Комбинированная подвеска переднего моста.
Применялась на первых ТБ ЗиУ-9Б. Здесь использовалась пневматическая подвеска с четырех штанговым направляющим устройством.
Состав комбинированной подвески:
· 4 реактивные штанги. Они фиксируют мост относительно кузова и воспринимают тяговые и тормозные усилия. 4 штанги – 2 сверху моста, 2 снизу, верхняя с нижней идут крест на крест.
· 2 пневмо элемента
· 2 гидравлических амортизатора
· 2 ограничительных болта (работают при вывешивании кузова).
Амортизаторы.
В подвесках ТБ используется телескопический гидравлический двухтрубный амортизатор двухстороннего действия.
Функции амортизатора:
· Гасит вертикальные колебания
· Поглощает толчки и удары
Что улучшает сцепление колес с дорогой, снижает длительные колебания и раскачивания.
Периоды колебания амортизаторов
· Ход сжатия (кузов и мост сближаются)
· Ход отдачи (кузов и мост отдаляются)
Амортизатор двухстороннего действия, он поглощает энергию колебаний при ходе сжатия и ходе отдачи. Но сопротивление это не одинаково. При сжатии оно составляет 20-25% сопротивления при отдаче.
Устройство амортизаторов:
· Корпус (резервуар) – наружный цилиндр.
· Рабочий (внутренний) цилиндр – расположен внутри корпуса.
· Эти цилиндры образуют рабочую и резервную (компенсационную) полость (камеру). Рабочая полость полностью заполнена амортизаторной жидкостью. Резервная полость заполнена частично жидкостью, а частично воздухом.
· Шток ходит в зоне рабочего цилиндра. Шток верхней головкой с резиновой втулкой и пальцем соединяется с кронштейном основания кузова. Верхняя головка (проушина), шток и поршень составляют одно целое.
· Поршеньперемещается в рабочем цилиндре, закреплен на штоке.
· Верхняя головка (проушина)служит для крепления амортизатора к кронштейну основания кузова. В головку вставлена резиновая втулка, соединение осуществляется с помощью пальца.
· Нижняя головка (проушина)приварена к нижней части корпуса. Служит для крепления амортизатора к накладке (передний мост), и к подрамнику на заднем мосту.
· Бронзовая втулка(направляющая для штока).
· Пружины.
· Защитный кожух. Защищает амортизатор от грязи и воды.
· Клапаны(тарельчатый перепускной клапан отдачи, клапан отдачи, впускной тарельчатый клапан, клапан сжатия).
В поршне и рабочем цилиндре имеются каналы с клапанами. Клапаны позволяют регулировать силу сжатия и отскока (отдачи), контролируя проход через них масла в зависимости от условий вождения. В поршне имеется 2 ряда отверстий: отверстия наружного ряда и отверстия внутреннего ряда. Клапан отдачи закрывает отверстия внутреннего ряда. Он прижимается к поршню цилиндра пружиной. На корпусе клапанной головки расположенной в нижней части рабочего цилиндра выполнены отверстия, перекрываемые впускным тарельчатым клапаном. Центральное отверстие перекрывается клапаном сжатия, прижимаемым пружиной.
Работа амортизатора:
При сжатии рессоры поршень со штоком движется вниз. При плавном ходе сжатия поршень со штоком двигается вниз и вытесняет основную часть жидкости из пространства под поршнем в пространство над поршнем через перепускной клапан отдачи. При резком ходе сжатия, при возросшем давлении жидкости открывается клапан сжатия, преодолевая сопротивление пружины, жидкость поступает в корпус. Во время хода отдачи поршень со штоком движется вверх, давление жидкости над поршнем повышается. Перепускной клапан отдачи закрывается, а клапан отдачи открывается. Жидкость через отверстия перетекает в пространство под поршнем. При резком ходе отдачи жидкость открывает клапан отдачи на большую величину. Часть жидкости через впускной клапан сжатия перетекает обратно в рабочий цилиндр.
Неисправности амортизатора:
· Засорение клапанов
· Нарушение герметичности
· Износ поршня
· Ослабление креплений
· Изгиб штока
Уход за подвеской:
· Периодическая смазка шарнирных пальцев рессор
· Проверка крепежных соединений
· Систематическое сливание конденсата из пневмо системы
· Следить за герметичностью пневмо системы
Рулевое управление.
Представляет собой совокупность механизмов обеспечивающий необходимый поворот передних управляемых колес для изменения направления движения ТБ. Люфт руля – это свободное вращение рулевого колеса.
Состоит из:
· Рулевой механизм
· Рулевой привод + гидроусилитель руля
Рулевой механизм.
Предназначен для:
· Передача усилия с рулевого колеса на рулевой привод.
· Преобразует поворот рулевого колеса в угловое перемещение рулевой сошки.
· Увеличивает усилие, передаваемое с рулевого колеса на рулевой привод.
- передаточное число рулевого механизма 23,5 (то есть 1 кг, который прилагается на рулевое колесо на рулевом приводе будет равен 23,5 кг).
Принцип работы рулевого механизма – винтовой редуктор. Рулевой механизм состоит из двух частей, соединенных карданным шарниром:
· Рулевое колесо, рулевая колонка и вал.
· Картер, винт, гайка-рейка, зубчатый сектор с валом.
Рулевое колесо.
Диаметр равен 530 мм.
· Ступица рулевого колеса. В центре ступицы имеется отверстие для оси.
· Спицы рулевого колеса.
· Обод. С нижней части обода имеются бобышки для удержания рулевого колеса. Все это покрыто специальной изоляционной пластмассой.
· Кнопка сигнала. Кнопка сигнала расположена в ступице рулевого колеса. Провода от кнопки проходят внутри полого вала. Концы их припаяны к контактным кольцам по которым скользят угольные щетки, установленные в контактном устройстве на трубе рулевой колонки.
Рулевая колонка.
Удерживается двумя специальными тягами, прикрепленными к каркасу кузова в кабине.
Вал.
Передача вращения от рулевого колеса на рулевой механизм осуществляется валом, который размещается внутри рулевой колонки. На верхнем конце вала с помощью штанги, стопорной шайбы и гайки крепится рулевое колесо. Нижняя часть вала заканчивается двумя проушинами для крепления крестовины.
Карданный шарнир (крестовина).
Карданная передача – механизм, передающий крутящий момент между валами, имеющими возможность взаимного углового перемещения. Это позволяет изменять положение рулевого колеса и колонки при жестко закрепленном картере, а так же служит для гашения вибрации.
Рулевой механизм.
Закреплен на основании кузова на левом лонжероне спереди на 4 шпильках гайками со шплинтом. Рулевая передача: винт, шарики, гайка-рейка, зубчатый сектор.
Состоит из:
· Картер рулевого механизма имеет 2 отверстия для залива и слива смазки. Используется гипоидная или трансмиссионная смазка.
· Винт с канавчатой резьбой. Нижняя вилка кардана соединена с винтом рабочей пары. Винт вращается на двух конических роликовых подшипниках, которые можно регулировать.
· Гайка-рейка установлена на винте и вращается с помощью шариков. Штампованные направляющие, вставленные, в гайку-рейку создают замкнутую систему для качения шариков.
· Шарики расположены в канавках винта гайки-рейки и двух направляющих.
· Зубчатый сектор выполнен заодно с валом, имеет коническую форму. Это обеспечивает регулировку люфта между ним и гайкой-рейкой.
· Вал сектора вращается в картере в подшипниках. На шлицевом наконечнике устанавливается сошка, другой наконечник служит для регулировки зацепления гайки-рейки и зубчатого сектора.
5,5 оборота рулевого колеса соответствует 76° отклонения сошки.
Последовательность движения:
Рулевое колесо – рулевой вал – винт – гайка-рейка – зубчатый сектор – сошка
Работа рулевого механизма:
При повороте ТБ водитель с помощью рулевого колеса и вала вращает винт, относительно которого на циркулирующих шариках перемещается гайка-рейка. Она поворачивает зубчатый сектор. Зубчатый сектор расположен на валу, на конце которого закреплена сошка.
Сборка рулевой передачи:
Винт, гайка-рейка и шарики подгоняются при заводской сборке, поэтому менять их нужно только комплектно. На торце шлицевого конца вала зубчатого сектора расположена метка для правильной установки рулевой сошки. Метка сошки и конца вала при сборке должны быть совмещены.