.5.2 Восстановление домов........................................................................................... 43

3.6 Исключение из состава сведений по объектам недвижимости интервалов домов 46

3.7 Групповые операции над объектами......................................................................... 47

3.7.1 Групповое изменение адресообразующего элемента.......................................... 47

3.7.2 Групповое добавление информации по домам.................................................... 49

3.8 Инвентаризация адресных объектов органами местного самоуправления........... 50

3.9 Протяженные объекты................................................................................................. 54

3.10 Режим формирования уведомлений о несоответствии...................................... 56

3.10.1 Создание уведомления....................................................................................... 56

3.10.2 Обработка уведомлений..................................................................................... 59

3.11 Предоставление информации из ФИАС.............................................................. 61

3.11.1 Работа с запросами в Налоговых органах........................................................ 62

3.11.2 Работа с запросами в ФКУ................................................................................. 64

3.12 Заявка на регистрацию организации.................................................................... 67

3.13 Профиль организации............................................................................................ 72

3.13.1 Информация об организации............................................................................. 73

3.13.2 Отслеживание заявок организации................................................................... 73

3.13.3 Подача заявки на изменение данных организации......................................... 74

3.14 Администрирование организаций и пользователей системы ФИАС.............. 79

3.14.1 Обработка оператором заявок на регистрацию организации, заявок на внесение изменений, заявок на аннулирование сведений об организации представленных на бумажном носителе 80

3.14.2 Рассмотрение заявок на регистрацию организации, заявок на внесение изменений и заявок на аннулирование организации............................................................................................. 81

3.15 Ведение справочника «Отдаленные от сетей связи и труднодоступные местности» 83

3.15.1 Общие сведения.................................................................................................. 83

3.15.2 Работа со справочником «Отдаленные от сетей связи и труднодоступные местности» 85

1. Начальные требования

На клиентской машине для работы с ФИАС необходимо обеспечить следующие условия:

  1. Операционные системы: Microsoft Windows XP или выше
  2. Криптопровайдер с поддержкой алгоритмов шифрования ГОСТ 34.10-2001 и ГОСТ 28147-89;
  3. Браузер с поддержкой шифрования защищенных соединений по ГОСТ 34.10-2001, 28147-89; Рекомендуемые к использованию браузеры: Internet Explorer 9.0 и выше, Google Chrome (для работы в Google Chrome необходимо установить CryptoPro Extension for CAdES Browser Plug-in).

Примечание: в Internet Explorer 9.0 и выше должен быть включен режим совместимости для сайта ФИАС. Подробнее:

http://windows.microsoft.com/ru-ru/internet-explorer/use-compatibility-view#1&ie=ie-11

  1. Программный компонент для работы с электронной подписью с использованием Web-браузера (Крипто ПРО ЭЦП browser plug-in версия 2.0, скачать).
  2. Установить узлы http://fiasmo.nalog.ru и https://fiasmo.nalog.ru в зону надежных узлов.
  3. Офисные приложения: Microsoft Office 2003/2007/2010/2013 или OpenOffice последней версии.

Необходимо установить сертификаты ключей проверки электронной подписи:

· Цепочку КСКПЭП, начиная от КСКПЭП УЦ, непосредственно выдавшего пользователю его КСКПЭП, и до корневого КСКПЭП, последнего в цепочке сертификатов, установить в соответствующие хранилища:

· Самоподписанный (поле "Кому выдан" совпадает с полем "Кем выдан") квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (КСКПЭП) удостоверяющего центра, - в хранилище сертификатов "Доверенные корневые центры";

· Остальные сертификаты цепочки - в хранилище сертификатов "Промежуточные центры сертификации".

· КСКПЭП, выданный пользователю удостоверяющим центром, аккредитованным в соответствии с требованиями Федерального закона № 63-ФЗ, - в хранилище сертификатов "Личные".

Примечание:

Сертификат "УЦ АО ГНИВЦ" (скачать с сайта АО ГНИВЦ (ссылка на www.gnivc.ru/uc/gnivc63-2014.crt)) - в хранилище сертификатов "Доверенные корневые центры";

Сертификаты удостоверяющих центров Минкомсвязи "Головной удостоверяющий центр", "УЦ 1 ИС ГУЦ", "УЦ 2 ИС ГУЦ" можно скачать здесь. (https://e-trust.gosuslugi.ru/MainCA)

Начало работы с программой

Для начала работы ФИАС, пользователю необходимо на своей машине запустить Internet Explorer версии 9.0 или выше. В адресной строке нужно набрать:

http://fiasmo.nalog.ru

После ввода адреса пользователь попадет на форму аутентификации (Рис. 1):

Рис. 1

В соответствии с «Правилами межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2015 года № 492 и «Порядком регистрации в федеральной информационной адресной системе представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и оператора федеральной информационной адресной системы», утвержденных приказом Минфина России от 31 декабря 2015 № 225н, доступ представителей организации в систему для выполнения функций в соответствии с предоставленными им в системе полномочиями осуществляется с использованием квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи(ЭП), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, после прохождения регистрации в системе.

Процедура регистрации в системе описана в п. «Регистрация организаций в ФИАС».Регистрация организаций в ФИАС

Для организаций, которые были зарегистрированы в ФИАС до 01.09.2016 проходить процедуру регистрации не требуется.

Зарегистрированным пользователям предоставляется два способа авторизации на портале ФИАС:

· вход с КСКПЭП (описан в п. «Вход с помощью электронных средств»);

· вход с учетной записью ЕСИА (описан в п. «Вход через ЕСИА»).

Примечание. Авторизация в ФИАС по логину и паролю в данной версии ПО больше не поддерживается.

Вход через ЕСИА

Возможна авторизация на портале ФИАС с учетной записью ЕСИА. Для этого нужно нажать кнопку «Войти через ЕСИА» на главной странице. Будет произведен переход на страницу http://esua.gosuslugi.ru (Рис. 4).

Далее нужно выбрать «Войти с помощью электронных средств». Процедура авторизации в ЕСИА описана в Руководстве пользователя ЕСИА (актуальная версия - http://minsvyaz.ru/ru/documents/4240). После успешной регистрации в ЕСИА осуществляется автоматический переход на портал ФИАС.

Работа с ФИАС

Просмотр данных ФИАС

Для поиска адресных объектов ФИАС нужно перейти в пункт меню «ФИАС», получаем форму «Поиск объекта» (Рис. 6):

Рис. 6

На появившейся форме необходимо ввести название адресного объекта, информацию о котором требуется найти. По мере ввода названия будет высвечиваться список адресных объектов, которые соответствуют вводимым данным. В случае нахождения в списке требуемого адреса, необходимо просто выбрать его из списка и для получения подробной информации нажать на кнопку «Информация об объекте».

Примечание.

  • Т.к. формирование списка адресных объектов зависит от многих факторов: загрузки системы, загрузки каналов связи, качества Ваших каналов связи не спешите, а подождите 2-3 секунды после ввода очередного элемента адреса

Для просмотра информации о том, где находится объект, отображаемый в окне результатов поиска, необходимо нажать на адрес объекта в строке «Ищем в:» и откроется полный путь к текущему объекту. (Рис. 7)

Рис. 7

Для перехода к объекту на уровень выше текущего необходимо нажать на кнопку в строке «Ищем в:» или же при необходимости выбрать конкретный объект из раскрывающегося списка с иерархией объектов (Рис. 7).

После заполнения необходимых параметров поиска в отношении искомого объекта необходимо нажать кнопку «Информация об объекте», на экран выведется запрошенная информация (Рис. 8):

Рис. 8

Добавление дома

Для добавления дома нужно войти в пункт меню «ФИАС», далее в режиме поиска выбрать родительский адресный объект и нажать кнопку «Добавить дом». Появится форма, представленная на Рис. 10:

Рис. 10

Заполняем необходимые поля с данными по дому и нажимаем кнопку «Добавить».

Изменение адресных объектов

Для изменения данных адресных объектов, которые уже существуют в БД ФИАС, следует воспользоваться меню «ФИАС» - на вкладке Поиск объекта найти и нажать редактировать требуемый объект.

В формируемой заявке при изменении только полей Адрес тип заявки будет «Переподчинение объекта» изменение объекта подразумевает внесение правок и в другие поля.

Изменение данных – Дома

Для внесения изменений в адрес дома следует воспользоваться меню «ФИАС» - вкладка Поиск объекта – найти дом - «Редактирование дома». Появится форма, представленная на Рис. 18.

Рис. 18

Внести требуемые изменения. После ввода всех необходимых данных следует воспользоваться кнопкой «Сохранить».

При внесении изменений только в поле «Индекс» на странице завершения действия система предложит перейти к функции группового изменения домов по кнопке «Изменить другие дома». (пункт 3.2.2.5 Групповое изменение домов, настоящего документа)

1.1.1.1.1.

1.1.1.1.2.

Слияние адресного объекта

Рис. 21

Необходимо выбрать адресный объект, над которым будет совершаться действие «объединение». Заполнить поля формы нормативного документа, нажать «Продолжить». Выбрать объекты для объединения, при необходимости внести изменения в создаваемый объект – вкладка «?», по окончанию внесения изменений нажать «Объединить».

Рис. 22

1.1.1.2.

Удаление

Данный пункт меню предназначен для удаления данных об адресном объекте.

Для удаления адресных объектов следует воспользоваться меню «ФИАС» - вкладка Поиск объекта – найти объект - «Удалить».

После выбора соответствующего пункта действия, совершаемого над объектом, появится форма, представленная на Рис. 23 (для примера представлена форма удаления адресного объекта, вид и действия пользователя в других формах данного режима аналогичен):

Рис. 23

На данной форме необходимо внести сведения о подтверждающем документе и нажать «Подтвердить»

Переподчинение

Переподчинение дома

Для переподчинения адресного объекта следует воспользоваться меню «ФИАС» - «Поиск» -Последовательно ввести адрес дома (н-р: Город-Улица-Дом) - «Редактировать дом». Появится форма, представленная на Рис. 25:

Рис. 25

На данной форме необходимо внести необходимые данные изменяемого адресного объекта аналогично функции переподчинения адресного объекта.

После внесения всех необходимых сведений необходимо нажать кнопку «Сохранить».

Дробление адресного объекта

Для дробления адресного объекта следует воспользоваться меню «ФИАС» - «Поиск объекта» - «Разделить дом». Появится форма для ввода документа основания совершаемого действия над объектом (Рис. 26). Необходимо заполнить все поля и нажать «Продолжить».

Рис. 26

Появится форма, представленная на Рис. 27. На данной форме необходимо заполнить данные по всем объектам, образуемым в результате дробления.

Рис. 27

После ввода сведений о всех адресных объектах, необходимо нажать на кнопку «Разделить».

Работа с утверждениями

Поиск утверждений

Для поиска утверждений надо перейти в пункт меню «ФИАС», далее «Утверждение адресного объекта» и «Поиск утверждений адресного объекта».

В фильтре сверху задается условие поиска.

При наличии галочки «Всегда выводить записи, ожидающие решения» Записи ожидающие решения будут выводиться независимо от значения фильтра «Статус»,

Обратите на это внимание!

Восстановление домов

Рис. 36

Поиск объекта осуществляем заполнением сведений об объекте в соответствующих значениях полях ввода для формирования адреса.

Рис. 37

После поиска объекта форма заполнится сведениями по искомому объекту, далее заявку необходимо отправит на утверждение Рис. 38:

Рис. 38


3) Далее смотрите пункт 3.3 руководства о работе с утверждениями.

Протяженные объекты

Термин протяженные объекты в системе ФИАС применяется относительно улиц, расположенных в нескольких муниципальных образованиях, имеющих соответственно несколько значений кодов ОКТМО.

При формировании заявки по протяженным объектам необходимо перейти в пункт меню «Ещё» - «Протяженные объекты» откроется форма на Рис. 49.

Рис. 49

В пункте первом «Выберите адресный объект» осуществить поиск по адресным объектам и выбрать объект улицу для редактирования. Во втором пункте «Укажите перечень ОКТМО» указать два или более значений кодов ОКТМО которые соответствуют муниципальным образованиям, в которых расположена улица (Рис. 50).

Рис. 50

По окончанию внесения изменений нажать кнопку «Завершить», далее будет сформирована заявка на изменение объекта.

Создание уведомления

1) Рассмотрим режим создания уведомления о несоответствии:

Для входа в этот режим работы нужно меню «Уведомление о несоответствии» (Рис. 51).

Рис. 51

В этом режиме увидим следующую форму с таблицей (Рис. 52):

Рис. 52

Вверху имеется фильтр для эффективного поиска.

Для ФНС доступна кнопка "Уведомление о несоответствии". По её нажатию открывается форма ввода уведомления. (Сотрудники Муниципальных образований не могут создавать уведомления о несоответствии)

Можно создать новое уведомление, нажав кнопку «уведомление о несоответствии» (Рис. 53). Откроется форма для нового уведомления:

Рис. 53

В п.1 нужно выбрать орган местного самоуправления, который уведомляется о несоответствии.

В п. 2.1 нужно указать/приложить отсканированный НПА, на основании которого выявлено несоответствие (Рис. 54).

Рис. 54

А также указать пункты, по которым выявлено несоответствие.

В п 3 (подпункт 3.2) нужно выбрать адрес, по которому выбрано несоответствие (Рис. 55).

Рис. 55

Далее, уведомление можно сохранить, в случае, если вы забыли указать какие-либо сведения, система выдаст предупреждение.

При нажатии на кнопку «Сохранить и распечатать расписку в получении документов по запросу о предоставлении сведений, содержащихся в ГАР» при условии корректности всех полей, оператору будет выдан документ Word с регистрационным номером запроса.

Обработка уведомлений

Для обработки уведомления нужно внести изменения в указанный адрес в соответсвии с приложенным нормативным документом.

После этого, на странице уведомлений в правом боковом меню выбрать пункт «уведомить об исправлении» (Рис. 56).

Рис. 56

Если внесенные изменения еще не вступили в силу, система выдаст предупреждение (Рис. 57):

Рис. 57

Также в таблице имеется возможность распечатать уведомление и ответ(уведомление об исправлении/уведомление об отсутствии несоответствия) - Рис. 58.

Рис. 58

Работа с запросами в ФКУ

При выборе пункта «в ФКУ» будет выведена форма, представленная на Рис. 63.

Рис. 63

Данная форма предназначена для выполнения всех функций возложенных на сотрудников ФКУ при обработке запросов и содержит следующую информацию о запросе:

· тип запроса

· номер запроса

· Дата создания

· Дата готовности

· Информация о заявителе

· Статус запроса

· Статус оплаты

· Источник запроса

· Способ получения результата

· Все документы, которые были сформированы в процессе обработки запроса

Для осуществления поиска ранее зарегистрированных запросов следует воспользоваться фильтром.

Для осуществления действий над запросом необходимо воспользоваться кнопкой , в зависимости от статуса запроса, будут доступны те или иные пункты меню.

Информацию о запросах, которые поступили на бумажном носителе и были зарегистрированы в налоговом органе, необходимо ввести в систему, для этого следует воспользоваться кнопкой . В результате будет отображена форма (Рис. 64).

Рис. 64

На данной форме необходимо осуществить ввод информации с бумажного документа, а также отсканировать и приложить документы, поданные заявителем.

После ввода данных запроса, если предполагается оплата предоставления информации, необходимо ввести сведения об оплате или указать, что заявитель имеет право на бесплатное предоставление информации, для этого следует воспользоваться меню «Ввод данных об оплате». В появившейся форме (Рис. 65) представлена информация о самом запросе и вся информация о всех платежах, которая поступила из ГИС ГМП.

Рис. 65

На данной форме необходимо найти информацию о платеже в ГИС ГМП, воспользовавшись фильтрами, и проставить статус оплаты. Если запрос должен быть выполнен на безвозмездной основе, то следует проставить статус «Не требует оплаты».

Если информация по запросу не может быть предоставлена, не приложены необходимые документы или ошибки в оформлении запроса, то следует воспользоваться пунктом меню «Сформировать решение об отказе в предоставлении сведений» и в появившемся окне указать причину отказа.

После ввода сведений об оплате или если запрос не требует оплаты становится доступен пункт меню «Сформировать выписку/уведомление об отсутствии сведений». При выборе данного пункта меню появится форма представленная на Рис. 66.

Рис. 66

В верхней части формы представлена информация, указанная в запросе, в нижней части формы необходимо указать(выбрать) адрес, который соответствует заращиваемому и нажать на кнопку «Подготовить данные для выписки».

Если адрес указанный в запросе отсутствует в ФИАС, то необходимо нажать кнопку «Подготовить данные для уведомления об отсутствии сведений».

После этого обработка запроса в ФКУ считается законченной.

Профиль организации

Администрирование сведений об организации авторизованного пользователя осуществляется функциями, указанными в разделе «Профиль организации» меню ФИАС (рис. 72) Полнота сведений данного раздела характеризуется набором полномочий пользователя.

Рис. 72

Информация об организации

Раздел «Информация об организации» (рис. 73) имеет справочный характер и содержит сведения об организации авторизованного пользователя, пользователях, зарегистрированных от лица данной организации и их полномочиях. Раздел доступен пользователю вне зависимости от набора полномочий, присвоенных ему для работы в системе ФИАС.

Рис. 73

Общие сведения

Режим присвоения адресообразующим объектам признаков «Отдаленная от сетей связи местность» или «Труднодоступная местность» интегрирован в Федеральную информационную адресную систему.

Сервис для администрирования Федеральной информационной системы имеет адрес http://fiasno.nalog.ru/. Доступом в данный сервис наделены уполномоченные представители управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и представители филиалов и отделений Федерального казенного учреждения «Налог-Сервис». Доступ представителей осуществляется с использованием сертификата ключа электронно-цифровой подписи уполномоченного представителя.

Доступ к режиму «Отдаленные от сетей связи и труднодоступные территории» имеют пользователи системы, наделенные полномочием «Ведение справочника "Отдаленная и труднодоступная местность"». Присвоение данного полномочия производится через сервис «Пользователи ИФНС» путем выбора конкретного представителя организации и установкой значения «Ведение справочника "Отдаленная и труднодоступная местность"» в его информационной карточке «Роли пользователя».

Для администрирования пользователей ФИАС оператор ФИАС должен обладать ролью "Администрирование пользователей" - данная роль распространяется на пользователей зарегистрированных в системе ФИАС до 01/09/16 или роль "Получение и рассмотрение заявок на регистрацию, заявок на внесение изменений, заявок на прекращение доступа" данная роль для операторов зарегистрированных после 01/09/16, предоставить оператору ее можно через заявку на изменение сведений согласно форме Приказа №225н от 31/12/15.

Список организаций: Пункт меню "Пользователи ИФНС/ОМСУ " - доступен оператору ФИАС который обладает одной из ролей указанной выше.

Федеральная налоговая служба России


Наши рекомендации