Ведущий (не управляемый) задний мост.
Задний мост имеет 2 ступенчатую передачу. Оба редуктора (центральный и колесный) связаны полуосью.
Назначение:
· Воспринимает вес ТБ, приходящийся на заднюю часть основания.
· Передает тяговые и тормозные усилия ведущих колес на кузов.
· Передает крутящий момент от ТЭД к ведущим колесам.
Балка заднего моста состоит из 2 стальных штампованных частей (верхней и нижней), каждая из которых отливается в своей форме. После остывания части балки свариваются электро сваркой. Внутри балка полая, в ней проходит полуось. Полуось соединяет центральный и колесный редукторы.
На балке имеются:
· 2 кронштейна для крепления вала разжимного кулака.
· На балке установлены тормозные цилиндры.
· Площадки для крепления элементов подвески моста (подрамника).
Задний мост состоит:
· Балка заднего моста.
· Картер. В средней части балки имеется утолщение, в котором размещены центральный редуктор и дифференциал. В картере имеется отверстие для заливки и проверки уровня масла.
· Отверстие для заливки и проверки уровня масла.
· В нижней части картера имеется сливное отверстие, которое закрывается пробкой с магнитной вставкой (для сбора продуктов износа шестерней).
· Сапун (для связи с атмосферой).
· Суппорт. К концам балки приварены суппорты. В них запрессованы оси, предназначенные для крепления тормозных колодок.
· Рукава. Впрессованы в суппорт и закреплены 12 болтами. На конце рукава нарезана резьба под гайку. В средней части рукава имеется шлицевая нарезка.
· Полуоси.
Ступица.
Представляет собой стальную цилиндрическую массивную отливку внутренняя полость, которой расточена под подшипники, а снаружи имеется венчик для крепления к нему тормозного барабана и переходника.
Назначение ступицы:
· Для крепления на ней тормозного барабана и переходника.
· Для вращения колес.
Ступица включает в себя колесный редуктор. Ступица вращается на 2 конических роликовых подшипниках: внутренний – на рукаве, внешний – на шейке коронной шестерни. Для залива и слива масла в ступице и ее крышке предусмотрены отверстия, закрытые пробками.
Установка ступицы на рукаве.
1. Устанавливаем сальник.
2. Устанавливаем внутренний подшипник
3. Устанавливаем соединительную муфту. Шлицы муфты должны зайти в зацепление со шлицами рукава.
4. Ступица одевается на внутренний подшипник.
5. На шейку коронной шестерни устанавливаем наружный подшипник.
6. Планетарная шестерня крепится на коронной шестерне и фиксируется стопорным кольцом.
7. Планетарная шестерня с коронной шестерней и наружным подшипником устанавливается в ступицу. Коронная шестерня шлицами должна войти в зацепление со шлицами муфты.
8. На рукав накручивается гайка со стопором. Стопор крепится 2 винтами к коронный шестерне.
9. Устанавливаем водило. Водило соединяется со ступицей 4 шпильками, ввернутых в торцевую часть ступицы и закручены 4 гайками. Сателлиты водила входят в зацепление с планетарной шестерней.
10. Устанавливаем полуось с солнечной шестерней, солнечная шестерня входит в зацепление с сателлитами водила.
11. Закрепляется крышка водила.
12. Заливается гипоидная смазка ≈ 3л. Отверстие для заливки масла в крышке поворачиваю так, что бы низ отверстия совпадал с горизонтальной осью. Уровень масла – до низа заливного отверстия. Слив масла через сливное отверстие ступицы.
Уход за задним мостом.
· Систематически подтягивать все резьбовые соединения.
· Своевременно заменять смазку в редукторах.
· Следить за отсутствием утечки масла через сальниковое уплотнение крышки.
· Проверка целостности балки моста.
· Своевременная регулировка подтяжки подшипников ступицы.
· Прочищение сапунов.
Колеса и шины.
Назначение колес: осуществляют связь ТБ с дорогой, обеспечивают движение, изменение направления движения, передача вертикальных нагрузок от ТБ дороге.
Классификация:
· По назначению:
o Управляемые.
o Ведущие.
· По конструкции:
o Дисковые.
o Бездисковые (закрепляются на ступице, используя детали самой ступицы).
На ТБ установлены бездисковые взаимозаменяемые колеса, на ведущем мосту - сдвоенные, на переднем мосту - одинарные. Колесо состоит из: обода и шины.
Обод. Стальной обод предназначен для монтажа на нем шины. Один борт отштампован за одно целое с ободом, другой борт съемный, он удерживается на ободе разрезным стальным замочным кольцом, заправленным в специальную канавку на ободе. На внутренней стороне поверхности обода на равных расстояниях от паза вентиля приварены 2 ограничителя для предупреждения проворачивания колес на ступице.
Шина. Основной частью бездискового колеса является шина. Она наполняется сжатым воздухом и укреплена на стальном ободе между 2 его бортами.
Основные назначения шины:
· Смягчить толчки и удары, передаваемые на подвеску.
· Обеспечить надежное сцепление колеса с дорожным покрытием.
· Обеспечить заданную грузоподъемность.
· Передавать на дорогу тяговые и тормозные усилия.
Пневматическая шина состоит: из покрышки, камеры и ободной ленты (флеп).
Покрышка удерживает камеру на ободе, предохраняет камеру от повреждений и обеспечивает сцепление с дорогой.
Покрышка состоит:
· Каркас. Это основная силовая часть шины. Выполнен из 16 слоев прорезиненной кордной ткани.
· Борт. Необходим для прочного крепления шины на ободе. В борту протянута стальная проволока (сердечник). Предохраняющая борта от растяжения и придающая прочность.
· Брекер. Расположен между протектором и каркасом. Он смягчает ударные нагрузки на каркас, улучшает связь между этими 2 слоями.
· Протектор. Необходим для лучшего сцепления колес с дорогой. Наносится по беговой части шины.
· Боковина. Плечевая зона переходит в боковину. Защищает покрышку от влаги и механических повреждений с боков.
Камера представляет собой замкнутый рукав, изготовленный из эластичной резины. Сжатый воздух нагнетается в камеру через вентиль.
Вентиль состоит:
· Колпачок
· Золотник
· Пружина
· Элементы крепления
Клапан вентиля в завернутом состоянии пропускает воздух только во внутрь камеры.
Ободная лента (флеп) – это резиновая прокладка, которая защищает камеру от контакта с ободом, от истирания и защемления ее бортами покрышки.
Размеры шин обозначаются 2 числами и проставляются на боковине покрышки. Первое число обозначает ширину профиля, а второе внутренний (посадочный) диаметр (внутренний диаметр шины = наружному диаметру обода). На пример для ЗИУ – 9 размер шин 320 – 508 мм. Кроме этих размеров на шине часто указывается высота профиля 175/80 – 13R. Цифра 80 после дробной черты говорит о том, что высота профиля составляет 80% от ширины шины.
Размеры для диагональных шин: 320 × 508 в мм 12.00 – 20 в дюймах
Размеры для радиальных шин: 320 × 508R в мм 12.00R20 в дюймах
Маркировка на шине содержит информацию:
· Ширина профиля
· Высота профиля
· Конструкция шины
· Индекс нагрузки
· Посадочный диаметр
· Модель шины
· Завод изготовитель
· Месяц и год изготовления
· Серийный номер покрышки
· Номер слойности и другое
Давление в шинах:
Для диагональных шин: передние 7,0 ± 0,2 атм.; задние 6,7 ±0,2 атм.
Для радиальных шин: передние 8,0 ± 0,2 атм.; задние 7,5 ± 0,2 атм.
Визуальное определение давления – контакт шины с дорожным покрытием равен 3 – 3,5 зубца протектора. Вес колеса в сборе – 138 кг, а вес пневмо шины – 90 кг.
Монтаж шины производится на специальном стенде в шиномонтажном участке в следующей последовательности:
1. Стальной обод устанавливается на стенд (столб). Съемный борт и замковое кольцо сняты. На ободе не должно быть ржавчины, сколов, погнутостей. Замковое кольцо должно иметь форму круга, при необходимости рихтуем.
2. Внутренняя полость покрышки осматривается, удаляются посторонние предметы и посыпается тальком.
3. В полость покрышки укладывается камера, расправляется и немного накачивается воздухом.
4. Укладывается ободная лента. Вентиль камеры должен попасть в отверстие ободной ленты.
5. Покрышка с камерой и ободной лентой надевается на обод. Вентиль камеры должен попасть в прорезь обода.
6. Устанавливаем съемный борт.
7. В замочную канавку обода устанавливаем замковое кольцо. Убедится, что оно стоит плотно и прочно.
8. Стенд закрывается замком и подключается сжатый воздух.
9. Шина накачивается до нормального давления. Затем навертывают на вентиль колпачок.
Крепление колес.
Передние колеса.
1. Пневматическую шину надевают на стальной обод и крепят на нем съемным бортом и замочным кольцом.
2. Колеса крепятся к ступице 6 пружинами, шпильками и гайками. Гайки затягиваются крест - накрест, сначала затягиваются на вывешенном колесе, а затем на спущенном (стоящем).
Через некоторое время после движения необходимо провести окончательную затяжку гаек. Затяжка гаек снизу вверх, слева на право. Инструменты крепления:
· Торцевой ключ на 30
· Ломик под ключ 0,5 м.
Задние колеса.
Сдвоенное колесо состоит из наружного и внутреннего одинарных колес.
1. На ступицу крепится тормозной барабан и переходник.
2. На переходник устанавливаем внутреннее колесо съемным бортом наружу.
3. Устанавливаем распорный обод.
4. Устанавливаем наружное колесо съемным бортом во внутрь.
5. На 6 болтов переходника устанавливаем 6 клиньев и затягиваем гайками.
Задние колеса предохраняются от проворачивания при помощи клиньев. Для удобства наполнения камеры внутреннего колеса на его вентиль одет удлинитель, закрепленный к переходнику. Инструменты те же, что и для передних колес.