Потягушечки (массаж и гимнастика с потешкой) 84

Потягушечки (массаж и гимнастика с потешкой) 84

Главные принципы развития ребенка от 1 года до 3 лет (из курса «М+М») 88

Занятия с ребёнком от 1 года до 3-х лет (из курса «М+М») 99

Форум Рожаны «ИГРЫ С РЕБЕНКОМ» 102

Развивающие игры своими руками 106

Занятия для развития мелкой моторики 110

Изобразительное искусство, музыка, коллективные игры 112

Игры дома по системе М.Монтессори 116

Рисование, конструирование, аппликация: учимся создавать формы 120

Игры со шнурками: готовим руку к письму 122

Игрушки для своевременного развития (вопросы и ответы) 124

Математические игры с детьми 3-5 лет 128

Развивающие игры для детей до 4-х лет 131

Как научить ребенка застёгивать и расстёгивать пуговки 135

Зачем ребенку кукольный театр? 138

Игры и упражнения, способствующие развитию речи 141

Форум Рожаны «Детские игры.» (для деток постарше) 144

Статья «Во что играли наши бабушки» (описания русских игр) 155

Статья «СТАРЫЕ ИГРЫ» (описания интересных игр с ребёнком) 159

Статья «ВЕСЕЛЫЕ ЗИМНИЕ ИГРЫ» 161

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ: РОДИТЕЛИ И ДЕТИ.

Психолог-перинатолог Ж.В.Цареградская

Ответ на статьи в журнале “Улица Сезам для родителей”, октябрь 1999 г.

Обучение с пеленок – проблема родителей.

Я предлагаю посмотреть на раннее развитие детей с несколько иных позиций, чем это обычно делается. И, во-первых, хочу сказать, что здесь я не вижу никакой проблемы. Дети прекрасно развиваются в раннем возрасте, поглощая умопомрачительные объемы информации, если им не мешают взрослые. Независимо от того, стремятся ли родители развить ребенка или не делают этого он пройдет колоссальный этап развития именно в первые 3 года жизни, из которых особенно насыщен первый год. Это происходит просто потому, что ребенок так устроен. Но родители, зная об этой природной особенности ребенка и не вполне понимая, зачем она нужна, боятся чего-нибудь недодать своему чаду. Многие из них окрылены идеей развития гения, чтобы гордиться своими достижениями в воспитании дитяти. Ну, очень хочется маме двухлетнего малыша сказать другой маме: “А наш уже читает!” И непременно подчеркнуть – “вот чего мы достигли!”, подразумевая, “какая я молодец, какая я замечательная мама”.

Раннее развитие ребенка – это всегда проблема родителей, а не малышей. Это всегда стремление испытать гордость за свои родительские достижения, даже если мама и папа искренне уверяют, что они хотят только общения с ребенком, хотят дать ему только самое лучшее. Причем очень часто родители стремятся к этому любой ценой, и все неудачи ребенка рассматривают как личное поражение, подтверждение собственной несостоятельности. Педагоги и психологи из практики знают, что если к ним пришел ребенок, прошедший школу раннего развития, то это, прежде всего, проблемные родители, а потом уже – трудные дети.

Кто самый умный?

Итак, наши цивилизованные родители японцы, русские, англичане, американцы, немцы, французы и многие другие стремятся полностью задействовать ресурсы развития своих детей и прилагают к этому титанические усилия. Но кто же в итоге оказывается самым интеллектуальным из народов, населяющих мир? Аборигены Австралии, индейцы Америки и другие народности, сохранившие первобытные подходы к воспитанию детей. В свое время Гумилев рассказывал о необыкновенной интеллектуальной одаренности индейцев Северной Америки, которые продолжают вести традиционный образ жизни. Никто из родителей не обучает малышей чтению и счеты в раннем возрасте. Но их дети очень быстро осваивают школьную программу, а затем поступают в высшие учебные заведения и успешно закачивают их, также опережая программу.

Воззрения древних.

На каких же принципах строится воспитание детей раннего возраста у нецивилизованных племен. В древности практически все народности считали, что новорожденный ребенок – это целостное существо, обладающее полным вселенским знанием. Его считали божественной сущностью, и поэтому поведение взрослых было ориентировано на удовлетворение всех его потребностей и желаний. По мере роста и приобщения к миру людей ребенок постепенно утрачивал свои связи с миром богов, а вместе с ними и полное божественное знание. Таким образом, в воспитательные задачи взрослых входило сохранение этих изначальных знаний ребенка. Это вполне понятно, – что может быть полнее вселенского знания. Никому не приходило в голову чему-либо учить младенца до исполнения трех лет. Это представлялось абсурдным – ведь никому из нас не придет в голову учить именитого математика таблице умножения. Так же и здесь, как можно осмелиться учить бога человеческим глупостям?

Чтобы сохранить божественные знания дитяти существовала целая система приемов воспитания, среди которых немалое место занимали расспросы ребенка. После исполнения малышу полугода родители, бабушки и дедушки ласковым голосом расспрашивали его об устройстве мира, пытаясь таким образом удержать уходящие знания. И, судя по результатам, это им удавалось.

Резюме.

Итак, необходимость в раннем развитии ребенка несомненна, но методы, которые пытаются для этого использовать, оставляют желать лучшего. Во всяком случае, я не торопилась бы ставить эксперименты на собственном ребенке, тем более, что никто из разработчиков этих методик не говорит о том, что происходит с гениальностью чада к исполнению ему 30 лет. А это очень важно, потому что только к этому возрасту можно произвести оценку педагогического воздействия на ребенка. Если после всех воздействий и воспитательных мер к 30 годам мы получим яркую личность, человека с устойчивыми нравственными понятиями, способностью к творчеству и широкими интеллектуальными возможностями, значит, мы получили хороший педагогический результат. А если нет? ...

И еще, существуют совершенно иные пути познания и способы творческого развития ребенка. К сожалению, эти методы остаются сегодня недоступными, хотя именно они наиболее просты и наименее трудоемки. Более того, они известны, и их можно широко применять. Но видимо, современным родителям гораздо проще идти по пути технических решений и рисовать на табличках слова и точечки, покупать кубики Зайцева и т.д.

Парадокс состоит в том, что, стремясь к развитию интеллекта, мамы и папы не замечают информации о возможности его неограниченного развития, которое достигается другими методами, чем они привыкли представлять. Именно поэтому проблемы “раннего развития” – это проблемы родителей и их представлений о развитии, а детям остается развиваться настолько, насколько им это позволяют сделать взрослые.

Напряжение неподвижности

Что происходит, когда ребенок смотрит телевизор? Мышечная система человека работает, как единое целое. Если внимательно смотреть в одну точку, нетрудно заметить, что все мышцы тела (не только глаз) напрягаются в неподвижности. Поэтому ребенок, который неподвижно сидит перед экраном, не только не двигается физически, не только не отрабатывает координацию движений, не обучается, подражая окружающим, не только лишен возможности осознанно действовать. Он испытывает неестественное напряжение неподвижности. Которое позже компенсируется состоянием неестественного возбуждения. По наблюдениям специалистов, дети после просмотра телевизора некоторое время не могут ничем определенным заняться, склонны к агрессии, пребывают в плохом настроении или ведут себя вызывающе. Это связано даже не со смыслом фильма (хотя и это имеет большое значение), а именно с напряжением неподвижности возле экрана.

Глаза и телевизор

При просмотре телевизора, глаза ребенка находятся в состоянии покоя. Кстати, этот факт используют в офтальмологических клиниках. После операции на глазах пациентам прописывают смотреть телевизор на протяжении нескольких часов, так как это единственная возможность обеспечить мышцам глаз неподвижность. Но какие последствия это может иметь для здорового ребенка?

Изображение на экране не может способствовать формированию пространственного и цветового зрения, так как определенные типовые цвета проецируются в виде отдельных точек на экран, что создает иллюзию объемного изображения. Согласно исследованиям врачей, этот зри тельный процесс не стимулирует развитие глаз, так как не обеспечивает им естественную деятельность, соответствующую работе в реальной действительности.

Кроме того, зрительная информация должна пройти обработку в мозгу, что способствует развитию малыша. Но опять-таки, возле экрана телевизора этот процесс проходит иначе. Ведь при активном наблюдении ребенка за реальной жизнью, его глаза находятся в постоянном движении, воспринимая тонкие оттенки цветов и пространственные объекты.

Работа мозга

Поток информации с экрана телевизора намного превышает возможность ребенка воспринимать ее и самостоятельно обрабатывать.

Малыш выхватывает то одно, то другое, часто не успевая связывать изображение с текстовым сопровождением. Мозг работает отрывочно, ассоциативно. Ребенок не может проверить соотношение этих мыслей с реальностью. Это влияет на тонкие нервные процессы в его мозгу. Малыш формируется как инструмент пассивной мыслительной деятельности и неспособен на активное творческое мышление.

Согласно социологическим исследованиям, проведенным западными учеными, ребенок, выросший в таких условиях во взрослой жизни постоянно ждет, что необходимая информация поступит извне. Он практически неспособен самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения. Более того, человек не имеет желания к этому. А вот критическое отношение к окружению, склонность к осуждающей оценке обстоятельств у таких детей проявляется сильно. Ведь известно: творческое мышление развивается только на основе собственной активности, внимания, живой заинтересованности реальным миром.

Исследования (Гьобель, Гльокнер - Швейцария) свидетельствуют: детей, которые регулярно потребляют продукцию электронных средств массовой информации, отличает следующее:

· они мыслят быстрыми и готовыми ассоциациями;

· ставят поверхностные вопросы, при этом ответ их не особенно интересует;

· ответы на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные;

· интерес к определенным предметам неглубокий;

· в общении с людьми не ощущают дистанции, и при этом не умеют вступать в глубокие личностные отношения;

· неспособны отвечать спокойным взглядом, вместо этого "таращат" глаза или отвечают гримасами;

· проявления чувств простые и имеют тенденцию к бесцеремонности.

Эти врачи-исследователи считают, что в идеале телевизор и компьютер должны играть определенную роль в жизни ребенка только после окончания формирования волевого и эмоционального развития, то есть не раньше 13-15 лет.

Анализ литературы по вопросу влияния телевидения и компьютерной техники на детей до 12-13 лет позволил выделить следующие особенности их личностных качеств:

· речь как способ общения остается примитивной;

· способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается;

· при устном общении тяжело побудить ребенка к созданию собственных фантазий, чаще у него появляются стандартные зрительные образы и ассоциации;

· школьник практически не читает, но ему нравится рассматривать картинки (комиксы);

· активной переработки того, что ребенок видит или читает, не происходит. По-этому задерживается развитие способности к сосредоточению, внимательному наблюдению, творческому поиску, целенаправленной деятельности;

· в будущем стимулируется склонность к алкоголю, токсико- и наркомании, так как подросток привыкает получать впечатления и удовольствие ничего не делая, или прикладывая минимальные стандартные усилия (компьютерные игры);

· развитие воли нарушается, поскольку ребенок, сидя перед экраном, не может действовать активно-подражательно (как требуется в младшем возрасте);

· после просмотра телевизора или игры на компьютере идет агрессивная и неупорядоченная разрядка накопленной и неизрасходованной активности.

Компьютеромания

Отдельно остановимся на вопросе общения с компьютером детей до тринадцати-пятнадцати лет. Так называемое творчество ребенка при работе с компьютером ограничивается определенной схемой, границы которой заданы извне. Деятельность ребенка сводится к перебору определенных вариантов, и творческая фантазия, развитие, исходящее от собственных усилий не стимулируется, а наоборот, угнетается.

Компьютерные игры, безусловно, побуждают к готовности реагировать. Однако при этом отрабатывается автоматическая реакция, не связанная с мыслительной деятельностью. Это приводит к перевозбуждению нервной системы, несдержанности реакций ребенка в жизненных ситуациях. Кроме того, такое времяпровождение провоцирует радость манипулирования и удовольствия от саморазвлечения, полученного простым нажатием на кнопки. Это может в будущем привести к проблемам, связанным с выбором подростком легких и пагубных путей получения удовольствия, о которых уже упоминалось.

С четырех до пятнадцати лет у ребенка происходит формирование социальности. Он учится понимать других людей, общаться с ними. Если ребенок (особенно часто это встречается у подростков) живет в виртуальном мире, общается с машиной, он уходит от реальной жизни. Ведь компьютер не обидит и не обидится, его поведение всегда предсказуемо. Если такое общество заменяет общение с семьей, ровесниками, у ребенка возникают серьезные трудности в социальной адаптации. Именно поэтому западные психологи встревожены компьютероманией среди подростков.

После пятнадцати лет, когда заканчивается формирование основ образного, творческого мышления, волевой и моральной сферы человека, осознание закономерностей окружающего мира, - наступает время использования компьютера. Но не как игрушки или друга, а как инструмента продуктивной работы. Заметим, что в развитых странах Западной Европы и в Америке, большая часть семей имеет компьютеры, и дети с ними знакомы с пеленок. Но почему-то эти страны приглашают программистов именно из Украины и стран СНГ и ценят их как творчески активных работников. Может, потому, что наши ведущие программисты впервые подошли к компьютерам в старших классах, а кто-то вообще, по окончании школы. К сожалению, подобные исследования в нашей стране пока не проводились.

Черный ящик

Подготовила М. Перцева

Это всегда поединок между прогулками и сидением перед телевизором. И все чаще побеждает последний. Что делать родителям: выключать "ящик" железной рукой или идти на компромиссы? Самые распространенные варианты комментирует канд. медицинских наук Ирина Ивановна Чукаева

Не может детство без экрана

И. Ковалева

Сын уткнулся в телевизор. Лицо напряженное, он весь - там: переживает, пугается, негодует. Щеки раскраснелись, зрачки расширены, пульс частит... Компьютерные игры заменяют нынче беготню на свежем воздухе, а телевизор заслонил бабушкины сказки и детские книжки. Таково веяние времени, и к нему нужно приспосабливаться. Главное, чтобы экран, открывающий ребенку мир потрясающих впечатлений, творческих возможностей и новой информации, не оказался на самом деле окном, распахнутым в болезнь.

Психологи считают, что западные мультфильмы имеют высокий коэффициент скрытой агрессии. Это относится и к знаменитым диснеевским лентам, таким, как "Белоснежка и семь гномов", "Красавица и чудовище". Что уж говорить о заполнившем воскресный экран "Чокнутом" и компьютерных японских мультсериалах! Расплата - страхи, ночные кошмары, заикание... А вот мультики советской поры абсолютно беззлобны. Их, говорят, с удовольствием смотрит даже папа римский.

Мерцающий припадок

Телеэкран, как известно, мерцает: за секунду на нем сменяется 24 кадра. Это утомительно для глаз, нехорошо для нервной системы, даже если сам ребенок не смотрит передачу, а просто находится в комнате, где телевизор работает. Результаты самые безрадостные: от капризов, упрямства, агрессивности, головной боли, бессонницы до заикания, истерических припадков и судорог, когда ритмическая стимуляция сетчатки светом приводит к так называемой фотосенситивной эпилепсии. Возникает она при просмотре телепередач или во время компьютерных игр: ребенок внезапно попадает под гипноз изображения - не в силах оторвать взгляд от экрана медленно подходит к нему, а затем развивается генерализованный судорожный приступ.

Советы невропатологов

До 3 лет телевизор ребенку смотреть вообще нельзя! Возможно, посвящение в телезрители придется отложить до 5-6 (!) лет, если у ребенка были:

· перинатальная энцефалопатия до года;

· судороги, в том числе спровоцированные высокой температурой;

· черепно-мозговая травма;

· воспалительные или иные заболевания мозга;

· заикание;

· возбудимость, капризы, быстрая утомляемость, жалобы на головную боль;

· поверхностный сон ночью и отказ от дневного сна.

Здоровые дети 3-4 лет могут проводить у телевизионного экрана не больше 15 минут в день, 5-6-летние - максимум 30 минут, младшие школьники - 1-1,5 часа 2-3 раза в неделю.

Уже созданы компьютеры для 3-летних детей с крупной клавиатурой и колесом штурвала, чтобы облегчить управление. Не спешите приобретать новинку! Для нервной системы и зрения малыша лучше, если знакомство с компьютером состоится не раньше 8 лет. Детям 8-10 лет не позволяйте играть в компьютерные игры больше часа, а после 11 лет - больше 1,5 часа вдень. Не усаживайте ребенка за уроки сразу же после телепередачи или игры на компьютере. Чтобы нервная система быстрее восстановилась и глаза отдохнули, пусть хотя бы на четверть часа выйдет на свежий воздух, а вы тем временем проветрите комнату.

Бьет "парусом" по глазам

Большинство детей рождаются дальнозоркими, а нормальное зрение приобретают лишь к 6-7 годам. Поэтому им сложно рассматривать мелкие изображения вблизи - на экране дисплея -и вглядываться в телевизор, особенно черно-белый: глаза при этом устают быстрее, чем от другой зрительной работы. Из-за перенапряжения аккомодационных мышц у маленького ребенка могут возникнуть косоглазие, близорукость или другие расстройства зрения.

Рассматривая предмет, глаза автоматически делают быстрые движения - так называемые саккады (по-французски "хлопок паруса на ветру"). В однообразном или, как говорят специалисты, гомогенном зрительном поле, когда на дисплее мелкий и сливающийся с фоном текст или на новое изображение накладываются следы старого при длительном послесвечении монитора, глазу становится не за что зацепиться, из-за чего нарушается нервная регуляция саккад. Результат - подергивания глазных яблок (нистагм), картинка "прыгает" и двоится перед глазами, появляются головная боль, тошнота и рвота.

Советы окулистов

· Если у ребенка косоглазие, близорукость, астигматизм, повышено внутриглазное давление, другие расстройства зрения или наследственная предрасположенность к ним, о допустимой зрительной нагрузке посоветуйтесь с окулистом.

· Цветной телевизор смотреть менее вредно, чем черно-белый: яркие краски стимулируют цветовоспринимающий аппарат глаза, снимая часть нагрузки с аккомодационных мышц.

· Минимальное "безопасное" расстояние при размере телеэкрана 35-47 см по диагонали -2м, при размере 50-61 см - 3-5 м. Высота нижнего края экрана над полом - 80-90 см.

· Не разрешайте детям смотреть телевизор лежа.

· Экран компьютера не должен мерцать, иметь цветовые пятна и полосы, накладывать новое изображение на след старой картинки, высвечивать тень сбоку от ярких или темных горизонтальных линий.

· Установите дисплей так, чтобы нижний край был выдвинут вперед по сравнению с верхним, - наклон экрана облегчает зрительную работу.

· Экран компьютера должен быть как минимум в 50-70 см от глаз ребенка при условии, что линия взора приходится на его центр.

· После получаса, проведенного у экрана телевизора, и 10-15 минут у дисплея ребенку нужен в идеале 10-минутный перерыв. Попросите его хотя бы просто посмотреть вдаль, в окно.

· Объясните сыну или дочери, что нельзя "прилипать" к экрану сразу после чтения, письма, рисования или придя из школы, а от телепередачи и компьютерной игры тут же переходить к другой зрительной работе. Глазам нужен отдых!

Гены на поле

Прибор для измерения статического электричества зашкаливает в полуметре от работающего телевизора. Интенсивность же электромагнитного поля в этом радиусе сравнительно невысока. Но именно такое слабое поле, по наблюдениям немецкого ученого Пресмана, с момента зачатия и до половой зрелости вмешивается в считывание генетической информации и электрофизиологические процессы в клетках человека.

Результат: в тяжелых случаях -наследственные болезни, нарушения развития и сбои в работе внутренних органов, задержка роста, в легких - головная боль, бессонница. Все это относится и к компьютеру, если ребенок не расстается с ним долгое время.

Советы врачей - гигиенистов

· Следите, чтобы ребенок не переступал черту опасной зоны: у телевизора она начинается на расстоянии, равном утроенному диаметру экрана, у компьютера - в полуметре от дисплея. Лучше всего иметь дома телевизор с дистанционным управлением.

· Не покупайте компьютерную приставку к телевизору: его нельзя использовать в качестве игрового дисплея, иначе ребенок будет сидеть слишком близко к экрану.

· Приобретите защитный экран к компьютеру, если его нет в самом дисплее.

· Неработающие электроприборы выключайте из сети: это уменьшит "электрическое загрязнение" вашего дома.

· Электростатическое поле вокруг телевизоров и компьютеров притягивает к ним пыль: ее нужно не только ежедневно стирать с экрана, но и периодически "высасывать" из-под обшивки корпуса пылесосом.

· Покупка широко рекламируемых "биотелевизоров" не освобождает от этих правил. Между прочим, самая сочная трава растет на кладбищах...

Голубой леденец

Психологи пришли к выводу, что сами по себе движение на экране и звук завораживают человека, удерживая внимание независимо от того, интересна ему передача или нет.

И если жизнь ребенка бедна другими впечатлениями, а родители используют телевидение как средство развлечь и занять его, когда сами заняты, малыш рискует стать заядлым телеманом со всеми вытекающими отсюда не лучшими последствиями.

Специалисты тревожатся и по поводу наркотизирующего действия компьютерных игр. Особенно грешит этим игра в так называемую виртуальную реальность, когда дети отгораживаются от внешнего мира специальными шлемами, по заданной программе воспроизводящими в цвете и звуке образы, которых в действительности не существует. [133]

Вы, мама, и вы, папа, станьте самым желанным и привлекательным объектом внимания для сына или дочки. Читайте вслух, показывайте диафильмы, сочиняйте сказки, играйте, гуляйте вместе, ходите в театр, в цирк -тогда видеотехника (как ей и подобает!) займет в жизни ребенка скромное место.

Оглавление <В рубрику < Телевизор. Здоровье Телевизор. Публикации Телевизор. Защита > Далее >>
  Обращаться: [email protected]

Глава 5. ГРУДНИЧОК. УМ.

И тут я начинаю осознавать, что практически пересказывая книгу Никитиных. Это действительно потрясающая книга, и без ее детального изучения я просто “добром прошу” не браться за создание потомства.

Главная информация: малыш - самообучающаяся система, реализующая программу активного познания мира, он не нуждается ни в чем так сильно, как в свободе манипулирования, контакта и познания окружающего.

Самое большое удовольствие для малыша - новые ощущения, внешние и внутренние. Самое большое горе - ограничение ощущений и действий.

Что бы ни делал малыш, он познает. Что бы он ни делал, он просто развивается. У него нет другой задачи, у нас - другого желания. Он всегда прав.

Он имеет право исследовать мир так, как он хочет и может. У него свой путь и свой опыт. Опыт не бывает чужим (т.е. вашим). Не получив опыта, он не может и не должен иметь какие-то мнения.

Поэтому “материнская любовь” (или отцовская), как система действий, способствующих жизни малыша, а не разрушающих ее, сводится к:

- наблюдению, анализу результатов и познанию законов развития,

- созданию безопасной и разнообразной среды,

- представлению в этой среде полной свободы,

- обеспечению реальных (т.е. востребованных самим малышом) биологических потребностей и условий среды, поддерживающих его тонус и здоровье.

Это - все, что вы должны. Все прочее может оказаться созиданием разрушения жизни вашего подопечного человека. Это так, хотя трудно смириться с этим. А вот - то, что приносит определенный вред жизни малыша:

- любые насильственные действия вроде пеленания и кормления по режиму,

- решение за малыша, что для него лучше, вместо наблюдения за реакцией,

- попытки ограничить действия малыша вместо приспособления среды к нему,

- попытки добиваться послушания, сна, “смирности” с целью делать свои дела,

- тревога за будущий “моральный облик” и попытки “воспитывать”,

- проявление страха, тревоги, гордости, показной нежности и других реактивных эмоций, не приносящих удовольствия малышу, вместо нужных ему действий. Видите? Начинать надо с себя!

Когда человек уже родился, - если, конечно, вы не претендуете на дианетически идеальное вынашивание - поздно в нем что-то менять: реактивный банк его уже загружен вами, и он запрограммирован так или иначе относиться к определенным вашим проявлениям, поведению, тону, словам, жестам. Вы сами, своими действиями, которые не осознавали, заложили эту программу. Теперь вам остается только спокойно воспринимать эти реакции - они уже есть, и это просто ваша реальность. Именно потому, что ваш реактивный банк так же заполнен, эти реакции - плач, сопротивление и т.д. - будут вызывать у вас сильное раздражение и отчаянье. Но именно такая ваша реакция и есть рестимулятор для записей малыша, включатель его реактивного банка, напоминатель о болях и страхе, и проявляя свое нетерпение, вы обнажаете вашу вражескую половину в его подсознании и так подавляете его. Ваша задача - “... обнажить дружескую половину?” - догадались вы. Представьте, и не это, хотя это так естественно для наших представлений о духовности. Конечно, это лучше, чем подавлять. Но помните - если ваша любовь имеет оттенок навязчивости, или если вы бурно проявляете ее, когда малыш в беде, вы сделаете его реактивно зависимым от вас, а это просто другая сторона неразумия, аберрация ума, такая же вредоносная для жизни, как и агрессия. Записав вас, как сочувствующего или защитника, тело ребенка начнет болеть для вас. Боль была причиной сочувствия, значит, она ценна для выживания. Поняли? Так работает реактивный ум. Если вы любите выражать свое сочувствие, человек будет болеть просто потому, что вы рядом. Более того, он будет болеть рядом с кем-то, похожим на вас (чаще всего это люди, к которым мы чувствуем влюбленность и женимся на них). Это непривычно и невероятно, но точно известно: все психосоматические болезни - ни что иное, как воспроизведение соматики (болевых ощущений и нарушений тела) записей сочувствия или защиты. При нахождении и стирании этих моментов, сочувствия соответствующее расстройство исчезает за одну-две недели и никогда больше не появляется: тело не делает себе вреда, если он не ценен для выживания как способ вызвать сочувствие.

Хорошо, подавлять нельзя, сочувствовать - тоже нельзя, что же делать?!

Помогать делом, а не словом и эмоциями. Это - труднее всего. Быть: а) интересной средой для развития; б) примером для подражания. Недаром больше всего в Индии ценились немые гуру. Аналитический ум оперирует только результатами действий. Человек учится не тому, что мы говорим, а тому, что мы делаем. Можно уверенно сказать, что для нас, простых аберрированных, слова являются инструментом подавления. Сколько тиранов процветают, благодаря словам! Представьте, как было бы все просто, если мы бы молча делали. Оглянитесь: именно таких людей мы ценим больше всего. Прекрасные книжки о разумности жизни с детьми пишет Рут Миншулл («Чудеса за завтраком»).

Короче говоря, наш собственный потолок неразумности является первым потолком, о который разбивают лбы, поднимаясь, наши дети, и эти удары они начинают испытывать с пеленок. Однако мы можем во многом избежать этого, если заранее приготовим дом, вещи и свой ум к появлению малыша. Мы избежим многих бед, если усвоим: уступая, мы учим уступать. Общаясь, учим общаться. Уважая, учим уважать. Работая, учим работать. Интересуясь жизнью, учим тому, что мир интересен. Объясняя, что сын не прав, учим читать нотации. Ругая, учим ругать. Тревожась, учим бояться. Требуя уважения, учим подавлять. Требуя сочувствия, заставляем бежать из дома.

Живя своей интересной, счастливой жизнью, мы этому учим и ребенка.

1) Основа развития - отсутствие рестимуляции, подавления, насилия, ограничений, навязчивого беспокойства и сочувствия, отсутствие низких тонов (ниже антагонизма). Внедряйте в жизнь все, что повышает тон малыша. Исключайте все, что понижает тон малыша, будь это даже кормление, накрывание одеялом, взятие на руки или что угодно. Обеспечьте малышу возможность самому регулировать факторы выживания, наблюдая за ним и сдерживая ваш страх и привычки.

2) Свобода ощущать и исследовать.

С первых дней жизни в биосфере у любого живого существа включается и долгое время является доминирующей программа исследования и самообучения. последние исследования в саентологии показали, что кроме самообучения, никакого другого обучения и не существует, но это - особая, педагогическая тема.

Л.С.Выготский, исследуя процесс освоения реальности, выделил три фазы освоения: манипулирование, опредмечивание и коммуникация, что значит: чувственное исследование, затем - осмысление назначения и использование (вещь становится предметом) и затем - использование для самовыражения, т.е. с целью коммуникации. И это также - серьезная педагогическая тема.

Чувственное исследование, или манипулирование - важнейшая фаза освоения мира. Она начинается с момента рождения и продолжается примерно до 2-2,5 лет, особенно бурно проявляясь в 6 мес. - 1,5 лет. Малыш все трогает, нюхает, тянет в рот, пробует гнуть, стучать, класть и т.д. Это он учится исследовать. Далее он учится применять вещи. Глядя на нас (а не слушая).

Без преувеличения можно сказать, что умение исследовать и умение опредмечивать - самые главные для жизни умения человека. Тот, кто умеет активно исследовать и понимать, умеет жить; он будет удачлив, умел и активен. Однако, как в ранневозрастном воспитании, так и в более поздних педагогических режимах происходит последовательное и целенаправленное разрушение, блокирование именно этих способностей. “Нельзя!” - означает: “Я не хочу, чтобы ты исследовал или делал то, что тебе нравится”. Сначала мы не подпускаем малыша к вещам - они хрупки или опасны, потом не подпускаем к знаниям, подсовывая вместо них учителя (а это - не одно и то же!), затем не подпускаем к работе и заработку, а потом упрекаем за равнодушие и безинициативность. Мы активно вгоняем малыша в апатию, сажая его в манеж. Затем мы в том же духе до 18 лет формируем у человека убеждение, что этот мир с удовольствием обошелся бы без него. При этом декларируем мы прямо противоположные, очень красивые вещи. Это очень смешно со стороны.

Но я увлекся, а вы давно поняли, что я хотел сказать. Шесть месяцев - за 3 до, и 3 - после рождения, мозг малыша растет с огромной скоростью: каждую минуту появляется 250 тысяч новых нейронов . Затем под воздействием сенсорной нагрузки формируются ассоциативные зоны коры больших полушарий - инструмент разума. Чем больше информации поступает через органы чувств в первый год жизни, тем мощнее и функциональнее будет ум. Чем меньше запретов, тем увереннее человек будет осваивать этот мир. Поэтому создайте обстановку, исключающую запреты.

Приготовьте дом заранее: наделайте полок и уберите туда все хрупкое и опасное - острое, мелкое, химическое и т.д. - так вы исключите нанесение вреда и малышу, и вещам. Малыш должен быть полным хозяином во всей квартире. Посуда, обувь, одежда, ящики тумбочек, стулья и прочие вещи на год призываются в армию материала для свободного манипулирования. Приносите в дом муз.инструменты, разные интересные вещи - например, камни, коряжки, шишки - для ознакомления. Таскайте малыша с собой по улицам, на дачу, в лес. Ему доставляет огромное удовольствие исследовать все, чего он раньше не встречал. Не бойтесь, если он тянет в рот ботинки или веточки: его иммунитет при активном исследовании очень высок, и это не причинит ему никакого вреда.

3) Свобода помогать.

Никитины пишут, что малыши предпочитают игрушкам реальные предметы домашнего обихода. Это - важный момент. Здесь также явно видно наше реактивное нежелание принять детей в наш мир - отделить свой мир от их мира. Они не проводят такого разделения, и очень интересуются реальными вещами нашего мира - общего, единого мира людей. Мы же создаем для них отдельный мир - мир игрушек. Мы считаем детей идиотиками и стремимся окружить их очень глупыми вещами - муляжами, которые нельзя применить. Большинство игрушек - муляжи, не подлежащие опредмечиванию. Представьте себе, что вы попали в мир вещей, которые нельзя применить: целая мастерская пластмассовых станков и инструментов, крохотная посуда, резиновые телефоны и компьютеры. Теперь представьте, что некие живущие рядом существа, похожие на вас, пользуются нормальными вещами, а на вас смотрят с улыбкой, но каждый раз подсовывают вам муляжи. Что бы вы решили? Что вы не нужны им.

В мастерской Никитиных, специально расположенной почти на полу, малыши возятся, едва научившись стоять. Они пытаются помогать вам.

С самого начала малыш помогает вам, чем может: сначала улыбается, потом - танцует, поет, приносит разные предметы и подает вам, позже - крутится возле вас на кухне и пытается подражать вам. Он помогает вам, он заботится о вас. Можете не делать ничего другого, кроме как с энтузиазмом принимать эту помощь, и вы получите активного, созидательного человека. Можете делать все, кроме этого, и вы получите одинокого, убежденного в своей ненужности и, как следствие, асоциального и больного человека, - такого, как большинство из нас(Р.Хаббард)

Вывод из пунктов 2 и 3: ребенок, с момента появления на свет - настоящий, нормальный человек. Такой же, как и мы, только еще маленький. Мир, создаваемый для него, должен быть работающим миром, просто - меньшего размера. Но в целом ему вполне годится наш мир - мир реальных предметов.

4) Самостоятельность опыта.

Представим себе волчонка, которого год обучали по книгам, не выпуская их из норы, а потом выдали диплом “Специалист по жизни в лесу” и выпустили в лес. Что с ним будет? Он начнет учиться всему с нуля, набивая массу шишек, испытывая разочарования и проклиная учебу. Это происходит со всеми нами.

Никитины заметили, что надо не ограждать малыша от опасностей, а создавать ситуацию приобретения личного опыта, опыта избегания или опыта преодоления. Вот малыш тянет со стола миску с водой: пусть обольется, зато с этого момента он будет внимательно относиться к мискам, стоящим на столе. А если это - кастрюля с горячей водой или супом? Быстро замените ее другой кастрюлей. Всегда можно дать что-то взамен, но не надо отнимать или запрещать: в другой раз малыш сам доберется - без вас, т.к. вы помешали исследовать неисследованное. Исследовать - природная функция малыша, в соответствии с которой не должно остаться ничего неисследованного.

То же - с собственным т

Наши рекомендации