Цепи управления электрическим тормозом
Схема управления электрическим тормозом совместно с системой пневматического тормоза обеспечивает:
1. возможность включения и отключения ЭТ с помощью одного из двух органов управления:
→ контроллером машиниста — установкой его рукоятки в любое из тормозных положений;
→ поездным краном машиниста — переводом его рукоятки при нулевом положении контроллера в положение служебного или экстренного торможения;
2. возможность управления режимами ЭТ с помощью двух органов:
↕ контроллером, положение рукоятки которого на тормозных позициях определяет задание поддерживаемой скорости движения на спуске;
↨ переключателем тормозной силы ПТС, который задает величину ограничиваемой тормозной силы;
3. автоматическое включение ЭТ на полную эффективность при экстренном торможении;
4. включение режима предварительного торможения ПТ на 6 сек (ступень предварительного торможения необходима для сжатия состава);
5. автоматическое выключение ЭТ в следующих случаях:
√ при снижении скорости движения до 10 км/ч с переходом на пневматическое торможение;
√ при срабатывании защит;
√ при торможении краном вспомогательного тормоза, если давление во вспомогательной воздушной магистрали выше 2,3 кгс/см2;
6. возможность ручного отключения ЭТ с помощью автоматического выключателя АВ7 «Электрический тормоз», установленного на пульте машиниста, а также тумблера Тб11 «Электри-ческий тормоз», расположенного на передней стенке высоковольтной камеры;
7. запрет включения ЭТ в режимах аварийного отключения тягового двигателя, при срабатывании защит по дизелю и тяговому генератору;
8. автоматическое включение пневматического торможения локомотива при отключении или невключении ЭТ в случаях, отмеченных выше.
Управление включением и режимами ЭТ при помощи контроллера машиниста. Рукоятка контроллера в режиме «Тормоз» имеет следующие фиксированные позиции:
0 — нулевая (ЭТ выключен);
П — сборки схемы (подготовка ЭТ);
1 — максимальной скорости (100 км/ч);
7 — остановочного торможения ( 0 км/ч).
Между позициями 1 и 7 находится зона ступенчатого задания поддерживаемой скорости движения. При торможении контроллер имеет 7 дискретных фиксированных позиций задаваемой скорости (100, 80, 60, 40, 30, 20, 0 км/ч), которые обозначены на рукоятке контроллера.
Для обеспечения работы ЭТ необходимо, чтобы тумблер Тб11 «Электрический тормоз» на стенке высоковольтной камеры и автоматический выключатель АВ7 «Электрический тормоз» на ведущем пульте управления были включены. При этом получает питание катушка вентиля жалюзи ВЖТ по цепи: зажимы 7/1... 7, провода 1243x2, контакт 8 переключателя КБ1, автоматический выключатель АВ7 «Электрический тормоз», зажимы 5/1... 2, замкнутые контакты тумблера Тб11 «Электрический тормоз», контакты тумблеров отключения тяговых двигателей ОМ1 — ОМ6, замкнутые при включенных ТЭД, контакт выключателя реле заземления ВкР31, зажимы 5/3... 4, провод 1318, контакт 10 переключателя ПН, замкнутый в положении «Поездной режим», провода 1320, 1321 и 1322, катушка вентиля ВЖТ, «минус».
Вентиль подает воздух на жалюзи электрического тормоза, которые открываются, вследствие чего замыкаются контакты блокировок жалюзи БЖТ1 — БЖТ4 между проводами 732 и 736 в цепи катушки реле РУ37. Оно включается, замыкая свои контакты между проводами 747 и 737 вцепи катушек контакторов КВВ и КВГ, а также между проводами 855 и 971 в цепи сигнальной лампы ЛС6 «Жалюзи ЭТ открыты» на пульте управления.
Сигнал на разборку схемы тягового режима и сборку тормозной схемы появляется при установке КМ в положение «П». При этом получает питание реле РУ26 по цепи: зажимы 5/1... 2, провода 1285 и 1327, контакт 4 разъема контроллера, замкнутый контакт КМ, контакт 2 разъема контроллера, провода 1328, 1329 и 1331, катушка РУ26, «минус». Одновременно через другой контакт контроллера, замкнутый только в положении «П», а также через размыкающий контакт реле РУ27 получает питание катушка реле РУ24. После срабатывания реле РУ24 и РУ26 получают питание катушки реле РУ46, РУ22 и РУ25 соответственно по цепям:
→ зажимы 5/3... 4, провод 1349, замыкающие контакты РУ26, провода 1313, 1316 и 1317, катушка РУ46, «минус»;
→ провод 1349, замыкающие контакты реле РУ26 и РУ24, размыкающие контакты реле РУ23 и РУ20, катушка РУ25, «минус»;
→ провод 1349, замыкающие контакты реле РУ26, катушка РУ22, «минус».
Один замыкающий контакт РУ46 между проводами 729 и 730 подготавливает цепь питания катушки реле времени РВ8, а другой между проводами 711 и 712 подает положительный потенциал от выключателя АВ2 «Управление общее» на зажимы 2/3... 5, минуя контакты контроллера машиниста и обеспечивая тем самым питание цепей катушек КВВ, КВГ, РВ2 и сигнализации независимо от положения главной рукоятки контроллера машиниста. В свою очередь, размыкающий контакт РУ46 между проводами 749 и 750 разрывает цепь питания катушек КВГ, КВВ и РВ2 в режиме «Тяга».
Размыкающие контакты реле РУ22 отключают питание катушек электромагнитов МР1 — МР4 от контроллера машиниста, а замыкающие обеспечивают питание катушек МР1, МРЗ и МР4 от блока БМУВ по проводам, соответственно, 932, 978 и 994. На позиции «П» система УСТА включает электромагнит МР4, сохраняя частоту вращения коленчатого вала нулевой позиции.
После окончания сборки схемы дополнительно включается электромагнит МР1, устанавливая частоту вращения, соответствующую 2-й позиции контроллера (580 об/мин) для лучшего охлаждения тяговых двигателей. С этой же целью в случае продолжения режима ЭТ более 5 мин блок БМУВ отключает МР4 и включает МРЗ, задавая частоту вращения, соответствующую 11-й позиции КМ.
Замыкающий контакт реле РУ25 между проводами 1349 и 1301 подает питание на катушки тормозного реле РУ21 и вентиля электроблокировочного клапана ВТ1, посредством которого предотвращается подача воздуха в тормозные цилиндры локомотива при собранной схеме ЭТ. Замыкающий контакт реле РУ25 между проводами 773 и 775 готовит цепь питания катушек кон-такторов КВВ, КВГ и реле РВ2.
Тормозное реле РУ21, включившись, выполняет следующие переключения в схеме:
→ замыкающий контакт РУ21 между проводами 728 и 729 готовит цепь питания катушки реле РВ8 через замыкающий контакт ранее включившегося реле РУ46;
→ замыкающий контакт РУ21 между проводами 728 и 737 подготавливает цепь питания катушек КВГ, КВВ и РВ2 в режиме ЭТ;
й> размыкающие контакты РУ21 между проводами 897, 898 и 895, 898 разрывают цепь питания катушки тормозного переклю-чателя ТП «Тяга»;
→замыкающий контакт РУ21 между проводами 901 и 902 создает цепь питания катушки тормозного переключателя ТП «Тормоз» через замкнутые размыкающие блок-контакты контакторов КП1 — КП7 между проводами 896 и 895 (ТП должен переключаться только при обесточенных поездных контакторах); тормозной переключатель переводится в положение «Тормоз» и подготавливает включение силовой цепи в режим электрического тормоза.
Блокировочный контакт ТП между проводами 903 и 901 ставит катушку ТП «Тормоз» на самоблокировку, блок-контакт ТП между проводами 748 и 749 дополнительно разрывает цепь питания катушек КВГ, КВВ и РВ2 в режиме тяги. Блокировочный контакт ТП между проводами 727 и 728 обеспечивает:
↓ включение реле времени РВ8 через замкнутые контакты реле РУ21 и контакт РУ46; через замыкающий контакт этого реле между проводами 809 и 810 получает питание катушка контактора КТ, который, включившись, подает напряжение на катушку контактора КП7 — возбуждения тяговых двигателей в режиме ЭТ;
↓ включение реле РВ2 (если замкнуты все блокировочные контакты реле защит, блокировки дверей высоковольтной камеры и выпрямительной установки).
Контакт реле РВ2 между проводами 801 и 802 включает питание катушек поездных контакторов КП1 — КП6, которые заканчивают сборку силовой схемы в режиме ЭТ. Через замкнутые замыкающие блок-контакты КП1 — КП6 подается питание на катушки контакторов КВГ и КВВ, которые обеспечивают сборку цепей возбуждения тягового генератора.
Блок-контактами КВГ между проводами 1302 и 1326, а также КП7 между проводами 1326 и 1291 подается напряжение на катушку реле готовности электрического тормоза РУ28. После включения данного реле замыкается его контакт в цепи катушки РУ25, который шунтирует контакт РУ24, позволяя переходить на следующие тормозные позиции контроллера. Другим контактом РУ28 зажигается сигнальная лампа ЛС5 «Тормоз электрический», свидетельствующая об окончании сборки тормозной схемы.
После перевода рукоятки КМ в зону между тормозными позициями 1—7 электрический тормоз работает в режиме поддержания заданной скорости движения с ограничением предельной тормозной силы, определяемой положением переключателя ПТС. На резисторы переключателя ПТС с блока БМУВ через контакты переключателя КБ2 поступает напряжение 15В. В свою очередь, на блок БМУВ напряжение с переключателя поступает через измеритель напряжения ИНЗ. Для остановочного торможения рукоятку переводят с позиции «П» сразу на 7-ю позицию. Торможение происходит по предельным характеристикам с ограничением тормозной силы, определяемым переключателем ПТС.
При снижении скорости локомотива примерно до 10 км/ч блок БМУВ системы УСТА включает промежуточное реле минимального тока РУ23, которое размыкает свой контакт в цепи РУ25, обес-точивая тем самым катушки реле РУ21, РУ22 и РВ8, контакторов КТ1, КВГ, КВВ, РВ2, КП1 — КП6 и КП7, реле РВ2 и РУ28, а также другие аппараты схемы ЭТ. Разборка тормозной схемы происходит также при установке контроллера на нулевую позицию. Обесточивается реле РУ26, размыкаются его контакты в цепи РУ25 и РУ46. Далее процесс разборки происходит аналогично уже изложенному.
Управление включением ЭТ при служебном торможении краном машиниста. Сборка тормозной схемы от крана машиниста происходит только на нулевой или рабочих (тяговых) позициях контроллера, так как на тормозных будет включено реле РУ26, размыкающий контакт которого в цепи РУ25 разомкнут. Сигнал на сборку тормозной схемы появляется после замыкания контакта датчика служебного торможения РДТ1 между проводами 1310 и 1298 в цепи катушки реле РУ30.
Когда реле РУ30 включается, получает питание катушка реле РУ25 по цепи: зажимы 5/3... 4, провод 1349, замкнутый контакт РДТ1, провода 1298 и 1299, замкнутые размыкающие контакты реле РУ30, РУ26, РУ23 и РУ20, катушка реле РУ25, «минус». Одновременно с реле РУ25 получают питание катушки реле РУ46 и РУ22, после чего процесс разборки схемы тягового режима и сборки схемы тор
мозного режима происходит так же, как на позиции «П» контроллера. Тормозная схема разбирается при снижении скорости до 10 км/ч или установке тормозного крана машиниста в положение отпуска тормозов.
Управление включением ЭТ при экстренном торможении краном машиниста. Для экстренного торможения локомотива рукоятку крана машиниста необходимо перевести в положение VI. При этом теряет питание катушка реле РУ9, которое размыкает свой контакт между проводами 708 и 709, разбирая силовую схему.
При снижении давления воздуха в тормозной магистрали до 3 кгс/см2 срабатывает реле давления РДТЗ, замыкается его контакт между проводами 1342 и 1343 в цепи питания катушки реле РУ27. Последнее, включившись, замыкает свой контакт в цепи питания катушек реле РУ22, РУ25 и РУ46, после чего процесс сборки схемы аналогичен процессу при управлении ЭТ контроллером машиниста.
Замыкающим контактом РУ27 между проводами 1294 и 1295 в блок БМУВ подается сигнал об экстренном торможении. Размыкающий контакт реле РУ27 между проводами 750 и 751 в цепи катушек РВ2, КВГ и КВВ блокирует возможность сборки тяговой схемы до восстановления давления в тормозной магистрали. Размыкающим контактом РУ27 с проводом 1335 разрывается цепь питания реле РУ24.
Взаимодействие с пневматическим тормозом. При использовании ЭТ пневматическое торможение локомотива отключается электроблокировочным клапаном ВТ1. Однако возможно пнев-матическое торможение состава краном машиниста совместно с электрическим торможением локомотива, включаемого либо контроллером КМ, либо краном машиниста. При отказе ЭТ (не собралась электрическая схема тормоза или она разобралась из-за срабатывания защит) на тормозных позициях контроллера через размыкающий контакт РУ28 получает питание вентиль ВТ2 замещения электрического тормоза, подающий воздух в тормозные цилиндры локомотива.
Если включение ЭТ осуществлялось с помощью крана машиниста, то отключение ЭТ приводит к выключению электроблокировочного клапана ВТ1 и подаче воздуха в тормозные цилиндры. Аналогично происходит переход на пневматическое торможение при отключении ЭТ на низких скоростях движения или при срабатывании защит. Эффективность торможения определяется сте-пенью разрядки тормозной магистрали.
При торможении вспомогательным краном машиниста и при давлении во вспомогательной тормозной магистрали свыше 2,3 кгс/см2 срабатывает реле РДТ2 и отключается реле РУ21, разбирая силовую схему ЭТ. Контактами КВГ и КП7 между проводами 1302, 1326 и 1291 разрывается цепь питания катушки РУ28. Силовая схема ЭТ разбирается, осуществляется пневматическое торможение локомотива.
Установка пожаротушения и цепи пожарной сигнализации. В случае приведения в действие установки газового пожаротушения освобождается шток выключателя блокировки газового пожаротушения БГП, который расположен в районе огнетушителя ОС-8М. Разомкнувшийся контакт блокировки БГП между проводами 760 и 761 разрывает цепь катушки РУ16. Отключившись, это реле размыкает свои контакты в цепи контакторов КВВ, КВГ и реле РУ16, снимая тем самым нагрузку с тягового генератора, а также в цепи электромагнита МР6 объединенного регулятора дизеля, в результате чего дизель останавливается.
Цепи пожарной сигнализации включают 19 датчиков-извещателей, установленных в высоковольтной камере и на стенках дизельного помещения, а также два сигнальных реле РУ34 и РУ35. При этом катушки реле получают питание через последовательно включенные контакты групп извещателей, которые расположены в высоковольтной камере, а также на правой стороне дизельного помещения (РУ34) и на левой (РУ35). Когда перегрев извещателей отсутствует, их контакты замкнуты, катушки реле РУ34 и РУ35 получают питание от зажимов 7/1... 7 через автоматический выключатель АВ21 «Пожарная сигнализация».
В случае перегрева любого из извещателей его контакты размыкаются, вследствие чего катушка соответствующего реле теряет питание и оно отключается. Размыкающими контактами реле вклю-чаются лампа ЛС18 «Пожар левой стороны ДП» (реле РУ35) или лампа ЛС19 «Пожар правой стороны или высоковольтной камеры» (реле РУ34), а также звуковой сигнал СП в обеих кабинах.