Обязанности водителя на линии.

· При приемке ТБ и на технической стоянке проверять затяжку гаек, надежность замковых колец и давление в шинах.

· Следить, что бы между колесами (задними) не было посторонних предметов.

· Избегать попадания масла на шину.

· Не допускается движение на спущенной шине и на шине с избыточным давлением.

· Избегать больших скоростей при движении на повороте и при неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия.

· Избегать ударов о поребрик.

· Избегать резкого торможения и резкого ускорения.

Неисправности:

· Износ протектора в средней части (давление выше нормы).

· Износ протектора по краям (давление ниже нормы).

· Внутренняя поверхность изношена в виде среза под углом (нарушено схождение колес).

· По поверхности покрышки пятнистый износ (залысины) (неправильная регулировка подшипников).

· Износ протектора, остаточная глубина протектора менее 2 мм.

Уход:

· Соблюдать правила монтажа и демонтажа.

· Проверять углы установки передних колес (углы схождения и углы максимального поворота колес).

· Регулярная перестановка колес.

· Контроль давления и прочее.

Углы установки колес.

Угол схождения.

Схождение – это угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. Схождение впереди моста на 4-6 мм уже, чем сзади. Сила трения разворачивает передние колеса при движении.

Назначение угла схождения:

· Облегчается рулевое управление

· Уменьшается износ резины

Регулировка:

1. Перед регулировкой убедится в отсутствии люфта в подшипниках ступицы, шаровых шарнирах и в нормальном давлении в шинах.

2. Машина устанавливается над ямой.

3. Установить колеса в положение прямо.

4. Ось симметрии рулевого рычага должна быть перпендикулярна оси балки. При необходимости это достигается при помощи регулировки левой поперечной тяги.

5. Вывешивается передний мост, и ставятся страховочные тумбы под балку.

6. Схождение управляемых колес осуществляется правой тягой.

7. Ослабляются стяжные болты и, вращая трубу тяги, регулируют схождение так, чтобы расстояние между торцами тормозных барабанов впереди было меньше, чем сзади на 4-6 мм. Замер производится по торцам тормозных барабанов сзади относительно балки (через отверстия на тормозном суппорте).

Развал.

Развал – это угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса. Угол не регулируется, устанавливается на заводе изготовителе и составляет 1°-1,5° .

Угол поперечного наклона шкворня.

Угол не регулируется, устанавливается на заводе изготовителе и составляет 8°.

Этот угол необходим:

· Для снятия нагрузки с внутреннего подшипника

· Для возврата колес в исходное положение

· Обеспечивает равномерный износ протектора

Угол продольного наклона шкворня.

Угол не регулируется, устанавливается на заводе изготовителе и составляет 1°-1,5°.

Этот угол необходим:

· Улучшает управляемость

· Уменьшает износ

Максимальные углы поворота колес.

Рулевая трапеция обеспечивает поворот колес на разные углы. Угол внутренний - 49°, угол внешний - 40°.

Регулировка:

1. Приподнять с помощью домкрата колеса и подложить под них измерительные поворотные круги. Эти круги имеют шкалу в градусах.

2. Колеса устанавливаются в положение прямо, а поворотные круги на 0 отметку.

3. Поворачиваем колеса в одну и другую сторону до упора.

4. Отмечаем углы поворота на шкале (при отсутствии кругов можно пользоваться шаблонами).

5. В случае необходимости следует отрегулировать поочередно для каждого колеса угол поворота с помощью болтов, в которые при повороте упирается рулевой рычаг. Для этого необходимо ослабив гайки ввернуть или вывернуть болты, а потом затянуть гайки.

Подвеска.

Это совокупность деталей, узлов и механизмов связывающих корпус ТБ с колесами.

Назначение:

· Служит для фиксации мостов.

· Служит для передачи тяговых и тормозных усилий от мостов на кузов.

· Служит для передачи и распределения вертикальных нагрузок от массы кузова на колеса и мосты.

· Служит для смягчения ударов при движении

· Служит для гашения колебаний кузова.

Различают 3 типа подвески: рессорная, пневматическая, комбинированная (пневмо рессорная).

Подвеска управляемого и ведущего мостов ТБ является зависимой, двух ступенчатой, пневмо рессорной. При такой конструкции часть нагрузки снимается с пневмо элементов полуэллиптическими рессорами.

Элементы пневмо подвески.

Элементы подвески Передний мост Задний мост Назначение
Пневмо элемент Воспринимают вертикальные нагрузки и передают их от основания кузова на передний и задний мост, уменьшают толчки и удары.
Рессоры 2×7 листов 2×6 листов Служат основной связью кузова с мостами. Фиксируют мосты относительно кузова. Являются направляющим устройством моста. Воспринимают тормозные и тяговые усилия. Воспринимают удары от неровностей.
Амортизаторы Гасят колебания, повышают плавность движения.
Ограничитель хода кузова Для ограничения вертикального хода кузова.
Регулятор положения уровня кузова (КУП) Служит для автоматического управления потоком сжатого воздуха поступающего или выходящего из пневмо элементов.
Подрамник - Воспринимает вес кузова с нагрузкой через пневмо элементы и передает их на балку моста. Подрамник сварной, состоит из 2 лонжеронов, передней и задней балок. Сечение подрамника – коробочное (сварной швеллер).

Рессоры.

Листовая полуэллиптическая рессора представляет собой пакет стальных закаленных рессорных листов разной длинны, плотно прилегающих одна к другой. Рессора состоит из листов кремниевой стали, различной длинны и прогиба. Верхний самый длинный лист рессоры называется коренным. Лист рессоры, прилегающий к коренному, называется подкоренным. Остальные листы – наборные. Коренной и подкоренной листы толщиной 12 мм, а наборные – 10 мм.

Передняя рессора представляет собой пакет из 7 листов. Для предотвращения продольного смещения листов относительно друг друга они стянуты центровым болтом. А от поперечного сдвига двумя хомутами. Концы двух верхних листов рессоры разведены. К ним заклепками крепятся накладки (чашки). Концы двух верхних листов рессор устанавливаются в гнезда резиновых подушек, и эти резиновые подушки располагаются в кронштейнах кузова (лонжерона), кронштейны закрываются крышками. К балке моста рессора крепится с помощью накладки и двух стяжных болтов.

Задняя рессора состоит из 6 листов. Концы двух верхних листов задней части задней рессоры разведены. К ним заклепками крепятся накладки (чашки). Концы двух верхних листов рессор устанавливаются в гнезда резиновых подушек, и эти резиновые подушки располагаются в кронштейнах кузова (лонжерона). Передний конец задней рессоры крепится к кронштейну основания шарнирно, с помощью литого ушка и пальца, затем смазывается. Средняя часть крепится к подрамнику с помощью накладки и двух стяжных болтов (стремянок).

При работе, когда усилие на рессору возрастает в работу приходят все листы.

Сборка рессоры:

1. Перед сборкой листы очищаются от ржавчины, смазываются графитовой смазкой (солидол + графит) и стягиваются стяжным центровым болтом.

2. Устанавливаются хомуты, препятствующие боковому смещению листов.

3. После сборки рессора окрашивается битумным лаком.

Стрела прогиба рессоры измеряется как расстояние от условной линии, проходящей через концы рессоры, до низа рессоры (головки центрового болта).

Стрела необходима:

· Для лучшей амортизации

· Создает просвет между надкрыльной коробкой и вращающимся колесом

Стрела прогиба передних рессор не менее 88 мм, задних рессор не менее 115 мм.

Прогиб на каждые 1000 кг нагрузки (при проверке на жесткость) для передних рессор 42 мм, а для задних 49 мм.

Неисправности рессор:

· Излом листов

· Износ резиновых подушек

· Смещение хомутов

· Разрыв центрового болта

· Разрыв болтов крепящих рессору к балке и т.д.

Наши рекомендации