ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ Общие сведения

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ Общие сведения

Все физические тела состоят из молекул, являющихся мельчайшими частицами данного вещества и обладающих его свойствами.

Молекулы образуются из атомов. Простые вещества состоят из атомов одного и того же вещества

Молекулы сложных веществ состоят из атомов различных химических элементов. Например, молекула воды состоит из атомов водорода и кислорода.

Атом состоит из ядра, имеющего положительный заряд, вокруг которого по замкнутым орбитам вращаются электроны, имеющие отрицательный заряд. Атомы разных веществ имеют разное количество электронов. Например, атом водорода - 1, а атом меди - 29. В состоянии равновесия атом не проявляет электрических свойств, т.к. суммарный отрицательный заряд электронов равен положительному заряду ядра и поэтому является нейтральным.

Под влиянием внешних сил атом может терять или приобретать электроны. Теряя электроны, атом заряжается положительно. Приобретая электроны, атом заряжается отрицательно.

Электроны, которые слабо связаны с ядром атома и могут покидать свои орбиты, носят названия свободных электронов.

Чем больше свободных электронов у атомов данного тела, тем оно лучше проводит ток, такие тела называют проводниками.

К проводникам относятся все металлы, графит, уголь.

Изоляторамии диэлектрикаминазывают тела, у которых электроны прочно связаны с ядром атома и поэтому не имеют свободных электронов (воздух, пластмассы, слюда, стекло, резина, фарфор, мрамор, эбонит, асбоцемент и др.).

Полупроводники- это тела, у которых появляются свободные электроны при определенных условиях (удар, облучение, нагрев и т.д.).

На границе соприкосновения проводника и полупроводника образуется запирающий слой, через который электроны протекают только в одном определенном направлении. Свойство односторонней проводимости полупроводников используется для создания выпрямителей, преобразующих переменный ток в постоянный.

К полупроводникам относятся: селен, кремний, германий, теллур, закись меди и т.д.

Закон Ома

Величина силы токадля данной цепи прямо пропорциональна напряжению на концах данного участка цепи и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка:

I = U/R,

где I - сила тока на участке (А); U - напряжение на участке (В); R - сопротивление этого участка (Ом). Зная напряжение и силу тока, можно определить сопротивление

R = U/I

Закон Кирхгофа (первый)

Точка, в которой соединяются три и более проводов, называется узловой.

I1 и 14 - токи подходящие к узлу; I2, I3, I5 - токи, отходящие от узла; По закону Кирхгофа сумма токов, подходящих к узлу, равна сумме токов отходящих:

I1+ I4= I2 + Iз + I5

Работа, мощность и тепловое действие электрического тока

При прохождении по цепи ток совершает работу, при этом электроэнергия источника тока превращается в другие виды энергии (механическую, тепловую и т.д.)

Работа электрического токавыражается формулой

А = q U, где q - количество электрических зарядов;

U - напряжение.

Используя значение тока I = q/t и выразив q = I t получим, что А = UIt ватт-секунд (вт-сек) или ват-час (вт-ч), (квт-ч).

Закон Ленца-Джоуля

Проводник, по которому протекает ток, нагревается. Количество
выделяемого при этом тепла определяется законом Ленца-Джоуля.

Количество тепла, выделяемое в проводнике при прохождении по нему электрического тока, прямо пропорционально квадрату тока, сопротивлению проводника и времени, в течение которого этот ток протекает.

Q = 0,24I2 R t,

где Q - количество выделяемого тепла;

I - сила тока в амперах;

t - время в секундах

0,24- тепловой эквивалент, Ватт-секунда = 0,24 калорий.

Тепловое действие тока используется в нагревательных приборах, в аппаратах защиты (предохранители).

Вентиляция и отопление

Вентиляция салонаосуществляется в летнее время как за счет отсасывания воздуха из салона центробежным вентилятором, так и через открытые форточки боковых окон, вентиляционные люки, расположенные на крыше троллейбуса и двери, открываемые на остановках.

В зимнее время приток свежего воздуха осуществляется только через двери на остановках.

Вентиляция кабиныводителя естественная и осуществляется через раздвижное окно.

Троллейбус оборудован системой отопления, использующей тепло пускотормозных реостатов, выделяемое при реостатном пуске тягового двигателя и электрическом торможении, а также тепло электрической печи. Нагретый воздух в пассажирский салон поступает через систему каналов, расположенных в салоне под полом. Отопление кабины водителя и обгорев ветровых стекол горячим воздухом осуществляются при помощи электрической печи, установленной в кабине.

1 - центробежный вентилятор

2 - ящик пускотормозных реостатов (ПТР)

3 - канал салона

4 - заборник воздуха

5 - поперечный канал с заслонкой

6 - электрическая печь салона

7 - электрическая печь кабины водителя

8 - распределитель воздуха с гибкими рукавами,

9 - дополнительные электрические печи салона

Система отопления работает следующим образом: центробежный вентилятор засасывает воздух из салона через заборник и гонит его в ящик ПТР, откуда нагретый воздух поступает в электрическую печь салона, где дополнительно подогревается и через поперечный канал поступает в канал салона. Через отверстия в канале нагретый воздух поступает в салон. Для уменьшения потерь тепла поперечный канал и электрическая печь оклеены асбестом и мешковиной.

Электрические печи салона (9) представляют собой электронагреватель, помешенный в металлический кожух и оснащенный вентилятором с электроприводом.

Уход и обслуживание

1.Для предупреждения ослабления болтовых соединений до опасных пределов необходимо периодически, не реже двух раз в год осматривать их и обязательно подтягивать.

2.Кузов троллейбуса необходимо регулярно мыть снаружи, плотно закрыв двери, окна и потолочные люки. Грязь и пыль надо смывать струей теплой или холодной воды. В зимнее время не следует мыть кузов на морозе или выезжать на маршрут с мокрым кузовом, так как это может вызвать трещины в окраске.

3.Панели внутренней облицовки из декоративной фанеры при ежедневной уборке салона следует протирать сухой мягкой тряпкой, слоистый пластик обшивки промыть водой или мыльным раствором и протереть насухо.

4.Поверхности полированных деталей ежедневно необходимо протирать чистой тряпкой.

5.Стекла после мойки кузова протирают замшей или мягкой сухой тряпкой. Во избежание мелких царапин не рекомендуется протирать сухие грязные стекла сухой тряпкой, а также чистить сухое грязное ветровое стекло щетками стеклоочистителя.

6.Подушки и спинки пассажирских сидений следует протирать влажной чистой тряпкой, а в случае сильного загрязнения мыть теплым мыльным раствором.

7.Смазку трущихся соединений необходимо выполнять согласно карте смазки.

8.При буксировке троллейбуса буксир следует крепить к двум буксирным серьгам.

Механизм открывания дверей

Механизм открывания и закрывания дверей снабжен электромеханическим приводом с дистанционным управлением из кабины водителя.

Установлен механизм в кожухе над дверным проемом, в котором имеются два люка, один - для подхода ко всему механизму, а другой - для регулировки фрикционного механизма. Сбоку на кожухе имеется кнопка звукового сигнала для связи пассажиров с водителем и переключатель аварийного открывания дверей.

Кинематическая схема механизма состоит:

При работе дверей вращающий момент от электродвигателя через редуктор передается на коромысло. Тяги, совершая возвратно-поступательное движение, поворачивают рычаги и оси дверей и обеспечивая открывание и закрывание дверей. Под кожухом расположены так же предохранитель, реле и концевые выключатели. При открывании и закрывании дверей на концевые выключатели воздействуют специальные кронштейны, в результате при полностью открытой или закрытой двери отключается двигатель

Червячный вали промежуточный вал вращаются на конических роликовых подшипниках, ведомый вал вращается на двух шариковых подшипниках.

Вращение с электродвигателя через соединительную муфту передается на червяк и червячную шестерню, вместе с которой вращаете: фрикцион. Фрикцион передает вращение на промежуточный вал иведомую шестерню, вместе с ведомым валом поворачивается коромысло.

Фрикционпредназначен:

•для предотвращения травмирования пассажиров,

•для предотвращения поломок привода в случае перегрузок в момент открывания и закрывания дверей.

У механизма открывания дверей имеются следующие регулировки:

•с помощью фрикционного механизма регулируется усилие открывания и закрывания дверей (16кг);

•с помощью тяг с правой и левой резьбой регулируется плотность закрывания створок;

•с помощью кронштейна и ролика, находящегося на нем устраняете механическое заедание и выдавливание ролика из направляющей

•с помощью нижней опоры (подпятник) осуществляется подъем створок.

Переключатель аварийного открывания дверейработает только тогда, когда переключатель на панели управления установлен в положении "Закрыто"

Неисправности:

•перегорание предохранителя;

•механическое заедание (тяги, редуктор, ролик);

•неисправность концевых выключателей;

•замерзание редуктора или двигателя;

•проседание створок, попадание посторонних предметов на подножки;

•порыв муфты;

•ослабление крепления узлов механизма.

Передний мост

Назначение и устройство переднего моста.

Передний (ведомый) мост:

•воспринимает приходящуюся на него массу кузова,

•обеспечивает изменение направления движения троллейбуса поворотом колес.

Устройство переднего моста

На балке моста - площадки для установки пневмоэлементов и рессор, а в середине кронштейн двуплечего рычага. Балка несущая, имеет двутавровое сечение. Кулаки имеют конические отверстии под шкворень. Шкворень плотно сидит в конусе кулака, а поворотные кулаки свободно вращаются во втулках вокруг шкворня, это обеспечивает поворот колес. Легкость обеспечивается упорным шариковым подшипником.

Регулировочные шайбы дают возможность регулировать зазор между кулаком и вилкой поворотной цапфы.

Ступица посажена на ось поворотной цапфы при помощи 2-х роликовых подшипников. Подшипники крепятся и регулируются гайкой, контргайкой, замковой шайбой. Для сохранения смазки и предотвращения ее вытекания из ступицы, с лобовой стороны она закрыта крынкой с прокладкой, а с внутренней стороны - сальником.

К ступице крепится тормозной барабан и с помощью прижимов -бездисковое колесо.

К суппорту крепится тормозной цилиндр, шарнирно - тормозные колодки, в суппорте - отверстие под ось разжимного кулака.

Тяги рулевой трапеции шарнирно связаны с рычагами, закрепленными в конусных отверстиях в нижней части поворотных цапф.

На правом переднем колесе установлен датчик спидометра, который закреплен на суппорте и изолирован от корпуса текстолитом.

1-балка моста,6-упорный подшипник, 10-сальник, 2.-шкворень, 7-регулировочные шайбы, 11-тормозной барабан, 3-поворотная цапфа, 12-прижим колеса, 4-Суппорт, 8-ступица, 13-бездисковое колесо, 5- втулки, 9-крышка, 14-тормозной цилиндр.

1-балка моста, 4-левая тяга, 2 - peccopa, 5-правая тяга, 3-двуплечий рычаг-маятник


Схема переднего моста (рулевая трапеция):

1. колесо,

2. поворотная цапфа (ось),

3. шкворень

4. кулак балки моста

5. балка моста

6. двуплечий рычаг (маятник),

7. левая тяга рулевой трапеции

1. правая тяга рулевой трапеции,

9. поворотные рычаги

Балка кованая стальная заканчивается кулаками. Кулаки через шкворни крепятся к поворотным цапфам. Отросток поворотной цапфы служит осью колеса.

Рулевая трапецияобразуется осью, поворотными рычагами, правой и левой тягами. Тяги состоят из труб с наконечниками.

Длина тяги может меняться, тем самым устанавливается угол схождения колес.Этот угол должен быть таким, чтобы при скорости движения троллейбуса свыше 40 км/ч плоскости управляемых колес были параллельны. Правильно установленный угол схождения колес снижает износ шин, сопротивление движению и усилие для поворота колес.

Необходимому углу схождения колес соответствует разность расстояний между передними и задними торцами тормозных барабанов, т.е. a- b = 4-6 мм.

Угол развала колесзадается конструкцией балки моста и составляет 1°20'.

Шкворень расположен под углом к вертикали, что обеспечивает стабилизацию колес, то есть стремление их вернуться в положение, обеспечивающее прямолинейное движение. Угол поперечного наклона шкворня составляет 8o, продольного -1°30'

Рулевой механизм МАЗ-500А.

Рулевой механизм служит для увеличения усилия, приложенного водителем к рулевому колесу и передачи его рулевому приводу.

Рулевой механизм состоит из двух частей, соединенных карданным шарниром.

Карданный шарнир позволяет изменять положение рулевого колеса и колонки при жестко укрепленном картере.

В кабине к каркасу машины тягами крепят кронштейн колонки рулевого управления.

Картер рулевого механизма крепится на основании кузова.

При повороте винта гайка-рейка перемещается по нему и поворачивает зубчатый сектор, вместе с сектором поворачивается сошка.

Регулировка:

Система тяг и рычагов.

Система тяг и рычагов служит для передачи усилия от рулевого механизма на управляемые колеса при поворотах.

Система тяг и рычагов состоит:

•рулевая сошка,

•продольная тяга передняя,

•продольная тяга задняя, гидроусилителя,

•рычаг гидроусилителя,

•двуплечий рычаг, маятник.

Продольные тяги имеют разную длину, но одинаковы по конструкции: тяги состоят из стальной трубы, на концах которой собраны шаровые шарниры.

Шаровойшарнир состоит:

Накладки предохраняют шарниры от выхода смазки и попадания в них пыли и грязи.

В рулевую трапецию входят две поперечные тяги: левая и правая.

Левая тяга имеет наконечник, который при помощи шарового пальца присоединен к левому рычагу поворотной цапфы, а шаровым пальцем справа соединяет ее с двуплечим рычагом, который установлен на балке моста.

Правая тяга наконечником присоединена к шаровому пальцу левой тяги, а справа шаровым пальцем к правой поворотной цапфе.

Длину поперечной тяги можно менять, поворачивая трубу в наконечниках, тем самым регулируя схождение колес.

Двуплечий рычаг вращается на двух конических роликовых подшипниках, установленных в кронштейне балки моста.

Гидроусилитель, насос.

Гидравлический усилительслужит для снижения величины физического усилия, прикладываемого водителем к рулевому колесу повышает безопасность движения.

Гидроусилитель состоит из распределителя и силового цилиндра в сборе

Силовой цилиндр в сборе состоит:

1. силовой цилиндр, 3- шток, 5- уплотнитель, поршень, 4- крышка, 6- трубопровод.

Распределитель гидроусилителя состоит:

1- корпус распределителя, 5- пружина, 2-золотник, 6 - палец продольной тяги, 3 - болт золотника, 7- палец продольной тяги гидроусилителя, 4 – стакан, 8- пробка

При повороте рулевого колеса, сошка через продольную тягу, связанную с шаровым пальцем золотника, перемещает золотник в сторону от нейтрального положения и жидкость начинает поступать в соответствующую полость силового цилиндра, перемещая цилиндр относительного поршня и одновременно выдавливая жидкость из другой полости цилиндра в распределитель.

Если прекратить вращение рулевого колеса, то золотник останавливается, а корпус распределителя устанавливается в нейтральное положение.

Центральный редуктор

Центральный редуктор предназначен для передачи крутящего момента под углом 90° и снижении числа оборотов, передаваемых от тягового двигателя через карданный вал на полуоси и колесные редукторы. Передаточное число центрального редуктора 3,111, то есть во столько уменьшается число оборотов. Передаточное число определяется отношением числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни.

Ведущая и ведомая шестерни - это конические шестерни со спиральными зубьями.

Дифференциальный механизм дает возможность ведущим колесам на поворотах вращаться с разной скоростью.

Центральный редуктор - общий вид:

1- ведущая шестерня, 8- шестерня полуоси, 2 - ведомая шестерня, 9 - сателлит, 3 –стакан, 10- чашка, 4 – крышка, 11- полуоси, 5 – подшипник, 12- регулировочные прокладки, 6 - распорная втулка, 13- сальник, 7 – картер, 14- фланец

Регулировку зацепления шестерен редуктора можно осуществлять, меняя толщину комплекта регулировочных прокладок, установленных между картером и стаканом. При этом перемещается ведущая шестерня. Перемещение ведомой шестерни осуществляется с помощью регулировочных гаек.

При движении троллейбуса по прямой гладкой дороге, оба ведущих колеса проходят одинаковые пути и делают одинаковое число оборотов. В этом случае сателлиты дифференциального механизма не вращаются на своих осях (полукрестовинах), они как бы заклинены между шестернями полуосей. При повороте троллейбуса внутреннее колесо проходит меньший путь, чем наружное. Внутренне колесо как бы упирается в путь и через свою полуось притормаживает шестерню полуоси дифференциального механизма, которая заставляет поворачиваться сателлиты. Сателлиты, обегая приторможенную шестерню, дают возможность наружной шестерне полуоси вращаться с большей скоростью.

Колесный редуктор

Колесный редуктор служит для передачи вращающего момента с полуосей на колеса. При этом происходит уменьшение числа оборотов и увеличение тяговых усилий. Он обеспечивает передачу больших мощностей при незначительных габаритах и позволяет иметь низкое расположение пола.

Колесный редуктор состоит:

Каждый сателлит вращается на двух цилиндрических роликовых подшипниках, установленных на осях. Оси сателлитов крепятся к водилу. Оси сателлитов имеют отверстия для смазки подшипников.

Крышка колесного редуктора крепится к водилу болтами. В центре крышки установлена упорная шайба, а в отверстие полуоси с торца крепится упорный палец. Между пальцем и шайбой должен быть зазор 0.5 - 1 мм. В крышке колесного редуктора имеется два отверстия: одно служит для заливки масла и контроля за его уровнем, второе сливное. Отверстия закрыты пробками.

Колесные редукторы установлены в ступицах ведущего моста. Передаточное число колесного редуктора 3,666. Это отношение числа зубьев коронной шестерни к числу зубьев солнечной шестерни.

Общее передаточное число центрального и колесного редукторов 11,4. Передаточное число показывает, что частота вращения ведущих колес меньше частоты вращения якоря двигателя в 11,4 раза, а вращающий момент на ведущих колесах больше момента, развиваемого тяговым двигателем в 11,4 раза.

1.стопорное кольцо, 8. кольцо уплотнительное, 2 - опора коронной шестерни, 9.-крышка, 3-коронная шестерня, 10.сателлит, 4-уплотнительное кольцо, 11. - подшипник, 5 – водило, 12.ось сателлита, 6 - палец упорный, 13.винт установочный, 7.упорная шайба, 14.пробка

Балка моста. Ступица.

Балка моста состоит из двух частей - верхней и нижней, соединенных электросваркой. В центре балки - картер, в котором размещен центральный редуктор. В картере предусмотрено отверстие для заливки и проверки уровня масла и два сапуна для сообщения картера с атмосферой. В нижней части картера имеется сливное отверстие, закрываемое пробкой. К обоим концам балки приварены стальные суппорты, к которым болтами крепятся рукава. В верхней части балки моста с обоих сторон приварены кронштейны. Они служат опорами валов разжимных кулаков.

Уход за задним мостом

•нужно систематически подтягивать все резьбовые соединения,

•особое внимание следует обращать на затяжку прижимов, закрепление колес гайками и затяжку этих гаек,

•необходимо поддерживать уровень смазки в редукторах.

Для заливки масла в ведущий мост нужно установить троллейбус на горизонтальной площадке так, чтобы нижняя кромка заливного отверстия каждого колесного редуктора была расположена на уровне горизонтальной оси колеса. После заливки масла в каждый колесный редуктор, следует завернуть пробки заливных отверстий. Часть масла перетечет в центральный редуктор. Затем заливают масло в картер центрального редуктора до уровня контрольного отверстия в картере.

Необходимо периодически прочищать каналы сапунов.

Необходимо своевременно и правильно регулировать редукторы.

Тема:Подвеска.

Пневморессорная подвеска является связующим звеном между основанием и мостами в троллейбусе. Она воспринимает вертикальные, продольные боковые усилия, смягчает удары и гасит колебания, возникающие при наезде троллейбуса на неровности дороги.

1 – рессора, 4-амортизатор, 2 – пневмоэлемент, 5- ограничительная тяга, 3- регулятор уровня кузова, 6- балка моста

1.- рессора, 4 - амортизатор, 6 - подрамник,2 - пневмоэлемент , 5 - ограничительная тяга, 7 - балка моста, 3 - регулятор уровня кузова


1.лист (два верхних лис коренные), 2 - стяжной болт, 3 – хомут, 4 - резиновая подушка, 5 - крышка кронштейна

Сдвиг листов рессоры предотвращается двумя хомутами, хомут стянут болтом, который проходит через распорную втулку.

Концы рессоры имеют резиновые подушки, которыми она монтируется в кронштейны основания троллейбуса.

К балке моста (передняя подвеска) каждая рессора крепится при помощи стяжных болтов и накладки.

Рессоры подвески заднего моста средней частью крепятся к подрамнику с помощью стяжных болтов и накладок.

Амортизатор

Амортизаторы предназначены для гашения колебаний, возникающих при движении троллейбуса по неровной дороге.

Шток верхней головкой с резиновой втулкой и пальцем соединяется с кронштейном основания кузова.

Нижняя головка амортизатора соединена с накладкой рессоры.

Рабочий цилиндр амортизатора заполнен амортизационной жидкостью. В результате относительных перемещений кузова и колес с мостами часть жидкости перетекает из одной полости амортизатора в другую через отверстия, закрываемые клапанами, из-за этого создается сопротивление колебанию кузова.

Наибольшее сопротивление амортизатора создается при растяжении - отдаче. В этом случае поршень перемещается вверх и жидкость, находящаяся над поршнем, испытывает сжатие. Перепускной клапан под давлением жидкости закрывается, а клапан отдачи открывается и жидкость через отверстия перетекает под поршень. Пружина клапана отдачи создает при этом сопротивление перетеканию жидкости. Одновременно впускной клапан клапанной головки открывается и свободно пропускает жидкость из полости корпуса амортизатора в рабочий цилиндр.

При увеличении нагрузки поршень амортизатора движется вниз -происходит сжатие. Клапан отдачи закрывается под давлением пружины и жидкости, а перепускной клапан открывается. Жидкость под давлением перетекает через отверстия поршней вверх над поршнем. Часть жидкости вытесняется в корпус амортизатора через отверстие клапана сжатия клапанной головки.

Уход за подвеской:

1.периодически смазывать шарнирные сочленения рессор,

2.проверять крепежные соединения подвески,

3.проверять герметичность пневмосистемы,

4.проверять высоту пневмоэлемента (290 мм),

5.периодически сливать конденсат из пневмоподвески,

6.заменять жидкость в амортизаторах,

7.проверять надежность крепления амортизаторов.

Ручной тормоз троллейбуса.

Ручной тормоз троллейбуса является стояночным и действует на колеса заднего моста. Он обеспечивает длительную стоянку троллейбуса на уклоне до 10%. Пользоваться ручным тормозом во время движения запрещено.



Неисправности покрышек

• Износ протектора в средней части (давление выше нормы)

• Внутренняя поверхность изношена в виде среза под углом
(нарушено схождение колес)

• По поверхности покрышки пятнистый износ "залысины"
(неправильная регулировка подшипников

• Износ протектора по краям (давление ниже нормы)

Уход за колесами и шинами.

• Ежедневно перед выездом проверять затяжку гаек крепления колес
и надежность замкового кольца.

• Перед выездом проверять давление в шинах.

• Тормозить нужно плавно, не допуская юза, так как при
скольжении происходит повышенный износ протектора.

• Необходимо следить, чтобы между двускатными колесами не
попадали посторонние предметы, так как они могут повредить
резиновое покрытие.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Рис.1 Расположение электрооборудования на шасси троллейбуса

1,9,11. Печь салона 7. Групповой реостатный

2. ТЭД контроллер

3. Двигатель компрессора 8. Двигатель насоса

4. Генератор гидроусилителя

5. Вспомогательный двигатель 10. Шунтовые сопротивления

6. Пуско-тормозные реостаты 12. Аккумуляторы

В кабине водителя на пульте смонтированы основные приборы и аппараты для управления троллейбусом. Эти приборы, аппараты и переключатели показаны на рис. 2, 3, 4, 5 для троллейбусов нового образца, на рис. 6, 7, 8, 9, 10 для троллейбусов старого образца.

Рис. 2. Кабина (задняя стенка)

АВ- автоматически отключает ТЭД от контактной сети при перегрузке и коротком замыкании

ВВЩ, ВВЦ2- включают двигатель вентилятора и запитывают катушку РН, отключают зуммер

ВВЦЗ- включает двигатель компрессора

ВВЦ4- включает печь салона

Высоковольтные предохранителипредохраняют

вспомогательные высоковольтные цепи от токов короткого замыкания

РВ - Позволяет включаться ЛКЗ и отключаться ЛК1 и ЛК2 с выдержкой времени

KB - управляет работой контакторов и ГРК

Рис.3 Кабина (Панель управления)

Рис.4. Кабина (Панель приборов)

1. Вольтметризмеряет напряжение на АБ или генераторе

2. Амперметризмеряет силу тока в цепи ТЭД

3. Неоновая лампапоказывает наличие напряжения в КП

4. Амперметризмеряет токи зарядки и разрядки АБ

5. Манометризмеряет давление воздуха в системе и захват
воздуха в тормозных кранах переднего моста.

6. Манометризмеряет давление воздуха в системе и захват
воздуха в тормозных кранах заднего моста.

7. Лампочки сигнализации

8. Спидометризмеряет скорость движения троллейбуса

9. Сигнальные лампыпозиций ГРК

Рис.5. Кабина (Пульт переключателей)

1,2,3. Тумблера дверей

4,5. Лампочки сигнализации дверей

6,7. Переключатели стеклоочистителей

8. Выключатель омывателей стекол

9. Главный переключатель света

10. Радиоустановка

11. Выключатель аварийной сигнализации с лампочкой

Рис.6. Кабина (задняя стенка)

АВ- автоматически отключает ТЭД от контактной сети при перегрузке и коротком замыкании

Высоковольтные предохранителипредохраняют

вспомогательные высоковольтные цепи от токов короткого замыкания

РВ - Позволяет включаться ЛКЗ и отключаться ЛК1 и J1K2 с выдержкой времени

Регулятор давления- периодически включает и выключает двигатель компрессора

KB - управляет работой контакторов и ГРК

Рис.7. Кабина (по левую руку водителя)

ВВЦ1, ВВЦ2- включают двигатель вентилятора и запитывают катушку РН, отключают зуммер

ВВЦЗ- включает двигатель компрессора

ВВЦ4- включает печь салона

Пакетные выключатели- включают аккумуляторы и гидроусилитель

Реле-регулятор- обеспечивает подключение и отключение низковольтной электросхемы к обмоткам возбуждения генератора и защиту генератора от перегрузки

Рис.8. Кабина (Вид сверху)

Рис.9. Кабина (Панель приборов)

1. Манометризмеряет давление воздуха в 11.Сигнальная лампочка

системе (верхняя стрелка) и захват работы средней двери

воздуха в тормозных кранах (нижняя 12.Сигнальная лампочка
стрелка) переднего моста. работы передней двери

2. Переключательлевого стеклоочистителя 13.Неоновая лампа

3. Сигнальная лампочкааварийного показывает наличие
давления напряжения в КП

4. Манометризмеряет давление воздуха в 14.Сигнальная лампа18-я
системе (верхняя стрелка) и захват позиции ГРК

воздуха в тормозных кранах (нижняя 15.Сигнальная лампа17-я
стрелка) заднего моста. позиции ГРК

5. Сигнальная лампочкауказателя 16.Сигнальная лампа15-я
поворотов позиции ГРК

6. Спидометризмеряет скорость 17.Вольтметризмеряет
троллейбуса напряжение на

7. Переключательправого аккумуляторах или
стеклоочистителя генераторе

8. Сигнальная лампочкаработы 18.Амперметризмеряет токи
компрессора зарядки и разрядки АБ

9. Часы 19.Амперметризмеряет силу
10.Сигнальная лампочкаработы задней тока в цепи ТЭД

двери

Рис.10. Кабина
(Пульт переключателей)

1.Включатель цепей управления 10. Включатель средней двери

2.Включатель компрессора 11. Включатель стеклоомывателей
3.Включатель звуковой сигнализации передних ветровых стекол

(зуммер) 12.Включатель задней двери

4.Включатель секвенции 13,14,15.Включатели освещения
5.Включатель стояночных огней подножек

6.Включатель вентилятора печи 16.Включатели освещения салона

отопления кабины 17.Включатель освещения кабины
7.Переключатель света и регулятор водителя

подсветки приборов 18.Включатель аварийной

о D л сигнализации

«.Включатель печи отопления кабины

9.Включатель передней двери

Тяговый двигатель ДК-210А-3

Это двигатель (рис.11) смешанного возбуждения, который расположен под кузовом в средней части троллейбуса. Для крепления к основанию кузова, на корпусе двигателя имеются четыре кронштейна. В эти кронштейны устанавливаются резиновые противовибрационные втулки, которые служат также для изоляции двигателя от кузова троллейбуса.

Тяговый электродвигатель состоит из следующих частей: корпус 16, главные полюса 17, 18, дополнительные полюса 31, якорь 1, 20, щеткодержатели со щетками 12, подшипниковые щиты 8, 24, вентилятор 25.

Корпус имеет цилиндрическую форму и на нем укреплены главные и дополнительные полюса. В корпусе имеются люки, закрытые крышками 15 для подхода к щеточно-коллекторному узлу. Для высоковольтных проводов в корпусе есть отверстия с резиновыми втулками. Снаружи корпус покрыт антикоррозионным покрытием. Главный полюс состоит из сердечника и двух обмоток. Он предназначен для создания основного магнитного поля. Дополнительные полюса предназначены для уменьшения искрения между коллектором и щетками. В двигателе 4 щеткодержателя, в каждом по две щетки. Щетки прижимаются к коллектору специальными пальцами. Усилие прижатия должно быть 2 кгс/мм2.

Принцип действия тягового электродвигателя состоит в том, что в результате подачи напряжения на якорную обмотку и обмотку главных полюсов, создаются магнитные поля. Эти магнитные поля взаимодействуют между собой, приводя во вращение якорь, а значит и вал. На валу с помощью шпонки и корончатой гайки крепится фланец для соединения с карданным валом. При вращении вала крыльчатка 25 засасывает через патрубок 7 воздух, который охлаждает двигатель и через вентиляционные окна выбрасывается в атмосферу.

В тормозном режиме ТЭД работает как генератор. Это значит, что теперь колеса вращают вал якоря и ТЭД вырабатывает электроэнергию, которая проходя по тормозным реостатам выделяется в виде тепла, которым в зимнее время отапливается салон.

Рис.11. ТЭД

I. Вал якоря 15. Крышка люка
2,4,26,27. Подшипниковые крышки 16. Корпус

3. Роликовый подшипник 17,18. Катушки главных полюсов

5. Кольцевая гайка 19. Шпилька

6. Кронштейн щеткодержателя 20. Обмотка якоря

7. Вентиляционный патрубок 21. Пакет сердечника
8,24. Подшипниковые щиты 23. Вентиляционные окна

9. Нажимная шайба 25. Вентилятор

10. Накладка 28. Шариковый подшипник

II. Коллекторная втулка 29. Замки крышек люков

12. Обойма щеткодержателя 30. Сердечник дополнительного

13. Коллекторная пластина полюса

14,22. Нажимные шайбы 31. Катушка дополнительного полюса

32. Сердечник главного полюса

^ _е|р i3 xl Tiisro => -нЬэ h| i|i о лКз ^IieI

II^S Ssifj i£' Iligifl g
____ ^_J__________ |_______ з________________ 5_|_______

_ _____ ___

S к is ^K| g ^a 1

S ^СЛ cnog goOQ;

СП ЭР?

I К 1» - • I I Si I |

--------------- _--------------------- _---- 1---------------------- , _ „

- I _______________ , a s

сл c»01^^ ' Kj£g CD

■ -1« s iii~iTsii I

_______ ^____L_H_________________________________ 3d

о ° о о й Н

x Ja CD

L = 1 ° ° s

• . g - - • | § 8 ь к *

^ О Q) Co

О N> P §

1 g • ro . о g^ i

_________________________________________

-*• СЭ N> ji.

ГО Ю о, q __ ^ __.

• К, ' К, ' о 2 n> £Q

о сл СП *

Неисправности ТЭД:

1.Выход из строя подшипников

2.Повреждение крыльчатки

3.Нарушение изоляции

4.Повреждение коллектора

5.Износ щеток выше нормы

6.Ослабление к

Наши рекомендации