Привод и тяговые органы (элементы)
5.8.1 . Платформы подъемные с вертикальным перемещением могут оснащаться различными типами приводов при условии выполнения следующих требований.
5.8.1.1 . Движение грузонесущего устройства вверх и вниз должно осуществляться за счет усилия, создаваемого приводом, за исключением случаев использования гидравлического привода, при котором движение грузонесущего устройства вниз может осуществляться за счет массы этого устройства и размещенного на нем груза.
5.8.1.2 . Обеспечение безопасности пользователей должно производиться за счет использования соответствующих коэффициентов запаса прочности с учетом воздействия факторов износа и усталости в течение срока службы.
5.8.1.3 . Все элементы привода, передающие крутящий момент, Должны иметь надежное механическое соединение при помощи шпонок, шлицов, болтовых соединений и т.д.
5.8.1.4 . Возникновение слабины тяговых элементов должно контролироваться электрическим элементом.
5.8.1.5 . Все типы приводов, за исключением гидропривода, должны быть снабжены электромеханическим тормозом, который должен останавливать и удерживать грузонесущее устройство с грузом, равным номинальной грузоподъемности, в пределах 20 мм хода. Снятие механического тормоза должно происходить только при величине тока двигателя, при которой обеспечивается необходимый момент для удержания грузонесущего устройства.
5.8.1.6 . Наложение механического тормоза должно производиться при отключении электродвигателя.
5.8.1.7 . Элемент, на который воздействует тормоз, должен иметь механическую связь с выходным звеном привода (канатоведущий шкив, барабан, звездочка и т.п.), если конечное звено не является самотормозящимся.
5.8.1.8 . Привод должен быть снабжен устройством, позволяющим в необходимых случаях (аварийная остановка, ремонтные работы и др.) перемещать грузонесущее устройство вручную. Усилие, прилагаемое к устройству при подъеме грузонесущего устройства с грузом, равным номинальной грузоподъемности, не должно быть более 235 Н. При использовании в этих целях штурвала он может быть съемным и не должен содержать спиц.
5.8.1.9 . Допустимо использование электромеханического устройства для перемещения грузоподъемного устройства.
5.8.1.10 . Во всех случаях должно быть обеспечено исключение возможности неконтролируемого движения грузонесущего устройства в момент его перемещения в ручном режиме.
5.8.1.11 . При таком перемещении грузонесущего устройства в ручном режиме должна быть обеспечена защита от срабатывания системы управления платформ подъемных.
5.8.2 . Канатный тяговый орган
5.8.2.1 . Диаметр тяговых канатов должен быть 5,0 мм и более, при этом расчетный коэффициент запаса прочности должен быть не менее 9. Коэффициент запаса рассчитывается при загрузке грузонесущего устройства номинальным грузом.
5.8.2.2 . Спадание канатов с приводных и направляющих элементов должно быть исключено как при рабочих режимах, так и при испытаниях.
5.8.2.3 . Число тяговых канатов должно быть не менее двух; канаты должны быть с одинаковыми конструкцией, диаметром и характеристиками.
5.8.2.4 . Тяговое усилие должно передаваться непосредственно на несущую часть грузонесущего устройства.
5.8.2.5 . Конструкция платформ подъемных с вертикальным перемещением должна обеспечивать автоматическое выравнивание натяжения канатов.
5.8.2.6 . Сращивание тяговых канатов не допускается.
5.8.2.7 . Барабан при барабанной лебедке должен иметь канавки, радиус которых должен быть больше радиуса каната на + 5,0 ... + 7 %. Шаг канавок должен оставлять гарантированный зазор между уложенными витками каната, а также между уложенным витком и подходящей к барабану ветвью каната.
5.8.2.8 . Глубина канавок должна быть не менее 1,3 диаметра каната. Канат должен укладываться на барабан в один слой.
5.8.2.9 . При нахождении грузонесущего устройства на буферах или нижнем упоре на барабане должно быть не менее 1,5 витка канатов.
5.8.2.10 . По краям барабана должны быть выполнены реборды высотой не менее 2 диаметров каната.
5.8.2.11 . У лебедки с канатоведущим шкивом должно быть обеспечено сцепление канатов со шкивом, то есть обеспечена возможность передачи силы трением при рабочих испытательных режимах.
5.8.2.12 . Диаметры барабана и канатоведущего шкива, измеренные по средней линии расположения каната, должны быть не менее 21 диаметра каната.
5.8.3 . Зубчато-реечный привод
5.8.3.1 . Шестерни и зубчатые рейки должны выполняться из металла и сохранять запас прочности не менее 9 до критического износа в процессе эксплуатации. Допускается применение антифрикционного и (или) шумопоглощающего (неметаллического) покрытия реек и шестерен. Величина допустимого износа должна быть оговорена в сопроводительной документации поставщика.
5.8.3.2 . Должно быть обеспечено во всех режимах надежное сцепление пары шестерня-рейка; места стыков элементов, из которых состоит зубчатая рейка, не должны влиять на это зацепление.
5.8.4 . Цепной привод
5.8.4.1 . Зубчатые колеса (звездочки) должны быть выполнены из металла и иметь не менее 16 зубьев.
5.8.4.2 . Во время передачи усилия в зацеплении с тяговой цепью должно быть не менее 8 зубьев и минимальный угол зацепления должен быть не менее 140°.
5.8.4.3 . Металлические тяговые цепи должны выбираться с запасом прочности на растяжение не менее 10. Узлы крепления тяговых цепей к конструкции платформ подъемных с вертикальным перемещением должны иметь такой же запас прочности. В конструкции платформ подъемных с вертикальным перемещением должно быть не менее двух цепей, при этом следует выполнять автоматическое выравнивание тяговых цепей.
5.8.4.4 . Должны быть предусмотрены меры, препятствующие заклиниванию выхода цепей из зацепления с зубчатым колесом вследствие их ослабления или неправильного хода.
5.8.5 . Винтовой привод
5.8.5.1 . Винты и гайки должны выполняться из металла и иметь запас прочности на растяжение не менее 6; устойчивость к изгибу от воздействия грузонесущего устройства с грузом, равным 1,25 номинальной грузоподъемности, должна быть не менее 3.
5.8.5.2 . Допускается покрытие резьбовой части гайки антифрикционным покрытием.
5.8.5.3 . Тормоз должен быть непосредственно связан с элементом, на который передается крутящий момент.
5.8.5.4 . Допускается воздействие тормоза грузонесущего устройства на этот элемент через ременную или цепную передачу при его самоторможении с нагрузкой 1,25 номинальной грузоподъемности и удержании в случае прекращения подачи крутящего момента (отключение электропитания двигателя и тормоза).
5.8.5.5 . Платформы подъемные с вертикальным перемещением с самотормозящим винтовым приводом допускается не оборудовать ловителем и ограничителем скорости при условии установки под рабочей гайкой «аварийной гайки», обеспечивающей удержание грузонесущего устройства с грузом 1,25 номинальной грузоподъемности при разрушении или чрезмерном износе рабочей гайки.
5.8.6 . Канатно-шарнирный тяговый орган
5.8.6.1 . Шарниры (в виде шаров или другой формы) и их крепление на тяговый канат и сам тяговый канат должны иметь запас прочности не менее 9.
5.8.6.2 . При расчете запаса прочности шарниров и их крепления на канате должно приниматься в учет, что такой запас прочности достигается всеми шарнирами, одновременно находящимися в зацеплении с передающим крутящий момент колесом.
5.8.7 . Подъемный механизм типа «Ножницы»
5.8.7.1 . Подъем и опускание грузонесущего устройства механизмом типа «Ножницы» должны производиться от прямого воздействия усилия на этот механизм.
5.8.8 . Гидравлический привод
5.8.8.1 . Гидропривод должен быть рассчитан на нагрузки, возникающие в рабочих режимах и при подъеме грузонесущего уст ройства с грузом 1,25 номинальной грузоподъемности, а также в испытательных режимах.
5.8.8.2 . При использовании гидравлического привода в конструкции платформ подъемных с вертикальным перемещением должно быть предусмотрено устройство, позволяющее опустить грузонесущее устройство до ближайшей посадочной площадки со скоростью перемещения не выше номинальной.
Указанное устройство должно быть самовозвратным, и только при постоянном нажатии на него вручную должно происходить опускание грузонесущего устройства.
5.8.8.3 . В гидроцилиндре должно быть предусмотрено устройство, ограничивающее ход подвижных частей (упор, слив рабочей жидкости).
Допускается устройство упора, чтобы не было возможным перемещение грузонесущего устройства выше уровня точной остановки на верхней посадочной площадке.
5.8.8.4 . У платформ подъемных с вертикальным перемещением с непрямым гидравлическим приводом, у которых возможно ослабление тяговых органов (канатов, цепей и др.), должно быть невозможно перемещение грузонесущего устройства вручную при понижении давления в гидросистеме ниже минимально допустимого.
5.8.8.5 . Для подъема грузонесущего устройства в необходимых случаях может быть использован ручной насос при условии оснащения грузонесущего устройства ловителями.